Упражнения по изобразительной грамоте дошкольников
методическая разработка по рисованию по теме

Мамедова Елена Анатольевна

Подборка упражнений по изобразительной грамоте дошкольников. В материале представлены различные упражнения: 

- работа с карандашом;

- работа с кистью и красками;

- ориентирование на листе бумаги;

- передача изображения в цвете;

- соблюдение пропорций между изображаемыми предметами;

- использование "глубины" на рисунке;

- замысел и передача изображения во внешний план рисунка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_izogramotnosti.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Умение пользоваться карандашом

Упражнение «Двумя руками вместе»

Рисование линий и простых узоров двумя руками одновременно в зеркальном отображении.

Рисование обеими руками одновременно геометрических фигур.

Упражнение «Расшифруй»

Ребенку дается карточка с наложенными друг на друга контурными изображениями и копировальная бумага. Вслед за этим предлагается перевести с помощью копировальной бумаги отдельные изображения и заштриховать их: горизонтально, вертикально, наклонно, с наложением разнонаправленных штрихов и т.д.

Возможно «закрашивание» фигуры точками, волнистыми линиями, «кирпичиками», «барашками» и т.п.

Упражнение «Дорисуй»

Ребенку предлагается карточка с изображением половины предмета или его части. Следует дорисовать контур изображения.

Упражнение «Будь внимательным»

Рамки с вкладышами Монтессори

Найти по описанию определенные геометрические фигуры и расположить (обвести рамки) их на листе так, чтобы круг закрывал часть треугольника, квадрат закрывал часть круга и т.д. Закрасить наложенные фигуры в соответствии с заданием, используя силу нажима.

Упражнение «Раскрась»

Предложить раскрасить простым карандашом контурный сюжет (например, из книжки-раскраски):

а) соблюдая направление штриха;

б) соблюдая силу нажима.

Умение пользоваться кисточкой и красками

Упражнение «Обведи»

Обведение контуров различных геометрических фигур (или простых контурных изображений) с использованием кисточки и красок.

Задания:                                                                             

·    линия  как можно тоньше и наносилась самым кончиком кисточки. Задания полезно выполнять на стекле, которое накладывается на контур рисунка и позволяет корректировать и исправлять неаккуратные и неровные линии в процессе изобразительной деятельности

·    Закрасить внутреннюю часть контурных изображений различными цветами.

Упражнение «Художник»

Последовательное смешение красок друг с другом на одном листе. Например, красный цвет последовательно смешивается с красками разных цветов. При этом детей следует знакомить с названиями цветов и оттенков, которые получаются в результате смешения.

Позднее постепенно можно переходить к постановке задач перед детьми на самостоятельное получение определенных цветов и оттенков.

Упражнение «Раскрась, как я сказала»

Раскрашивание простых контурных изображений с использованием:

•  Краски одного цвета, но разной насыщенности, которая достигается путем различной степени разведения краски в воде.

•  Красок двух (трех, четырех и т. д.) цветов, используя их смешения и получая определенные оттенки. При этом важно, чтобы дети учились называть исходные и получаемые цвета и их оттенки.

 

Умение ориентироваться

в пространстве листа бумаги

Упражнение «Графический диктант»

 Рисование в тетради по клеткам в соответствии с последовательными речевыми указаниями. Сначала ставится точка в угол одной из клеток. Далее от нее выстраивается узор или изображение по указаниям: одна клетка вверх, клетка вправо, клетка вниз и т.д.

Упражнение «Муха летит»

Стандартный лист бумаги дети по образцу, задаваемому педагогом, делят на 4 «клеточки» (на 9 «клеточек», на 16 «клеточек»). Установив точку («муху») в одной из клеточек, дети карандашом рисуют «путь мухи» на листе по указаниям педагога: вверх, вправо, вниз, влево. После нескольких переходов дети определяют местоположение «мухи».

Упражнение усложняется путем выполнения сразу 2-4 перемещений, а также путем выполнения задания без использования карандаша, прослеживая путь мухи с помощью зрения.

У старших дошкольников можно попробовать выполнять упражнение на воображаемом поле для игры в «крестики-нолики».

(Аналогичные упражнения можно выполнять, используя стандартные наборы мозаики, выкладывая различные узоры и изображения.)

Упражнение  «Не зевай, что сказала, выполняй»

Стандартный лист бумаги делится (расчерчивается) на 9 «клеточек» и располагается по горизонтали или по вертикали. После этого дети по указанию педагога заполняют указываемые части листа изображениями: в центральной клеточке нарисуйте зайчика, в правой нижней клеточке нарисуйте грибок, в верхней левой клеточке изобразите солнышко; в верхней средней - тучку и т.д. Сюжеты изображений следует менять.

Вслед за этим предложить детям самостоятельно придумать свой сюжет и последовательно заполнить все клеточки, проговаривая и объясняя, что и где они собираются разместить.

Постепенно переходить к предварительному речевому проговариванию сюжета и расположения его элементов в пространстве листа. И только после этого приступать к изображению сюжета.

Когда дети начнут справляться с такими задачами, постепенно переходить к речевому планированию сюжета предполагаемого изображения без опоры на «клеточки».

Упражнение «Картина»

Работа с репродукциями картин. Дети отвечают на вопросы педагога: что изображено в центре картины? в левом верхнем углу картины?; в правом нижнем углу картины? и т. д.

 

Умение передавать изображение в цвете

Упражнение «Лото»

Умение ориентироваться в названиях различных цветов.

Набор разноцветных карточек (от 3 до 7-9 цветов), которые различаются по форме и размерам. Найти карточки такого цвета, формы, размера, который называет педагог.

Упражнение «Эй, картинки, стройся в ряд»

Набор карточек различных цветов и их оттенков. Найти у себя все оттенки синего, красного, зеленого и др. цветов. Разложить их по степени насыщенности.

Упражнение «Запомни и раскрась»

Раскрашивание контурных изображений цветными карандашами или красками после предварительного обсуждения требующихся для этого цветов и оттенков. В предварительное обсуждение должно постепенно включаться все большее количество раскрашиваемых фрагментов изображения.

Упражнение «Что изображено на картине»

Работа с репродукциями картин.

Какое настроение - грусть, радость, скука, веселье, спокойствие, возбуждение и т.д. - и с помощью каких цветов выразил художник?

Выберите из набора цветных карточек (цветных ниток и т.д.) те оттенки, которые использовал художник.

Что на картине изображено (передается) с помощью выбранного оттенка?

 

Умение соблюдать пропорции между изображаемыми предметами

Упражнение «Я читаю, ты рисуй»

Изображение героев различных стихотворений с предварительным обсуждением того, как следует изображать их размеры и почему.

Например:

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку,

И вежливо так он сказал муравью:

- Можешь и ты наступить на мою!

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок - высоко,

Воробей сказал, что близко,

А улитка - далеко.

А теленок - озабочен

Тем, что яблоко мало,

А цыпленок - тем, что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно:

- Кислое - зачем оно?

- Что вы?! - шепчет червячок.

 - Сладкий у него бочок.

(Г. Сатир)

 

Умение использовать «глубину» на рисунке

Упражнение «Далеко и близко»

Детям предъявляются разнообразные занимательные изображения, на которых они должны указать:

•  какие из изображенных предметов находятся далеко, а какие близко?

•  в какой части листа располагаются близкие предметы, а в какой далекие?

После этого детям предлагается ответить на вопрос, по каким признакам они определили, что предметы на изображении находятся «дальше» или «ближе».

Упражнение «Далеко и близко 2»

Детям предлагается изобразить на рисунке элементы какого-либо сюжета таким образом, чтобы некоторые из указанных элементов располагались «далеко», а некоторые «близко».          

 

Умение рассказать о замысле будущего изображения и переносить его во внешний план рисунка

Упражнение «Составь сказку»

Детям раздаются сюжетные картинки, на которых изображены этапы развития какого-либо события. Предлагается расположить картинки в правильной последовательности и рассказать об изображенном событии.

Вслед за этим можно предложить детям рассказать о возможном развитии событий и изобразить их последовательность; при этом каждый изображает один из фрагментов такой последовательности.

Упражнение «Расскажи о картине»

Детей знакомят с репродукцией какой-либо картины, предлагают обсудить ее и ответить на вопросы, которые направлены на развитие умений:

•  давать описательную характеристику изображения;

•  выдвигать предположения о том, что хотел рассказать художник людям, когда писал картину (настроение, объяснение сюжета);

•  рассказывать о своих мыслях, чувствах и переживаниях, которые вызывает изображение.

При этом не следует делать замечания детям за характер их ответов и их оценочные суждения.

Упражнение «Цветная сказка»

Ребенку по ходу изложения какой-либо сказки, истории предлагается из набора разноцветных карточек выбрать карточку такого цвета, который наиболее соответствует:

•  переживаниям и настроениям героев сказки, истории;

•  переживаниям и настроениям самого ребенка.

 

Упражнение «Расскажи, что на рисунке»

После выполнения рисунка на свободную тему ребенку предлагается рассказать, что он изобразил. При этом следует хвалить ребенка не за качество изображения, а за рассказ и подробное описание сюжета и структуры рисунка, даже если на изображении нет тех деталей, про которые ребенок рассказывает.

Упражнение «Заколдованные сказки»

Герои сказок потеряли свой образ, и от них остался только цвет. (Педагог обсуждает с детьми, что такое образ и цвет.) С тех пор в сказочной стране все перепуталось, и никто не мог узнать друг друга. Добрая фея решила помочь вернуть образы всем героям сказок...

•  Детям дается чистый лист бумаги и набор цветных карточек. Вслед за этим дети по указаниям педагога располагают карточки на листе: «В правом верхнем углу добрая фея расположила желтый цвет; в середине верхней части листа — оттенки синего цвета. В середине листа слева направо она расположила все оттенки зеленого цвета. Коричневому цвету достался левый нижний угол. Рядом с ним фея расположила серый цвет. Правый нижний угол занял оранжевый цвет».

•  Вслед за этим дети вместе с педагогом каждому цвету приписывают образ, используя схематические изображения или буквы. Например: желтый цвет — солнце; оранжевый цвет — лиса; зеленый цвет — лес и т. д.

•  Опираясь на полученную схему, дети угадывают название сказки и выполняют рисунок.

 

Упражнение «Придумаем сказку»

Придумать  развитие сказочного сюжета с использованием предметов (игрушек). По ходу реализации сюжета дети вместе со взрослым включаются в речевое планирование и общение. Вслед за этим дети «рисуют игру»: каждому участнику предлагается выбрать одно из сказочных событий и нарисовать его. При этом дети предварительно рассказывают педагогу и друг другу, что они будут изображать.

После выполнения рисунков можно предложить детям расположить рисунки в соответствии с последовательностью игровых событий и в речевой форме воспроизвести сказочный сюжет.

Упражнение «Расскажи и нарисуй»

Детям по очереди предлагается рассказать о том, как они будут рисовать принцессу, самолет, новогодний праздник и т. д. Вслед за этим педагог просит ничего не забыть из своего рассказа и выполнить рисунок. После выполнения рисунка дети рассказывают о том, что они нарисовали в соответствии с планом, от чего отказались, что забыли и что нарисовали сверх того, что было ими рассказано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Методическая разработка «Использование моделирования в изобразительной деятельности дошкольников» Картотека игр и упражнений.

Модель — это символ, предмет-заместитель, схематичное изоб­ражение предмета с его характерными признаками. Виды моделей:— сенсорные, характеризующие цвет, форму, размер, фактуру по­верхности предмета,...

Игры и игровые упражнения по обучению грамоты старших дошкольников с ОНР (из опыта работы)

етодические материалы по обучению грамоты старших школьников через игровые технологии...

Использование дидактических игр и упражнений в обучении грамоте дошкольников

статья представляет собой обзор дидактических игр, которые можно использовать для детей дошкольного возраста для звукового анализа слов, а также в обучении грамоте....

Упражнения по обучению грамоте дошкольников 6-7 лет

Упражнения по обучению грамоте дошкольников 6-7 лет.Цель: развитие развитие звукового анализа и синтеза, внимания, мышления....

Консультация для воспитателей "Использование игровых приемов и упражнений в изобразительной деятельности старших дошкольников".

Консультация для воспитателей по использования игровых приемов в изобразительной деятельности...