Мастер- класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования"
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) по теме

Суходоева Татьяна Евгеньевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master_2.zip14.13 КБ
Office presentation icon master-_klass_prezentatsiya.ppt1.96 МБ
Package icon pamyatka.zip141.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4»

 город Нолинск

Мастер – класс

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

                                                                                                                    Из опыта работы

 Воспитателя

 МКДОУ детский сад №4

Суходоевой Татьяны Евгеньевны

                                                           

                                                             2011 год

Мастер – класс

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

Цель мастер – класса – ознакомление с разнообразными техниками нетрадиционного рисования.

Задачи мастер – класса:

- познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на примере выполнения работ в технике «рисование пластиковыми картами»,  рисование гуашью для последующего использования данной технике в своей работе с детьми

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого  мышления, фантазии педагогов, выполнить морской пейзаж  в технике рисования пластиковыми картами.

Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но она была, несомненно. Каждый ребенок с упоением рисует. Не думаю, чтобы вы были исключением из общего правила. Дети рисуют все что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верным рисованию остаются лишь единицы.

Придя в школу, учитель, в первую очередь проверит знания детьми букв, цифр. Ни один из них не поинтересуется даже: умеет ли малыш рисовать? Рисование, лепка, аппликация, труд всегда остаются на потом. "Ну, подумаешь, не успели порисовать, зато провели 2 математики, дома порисуете". А ведь речь идет о развитии творческой личности, гармонично развитой личности. Даже Л.Н. Толстой в свое время говорил: "...если в дошкольные годы ребенок не научится творить, придумывать, то в зрелые годы он все будет копировать".

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми, радость от встречи с прекрасным.

? Чем рисование помогает ребёнку развиваться?

  • помогает постичь науку добра,
  • воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей,
  • дает возможность сделать прекрасное своими руками, да еще с помощью таких совершенно нетрадиционных и привлекательных техник.

 Это способно удивить всех.

Поэтому со своим детьми мы творим в разных художественных техниках, удивляем всех своими творениями.

Разные техники с детьми изучали

Кляксография,

Монотипия, граттаж,

И даже по мокрому мы рисовали,

Да и пластилин не забывали .

Кляксография – это рисование кляксами,

Здесь целое поле для нашей фантазии:

Поставил кляксу и дальше рисуй!

Все, что увидел в ней, сам дорисуй:

Птиц или рыб, дома и людей,

Даже сказочных, волшебных зверей.

Есть еще интересная техника:

Акварель и цветные мелки.

Чтобы домик с крышей соломенной

И журавль на высоком стогу

Заиграли яркими красками,

Нужно акварель нанести на мелки.

Ну, а теперь порисуем по мокрому,

Здесь не надо много труда,

Намочим лист бумаги мы,

Чтобы лес, цветы и трава

Оказались под дождем и в тумане

И на луг растекалась вода.

Зубочисткой процарапать –

Это техника граттаж.

Нам понадобятся свечи,

Вдохновение, кураж!

Можно взять мелки цветные –

Это тоже хорошо.

Приступаем мы к работе,

Покрываем картон плотный

Свечкой или же мелками –

Дети выбирают сами –

Не рисунок, только фон.

На него гуашь побольше

Или тушь,

Подсыхает он подольше,

Дальше нанесем рисунок,

Зубочистку мы берем

И по нашему рисунку

Смелою рукой ведем!

Получается картина –

Всем родителям на диво!

Я остановилась лишь на некоторых, наиболее интересных, на мой взгляд, доступных любому ребёнку нетрадиционных техниках, которые я использую в работе со своими детьми.

III этап. Занятие «Разноцветное море»

Посмотрите, пожалуйста и назовите какие материалы помогли мне нарисовать морские виды? А сейчас я вам предлагаю попробовать нарисовать море ещё одним интересным способом.

Рисование пластиковыми картами.

Представление технологии

Пластиковая карта используется в рисовании, как инструмент художника – мастихин. Мастихин – металлическая лопатка, которая служит художнику для перемешивания краски на палитре и нанесения мазков на поверхность холста. Мы используем пластиковые пластинки разного размера, вместо кисти.  Для того чтобы выполнить рисунок  с помощью пластиковой карточки – надо подготовить лист бумаги, палитру, кисти, щетинную кисть,  мастихины - пластиковые пластинки, гуашь.

На листе бумаги можно рисовать гуашью, нанося на поверхность разноцветные мазки мастихином. Смешивание красок позволяет создать плавный переход и получить зрительный стереоэффект. Именно этим способом удобно изображать пейзажи. Дополнительный эффект объёма можно получить используя для прорисовки кроны деревьев, травы – щетинную кисть.

Начинать работу надо с подготовки краски, для этого на палитру наносится краска, которой  в дальнейшем будем рисовать, в зависимости от задуманного.  Затем на бумагу  наносится краска разными пластинами для изображения фона пейзажа. В пейзаже так же прорисовываются окружающие предметы  - деревья, трава, кусты и т.д., для их прорисовки можно использовать сухую щетинную кисть . При необходимости наносится краска кистью, для прорисовки мелких деталей.

 Показывается  последовательность работ.

Применение данного способа изображения для рисования пейзажных картин, натюрмортов…

Педагогам предлагаются для творчества следующие материалы:

  • Гуашь,
  •  Палитра,
  • Пластиковые пластины разного размера,
  • Кисти, щетинная кисть,
  • Бумага на выбор.

Рефлексия.

Что нового узнали из полученных знаний?

В какой технике нетрадиционного рисования вам понравилось рисовать больше всего?

Какие знания вам пригодятся в вашей работе?

Положите цветную полоску, какое настроение у вас появилось  после нашей встречи.

Описание нетрадиционных художественных техник.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: картон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см)

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно прорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник рисования"

Мастер класс был подготовлен к конкурсу "Учитель года"...

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Удивительное рядом" для педагогов дошкольного образования

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования. Предсавлены разные техники: монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, рисо...

Мастер - класс по нетрадиционным техникам рисования в детском саду. Рисование клеем ПВА

Нетрадиционные техники рисования подходят для развития творческих способностей детей и взрослых различного возраста, Использование нетрадиционных техник позволяет быстро получить интересное, необ...

Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...

Презентация мастер –класс по нетрадиционной технике рисования (рисование солью, ниткография)

Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать....

Мастер класс по нетрадиционной технике рисования "Рисование тычком "Цветок"

Масстер-класс предназначен для родителей или педагогов. С помощью этого мастер - класса вы легко научитесь сами и сможете научить своего ребёнка рисовать цветок....