Доклад «Использование цвета как средства выразительного решения образа в рисунках и аппликациях детей»
учебно-методический материал по рисованию по теме

МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.po_izo.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Использование цвета как средства выразительного решения образа в рисунках и аппликациях детей»

Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Выразительность детских рисунков - пассивное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Выразительность - качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старших таковым не является. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.

Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Иногда ребенок отдает предпочтения какому-то одному: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Ребенок - дошкольник может использовать любимый цвет иногда не адекватно, в любом противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае, он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» образу, как бы украшает его. Может чередовать цвета, например малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги (Моя мама красивая). Исследователи детских рисунков отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная, небо - синее и т.д.

Другое свойство линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией.

Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значительный для него образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Малышу очень трудно передать движения. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно. Например: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти. Рисуя, малыш использует и такое средство как агглютинация - склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, средств разных предметов. Н.П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна посредством и способом.

По мнению Е.А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком, важно видеть процесс выполнения рисунка. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески.

Рекомендуется давать детям такие задания, которые с необходимостью требуют активного цветового решения, сознательного выбора цветов и цветосочетаний. На занятиях по аппликации дети работают сознательно с выбором цвета: каждый ребенок по своему вкусу отбирает, например: цвет бумаги для ваз, а затем для фона. Когда, наклеив вазы, дети дополнительно вырезают и наклеивают фрукты, цветы, ветви, они также заботятся о получении красивых цветосочетаний.

Особого внимания к цветам требует рисование с натуры. Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того одни предметы оказываются темнее, другие светлее.

Задача воспитателя – научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Большие возможности для развития чувства цвета у детей заключены в декоративном рисовании и разного рода работах декоративного характера (аппликация, раскрашивание лепки). Богатый материал для художественного воспитания дает народное, в частности русское декоративное творчество.

Вывод:

 В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают, прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет - самый могучий чародей в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями. Так же все средства выразительности объединяются в композицию. Она задает произведению определенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его идее. Отсюда следует, что все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Цвет -как средство выразительности детского рисунка"

Статья «Цвет – как средство выразительности детского рисунка».Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образцу; он помогает выявить основ...

«Цвет как средство выразительности детского рисунка»

 Эстетическое воспитание детей как средство решения задач эстетического и духовного развития личности....

Цвет как средство выразительности детского рисунка

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу; он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому проя...

Развитие выразительности художественного образа в рисунках старших дошкольников в процессе создания иллюстраций к детским сказкам

Статья посвящена развитию выразительности художественного образа в рисунках старших дошкольников в процессе создания иллюстраций к детским сказкам. Рассмотрены наиболее эффективные методы и прие...