Методическая разработка «Использование моделирования в изобразительной деятельности дошкольников» Картотека игр и упражнений.
картотека по рисованию на тему

Модель — это символ, предмет-заместитель, схематичное изоб­ражение предмета с его характерными признаками. Виды моделей:

— сенсорные, характеризующие цвет, форму, размер, фактуру по­верхности предмета, количество, взаиморасположение и разновид­ность отдельных его частей;

— понятийные, демонстрирующие существенные признаки оп­ределенной группы предметов, явлений.

   Модели различаются по характеру изображения:

— предметные (все признаки предмета точно соответствуют объ­екту);

— предметно-схематические (существенные признаки уложены в схему);

— графические (признаки изображены условно). Использование моделирования в работе с дошкольниками пред­полагает соблюдения следующих требований:

— модель вводится и обиход дошкольника при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета;

— модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка (но не навязываются созданные взрослым изобра­жения);

— модель должна быть доступной детям в повседневной жизни;

— модель должна быть лаконичной и характеризовать только ос­новные качества предмета или явления;

— одновременно можно использовать модели только одного вида. Работая над развитием изобразительных способностей дошколь­ников, нужно помнить, что использование любых моделей возмож­но при условии сформированности у детей таких психических ка­честв, как анализ, синтез и т. д., то есть, не раньше четырех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_modelirovaniya.docx787.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад «Солнышко»

Методическая разработка

«Использование моделирования в изобразительной деятельности дошкольников»

Картотека игр и упражнений

                                                          Выполнила:

                                                          воспитатель

                                                          Иванченко Е. А.

                           Использование моделирования

   Модель — это символ, предмет-заместитель, схематичное изображение предмета с его характерными признаками. Виды моделей:

— сенсорные, характеризующие цвет, форму, размер, фактуру поверхности предмета, количество, взаиморасположение и разновидность отдельных его частей;

— понятийные, демонстрирующие существенные признаки определенной группы предметов, явлений.

   Модели различаются по характеру изображения:

— предметные (все признаки предмета точно соответствуют объекту);

— предметно-схематические (существенные признаки уложены в схему);

— графические (признаки изображены условно). Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдения следующих требований:

— модель вводится и обиход дошкольника при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета;

— модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка (но не навязываются созданные взрослым изображения);

— модель должна быть доступной детям в повседневной жизни;

— модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета или явления;

— одновременно можно использовать модели только одного вида. Работая над развитием изобразительных способностей дошкольников, нужно помнить, что использование любых моделей возможно при условии сформированности у детей таких психических качеств, как анализ, синтез и т. д., то есть, не раньше четырех лет.

                 ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\1.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\2.jpg

 C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\3.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\4.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\5.jpg

                       ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\6.jpg

Морфологическая дорожка обеспечивает  развитие творческого воображения, активного мышления. Для дошкольников такую дорожку можно назвать «волшебной».

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ДОРОЖКИ

Зависимость цвета объекта от фона, на котором он расположен.

По разноцветной «волшебной» дорожке перемещается круг желтого цвета, который изменяет «настроение» своего цвета в зависимости от цвета участка дорожки.C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\7.jpg

Получение новых цветов и оттенков в результате смешивания красок «Волшебная» дорожка составлена из прозрачных разноцветных участков, под которые поочередно попадает мячик, например, красного цвета. По мере перемещения изменяется его цвет.

Особенности гжельского промысла.C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\8.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\9.jpg

                                       СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Системный оператор — это табличка, которая помогает быстро и в системе представить и запомнить информацию, в данном случае — из области изобразительного искусства. Можно использовать все девять клеток оператора пли только среднюю параллель. На ней легко изобразить объект в прошлом, настоящем и будущем.

        ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНОГО ОПЕРАТОРА

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\10.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\11.jpg

Дидактические и развивающие игры и упражнения

Среди используемых игр различаются дидактические и развивающие. Эти игры различаются по следующим признакам:

— дидактические игры помогают дать ребенку определенные знания, закрепить навыки, в дидактических трах обязательно существуют правила, порядок игры, выполняя которые дети решают игровую задачу (лото, домино, разрезные картинки).

ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Разноцветные мышки. Цель: упражнять в дифференциации цветов. Ребятам предлагаются цветные «мышки», которых ловит «кот».

Потерялся малыш. Цель: упражнять в определении основных и составных цветов. Используя модели основных и составных цветов, ребенок подбирает «родителей» и «малыша».Найди пару. Цель: подобрать соответствующее цветное изображение к контурному или силуэтному.Ежик в тумане. Цель: упражнять и рисовании с разной силой нажима на карандаш.C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\12.jpg

Развивающие игры не предполагают конкретных правил и алгоритма действий: ребенок выполняет задание по своему усмотрению. Развивающие игры, таким образом, обеспечивают активизацию всех психических и познавательных процессов. С их помощью тренируются зрительная память и внимание, совершенствуются технические навыки, формируются сенсорные эталоны, развивается эмоциональная отзывчивость к искусству и красоте окружающего мира.

ПРИМЕРЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\13.jpg

Из предложенных элементов составь на фланелеграфе изображение предмета сложной формы.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\14.jpg

Волшебный вентилятор. Смешай два предмета в воображении и расскажи, что в результате получилось. Например: машина и снег,

Далеко-близко. Ребятам предлагается с помощью небольшой рамки поискать композицию вокруг себя или на листе бумаги, но которому причудливо растеклись краски.

Разбитые блюдца. Ребята пытаются сложить блюдца из «осколков», восстановить узор.

Литература: И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» Санкт – Петербург «Детство –Пресс» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в группе раннего возраста, «Полотенчико для куклы Кати»

В 2018-19 учебном году мы проводили проект "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" "Я САМ". Данный конспект был разработан мной, чтобы провести НОД во врем...

Методическая разработка по нетрадиционной технике изобразительной деятельности «Мозаика из яичных скорлупок»

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности «Мозаикой из яичных скорлупок»Задачи:1. Привить знания, навыки, практические умения по работе с бросовым материалом...

Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы (по программе Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в саду») Тема: «Дети гуляют зимой на участке»

Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной     деятельности. Основная образовательная область: «Художественно – эстетическая»Задачи НОД:Образо...

Методическая разработка конспекта НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Золотая осень».

Методическая разработка по изобразительной деятельности для детей средней группы.Тема: «Золотая осень».Цель: закреплять умение рисовать осенние деревья;Задачи:-учить детей обобщать в ...

Методическая разработка "Использование моделирования на физкультурных занятиях в детском саду"

Введение моделей в содержание организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по нетрадиционной технике изобразительной деятельности «Мозаика из яичных скорлупок»

Методическая разработка по нетрадиционной технике изобразительной деятельности «Мозаика из яичных скорлупок»...