Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разнообразием сказочных архитектурных образов
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Виноградова Светлана Станиславовна

Были разработаны 2-е серии занятий, направленных на ознакомление детеи с разнообразием сказочных архитектурных образов, разнообразием их формы
и деталей. Занятия включали в себя следующие виды деятельности: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрации, беседы, рисование.

Были подобраны произведения художественной литературы — народные и авторские сказки, в которых дается описание необычных домов, иллюстрации к этим произведениям.

Общие задачи занятий первой серии: вызвать у детей эмоциональный отклик на художественные образы иллюстраций, познакомить детей с вариативностью формы зданий (дома в виде горшка, дерева, яйца, часов), учить детей видеть необычность архитектурных образов.

Общие задачи занятий второй серии: вызвать у детей эмоциональный отклик на художественные образы иллюстраций, учить детей видеть необычность архитектурных образов, познакомить с архитектурными деталями, с их функциями в сооружении: наличники (накладные планки вокруг окна, двери)-, конек (деревянное резное украшение на крыше избы),
ставни (дощатые или железные створки для прикрытия окна), причелины (лицевые доски сверху крыши), фундамент (основание, служащее опорой для здания), веранда (открытая или застекленная легкая пристройка к дому вдоль стены), колонна (сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании). Особое внимание также уделялось различным материалам, из которых изготовлены сказочные дома (дерево, слома, ветки, кирпич и т.д.), выразительности образов (покосившиеся наличники избушки на курьей ножке, обвалившаяся штукатурка старого дома и т.д.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_oznakomleniyu_detey_starshego_doshkolnogo_i.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста с разнообразием сказочных
архитектурных образов.

Занятие № 1. Чтение.русской народной сказки "Теремок" в обработке А.Н.Толстого. Рассматривание иллюстраций (художник — В.Хлебникова).

Педагог читает сказку: "Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает: - Чей домок-теремок? Кто в тереме

живет? и т.д.".

После чтения произведения дети рассматривают иллюстрации. Педагог
задает вопросы: "Из чего звери сделали себе теремок?" (из горшка) "Какой он
формы?" (овальный). Дети отмечают, что каждый новый жилец теремка
сделал для себя пристройку к горшку.

Занятие № 2. Загадки К.И.Чуковского. Рассматривание иллюстрации

(художник — С.Власов).
Педагог загадывает загадку:

Был белый дом,
Чудесный дом,


Живое выбежало чудо,-
Такое теплое, такое

И что-то застучало в нем. Пушистое и золотое.
И он разбился, и оттуда

Дети отгадывают (цыпленок). Педагог спрашивает детей: "А что это за

дом такой белый? (яйцо). "Какой он формы? (овальный). "Из чего сделана

крыша домика?" (из листьев).

Занятие № 3. Чтение отрывков из сказочной повести А.-А.Милна
"Винни-Пух и все-все-все". Рассматривание иллюстраций (художник-

Э.Назаров).

Педагог читает детям некоторые главы повести (в частности, главу ):
"Лучший друг Винни-Пуха, крошечный поросенок, которого звали Пятачок,
жил в большом-пребольшом доме, в большом-пребольшом доме, в большом-

Ф 

пребольшом дереве. Дерево стояло в самой середине леса, дом был в самом
середине дерева, а Пятачок жил в самой середине дома... и т.д.". После
чтения дети рассматривают иллюстрации. Педагог задает вопрос: "Ребята,
где живет Пятачок? (в дереве). Дети рассматривают дом: окно со ставнями,

лестницу, дверь, колокольчик.

Занятие № 4. Чтение глав из сказочной повести Э.успенского

.Ф /'

"Гарантийные человечки". Рассматривание иллюстрации (художник-

В.Пощастьев). 

Педагог читает некоторые главы из повести (Глава 1):...на стене кухни
висели огромные старинные часы. С башенками, с толстыми литыми
стеклами и большущим желтым маятником. Над циферблатом было окошко
для кукушки. В этих часах сбоку открылась дверца, и вниз скатилась
веревочная лестница. Она доставала как раз до самого пола. Человечек из
холодильника обернулся и посмотрел наверх. Он увидел другого маленького
человечка —
очевидно - хозяина часов..." После чтения дети рассматривают
иллюстрации. Воспитатель: "Ребята, посмотрите, как художник изобразил
часы, в которых живут И.И. Буре, мышонок Вася и кукушка Машка. Они

похожи на настоящий дом — с крышей, колоннами, "чердачным окошком
для кукушки. Сбоку — дверь в этот необычный дом. Помните, как
гаранти
йные человечки поднимались в часы? (по веревочной лестнице).

Занятие № 5. Сказочный дом (рисование). Цель занятия: учить детей создавать оригинальные, выразительные образы сказочных домов, формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании зданий.

Педагог предлагает детям нарисовать сказочный дом. Дом сказочный,
поэтому он должен быть необычной формы. "Подумайте, кто будет жить в

этом домике".

Анализ. Иллюстрации вызывали эмоциональный отклик детей.
Наибольший интерес вызвала иллюстрация "Дом-яйцо". Это отразилось в

рисунках детей.  В рисунках появилось изменение формы сказочных здании.
Однако наблюдается недостаточное количество разнообразных
архитектурных деталей.

Знакомству детей с архитектурными элементами
посвящена 2-ая серия занятий.

 Занятия второй серии:

и

Занятие № 1. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» в обработке А.Н.Толстого. Рассматривание иллюстраций (художник — Т.Савченко). Педагог читает сказку: "Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит  избушка на курьей ножке об одном окошке, кругом себя поворачивается…и т. д.

После чтения дети рассматривают иллюстрации. Педагог просит детей описать избушку на курьей ножке дети рассказывают, воспитатель поощряет их ответы). "Ребята, из чего сделана эта избушка?" (из бревен). А как вы догадались? (видны бревна и кольца-концы бревен). Воспитатель обращает внимание детей на детали избушки — ставни, наличник, конек, причелины. "Ребята, как вы думаете, избушка новая или старая? (старая). Почему? (видны трещины в бревнах, ставни покосились).

Занятие № 2. Чтение сказки С.В.Михалкова "Три поросенка".

Рассматривание иллюстраций художник — М.Рудаченко). 

Педагог читает сказку: "Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы... Уже к вечеру его хижина была готова...Нуф-Нуф вбил в землю колья, переплел их прутьями, на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов... Наф-Наф натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный прочный дом... Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом... и т.д..

Педагог вместе с детьми сравнивают на иллюстрациях три дома. Дом Ниф-Нифа — соломенный, похож на сноп видны соломинки, колоски, жгуты, крученные из соломы). Такой дом очень ненадежный. Дом Нуф-Нуфа — из веток.

На крышу поросенок насыпал опавших листьев. Его домик тоже оказался непрочным. Наф-Наф построил каменный дом, с дубовой дверью,

кирпичной крышей, трубой. Этот дом спас поросят от волка.

Занятие № 3. Чтение сказки братьев Гримм 'Тензель и Гретель.". 

Рассматривание иллюстраций художник — С.Фролова).

Педагог читает сказку: "Подошли они ближе, видят — сделана избушка из
хлеба, крыша на ней из пряников, а окошки все из прозрачного леденца... и
т. д.  После чтения дети рассматривают на иллюстрации пряничный домик. Дом красивый, нарядный, ведь он целиком сделан из сладосте
й. К двери ведут две ступеньки. Над дверью красуется крендель. На крыше леденцовый петушок, башенка с флажком, труба. Так и хочется съесть этот домик!

Занятие № 4. Чтение отрывков из сказочной повести Т.Янссон 
"Маленькие тролли и большое наводнение". Рассматривание иллюстрации

(художник Т.Янссон). 

Педагог читает сказку: "...там, посреди зеленого луга, стоял дом, сильно
напоминавший печь, очень красивый дом, выкрашенный голубой краской...

и т.д.".

Дети рассматривают на иллюстрации дом Муми-тролля — высокий, трехэтажный, сделан из досок (они видны — длинные полоски). К дому пристроено крыльцо, слева — веранда, справа — погреб. Видны камни фундамента.

Черепичная крыша оканчивается шпилем. Из чердачного окошка спускается веревочная лестница. Воспитатель объясняет назначение
таких частей здания, как веранда, фундамент, погреб и др.

Занятие № 5. Чтение сказки Г.-Х.Андерсена "Стойкий оловянный

солдатик". Рассматривание иллюстраций (художник — Е.Монин).
Педагог читает сказку: "...лучше всех игрушек был чудесный картонный
дворец . Сквозь его маленькие окна были видны все комнаты. Перед самым
дворцом
 лежало зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг
этого зеркального озера на деревянных подставках стояли маленькие зеленые
деревья. По озеру плавали восковые лебеди... и т.д.". На иллюстрации дети
рассматривают дворец. Он богато украшен: балконы, башенки, колонны,

арки, необычные окна.

Занятие № 6. Чтение сказки Г.-Х.Андерсена "Старый дом".

Рассматривание иллюстраций (художник — А.Архипова).

Ф \Ф

Педагог читает сказку: "На одной улице стоял старый-престарый дом,
построенный лет триста тому
назад. Это можно было прочесть на балке, где

год его постройки был вырезан в обрамлении тюльпанов и плетей хмеля. Там
же было целое стихотворение, написанное буквами, какими писали в

старину, а над каждым окном красовались уморительные рожи. Верхний 
этаж далеко выступал над нижним, а под самой крышей проходил
водосточный желоб, оканчивавшийся головой дракона. Дождевая вода
должна была вытекать у дракона из пасти, но текла из брюха — желоб-то был
дырявый...и т.д.". После чтения сказки дети рассматривают на иллюстрации
дом: три этажа, крылечко с перилами, на крыше — две трубы. Дети находят на
иллюстрации водосточный желоб, смешные рожи над окнами. Воспитатель
задает вопрос: "Как художник показал, что это старый дом?" (штукатурка осыпалась, видны кирпичи).

Занятые № 7. Сказочный дом (рисование).

Цель занятия: учить детей создавать оригинальные, выразительные
образы сказочных домов, формировать творческое воображение детей, их
изобразительные умения в рисовании зданий.

Педагог предлагает детям нарисовать сказочный дом, украсив его

интересными деталями.

Анализ. После проведенной работы в рисунках детей появились

архитектурные детали, образы стали более выразительными. Наибольший интерес детей вызвали иллюстрации "Дом Муми-тролля" и "Избушка на курьей ножке", что отразилось в рисунках детей.

На итоговом занятии дети рисовали сказочный город. Мы ставили цель выяснить, как используют дети полученные знания в своей изобразительной

деятельности.

Перед занятием мы провели беседу с детьми — вспомнили, чем сказочный 
город отличается от о
бычного, какие сказочные города мы знаем
Изумрудный, Цветочный, Солнечный, Лунный и др.). После беседы дети

приступили к рисованию.

ПРИЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ

"Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха 

и спрашивает:

- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? ..


(Теремок. Русская народная сказка
в обработке А.Н.Толстого)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,—
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.

                                                                                                   (К.Чуковский)

"Лучший друг Винни-Пуха, крошечный поросенок, которого звали Пятачок,
жил в большом-пребольшом доме, в большом-пребольшом дереве. Дерево стояло

в самом середине леса, дом был в самой середине дерева, а Пятачок жил в самом середине дома".

(Милн А.А. Винни-Пух и
все-все-все)

"...на стене кухни висели огромные старинные часы. С башенками, с

толстыми литыми стеклами и большущим желтым маятником. Над циферблатом

было окошко для кукушки.

В этих часах сбоку открылась дверца, и вниз скатилась веревочная лестница.

Она доставала как раз до самого пола. Человечек из холодильника обернулся и посмотрел наверх. Он увидел другого маленького человечка — очевидно, хозяина часов..."

(Успенский Э. Гарантийные человечки)

"Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего

— надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке об одном

окошке, кругом себя поворачивается."

(Гуси-лебеди. Русская народная сказка
в обработке А.Н.Толстого)

"Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы...

Уже к вечеру его хижина была готова."

"Нуф-Нуф вбил в землю колья переплел их прутьями, на крышу навалил

сухих листьев, и к вечеру дом был готов.

"Наф-Наф натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе
надежный, прочный дом... Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом..."

(Михалков С.В. Три поросенка)

\. •

"Подошли они ближе, видят — сделана избушка из хлеба, крыша на неи из

11

пряников, а окошки все из прозрачного леденца.

(Гримм Я., Гримм В.К. Гензель и Гретель)

"... там, посреди зеленого луга, стоял дом, сильно напоминавший печь, очень

• .Ф м

красивый дом, выкрашенный голубой краской.

(Янссон Т. Маленькие тролли и большое

наводнение)

"... лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Сквозь его маленькие окна были видны все комнаты. Перед самым дворцом лежало зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера на деревянных подставках стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди...

(Андерсен Г.-Х. Стойкий оловянный
солдатик)

"На одной улице стоял старый-престарый дом, построенный лет триста тому назад. Это можно было прочесть на балке, где год его постройки был вырезан в обрамлении тюльпанов и плетей хмеля. Там же было целое стихотворение, написанное буквами, какими писали в старину, а над каждым окном красовались

уморительные рожи. Верхний этаж далеко выступал над нижним, а под самой

крышей проходил водосточный желоб, оканчивавшийся головой дракона. Дождевая вода должна была вытекать у дракона из пасти, но текла из брюха желоб-то был дырявый."

(Андерсен Г.-Х. Старый дом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цикл НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с произведениями русских и башкирских поэтов"

Несколько конспектов занятий по ознакомлению детей с произведениями русских и башкирских авторов на темы: "Родина моя", "Что такое родня?", "Кто такой друг?" и т.д...

Дополнительная образовательная программа развивающих занятий «Капельки» для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа дополнительного образования «Капельки» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для занятий педагога с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возра...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА»

В данной статье указывается о проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни, а так же раскрыта работа по вопросу приобщения детей дошкольного и младшего школьно возраста к здоровому образу жизни....

Конспект релаксационного занятия в сенсорной комнате для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Сказочный лес"

Цель: обучение детей навыкам психофизического расслабления.Задачи:- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;- формирование навыка управлять мышцами тела: расс...

Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности

Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности....

Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Зелёный огонёк»

Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возрастас правилами дорожного движения «Зелёный огонёк»...

Цикл занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с музеями

Цикл занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с музеями...