Педагогический проект "Дымковский хоровод"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Плигина Елена Борисовна

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

Знакомство  детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором позволяет   детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_dymkovskiy_khorovod.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Дымковский хоровод»

Тип проекта: информационно - творческий

Участники: дети старшей группы, их родители, педагоги группы

Продолжительность проекта: краткосрочный(2 недели)

Автор-разработчик:

Воспитатель

Средней группы

Плигина Елена Борисовна

        

2014г.

  1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

Знакомство  детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором позволяет   детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

  1. Концепция проекта

Цель: Организация работы по созданию оптимальных условий для развития творчества детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
  • Формировать умение создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
  • Стимулировать умственную деятельность детей.
  • Закреплять умение лепить дымковские  игрушки, передавая их характерные особенности.
  • Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства – дымковскую игрушку.
  • Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку.
  • Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

Развивающие

  • Совершенствовать технику выполнения дымковского узора.
  • Развивать умение детей общаться между собой.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
  • Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.

Условия реализации проекта:

  • Организация включения в систему работы всех участников образовательного процесса – педагог, дети, родители.

Основные направления деятельности ДОУ в период реализации проекта:

Внедрение проекта «Дымковский хоровод» проходило в несколько этапов:

  1.  Этап-подготовительно – проектировочный:

-Создание у детей мотивации к проектной деятельности;

-Ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности, алгоритмами совместной деятельности с детьми.

2 этап-информационно – просветительский:

  • Определение средств реализации проекта, источников информации. Педагог выступает в роли консультанта, советчика или непосредственного участника проекта детей и родителей.

Третий этап – основной:

  • Организация собственно проектной деятельности;
  • Объединение усилий детей, родителей и воспитателей для изготовления дымковских игрушек.

Заключительный этап

  • Альбом «Дымковская игрушка»
  • Выставка – ярмарка  «Дымковский хоровод»

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы по ознакомлению детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой.

 Основными формами работы являются непосредственная образовательная деятельность, игры. Дети  в игре узнают  о специфике росписи, о палитре дымки, особенностях элементов геометрического узора. Средствами формирования представлений о видах народного декоративно-прикладного искусства у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и творческая деятельность.

Любой проект невозможен без поддержки и помощи родителей. С целью привлечения родителей были использованы самые разные методы и приемы: беседы, выставки детских работ, памятки и буклеты. Родители стали активными участниками проекта «Дымковский хоровод». Проект предполагает расширение кругозора детей об одном из видов народного декоративно-прикладного искусства-дымковская игрушка. С этой целью целесообразно проведение ряда бесед с родителями, в которых им даются рекомендации о том, как правильно отвечать на детские вопросы, на какие темы можно поговорить с детьми  во время возвращения из детского сада и прогулок.

  1. Стратегия и тактика проектных действий

Этапы

Задачи этапа

Деятельность детей

Деятельность педагога

Временной отрезок

Подготовительно –

 проектировочный этап

1.Определить содержание, формы работы с детьми и родителями.

2.Заинтересовать детей, создать яркие положительные эмоции.

3. Создать у детей мотивацию к проектной деятельности.

-Дети проявляют интерес к предлагаемой работе.

-Предлагают создать мастерскую, в которой будут изготавливать игрушки для выставки

-Определяют задачу, исходя из поставленной проблемы.

-Самостоятельно планируют этапы своих действий в соответствии с поставленной задачей.

-Проблемой проекта является создание выставки «Дымковский хоровод», в котором будет отражена деятельность мастерской «Дымка».

-Создает проблемную ситуацию: «Путешествие в село Дымково» (привезти бы сувениры из села – дымковские игрушки для выставки, да кончились сувениры, остались только одни картинки да иллюстрации.  Проблема: где взять сувениры? Сделать игрушки самим.)

-Доводит до участников проекта важность данной проблемы

Информационно –

просветительский этап

1.Стимулировать умственную деятельность детей.

2.Формировать умение детей общаться между собой.

3.Формировать умение планировать свою работу.

4.Создать условия для информационно-творческой  деятельности детей.

5.Способствовать возникновению желания у детей больше узнать об истории дымковской игрушки.

- Объединяются в рабочие группы: первая группа работает с глиной – лепят игрушки. Вторая группа занимаются их побелкой. Третья группа расписывают игрушки дымковской росписью.

-Систематизируют раннее полученные и вновь приобретенные знания.

-Изучает методическую литературу.

-Подготавливает материал для изготовления игрушек – глина, доски, стеки…

-Изготавливает папки - раскладушки  с элементами Дымковской росписи.

-Составляет конспекты занятий «Дымковская игрушка».

-Чтение детям произведений устного народного творчества: стихи, частушки.

-проводит с детьми беседы: о возрождении дымковской игрушки; об особенностях производства дымковской игрушки; о порядке  лепки игрушки.

Работа с родителями

Привлекает родителей к пополнению мини-музея: детские книги про Дымку,

Основной этап

1. Обогащать и расширять знания детей о дымковской игрушке

2.Формировать знания детей об основных приёмах и элементах Дымковской росписи

3. Развивать творческую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки.

4. Формировать умения детей отражать свои знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.

5. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения совместной творческой деятельности.

6.Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма, формы и пропорций;

-Активно участвуют в играх, беседах.

-Отвечают на вопросы.

-Рассматривают иллюстрации

-Обобщают и анализируют полученные знания.

-Разучивают стихи, частушки про Дымку.

-Расписывают платочки элементами дымковской росписи.

-Составляют узоры дымковской росписи на игрушках, вырезанных из бумаги.

-Самостоятельно выполняют работу в подгруппах

-Анализируют совместно с воспитателем выполненную работу

-Организует беседы: «Путешествие в село Дымково», «Многоцветье дымки»(о красках, используемых мастерами при росписи дымковских игрушек, об элементах, которые входят в дымковский узор).

-Составляет план лепки игрушки.

-Организует беседы: о приёмах лепки; о соблюдении порядка за рабочим столом.

-напоминает о технике рисования (карточки «элементы дымковской росписи»).

-проводит игры на развитие творческого воображения;

-Моделирует проблемную ситуацию.

-Наблюдает за работой детей.

-Анализирует работы совместно с детьми.

-разрабатывает сценарий выставки-ярмарки «Дымковский хоровод».

Работа с родителями

-привлекает родителей к изготовлению атрибутов и костюмов для выставки-ярмарки «Дымковский хоровод»

Заключительный этап

1.Закрепить знания детей об изделиях декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушки.

2.Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

3.Способствовать применять  полученные знания и умения в творческой  деятельности.

4.Применение  своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

-Участие в выставке-ярмарке «Дымковский хоровод».

-Презентация тематического альбома «Дымковская игрушка».

-Проведение выставки-ярмарки «Дымковский хоровод»

4 .Ожидаемые результаты проекта:

для детей:

 -применение полученных знаний и умений в практической деятельности (самостоятельное изготовление игрушек);

- проявление творчества при изготовлении поделок;

-применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности;

-сформированы знания об изделиях декоративно-прикладного искусства – дымковская игрушка;

-обогащенное знание детей о видах народного декоративно-прикладного искусства;

-сформированы знания детей об основных приёмах и элементах Дымковской росписи;

-умение отражать знания детей об изделиях дымковской игрушки в творческой деятельности

для родителей:

-сформированная активная родительская позиция;

-повышение компетентности родителей в вопросах народного декоративно-прикладного искусства;

-активное участие родителей в жизни детского сада.

для педагогов:

-качественное освоение педагогами инновационных технологий по формированию представлений о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности дошкольников;

-создание необходимых условий для знакомства детей с дымковской игрушкой;

-повышение уровня профессиональной компетенции  педагогов.

  1. Ресурсная база проекта:

Материально-технические ресурсы:

  • энциклопедии, справочники, иллюстрации и другая информационная литература;
  • материалы для оформления результатов (глина (пластилин), гуашь).

Программно-методические ресурсы:

  • М.Ю. Картушина «Мы играем, рисуем и поем» для детей 3-5 лет
  • С.Е.Гаврина  «Развиваем руки-чтоб красиво рисовать»
  • И.В.Шматько «Воспитание искусством в детском саду»
  • Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская «Народные художественные промыслы»
  • Р.А. Бардина «Изделия народных художественных промыслов и сувениры»

Интернет ресурсы:

  • Doshkolnik.ru
  • festival. 1 september. ru
  • nsportal. ru / detsad. Ru

  1. Возможные риски и способы их преодоления

Риск:  недостаточное наполнение центра «Изобразительной деятельности» в группе.

Способ преодоления: пополнение центра «Изобразительной деятельности» за счет родителей и воспитателей.

Риск: недостаток знаний  о народных декоративно-прикладных искусствах

Способ преодоления: работы по самообразованию, изучение материала Википедии в сетях Интернет, изучение литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к миру народной хореографии через игры с пением и хороводы

                          Народное искусство развивает ассоциативное, образное мышление, служит средством формирования мир...

Русский народный танец. Хоровод (орнаментальный, игровой).

Что такое танец, его разновидности. основные фигуры хоровода. Игровые хороводы. Детские хороводные игры....

Музыкально - игровое развлечение для детей младшей группы «В хоровод, в хоровод, собирайся маленький народ»

Цель:• развивать двигательную активность детей;• воспитывать любовь к танцам;• способствовать созданию эмоционального благополучия....

Музыкально- игровое развлечение "В хоровод, в хоровод,собирайся маленький народ"

Цель: Доставить детям радость; развивать музыкально- ритмические навыки. Закреплять признаки зимы....

"Наш веселый хоровод" Консультация для воспитателей по использованию фольклорного материала в форме народных песен, игр и хороводов.

Консультация для воспитателей по использованию фольклорного материала в форме народных песен, игр и хороводов....

Педагогический проект "Масленичный хоровод"

В данном проекте представлены проведенные с детьми и родителями мероприятия Масленичной недели 2016 года в средней группе детского сада. Проект принял участие в конкурсе для детей и педагогов "Маслени...

Инновационный педагогический проект "Народная кукла в песенном хороводе"

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; развиваться, как личность, лю...