Главные вкладки

    Цвет как средство выразительности детского рисунка.
    статья по теме

    Доклад.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon cvet_kak_sredstvo....doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цвет как средство выразительности детского рисунка.

    Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передает отношение к создаваемому образу; он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому проявить свою индивидуальность.

    Как мы знаем из курса психологии, для передачи горя, страдания используются неяркие, приглушенные или темные, мрачные цвета. Желтый цвет излучает тепло, веселье; оранжевый – также веселый, радостный, добрый цвет. Богат ассоциациями зеленый цвет, кроме того, он создает спокойное, уравновешенное, миролюбивое настроение. А вот синий цвет нередко вызывает ощущение грусти и печали.

    Психологические исследования свидетельствуют: детей с точки зрения предпочтения цветовых решений можно условно разделить на 3 группы. Дети I-ой группы чаще всего используют радостные цвета (оранжевый, красный, желтый, зеленый) и их оттенки. У детей II-ой группы любимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой – синий, серый – голубой, красный – розовый). Дети III-ей группы всегда выбирают темные цвета и их сочетания (черный, серый, коричневый, синий).

    Основываясь на своем опыте при проведении анализа детских работ, я сделала вывод: дети передают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, небо голубое, снег белый, трава зеленая).

    Видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа в разное время года). Но, рисуя, обычно пользуются одними и теми же карандашами и красками, не стремясь и не умея создать новые цвета и оттенки. Почти не используют цвет для того, чтобы выразить настроение и отношение к изображаемому.

    Исходя из вышесказанного, необходимо обратить внимание на развитие чувства цвета у детей, продумать определенную систему работы. В качестве приоритетных направлений педагогической деятельности необходимо наметить:

    1. развитие у детей чувство цвета;
    2. его эстетическое восприятие;
    3. умение широко использовать как средство выразительности при создании художественного образа, передачи настроения, характера образа, своего отношения к нему.

    Работа эта должна проводиться в системе в течение года в форме занятий по ознакомлению с искусством и обучению рисованию, а также в свободное от занятий время.

    С детьми необходимо анализировать различные цвета, составлять их оттенки, смешивать краски для получения новых, добавлять белую краску в другие цвета (разбеливать), соединять контрастные цвета – холодные и теплые.

    Занятия особенно в младших группах рекомендую проводить в игровой форме, взяв на постоянную основу какого-нибудь персонажа сказок. Персонаж совершает разные превращения с красками, и дети с удовольствием включаются в игру. В старших группах дети эти действия могут производить сами, и им это доставляет большую радость.

    В течение года, как я уже сказала, с помощью цвета учим детей передавать свои чувства: любовь, радость, отчаяние и гнев.

    В начале года детям предлагаются простые задачи: передать ассоциации, возникающие при восприятии происходящего в природе («огонь», «ветер», «цветут маки», «лужи»). К концу года – более сложные, которые побуждают детей передать внутреннее состояние («любовь», «грусть моя», «мое настроение», «мой сон»).

    Важно также помочь детям почувствовать, как цвет предмета меняется в зависимости от фона. Обращайте внимание детей на то, как выглядит красное яблоко на зеленом фоне (яркое, аппетитное), на оранжевом (яблоко погасло). Почему? Потому что рядом похожие цвета – они сливаются.

    Рассматриваются другие предметы: ваза, чашка, огурец на разном фоне, и отмечайте на каком фоне лучше смотрится тот или иной предмет.

    С моей точки зрения нужно научить детей рисовать с натуры. Для этого в год необходимо провести около 10 занятий. Сначала нужно научить детей рисовать реальные предметы так, чтобы цветом передать их фактуру, свое отношение к ним, их настроение.

    «Посмотрите в окно. Видите, какая сегодня прекрасная погода, как ярко светит солнце? Свет падает из окна на предметы, которые вы будете рисовать. Посмотрите, на каждом предмете есть более светлые и более темные места. Почему? Потому что один и тот же цвет на свету выглядит иначе, нежели в тени»

    Хочу немного остановиться на ознакомлении детей с произведениями искусства. Оно невозможно без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая достигается с помощью живого слова педагога, его диалогов с детьми, музыки, поэтических текстов, игровых ситуаций. Осень всегда вдохновляла художников своей красотой и очарованием. «Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. Осень – праздник золота и синевы, радостный праздник красоты и немного грустный, ведь эта красота прозрачная», - такой увидел осень художник Левитан. Небольшой рассказ воспитателя поможет ребенку глубже воспринять картину и вложить в свою работу собственные мысли и чувства.

    При наблюдениях за природой обращаем внимание детей на цвет природных объектов, например, неба. Выясняем, небо бывает разного цвета, это зависит от времени года, погоды, времени суток и освещения. Что можно сказать о небе? Какое оно? Хмурое, пасмурное, тревожное, радостное, безоблачное, светлое и т.д. Какие цвета нам помогут передать настроение грусти? Радости? Что изменится в рисунке, если грустные цвета мы изменим на радостные? – грустная картина станет радостной.

    Также как небо рассматриваем траву, землю, снег. Первый снег чистый, белый, пушистый; старый – слоистый, слежавшийся, его обдували ветры и подтачивали оттепели. Снег может быть сероватым, голубым, розовым, золотистым и даже разноцветным.

    А какой цвет в царстве снегурочки? (голубоватый, розовый, серебристый). А у Снежной Королевы? (синий, фиолетовый, колючий). А у Кощея Бессмертного? (темный, черный, серый, мрачный). Наблюдаем за природой в разное время суток. Рисуем солнечный и непогожий дни. Решаем, какие краски надо взять для изображения солнечного дня, пасмурного дня.

    В результате проводимых занятий дети учатся соотносить цветовое решение с временем года, освещением, погодой, использовать цвет в качестве средства выразительности, соотносить цветовое решение и задуманное содержание. Дети приобретают и технические навыки: умение смешивать краски и использовать полученные оттенки для создания соответствующего настроения и колорита рисунка.

    Еще одним направлением развития чувства цвета является ознакомление с жанром портрета. На первом этапе рассматриваем произведения искусства, на втором – в процессе рисования портрета друга, мамы, сказочных героев (как добрых, так и злых) учу детей использовать цвет для передачи настроения и характера героя и своего отношения к нему. Предлагая нарисовать портрет друга, можно обратить внимание, чтобы они увидели и передали черты, которые свойственны именно ему и отличают его от других. Можно предложить детям нарисовать одного и того же человека в разном настроении. Как добиться этого? Ну, конечно, цветом, используя прием смешивания красок.

    Можно предложить детям создать портреты «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

    Для детей непривычно воплощать в рисунке отрицательных героев: Бабу Ягу, Кощея Бессмертного. Если вы захотите нарисовать этих героев, какие краски возьмете? А если предложить детям нарисовать отрицательных сказочных героев в хорошем настроении, то какие тогда ему понадобятся краски?

    Главное в этих работах – эмоциональное восприятие цвета, смелый поиск цветосочетаний и свободный полет фантазии.

    По такому же принципу можно провести занятия «Сказочная птица», «Сказочные деревья», «Сказочный лес», «Сказочный снег». Я убеждена, что художественное эстетическое развитие, которое органично вплетается в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам большого искусства, имеет решающее значение в развитии личности в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.

    Цвет как средство выразительности детского рисунка

    Подготовила: Бурмистрова Н.Г.

    2007  г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья "Цвет -как средство выразительности детского рисунка"

    Статья «Цвет – как средство выразительности детского рисунка».Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образцу; он помогает выявить основ...

    «Цвет как средство выразительности детского рисунка»

     Эстетическое воспитание детей как средство решения задач эстетического и духовного развития личности....

    Доклад «Использование цвета как средства выразительного решения образа в рисунках и аппликациях детей»

    Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возраст...

    Реферат «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

    Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чув...

    Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

    ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

    Цвет как средство выразительности детского рисунка

    Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу; он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому проя...