"Методы и приемы нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей"
статья (рисование) на тему

Кузина Татьяна Николаевна

Данная статья поможет педагогам познакомиться с методами и техниками нетрадиционного рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Автор Кузина Т.Н.

Методы и приемы нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Нетрадиционно:

  • не основываясь на традиции.
  • происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.
  • не придерживаясь традиций.

Существует много методов и приемов нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников и овладение разными умениями на разных возрастных этапах, рекомендуется использовать следующие техники и приемы нетрадиционного рисования.

Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками»: ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель; свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки,  рисование ватными палочками, волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и  дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее техники для детей младшего возраста.

Существует несколько техник пальчикового рисования:

Рисуя ладошкой воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы.

Рисуя пальчиками (размазывание, примакивание) - кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску), проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры), прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге - выйдут кустики, деревья, звездочки), соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки);

Рисуя кулачком со стороны большого пальчика, выйдут: красивые розы, ракушки, улитки.

Полураскрытый кулачок может напечатать дугу. Несколько таких отпечатков разного цвета - и готова радуга. Две ладошки с сомкнутыми между собой большими пальцами и отведенными по диагонали остальными (прижатыми друг к другу) могут дать отпечаток бабочки, если дорисовать им длинные усики и точки на крыльях.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

 Можно использовать листья и цветы живых или искусственных растений, пуговицы и т.д. Для этого необходимо обмакнуть в краску штамп и как оставить отпечаток на бумаге.

Влияние нетрадиционных техник рисования на изобразительную деятельность детей

Самый доступный способ развить у малыша творческое начало - заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается воображение, образное мышление и вкус.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Рисование пальчиками и ладошками хорошо развивает мелкую моторику и тактильное восприятие, что влияет не только на умение ребенка использовать свои ручки, но и способствует развитию речи, поскольку центр, отвечающий за движения расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.

Рисование пальчиками способствует концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем, подготовка руки к будущему письму.

Рисуя, малыш учиться строить «причинно-следственные» связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные «загогулины», а если поставить кляксу и «развозюкать» ее ручкой, то получится очень забавное пятно. А с помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.

Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.

На первый взгляд такое рисование кажется слишком простым: окунай подушечки пальцев в густую гуашевую краску и постукивай ими по бумаге. Никаких правил и художественных секретов. Но это только на первый взгляд... На самом деле техника рисования пальчиками или, как еще говорят, «пальчиковая живопись» при правильном подходе к делу может быть одной из самых развивающих.

Во-первых, нет дистанции между рисующей рукой и чистым пространством листа бумаги, на котором «рождается» шедевр, поэтому ребенок раскрепощен и уверен в своих силах.

Во-вторых, нет жесткой установки на «позу пишущего (или рисующего) человека» - две руки работают свободно и при этом синхронно, а это, как известно, гармонизирует работу двух полушарий мозга.

В-третьих, нет дидактической заданности образа или сюжета, а значит, невозможны шаблон и скука. Зато есть сюрпризы, новизна, радость открытий и созиданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы нетрадиционной техники рисования

Методы и приемы нетрадиционной техники рисования...

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Рекомендации по рисованию с использованием нетрадиционных техник. Описание нетрадиционных техник рисования....

Методы и приемы нетрадиционной техники рисования

Методы и приемы нетрадиционной техники рисования...

«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».

Изотворчество позволяет детям самовыразиться. С помощью изотворчества они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, т...

Статья для воспитателей детских садов. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста...