Методы и приемы нетрадиционной техники рисования
учебно-методический материал по рисованию по теме

Петракова Юлия Петровна

Методы и приемы нетрадиционной техники рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_seminar.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Методы и приемы нетрадиционной техники рисования.

                                 

Подготовила воспитатель  Петракова Ю.П.

Используемая литература:

  1. «Игры  упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников» /ТРИЗ/ (В.Н. Лукьяненко, Н.И. Титаренко).
  2. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (Р.Г. Казакова).
  3. «Самоучитель по рисованию гуашью», «Самоучитель по рисованию акварелью» (О. Шматова).
  4. «Рисование нетрадиционными способами» ж. «Д./восп.» №2 2004 г., стр. 48.
  5. «Пусть одуванчик рисует себя сам», журнал «Д./восп.» №6 2002 г. Стр. 62.
  6. «Красоту природы поможет возродить граттаж» ж. «Д./восп.» №8, 2002 г., стр. 48.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста необходимо использовать нетрадиционные способы изображения.

Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования  хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Какие методы нетрадиционного рисования известны: кляксография, рисование пальцами, ладошкой, кулачками, солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием, рисование губкой, свечей, мылом, сухой кистью, пластилином и многие другие. Некоторые из этих способов используются в нашем детском саду, с некоторыми познакомимся сейчас.

  1. Пальцевая живопись

Этот способ можно предлагать детям же в младшей группе при использовании метода сотворчества. Дети дополняют предложенный воспитателем сюжет, рисуют: дождь, снег, почки на деревьях, бусы, елочные игрушки, салют (каждый палец – разная краска) и т.д.

  1. Рисование ладонью (кулачком)

На ладонь (кулачок) наносится краска, ребенок отпечатывает на листе, а затем дорисовывает изображение.

  1. Кляксография

Капнуть краску на лист, наклонить его в разные стороны, затем ребенок дорисовывает, можно дополнить рисунок по сюжету.

  1. Рисование свечей или мылом

На чистом листе бумаги рисуется предмет (свечей или мылом), затем наносится фон, дополнительные детали по сюжету.

  1. Рисование канцелярским клеем

Клеем наносится изображение предмета, сюжета, дается время для подсыхания, затем наносится краска.

  1. Монотопия
  1. Способ. Нанести на половине листа пятно краски, затем сложить лист пополам, развернуть и дорисовать полученное изображение.
  2. Способ. Рисуется предмет на половине листа, сгибается лист пополам, плотно прижимаются его половинки, разворачиваются. При помощи такого приема легко объяснить детям законы симметрии.
  3. Способ. На стекло (зеркало) наносится гуашь разных цветов бесформенно, накладывается лист, прижимается и с оного края снимается. Полученное изображение дорисовывается, и, в зависимости, с какого края снимается лист, изображение меняется.

  1. Радужное рисование

На кисть набирается 2-3 краски, а затем выполняется примакивание, получается «радужное примакивание».

  1. Рисование сухой кистью

Самый удобный прием для изображения травы, меха животных, пушистых поверхностей и т.д. Рисуют на гуашевом фоне и никогда на чистом листе.

Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухую кист набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные детали изображать большой кистью, мелкие – меленькой.

Траву изображают мазками снизу вверх, цветы и ветви дерева сверху вниз.

  1. Рисование солью

Соль наносится на рисунок после окончательного высыхания краски, соль стряхнуть с рисунка. Оставшуюся соль можно удалить пальцем или сухой тряпочкой. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, медуз, бабочек, снег, птичек.

Лучше использовать соль разного помола.

Помните: пятнышки, оставшиеся на месте соленых крупинок, заметнее на темном фоне. После удаления соли, нарисовать недостающие детали рисунка.

  1.  Рисование мыльными пузырями

Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды. Все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена, дорисовать детали – и рисунок готов.

  1.  Рисование мазками

С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания.

Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек. Рисунок, сделанный таким способом, похож на витраж или мозаичное панно.

Если кистью двигать по-разному, оставляемые его следы тоже могут быть разные (вытянутый мазок, конусообразный, прямоугольный).

Кисть может оставлять и многоцветный след, если на кисти несколько оттенков краски.

  1.  Рисование штампами: губкой, мятой бумагой, крышками, листиками, ластик, пучок соломы и т.д.

Краска должна быть густой.  Фон для работы лучше выполнять в техниках по сырому или заливка.

Краску брать лучше  с палитры. На ней  удобно смешивать цвета. Штампы, измазанные двумя красками, оставляют двухцветные оттиски.

  1.  Заливка (фон). Плавный переход цветов, позволяющий изображать небо, воду, горы, делают картины особенно зрелящими (гуашью рисуют на картоне, акварелью на альбомном листе).

- Хорошо лист бумаги прикрепить скотчем к планшету;

- Краска по густоте напоминает жидкую сметану;

- Краски  2 света смешать на палитре. Они должны быть разные (чем сильнее  они отличаются, тем ярче эффект);

- Полученные цвета нанести на картон двумя широкими полосами. Одна полоса закрашивает картон сверху, другая снизу.

Полосы должны закрыть всю поверхность бумаги (картона), не оставляя  свободных участков. Закрашивать нужно быстро, чтобы краска не успела высохнуть.

- Берем кисть со светлой краской и, начиная с самого дальнего края (от кромки листа), размазываем светлую полосу, с заходом на более темную. Тем самым стирается граница.

- Дойдя до конца заливки, все движения повторить в обратном направлении. Кисть не моется, при необходимости – намочить.

- Предыдущие действия повторяются еще несколько раз, пока в заливке не исчезнут полоски.

- Пока заливка мокрая, наносится дополнительные детали (холмы, горы…).

  1.  Набрызгивание – способ получения множества мелких пятнышек на рисунке.  

Получается набрызгивание путем смачивания в краске кисти из жесткой щетины или зубной щетки и стряхивание с нее краски на рисунок (лучший результат с использования трафарета, скотча…).

  1. Монотопия пейзажная.

Лист сложить пополам. На одной стороне листа ребенок быстро рисует пейзаж, на другой стороне получается его отражение в озере, реке. Рисовать быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

  1.  – Метод мозаики (предметная, сюжетная).

Лучше дать детям шаблон. Дети делят рисунок и пространство вокруг него на маленькие кусочки. Каждый кусочек раскрасить разным цветом.

- Лоскутная мозаика: каждый кусочек украсить разными элементами (веточками, горошком, геометрическими фигурами). Каждый кусочек мозаики обвести черным маркером или фломастером.

Рисовать можно акварелью и гуашью (1 – рисунок прозрачный, 2 – нет).

  1.  Метод: пастель. Рисовать на листе цветными мелками (можно использовать принцип мозаики).

  1.  Граттаж. Цветной картон или плотная бумага, предварительно окрашенная акварелью. Натереть лист бумаги (с фоном) так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрасить гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания, палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисование недостающих деталей гуашью.

Существует множество других методов и приемов традиционного рисования. Рисовать можно везде и чем угодно.

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с вашими воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в детском саду приемов нетрадиционных техник рисования

Я работаю во второй младшей группе. В своей работе использую нетрадиционные техники рисования, которые способствуют развитию у детей творчества и воображения....

"Методы и приемы нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей"

Данная статья поможет педагогам познакомиться с методами и техниками нетрадиционного рисования....

Методы и приемы нетрадиционной техники рисования

Методы и приемы нетрадиционной техники рисования...

Использование в детском саду приемов нетрадиционных техник рисования.

Использование в детском саду приемов нетрадиционных техник рисования...