Авторская программа "Фантазеры"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Долгова Екатерина Сергеевна

программа по художественному творчеству во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа. Кружок «Фантазёры».

Программа рассчитана на детей 3-4 лет.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. 

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

    -Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Нетрадиционные художественные техники

Пальчиковая живопись: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск печатками: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

Рисование ватными палочками и поролоновым тампоном: ребенок опускает в краску ватную палочку (тампон), и делает отпечатки с различным углом наклона.


Календарно-тематическое планирование

        

Тема  занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

«Дождик»

Пальчиковая живопись

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Развивать умение  рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

«Осень наступила…»

Пальчиковая живопись, рисование ватной палочкой

Формировать умение рисовать в технике «пальчиковая живопись» тучи округлых форм, работать поролоновым тампоном для тонирования половинки альбомного листа (земля). Закреплять умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения капелек. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете.

Щетинистая кисть, ватная палочка, гуашь (зелёная, жёлтая, синяя, красная), салфетка, альбомный лист с тонированным небом, осенняя дождливая картина, кукла – Осень, гимнастика для глаз «Дождик», шум дождя.

«Фрукты

Пальчиковая живопись, рисование ватной палочкой

Формировать умение рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой. Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук.

Альбомный лист с нарисованной тарелочкой, гуашь (жёлтая, красная, зелёная, оранжевая), салфетка, вода, кисть, ватная палочка, персонаж - белочка, муляжи фруктов.

«Картошка»

Оттиск печатками из картофеля

Формировать умение  рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»). Развивать речь, аккуратность в работе, внимание, точность движений, умение ориентироваться на альбомном листе, знания о цвете.

Картофель, гуашь (коричневая), печатки картофельные, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в виде мешка, персонаж – крот.

« Овощи»

Рисование поролоновым тампоном

Формировать умение  рисовать овощи (огурец, кабачок, морковь, свёкла, лук) с помощью поролонового тампона, гуаши и кисти. Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску к овощу.

Гуашь (зелёная, красная, жёлтая, оранжевая) палитра, вода, кисть, поролоновый тампон, альбомный лист с корзинкой, картинки овощей с карточками цветов, персонаж зайка, игра на вкус «Что ты съел?»

«Заготовки в банке»

Рисование поролоновым тампоном, пальчиковая живопись

Формировать умение  изображать ягодки (вишня, виноград, смородина, клубника), подбирая соответствующую краску, отличая, красный и тёмно- красный, синий и тёмно - синий цвет. Закреплять навык аккуратной работы. Развивать речь, образное мышление, умение работать поролоновым тампоном, «пальчиковой живописью», ориентироваться на листе, моторику рук.

Гуашь (красная, тёмно- красная, зелёная, тёмно - синяя), картинки ягод, варенье, персонаж мишка – сластёна, альбомный листы в виде баночки, тампоны, игра на релаксацию и мимику «Сладкое и кислое варенье».

«Осенняя картина»

Формировать умение  изображать небо в технике «по мокрому фону», используя синюю, серую краску, воду. Закреплять навык аккуратной работы с изобразительным материалом, в технике «примакивания» изображать листву на земле. Развивать речь, умение знать и подбирать осенние краски, работать щетинистой, тонкой кистью, ориентироваться на листе, выполнять точные движения по месту.

Гуашь (синяя, серая, жёлтая, красная), вода, кисти, лист А3 с закрашенной землёй, вода, салфетка, персонаж – дедушка – Лесовичок, картины осенней природы, альбомные листы с тонированной землёй.

«Деревья и ёлочки в осеннем лесу»

Рисование ватной палочкой

Формировать умение  изображать обобщённый образ лиственного дерева, ёлочку. Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой, гуашью, кистью, ориентироваться на листе, подбирать нужный цвет к деталям. Обогащать словарь: вверх, вниз, высокое, низкое.

Лист А3 с прошлого занятия, гуашь (коричневая, зелёная), салфетка, ватная палочка, кисть, вода, образцы деревьев, Лесовичок, картины пейзажей, веточки с деревьев

«Осенняя листва»

Оттиск

Формировать умение делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе.

Осенние листочки тополя, берёзы, осины, рябины; гуашь, вода, кисть, салфетка.

«Лесные животные»

Оттиск

Развивать умение работать печатками и тушью, создавать законченную композицию картины, располагая животных на картине. Развивать моторику рук, внимание, аккуратность, ориентировку на листе. Воспитывать интерес к работе с печатками.

Тушь (чёрная, красная, синяя), осенние листочки для опечаток бумажные салфетки, пластилин, печатки, картинки лесных животных, картины осеннего пейзажа с животными

«Елочка - зелёная иголочка»

Рисование ватными палочками

Формировать умение рисовать ёлочку, прорисовывая иголочки ватной палочкой, смешивать зелёный цвет, пользоваться палитрой. Закреплять умение изображать ёлку, ориентироваться, рисовать крупно на всём листе. Развивать мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, точность прорисовки, умение пользоваться изобразительным материалом.

Палитра, гуашь (жёлтая, синя, коричневая), кисть, ватная палочка, вода, салфетка, персонаж – зайка, картинка ёлочки, образцы, веточка ели с иголками, тонированный альбомный лист

«Горка»

Рисование поролоновым тампоном

Формировать умение  рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать её. Закреплять знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном землю. Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой.

Гуашь белая, кисть, губка, вода, образец, картинка горки, картина зимних забав зимой, тонированный лист (небо), вырезанные саночки из цветной бумаги, пластилин, поролоновый тампон

«Дерево в инее»

Рисование манкой

Формировать умение изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество.

«Манная» краска (клей ПВА, манка), гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее

«Снеговичок»

Рисование поролоновым тампоном

Рисование ватной палочкой

Формировать умение изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять рисунок деталями из природного, бросового материала, дорисовками ватной палочкой. Закреплять навык аккуратной работы губкой, гуашью. Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук.

Губковые тампоны, природный материал (веточки), гуашь белая, ватные палочки, картинка снеговика, образец, картина зимних забав, персонаж – снегурочка

«Домик»

Рисование щетинистой кистью

Формировать умение изображать домик с помощью мелков из разных прямых линий, закрашивать плотно и ровно, метель с помощью разведённой акварели и щетинистой кисти.

Альбомный лист с изображением лесного зверя, разведённая синяя акварель, щетинистая кисть, мелки, зимние картины

«Снегирь»

Пальчиковая живопись

Формировать умение изображать птицу – снегиря, используя трафарет; рябинку, используя «пальчиковую живопись». Закреплять умение работать поролоновым тампоном. Развивать речь, аккуратность умение дорисовать деталь кистью, внимание, ориентировку на листе, точность действий руки.

Трафареты, гуашь, поролоновый тампон, кисть, салфетки, картинки птиц, ягодки с рябины, тонированный альбомный лист с изображением ветки рябины

«Заинька»

Рисование щетинистой кистью

Формировать умение рисовать зайку, дорисовывая кистью к круглой голове удлинённое тело, изображая шерсть в технике «набивка» щетинистой кистью. Закреплять умение дорисовывать детали пальчиком.

Щетинистая кисть, гуашь (белая, чёрная), тонированный лист, тонкая кисть, зайка – игрушка, картинка, образец, салфетка

«Автомобиль»

Рисование щетинистой кистью

Формировать умение  дорисовать машине детали: окна, колёса, двери, закрашивать аккуратно, внутри контура. Закреплять умение рисовать мелками, фломастерами; тонировать дорогу щетинистой кистью и коричневой разведенной акварелью.

Альбомный лист с контурным изображением автомобиля, мелки, картинки машин, щетинистая кисть, разведённая коричневая акварель

«Жар – птица»

Пальчиковая живопись

Формировать умение рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой.

Гуашь, альбомный тонированный лист, ватные палочки, салфетки, образец, картинка жар птицы.

«Золотая рыбка»

Рисование поролоновым тампоном

Формировать умение изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки. Закреплять умение тонировать разведённой акварелью и щетинистой кистью

Трафареты рыбок, тампоны, альбомные листы в виде аквариума с водорослями (мелки), ножницы для взрослых, скотч, гуашь, разведённая акварель, картинки рыбок.

«Самолёт»

Пальчиковая живопись

Формировать умение изображать самолёт, используя «пальчиковую живопись», для облаков – вату, ПВА. Закреплять умение тонировать небо поролоновым тампоном и разведённой акварелью.

Салфетки, гуашь, разведённая синяя акварель, поролоновые тампоны, образец, картинки самолёта

Используемая литература:

1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой  Москва 2005

2.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева  Академия развития 2006

3.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003

4.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010

5.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская  «детство-пресс» 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма.  Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).

В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....