Формирование изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.
статья по рисованию по теме

 

Формы, методы и приёмы обучения изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.

Формы, методы и приёмы обучения изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.

Формы, методы и приёмы обучения изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР.

        Дошкольное детство является сенситивным периодом для становления многих видов деятельности. Интерес психологи и педагоги признают важным условием формирования деятельности дошкольников. Он выступает в качестве фона деятельности, способствует успешному её протеканию. Исследования некоторых сторон эстетического и художественного интересов детей дошкольного возраста (М.А. Верб, А.А. Журкин и др.) показали их роль развитии эстетической культуры и мировоззрения подрастающего поколения, а так же влияние на повышение уровня знаний детей. В проведенных ранее исследованиях изучались особенности интересов дошкольников: познавательных (Т.А. Куликова, Е.Ф. Рыбалко), игровых (Н.А. Бойченко), интереса к поэзии (В.Н. Андросова), природе (Л.Ф. Захаревич, Н.К.Постнинова), конструктивной деятельности (З.Н.Лиштван, В.Г.Нечаева и др.). Исследователи показали возможность формирования довольно устойчивых интересов уже в дошкольном детстве. Проблема формирования интереса к изобразительной деятельности у дошкольников еще не была предметом специального исследования, хотя, как отмечают многие исследователи (Н.А.Ветлугина, Т.Е. Комарова), успех обучения на занятиях по изобразительной деятельности во многом зависит от наличия у детей интереса к ней.

        Задача воспитания интереса к изобразительной деятельности является одной из основных. Интерес к изобразительной деятельности - сложное психическое образование, он включает эмоциональный настрой, выступает как избирательная направленность на изучение детьми предметов и явлений окружающей действительности; углубляет эстетические переживания; побуждает к этой деятельности, способствует совершенствованию знаний и умений, является основой формирующихся склонностей и способностей; развивается в результате активной деятельности ребенка. Его составными элементами являются:

  1. эмоциональные проявления, которые составляют основу данного интереса и выражаются в положительном предпочтительном отношении к деятельности;
  2. проявления, характеризующие познавательную активность;
  3. волевые усилия в деятельности.

        Интерес к изобразительной деятельности создаётся при наличии положительных эмоций у детей, определённых педагогических условий, обогащения содержания и методов обучения, различных форм организаций занятий. Интерес играет большую роль в обучении дошкольников изобразительной деятельности, способствует развитию специальных художественных способностей. Из этого следует, что формирование его будет способствовать повышению эффективности обучения детей рисованию, лепке, аппликации.

Чаще всего интерес дошкольника неустойчив, или же определенная его устойчивость к тематике, материалу характеризующийся поверхностным содержанием, устоявшимися шаблонами в изображении знакомых предметов. Формирование интереса к изобразительной деятельности происходит при наличии следующих педагогических условий:

1) оснащение занятий разнообразным материалом для рисования, лепки, аппликации; подбора необходимых наглядных пособий;

2) создание у детей положительного отношения к предстоящей деятельности через разнообразные предварительные работы, стимулирующие интерес;

3) сообщение детям некоторых общих сведений о художниках, произведениях изобразительного искусства, видов изобразительной деятельности, материалах и т.п.;

4) обучение способам художественно-образной передачи предметов, явлений действительности, совершенствование с этой целью технических умений и навыков;

5) создание поисковых ситуаций с целью развития самостоятельного развития выполнения детьми творческих заданий разной степени сложности;

6) планирование занятий тематическими циклами, установление естественных взаимосвязей между видами изобразительной деятельности, проведение занятий с целью развития у детей интереса к созданию образа различными выразительными средствами;

7) выполнение детьми коллективных работ с учетом относительно устойчивых индивидуальных интересов каждого ребенка [1]

Формирование интереса влияет не только на характер изобразительной

деятельности, но и на развитие положительных взаимоотношений между детьми. Интересная, содержательная работа, создание коллективных композиций объединяет их общими, яркими переживаниями, вследствие чего дети становятся более организованными, дружными, внимательнее относятся друг к другу, радуются успехам сверстников, оказывают по собственной инициативе помощь. Положительные взаимоотношения, которые складываются у детей на занятиях по изобразительной деятельности, являются значительным стимулом в развитии интереса к ней. [2]

         «В свою очередь формирование у старших дошкольников интереса к этой деятельности способствует установлению между детьми взаимопонимания, положительных взаимоотношений, так как дети видят результаты работы каждого.

        Развитию интереса способствовала и организация выставок детских работ, что являлось одним из средств поощрения одних детей и стимуляции к деятельности других. Углубленный относительно устойчивый интерес у отдельных детей постепенно расширялся и переносился на другие виды изобразительной деятельности. (например, интерес к декоративному рисованию переносился на декоративную лепку, аппликацию и т.п.) Таким образом, формирование интереса обеспечивало динамику в его развитии» (Л.А. Блащук)

        Коллективные композиции - рисунки, аппликация, лепка - радуют детей не случайно. Ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Однако в массовой практике такого рода занятия проводят эпизодически. Можно выделить несколько форм организации, которые преобладает в разных возрастных группах. Наиболее простая форма - каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы педагог объединяет в общую композицию; скажем, кто-то вырезает и склеивает птицу, кто-то цыпленка, кто-то цветок. Из этих изображений и составляется картина («Птицы на дереве», «Цыплята гуляют по травке», «Цветы на поляне» и т.д.)

Другая форма - составляется несколько подгрупп, и каждая выполняет свою часть общей композиции; одна разрабатывает узор для середины ковра, другая - украшения поля, третья - кайму. На другом занятии подгрупп создают картину уголка природы: одна подгруппа вырезает и наклеивает растения, другая готовит обитателей клеток, аквариума, третья вырезает камешки для аквариума, клеток, веточки для птиц и другие необходимые атрибуты.

Прежде всего, выбор той или иной формы занятий зависит от возраста детей, темы, количества и от того, когда выполняется работа - на общегрупповом ли занятии, или в свободное время или в процессе самостоятельной художественной деятельности. Допустим тема занятия - рисование коллективной картины «Лес». Примечательно: тема эта приемлема для работы во всех возрастных группах; сложность содержания углубляется соответственно изображаемому времени года (белый, светло-зеленый, светло-оранжевый). Бумага прикрепляется на мольберт так, чтобы на ней могли рисовать одновременно двое-трое детей.

Остальные ребята, если их немного, чтобы не изнывали в ожидании своей очереди, образуют полукруг.

Возможен и другой прием. Два стола, составленные в длинный ряд, покрываются бумагой (можно использовать оберточную сторону обоев). Дети, сидя или стоя, выполняют задание. Каждый рисует столько деревьев, сколько захочет. Законченную композицию желательно рассмотреть; если кто-либо изъявит желание дополнить сюжет, ему предоставляется эта возможность.

Примерно так же организуется занятие по рисованию на тему «Цветущий луг». Желательно заранее обговорить с детьми цвет бумаги, композицию рисунка. ( Вообще, если педагог советуется с детьми, то он тем самым развивает в них активность, творческую самостоятельность). Допустим, что решили использовать лист бумаги круглой формы. Это для клумбы, а композицию выполнить в аппликации. Так на глазах детей, общими усилиями, создается яркая картина, которая, несомненно, вызовет чувство радости.

Темы для коллективных работ неисчерпаемы: «Рыбки в аквариуме», «Неваляшки гуляют», «Веселый поезд» и многое другое. Поезд составляется из вагончиков, которые заранее подготовили ребята; цветовое решение будет зависеть от того образа, который создадут дети. Поэтому желательно заранее обсудить этот вопрос. В старшей группе - в рисунке, аппликации - можно создать декоративную композицию. В одном случае дети рисуют узор на полосе или квадрате. Законченные рисунки объединяются в общую декоративную композицию - в стиле какого-либо вида народного искусства - на большом листе бумаги. Узор в середине панно выполняют дети, наиболее успешно овладевающие навыками рисования. В другом случае воспитатель вместе с детьми на большом листе бумаги определяет композицию будущего узора: середину, кайму, углы. Разумеется, педагог активно привлекает детей: вместе обдумывают будущий сюжет, осуждают содержание изделия, где и как будет размещен узор, колорит и декоративные компоненты.

        «Главная задача - помнить интересы и возможности детей, избегать формализма и шаблона в работе. Композиция создается последовательно. Сначала рисуют узор в середине. Работу эту выполняют двое - трое детей. (Для этого лист удобнее разместить на столе, таким образом, возможен подход с разных сторон). Затем узор по углам; так же оформляется и кайма. Декоративная композиция выполняется так же и в аппликации.» (Т.Комарова, А.И.Савенков)

Методически целесообразно объединять детей по двое - трое.

Такой прием рождает деловое общение, дети учатся договариваться друг с другом. Ценность занятия: и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом.

        Продуктом художественно- творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребёнок применяет действия, сопоставляя их результаты с изображаемым предметом и оценивает их правильность. Движения руки, направленные на выполнения рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить с самого начала приобщения к рисованию надо учить ребенка правильно держать карандаш, кисть, мелок, правильно пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования.

        Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линий, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: постельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Овладеть техникой ребёнку необходимо для того, чтобы он смог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления о происходящем в жизни событий и явлений.

        Поэтому обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет, чтобы научить малышей целенаправленным кругообразным движениям, можно рассказать какую-либо историю. (Например: «Села бабушка вязать внучке шарф. Вязала, вязала, устала и задремала. Увидели котята, что, бабушка спит, и стали играть с клубками. Размотали все нитки. Бабушка проснулась и ахнула. Что делать? Как распутать нитки и намотать их? Давайте поможем бабушке: смотаем все нитки в клубочки. Делать это надо так».

Воспитатель показывает, как нужно карандашом «намотать» нитки на клубок.). Для закрепления образа движения руки вызвать для показа двух - трёх ребят, а затем предложить всей группе «порисовать» карандашом клубочки в воздухе. После этого дети могут рисовать уже на бумаге. При повторении изобразительных действий формируется свобода движений, уверенность движений руки, изобразительные умения. Это доставляет детям радость, вызывает чувство удовольствия, желание рисовать. В результате складывается положительное отношение к этой деятельности.[3]

        Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительной движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно, держать карандаш, кисть рациональным способом из использования - достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого. Показ взрослого - образец действия, которому нужно следовать и усвоить который можно только благодаря обучению.

        В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую лёгкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) - щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат - неудовлетворённость, огорчение, потеря интереса. Кто из педагогов не сталкивался с подобным поведением в процессе занятия: не получилась та или иная линия, растеклась краска, и ребёнок бросает карандаш, кисть. Эмоционально неуравновешенные могут даже заплакать, отказываются рисовать. Если вовремя не помочь ребенку, то занятия рисованием превращаются в муку.

        Развитие моторики (начинается оно очень рано и постепенно усложняется с включением все более сложных орудийных деятельностей и среди них рисование, лепка, аппликация) имеет огромное значение для развития мышления, разнообразных способностей (как образно сказал В.А.Сухомлинский, «способности детей на кончиках пальцев»). Развитие различных психических свойств, качеств, процессов позволяет ребенку легче адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности.

        Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом создания изображения. Так, на занятиях в детском саду ребёнок овладевает сложными и тонко дифференцированными навыками и умениями, связанными с употреблением некоторых орудий и инструментов - карандаша, кисточки, ножниц, стеки, требующих точной координации движений под контролем зрения.

         Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно от занятия к занятию, а воспитатель постоянно учит их правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисования дети овладевают правильными способами не входе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.

        «Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие [4] .

            Для рисования в детском саду можно предоставлять различные материалы: цветные карандаши, краски (гуашь, акварель), цветные восковые мелки, фломастеры, угольный карандаш. Детей знакомят с техникой использования материалов, их выразительными возможностями. Как правило, вначале (в младших группах) на занятиях материал определяет воспитатель. Постепенно по мере того, как дети овладевают разными материалами, педагог подводит их к осознанному выбору материала для рисования. И не следует бояться того, что они выберут не то. Гораздо важнее, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать такими материалами, который ему больше понравился, пусть даже он ошибается. Когда в конце занятия ребёнок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит и разнообразие технического решения изображения. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребёнок должен ощущать возможность выбора. Это так же способствует развитию творчества.

        В подготовительной к школе группе, когда освоены изобразительные и выразительные возможности нескольких материалов, предложите детям в одном рисунке использовать сочетание различных материалов. Выразительно выглядят рисунки, в которых  цветные восковые мелки сочетаются с гуашью (белилами); картину зимнего леса можно нарисовать сангиной, угольным карандашом и гуашью. Использование этого материала позволит передать цветовой контраст пейзажа: темные силуэты деревьев на фоне белого снега. Мягкие цветовые сочетания позволяют предать соединение в рисунке цветных карандашей и гуаши.

           Детям нравится рисовать акварелью на влажной бумаге, которую они сами научились смачивать влажным тампоном или кистью. Мягко растекающаяся краска позволяет передать плавные оттенки одного цвета, а при использовании разных цветов - мягкие переходы одного цвета в другой. Овладев этой техникой, дети сами приготовят бумагу нужного им для рисунка тона (в соответствии с их замыслом).

        «Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным. Всякий раз ребенок должен пробовать, искать, чтобы решить, с помощью какого материала он может получить более выразительное изображение. Это высшая ступень умений, которые дети с ЗПР могут освоить в детском саду. Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умение умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатит их рисунки. (Л.В.Компанцева, А.И.Савенков).

Список использованной литературы:

  1. Блащук Л.А. «Проблема воспитания интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников» //Психолого-педагогический вопрос совершенствования воспитания и обучения в детском саду. - М., 1984.

2.Слепович Е.С. «Игровая деятельность дошкольников с ЗПР» М.Пед. 1990

3.Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам и умениям» //Д/в - 1991.-№2

4. Волков А.Н. «Восприятие рисунка и предмета» Автореферат канд. дис. М., 1949.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Изобразительная деятельность с детьми, имеющими задержку психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) у детей проявляется прежде всего в отставании развития их психической деятельности. У детей с ЗПР отмечаются проявление синдрома гиперактивности (дефицит внимания,...