Нетрадиционные приемы изобразительной деятельности с детьми 3-5 лет.
материал по рисованию (младшая группа) по теме

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.Ì  Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradits.tekhniki_izo.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования.

  Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

  И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

  По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 % , а взрослые – лишь 2 % .

  Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

  Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

  Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

  Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.

  Техника выполнения нетрадиционных приемов обучения рисованию детей 3-5 лет.

  Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми трех лет.

“Вместо кисточки рука”

  Все дети любят рисовать. Творчество для них  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки  инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание остановить прекрасное мгновенье, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

  Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

  Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

  Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

  Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенкапозволяетпочувствовать краскиих характер и настроениеИ совсем не страшноесли ваш маленькийхудожник перепачкаетсяглавное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками ирадовался результатам своего труда.

Необходимые материалы и инструменты:

 Тонированная или белая бумага,

 гуашевые краски,

 кисти,

 ветошь (для вытирания рук).

Порядок работы:

 Если смазать ладошку краскойто она оставит на бумаге интересный отпечатокв которомможно увидеть различные удивительные образыНаши ладошки умеют превращаться всолнышкоРаскройте ладоньа выпрямленные пальцы раздвиньте в стороныТеперь соединитепальцы вместеВот какой получился заборчикА если чуть отодвинуть большой палец в сторону,а остальные раздвинутьрука превратится в симпатичного ежикаОстается дорисоватьгрибоккоторый заботливый папа тащит в норкуда еще не забыть про лапкиглаз и носикзверькаИ бабочка полетити цветочек будет радовать своими лепесткамии слони рыбкаимногое другое можно нафантазировать вместе малышом.

“Печатаем пальчиками”

Необходимые материалы и инструменты:

 Бумага для рисования,

 палитра,

 акварельные краски,

 ветошь для рук,

 кисточка,

 черный карандаш,

 газета.

Порядок работы:

  “Радужная рыбка”. Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.

  “ Цветок”. Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.

  Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом.

  Ее тоже можно использовать при работе с малышами, но только самые простейшие упражнения просто – печать определенной фигурки для оттиска на поверхности листа.

Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми трех, четырех лет.

“Узор из точек”.

Необходимые материалы и инструменты:

=       Тонированный лист бумаги,

=       косметические палочки (палочки с ватными тампонами),

=       краски,

=       кисти.

Порядок работы:

 Очень часто при выполнении художественных работ возникаетнеобходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формычтовызывает трудность в точности изображенияЕще сложнее повторитьодинаковые изображения несколько разВыручат в данной ситуациикосметические палочкиОбмакнув тампон в краскуможно штамповатьодинаковые элементы узораЕсли узор должен быть разноцветнымнужнодля каждого цвета иметь свой тампон.

 Технику работы с косметическими палочками можно использовать приизображении орнамента или декорировании предметов обиходаНа цветнуюили тонированную бумагу наносим однотонный рисунокзатем даем емувысохнуть и ватными тампонами штампуем узорзаранее обмакнув каждыйв нужную краскуВ данной технике можно получить мозаичное изображение.

“Печатаем листьями на бумаге”

Необходимые материалы и инструменты:

  Гуашь,

  акварель,

  кисть,

  карандаш,

  бумага,

  цветная тушь или чернила

  кусочек  поролона,

  листья разных деревьевцветов.

Порядок работы:

 Соберем различные опавшие листьянамажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок.Бумагана которой будем печататьможет бытьцветнойПрижмем лист закрашеннойстороной к бумагеОсторожно снимем еговзяв за черешокВновь намазав листок и приложив кбумагеполучим еще один отпечатоки т.дЕсли нижний кончик листа будем прикладывать кпредыдущему отпечаткуто выйдет цветочекнужно только дорисовать кисточкой стебелек.Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороныдорисованное тельце - и бабочкаготоваВсмотревшись в отпечаток листаможно увидеть в нем самом неожиданный образ ивоплотить его на бумагедорисовав деталиА сочетание данного приема и техники “по сыромудает простор фантазии при тонировании листаНапримерпри рисовании лугафоном будеттраваБерем листсмачиваем его при помощи губкизатем вливаем краску нужных оттенков итут же отпечатываем листья.

 Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемовЕсли лист смазать краской тономвыше чем фонто отпечаток получится более выразительнымПрикладывание чистого листика,дает плавныемягкие очертания.

“Печатаем штампами”.

 Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампаВ качестве штампаможно использовать как готовые предметы с определенной поверхностьютак и сделанные изподручного материалаТакими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатертиплаточкии фартуки и т.д.

 

 

“Недолговечные штампы”.

Необходимые материалы и инструменты:

 Бумага для рисования,

 краски,

 ножик,

 овощи или фруктыморковькартофельсвеклаяблокоредисрепа,сладкий перец.

Порядок работы:

 Используем разрезанные вдоль или поперек фрукты, овощи. С маленькими детьми лучше использовать всю поверхность разрезанного плода, дети старшего возраста могут попробовать вырезать на нем узор. Ребенок может воспользоваться ложкой, карандашом, тупыми ножницами или пластмассовым ножом с зазубренным лезвием. Выпуклая часть штампа смазывается краской и оставляет отпечаток на бумаге.

 Для декорирования открыток, упаковочной бумаги в качестве штампа очень хорошо использовать стручки перца. Забавно изогнутые линии среза придадут работе загадочность и неповторимость.

Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми 4-5 лет.

“Долговечные штампы”

Необходимые материалы и инструменты:

  Клей ПВА,

  плотный картон,

  резина толстая,

  бутылочная пробка,

  бечевка,

  краска,

  бумага.

Порядок работы:

 Проще всего изготовить штамп из пробки или ластика, вырезав на ровном срезе элемент узора.

 Для оформления большого количества самодельных открыток или пригласительных билетов можно приспособить штамп из бечевки. На плотный картон наклеивается клеем ПВА бечевка в виде витиеватой рамочки. Это и есть штамп. Веревочка смазывается краской, аккуратно накладывается на заготовку и прижимается. На заготовке остается рисунок.

 Из веревочки можно выкладывать инициалы, имена и рисовать, контурные изображения предметов - в зависимости от замысла.

“Разные разности”

Необходимые материалы и инструменты:

 Бумага для рисования,

 кисти,

 краски,

 деревянная катушка от ниток,

 пуговицы,

 трубка от картона,

 консервная банка,

 скалка,

 апельсиновая корка (свежая,

 кукурузный початок,

 спица,

 карандаш или высохший фломастер.

Порядок работы:

      Интересные отпечатки могут оставлять разные предметы. Чтобы найти их, нужно только внимательно посмотреть вокруг и немножко пофантазировать, представив себе, какие удивительные следы они могут оставить.

      Так деревянная катушка от ниток оставит след, похожий на колесо, а обыкновенная пуговица - кружочек с двумя или четырьмя точечками.

      Если катушку положить на палитру с нанесенной на нее краской и продеть в отверстие карандаш, то покатится катушка по чистому листу бумаги, оставляя две цветные дорожки.

      А между ними можно составить орнамент с помощью штампов и трафаретов. В качестве штампов можно использовать свежую апельсиновую или лимонную корку, скрученную в виде спирали. Остается след, похожий на улитку.

      Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Ручки для валика из кукурузы можно сделать, проткнув ее спицей. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку. И еще один вариант: можно обмотать скалку тесьмой смоченной в клее или клейстере, потом окрасить тесьму и начать печатную деятельность.

 

“Печатаем пробками”

   Использование бросового материала в художественно- творческой деятельности детей, разнообразно. К большому списку доступных материалов - приспособлений для изобразительной деятельности можно отнести и пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, кремов.

   Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам. Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка, и колесо, и мячик - стоит только, раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребенка. Появляются ножки, клювик дорисованные кисточкой, глаза - это отпечаток шляпки маленького гвоздика. И цыпленок оживает.

   Разноцветные ниточки, проведенные кончиком кисти, помогают маленькому художнику правильно подобрать цвет для воздушного шара, который появится после отпечатка.

   Божья коровка может появиться на траве, если отпечаток пробки с красной краской дорисовать (точки на спине) косметической палочкой, обмокнув ее в черную краску, а кончиком кисти мелкие части (голова, усики).

   Гусеница, ловко перебирающая лапками.

Использование пробок разного размера.

Необходимые материалы и инструменты:

                Пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты (разных размеров),

                гуашь,

                кисть.

Порядок работы:

Намазываем кистью с краской верхнюю часть пробки (от пластиковой бутылкииотпечатываем на поверхность приготовленного листаПолучившееся изображениекруга дополняется элементамидеталями с применением других бросовыхизобразительных инструментов (шляпка шурупазапонкацепочка и тд.).Еслипробку перевернуть и обмакнуть в гуашьто отпечаток на бумаге похож на легкийвоздушный шарикколечкомыльный пузырь и многое другоечто может увидетьваша фантазия.

“Прямые и кривые линии”.

Необходимые материалы и инструменты:

 Картон (толстый, тонкий, гофрированный),

 газета,

 кисть,

 гуашевые краски,

 лист бумаги.

 

Порядок работы:

 Для того чтобы получить в качестве оттиска прямую или ломаную линию, берем кусочек плотного картона. Нарежем полоски из картона разной толщины. Обмакнем край картона в краску и отпечатаем на бумаге прямую линию. Толщина линии зависит от толщины и вида картона, а чтобы получить кривые (изогнутые) линии, обмакнем в краску край картона и, слегка согнув его, нанесем на бумагу оттиск. Если отпечатать несколько изогнутых линий, сходящихся в середине, выйдет стилизованный цветок.

 Для составления узора из цветов можно использовать прием рисования картонкой, смещая ее определенным образом. В результате лепестки получаются в виде клинышков. Чтобы отпечатать клинышек, нужно обмакнуть в краску край картона и прижать к бумаге, затем сдвинуть картонку, держа ее за верхний край. Нижний край остается прижатым к бумаге. Из нескольких клинышков-лепестков можно сделать цветок.

Радость творчества.

  Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

  Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

  Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

  А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)»

Тема моей работы: «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)».       Способность к изо...

Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Изобразительную деятельность  детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...

"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для  воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов  изобразительной...

Методическое пособие "Картотека нетрадиционных приемов изобразительной деятельности для работы с детьми дошкольного возраста"

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют  быстро достичь желаемого результата. Поэтому дети дошкольного возраста проявляют повышенный инт...

Нетрадиционные приемы изобразительного искусства, с детьми раннего возраста "Веселые ладошки"

Художественно-эстетическое развитие.Нетрадиционные приемы изо...

опыт работы на тему "Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста"

    Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и резуль...