Конспект занятия по обучению воспитанников пятого года жизни элементам декоративного рисования «Русская матрёшка».
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме

Санникова Светлана Николаевна

Это занятие проводилось с целью познакомить детей средней группы с  русской матрешкой, дать представление  о русской матрешке как об одном из старинных народных промыслов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Излучинское муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад

комбинированного вида «Сказка».

Конспект занятия по обучению воспитанников пятого года жизни элементам декоративного рисования «Русская матрёшка».

Подготовила:

воспитатель второй квалификационной категории

Санникова Светлана Николаевна.

Г.п. Излучинск.

2011 год.

Цели занятия:

  • продолжать обогащать представление детей о народном искусстве;
  • познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой;
  • дать представление детям о русской матрешке как об одном из старинных народных промыслов;  
  • привить интерес к народному творчеству;
  • обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме;
  • развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества;
  • воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Программные задачи:

  • образовательные: учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • развивающие: развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;
  • воспитательные: воспитывать умение работать в группе, самостоятельность, активность, развивать творчество.

Оборудование: 

  • сарафан с цветами для педагога,
  • сарафаны для девочек,
  • силуэты матрёшек,
  •  цветные акварельные карандаши,
  • кисточки,
  • баночки для воды,
  • салфетки,
  • иллюстрации с изображением матрёшек,
  • эмблемы с изображением матрёшек для детей,
  • 2 большие матрёшки,
  • CD с записями русских народных песен и песен про матрёшку,
  • магнитофон.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы.
  • Оформление выставки «Матрёшки»  и фотовыставки

«Весёлые матрёшечки».

  • Дидактические игры.
  • Слушание детских песен про матрёшку.
  • Разучивание стихов о матрёшке.
  • Разучивание песни «Матрёшечки».
  • Отгадывание загадок о русских сувенирах.
  • Раскраски «Матрёшки».

Ход занятия:

1 часть. Введение в игровую ситуацию.

Звучит музыка. Педагог в сарафане входит в группу.

- Здравствуйте, ребята! Я - весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Посмотрите, какой у меня красивый сарафан. А вы знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. «Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку», - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся, нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец её с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

- Вот так, ребята, родилась матрёшка. Приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек).

- А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)

- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек. Давайте рассмотрим самую большую.

- Какая она? (нарядная, расписная, красивая).

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами).

- Из чего сделана матрешка? (из дерева).

- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

А. Кулешова

Кукла славная - матрёшка,

Где же ручки,

Где же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Вот матрешка - мама,

Вот матрешки - дочки,

Ротик - будто ягодки,

Глазки - будто точки!

Мама песенку поет,

Дочки водят хоровод,

Маме хочется в покой,

Прячутся одна в другой!

- Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, самая маленькая).

2 часть. Дидактическая игра «Весёлые матрёшки».

- Давайте поиграем в интересную игру: «Весёлые матрёшки». Для этого разделимся на две команды. У  кого на груди матрёшка в жёлтом платочке – одна команда, в голубом – вторая команда. На столах стоят матрёшки, их нужно собрать в одну. Делать это нужно  по очереди. Чья команда быстрее справится с заданием, та и победила. ( CD с песней «Матрёшечки»).

3 часть. Расписывание матрёшек.

- Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Проходите в нашу мастерскую и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

(дети садятся за столы).

- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

-Что у неё на голове? (платок)

-На туловище? (сарафан)

-Чем украшен сарафан? (цветами)

- На сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

- У каждого из вас есть цветные карандаши, но они не просто – карандаши, а карандаши с секретом. Ими мы и будем расписывать матрёшек. Сначала украсим платочек, сарафан. А теперь на фартуке нарисуем красивый цветок. Украсили своих матрёшек? А теперь я открою вам секрет цветных карандашей: если взять кисточку, обмакнуть её в воду и провести ею по расписанным частям матрёшки, то получится, что вы расписали своих матрёшек не карандашами, а красками. Почему так получилось потому, что карандаши акварельные. ( CD с песней «Матрёшка»).

- Рассмотрим матрёшек. Какие они все красивые да нарядные, вы настоящие мастера. Для наших мастеров мы с моими подружками – матрёшками приготовили сюрприз. (Воспитатель вместе с девочками, наряженными в сарафаны, исполняют песню под фонограмму «Матрёшечки»).

1.В лавке на прилавке матрёшечки стоят,
Удивляет, завлекает затейливый наряд!
Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят,
Матрёшки, как живые, шлют улыбки всем подряд.
Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
        Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
        Знамениты и пригожи эти крошечки–
        Русские матрёшечки!
2.Все вокруг довольны, покупкам нет цены,
Покупатели, как дети, в матрёшек влюблены!
А матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят,
Похожи друг на друга, будто все они родня.
Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
        Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
        Впереди стоят большие, сзади крошечки–
        Русские матрёшечки!
3.Белым пароходом плывёт за океан
Наша русская матрёшка– весёлый сарафан.
И теперь диктует моду симпатичный сувенир:
Матрёшек хороводы покорили целый мир!
Припев: Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
        Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
        Всем напомнят о России эти крошечки–
        Русские матрёшечки!
        Всем напомнят о России эти крошечки–
        Русские матрёшечки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "ФЕРМА"

Программное содержание: Обучать детей приемам конструирования из деталей конструктора ЛЕГО. Учить сооружать постройку согласно изображению с образцом. Продолжать развивать способность различать и назы...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "Лего-страна"

Программное содержание: Обучать детей приемам конструирования из деталей конструктора ЛЕГО. Познакомить с новыми деталями конструктора ЛЕГО. Формирование словаря: обогащение: шипы;  активиз...

Конспект ООД « Благодарное слово» с родителями воспитанников пятого года жизни по программе «Моя семья» по теме: «Благодарное слово»

КонспектООД « Благодарное слово»с родителямивоспитанников пятого года жизнипо программе «Моя семья»по теме: «Благодарное слово»...