ПРОГРАММА по художественно - эстетическому развитию / для детей 3 - 7 лет (детский сад) /
рабочая программа по рисованию на тему

Алферова Светлана Юрьевна

Настоящая программа помогает ребенку "найти себя", понимать других и окружающий мир, раскрыть свои способности и таланты, обрести реальные ценности и умения их достигать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия № 675 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Талант»

Согласовано

              Заместитель

          директора по УР

        _________ Н.М.Казарцева

Принята

Советом ОУ                                        

№675

Протокол № ____                                

Утверждаю

директор ГБОУ прогимназия

  ______________ О.В.Гордеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по художественно - эстетическому развитию

/ для детей 3 - 7 лет (детский сад) /

учителя высшей категории:

Алферовой Светланы Юрьевны

Санкт-Петербург

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность настоящей программы определяется необходимостью подготовки ребенка в новых социально-экономических условиях к освоению содержания различных форм жизнедеятельности, к духовному развитию личности. Особо значимой определяется задача помочь ребенку “найти себя”, понимать других и окружающий мир, раскрыть свои способности и таланты, обрести реальные ценности и умения их достигать.

            Данная рабочая программа разработана для обучения изобразительному искусству  детском саду ГОУ Прогимназия «Талант» № 675 г. Санкт-Петербурга в соответствии с основными положениями

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами дошкольного общего образования, требованиями основной образовательной программы дошкольного образования  «Детство» и парциальльной образовательной программы «Радуга».

Программа реализуется в процессе организованной образовательной деятельности в изостудии детского сада учителем по изобразительной деятельности:

  • вторая младшая – 2 раз в неделю (15 минут);
  • средняя группы – 2 раз в неделю (20 минут);
  • старшая группа – 2 раза в неделю (25 минут);
  • подготовительная группы – 2 раза в неделю (30 минут);

 

Программа построена на логическом чередовании занятий по видам ИЗОдеятельности, а также теоретических бесед с использованием иллюстративного материала (репродукций, слайдов, фотографий, образцов декоративно-прикладного искусства и др.). Поскольку иллюстративный материал, по мнению авторов, недостаточен для обогащения эмоционально-образного мира ребенка, необходимой составной частью программы является сотрудничество с музеями города (см. Приложение).

Для выполнения обозначенных целей и задач предусмотрены следующие виды нод: изображение с натуры; тематическое рисование; декоративная деятельность; знакомство с произведениями живописи, скульптуры, графики.

Основными методами обучения являются игры-упражнения, включение детей в сказочно-образную интригу занятия, что подтверждается и темами занятий.

Содержание программы учитывает и межпредметную преемственность, поскольку концептуальной основой является интеграция изобразительного искусства со следующими учебными предметами: музыкой, историко-бытовым танцем, историей и культурой Петербурга, литературой и миром театра.

Построена данная программа с учетом принципов системности, научности, межпредметной интеграции, учета возрастных особенностей детей, концентрического содержания образования.

Инновационность программы авторы видят :

1  - в реализации преемственности в обучении изодеятельности в звене “детский сад - начальная школа”, сущностными характеристиками которой определяются:

творческая самореализация потребностей ребенка в художественной деятельности,

обогащение художественного вкуса детей,

осуществление свободного вхождения в “мастерскую Художника” и в мир Искусства,

развитие рефлексивных процессов детей (осознание “Я умею, хочу и могу творить”, чувство удовлетворенности выбранной творческой деятельностью и способов ее реализации, самооценка как процесса создания творческих работ, так и его результата);

 2 - в разработке и обосновании педагогических условий для максимального развития художественного творчества каждого ребенка:

  - предоставление детям информации о способах выражения в разных техниках искусства;

   - развитие чувственного восприятия Прекрасного;

   - стимулирование познавательного интереса к изучению данной программы путем интеграции с другими предметами,

   - организация как индивидуальных, и коллективных творческих работ;

   - ориентация на индивидуально-личностные достижения детей в изодеятельности и учет способностей и возможностей каждого ребенка;

  - гарантия свободы ребенка в художественном творчестве;

   - повышенный уровень активности и самостоятельности детей в создании творческих работ как индивидуальных, так и творческих.

3 - в принципе Личностной ориентированности курса в начальной школе, когда художественное творчество рассматривается через призму деятельности великих Художников.

Формы, методы, технологии обучения

-Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников, деятельность с элементами соревнования, деловые,  ролевые  и сюжетные игры.

-Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер; наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, чертёж, схема; работа с учебником.

-Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха; методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

 -Технологии обучения:  технология «Обучение в сотрудничестве», разноуровневого и дифференцированного обучения. Игровые технологии обучения. Моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения. Здоровьесберегающие, исследовательские технологии (проблемно-поисковые), создание проблемных ситуаций.

Критерии результативности:

I. Младшая группа детского сада.

Знания: дети имеют представления об объемном и плоскостном изображении, названиях основных цветов; высказывают простейшие суждения о картине, скульптуре, предметах народно-прикладного искусства.

Умения: дети свободно владеют карандашом, фломастером, кистью; рисуют предметы округлой и  прямоугольной формы; закрашивают изображение в пределах контура; изображают предметы, состоящие из нескольких частей разной величины, а также состоящие из прямых линий и их пересечений; в лепке владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска.

II. Средняя группа детского сада.

Знания: дети различают виды изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура) и высказывают свое суждение; дифференцируют сложные формы предметов - круг и овал, квадрат и прямоугольник, треугольник; знают названия цветов радуги.

Умения: дети рисуют прямые линии и дуги в разных направлениях; умеют изменять положение руки в зависимости от формы изображенного предмета; изображают предметы разной  формы (как одночастные, так и состоящие из нескольких частей) и в лепке, и в рисовании.

III. Старшая группа детского сада.

Знания: дети различают виды и жанры изобразительного искусства, виды народно-прикладного искусства (дымковская игрушка, городец, гжель и т.д.); составляют небольшой рассказ по картине того или иного жанра; знают основные три цвета и могут составить остальные цвета радуги, с соблюдением порядка.

Умения: дети изображают предметы, состоящие из нескольких частей, передавая относительную величину; рисуют предметы, различные по величине и пропорциям; передают в лепке и рисунке простейшие формы, движения человека и животного; в декоративном рисовании применяют в качестве элементов узора - детали растений (листья, лепестки, ягоды).

IV. Подготовительная группа детского сада.

Знания: дети различают виды изобразительного искусства (картина, портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура, скульптура малых форм, памятник, архитектура); дифференцируют характерные особенности, присущие той или иной группе предметов (здания, машины, воздушный и водный транспорт); имеют представления о пропорциях фигуры человека.

Умения: дети изображают предметы с натуры в простейшем выражении; применяют приемы построения предметов сложной формы от целого к деталям как в плоскости, так и в объеме; делают предварительные наброски, намечая формы без деталей, затем ее уточняют; передают движения в лепке и в рисунке, изображая животного или человек; рисуют пейзажи, иллюстрации к сказкам; создают объемные композиции по сказкам.

Содержательная характеристика программы.

Младшая группа

Тематический цикл

Предлагаемые темы занятий

Педагогические

задачи

Материал

I. Путешествие по стране красок

1. ”Пальчики промокли в разноцветных лужах”

В игровой форме познакомить детей с красками и бумагой.

Гуашь.

3 основные цвета.

2. “На помощь приходит наш друг - кисточка”. Отчего иногда кисточка плачет?

Учить первоначальным приемам пользования кистью и красками. Игровые приемы “Девочка - кисточка”.

Вода, гуашь, кисти разного размера и жесткости.

3. Краски рассказывают сказки:

желтый-синий,

синий-красный,

желтый-красный

Учить свободно заполнять красками весь лист бумаги, определять настроение через цвет. Демонстрация “сказочных” красок.

Гуашь - 3 основные цвета.

4.“Гибкий    столбик”

Развивать гибкость и ловкость движения рук, пальцев.

Глина.

II. Брызги золотистой осени.

1. “Дождь застучал по крышам...”(пятно и примакивание)

Учить передавать ритмом штрихов образное содержание, узнавать в штрихах изображение знакомого явления природы.

Гуашь - синий цвет.

2. “Лес точно терем расписной...” (примакивание)

Знакомство с красным и желтым цветом. Игровые потешки про лес и про дождик.

Гуашь- желтый, красный цвет.

3. Апельсиновый пирог (поверх красного цвета наносим желтый)

Учить круговыми движениями рисовать круглый предмет.

Гуашь- красный и желтый цвет.

4. Подарок зайцам и зайчишкам (большие и маленькие морковки).

Учить простейшим приемам лепки для получения конической формы разного размера.

Пластилин

5. Волшебная корзинка Осени (яблоки).

Учить простейшим приемам лепки для получения шара с необходимыми дополнениями

Пластилин.

6. “Летят перелетные птицы...” (рельеф)

Учить использовать природный материал для создания образа.

Пластилин, семена клена.

III. “Удивительное - рядом”

(моя группа)

1. Карандаши рассыпались...

Учить рисовать прямые линии неотрывным движением, лепить колбаски.

Гуашь, пластилин.

2. Построим пирамидку из колец.

Учить основным приемам лепки скатывания, соединять части.

Пластилин.

3. “Укатилась неваляшка...”

Закрепить умение рисовать круглую форму. Учить определять величины частей и их расположение относительно друг друга.

Гуашь.

4.Красивые тарелочки.

Научить украшать круглую форму.

Цветные листы круглой формы, гуашь.

5. Оденем наших кукол.

Учить самостоятельно, выбирать цвет для украшения; примакивание.

Гуашь.

IV. Здравствуй, зимушка-зима!

1. Снег кружится за окном.

Игровые упражнения, показывающие, как кружится снег. Учить ритмом мазков передавать падающий снег.

Тонированная бумага разного цвета, белая гуашь.

2. “Посреди двора - Баба снежная жила”.

Учить рисовать и лепить предмет, состоящий из нескольких частей круглой формы.

Тонированная голубая бумага, гуашь бледно-розовая, желтая; пластилин.

3. Кто спрятался под деревом?

Учить рисовать дерево, снег, лежащий на ветках.

Гуашь коричневая и голубая.

4. Новогодние украшения для лесных зверей. Сказочные пряники.

Учить украшать вылепленную форму горошинками, колечками, кружочками.

Пластилин.

5. Слойка

(рельеф)

Закреплять прием раскатывания, учить использовать стеку.

Пластилин, картон.

6. Елочка в красивом наряде.

Закреплять прием раскатывания, учить использовать стеку для того, чтобы сделать елочку “пушистой”.

Гуашь, пластилин, картон.

V. “Там на неведомых дорожках - следы невиданных зверей...”

1. Солнышко уснуло на тучке.

Обыграть понятия “теплый и холодный” цвет - игры-потешки про солнышко. Закрепить умение рисовать круглую форму и прямые линии.

Гуашь желтого и синего цвета.

2. Какого цвета снег?

Заполнять красками лист, знакомить с оттенками синего цвета.

Гуашь.

3. Морское царство.

Подвижные игры. Учить изображать ритмом мазков спокойное и волнующееся море.

Гуашь.

4. На службе у Нептуна.

Познакомить с обитателями аквариума. Учить внимательно, разглядывать НАТУРУ: форму рыбок, их цвет и др.

Гуашь.

5. Тюпа, Томка и Котенок.

Учить лепить и рисовать зверей, закрепляя основные приемы лепки и рисования.

Пластилин, гуашь.

6. Ищем Золотой ключик, или в гостях у черепахи Тортиллы.

Учить использовать природный материал для создания выразительного образа.

Пластилин, скорлупки от фисташек.

7. Божья коровка.

Показать возможности использования нитки для разрезания пластилина; уточнять необходимые детали с помощью цветного пластилина.

Пластилин.

VI. Весна-Красна.

1. Весенние ручейки.

Учить детей отражать настроение весны. Стимулировать самостоятельный выбор варианта изображения.

Гуашь.

2. Первые цветы.

Учить детей широкими мазками рисовать бутоны тюльпанов используя слияние двух цветов.

Гуашь красного, желтого, зеленого цветов.

3. “Яблони в цвету”

Закреплять умение рисовать деревья, использовать технику примакивания для изображения цветов.

Тонированная бумага, гуашь

4. “Грачи прилетели”

Учить детей рисовать птиц, совершенствовать умение работать с разными красками.

Гуашь.

5. Разноцветная бабочка.

Развивать фантазию, учить подбирать краски.

Трафарет бабочки, гуашь.

VII. Наши волшебные пальчики.

1. Пчелки.

2. Гусеница.

3. Большеглазые жучки.

Заинтересовать ребенка, превратив занятие в увлекательную игру. Учить детей использовать отпечатки подушечек пальцев, суставов согнутых пальцев для получения изображения.

Гуашь.

4. Бусы для мамы.

Познакомить детей с необычным пластичным материалом. Учить катать аккуратные шарики одинакового размера.

Средняя группа

Тематический цикл

Предлагаемые темы занятий

Педагогические

задачи

Материал

I. Волшебные краски

1. Теплые и холодные цвета.

“Живут на свете две сказки: теплая и холодная...Перед нами две двери: красная и синяя; одна из них ведет в теплую сказку, другая - в холодную...”.

Эмоционально-образное изучение возможного цвета.

Возможные задания: 1. Подобрать цвета для нарядов Карлсона, Чебурашки, Бабы Яги, Кащея и др.

2. В какие игры можно играть в теплой сказке, а в какие  -  в холодной? и др.

Гуашь

Картон синего и красного цвета.

II. Золотая осень.

1. Курочка с цыплятами на лужайке (коллективная композиция)

Закрепление известных способов лепки; уточнение представлений о пропорциях и деталях в лепке.

Пластилин, природный материал.

2. В лес по грибы.

Развивать чувство восхищения богатством природы; познакомить с основами композиционного размещения изображения на листе; закрепление умения рисовать овальные формы.

Гуашь, пластилин.

3. Красивые цветы.

Развивать умение соблюдать пропорции.

Гуашь.

4. Ежики на прогулке.

Лепка овальной формы, уточнение формы прищипыванием и сглаживанием пластилина.

Пластилин, иголки от сосны.

5. Бал лесных зверей (готовим угощения).

Совершенствование способов лепки.

Пластилин.

6. Осеннее дерево.

Развитие умения рисовать дерево. Самостоятельная работа по украшению дерева осенним нарядом.

Гуашь, восковые мелки.

7. Идет дождь.

Учить отражать признаки поздней осени и настроение ненастного дня.

III. Зимушка-зима

1. Снегири.

Учить рисовать птиц, передавать особенности формы головы, туловища, хвоста, передавать яркую окраску этих птиц.

Гуашь.

2. Деревья в снегу.

Развивать умения передавать в рисунке красоту природы; закреплять умение рисовать гуашью (всей кистью, кончиком).

Гуашь.

3. Развесистое дерево.

Учить рисовать силуэт дерева на фоне светлого неба, передать ажур его ветвей.

Чернила, тонированная бумага голубого цвета.

4. Наша нарядная елка.

Учить рисовать пушистую ель и украшать ее разноцветными шарами; формировать представление о ритме в рисунке.

Гуашь.

5. Снежинки

(примакивание).

Рисуем узор на необычном формате; располагаем его в зависимости от формы бумаги.

Небольшие разные форматы (круг, овал, ромб),гуашь

6. Красивая шаль.

Учить украшать шаль, располагая элементы узора в середине и чередовать их по краям.

Гуашь.

IV. Флора и фауна.

1. Разные рыбки.

Учить изображать рыбок, рисуя плавным движением кисти овальную форму; добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов.

Гуашь.

2. Гусь.

Учить рисовать интересную птицу, соблюдая характерные пропорции.

Тонированная бумага, гуашь.

3. Медвежата.

Учить рисовать медвежат сухой щетиной кисти, дополняя детали палочкой.

Гуашь, тушь, палочка.

4. Овечка (рельеф)

Учить с помощью обычных колбасок, завитых в колечки,  создавать интересный образ животного.

Картон, пластилин.

5. “Ребятам - о зверятах” (рыбка, котенок, зайчик, такса, утка с утятами).

Совершенствовать способы лепки,  передавая пропорции строения различных животных.

Пластилин.

6. Море.

Знакомство с техникой монотипии.

Гуашь, кафельная плитка, силуэты чаек из бумаги.

V. Весна-Красна

1. Букет цветов для мамы.

Рисуем красивые цветы, работая всей кистью и ее кончиком.

Гуашь

2. Портрет мамы.

Учить рисовать портрет.

Гуашь

3. Весенняя картина.

Учить рисовать березу в нежном, весеннем убранстве.

Восковые мелки

VI. Чудесный город.

1. По улицам спешат машины.

Учить детей изображать транспорт.

Карандаш и восковые мелки

2. Дом, в котором ты живешь.

Учить изображать жилое здание, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон.

Карандаш, восковые мелки.

3. “Красуйся, град Петров!”

Отражать эмоциональные впечатления от “свидания с городом”.

Восковые мелки, акварель.

VII. Наши маленькие волшебные пальчики.

1. Пчелки и стрекозки на лугу.

Развивать обучение, начатое в младшей группе, усложняя композицию, нанося основной рисунок пальчиками.

Гуашь.

2. В море живут осьминожки.

Использовать отпечаток кисти руки для создания изображения.

Гуашь.

3. Жил на свете старый жук.

Использовать отпечаток маленького сапожка для создания сказочного образа.

Гуашь.

4. Брошка для мамы (рельеф).

Учить детей делать необычный подарок для мамы, используя свойство соленого теста, эластичность и твердость при высыхании.

Соленое тесто, цветной картон, клей ПВА.

Старшая группа

Тематический цикл

Предлагаемые темы занятий

Педагогические

задачи

Материал

I. Золотистая осень.

Волшебные краски.

Обогатить знания детей о цветовой гамме, напомнить, какие цвета являются основными, какие составными (на примере сказки о девочке - зиме и девочке - весне и их любимых красках).

Гуашь.

2. Красивые цветы.

Учить детей видеть красоту живых цветов, различать на только основные цвета, но и их оттенки. Знакомство с новыми красками - акварелью.

Акварель.

3. В саду созрели яблоки. (Пейзаж многоплановый).

Учить видеть красоту родной земли. ввести понятие “пейзаж”, побуждать желание изображать природу.

Мелки восковые, акварель.

4. Что растет в саду и на огороде (добрые и злые сказочные герои).

Лепить овощи и фрукты с характером по мотивам сказки Джанни Родари “Чиполлино”. Вспоминаем и закрепляем основные приемы лепки.

Пластилин.

5. Осенний лес.

Рассматривая репродукции с изображением осенней природы, показать разнообразие палитры осени.

Гуашь.

6. “Город этот выдумал один художник,

Люди в нем не знали, что такое  ДОЖДИК...” (мальчики и девочки под зонтиками).

Учить использовать свойство восковых мелков отталкивать воду; рисовать фигуру человека в движении; передавать настроение, подобрав самостоятельно цвет зонтика и одежды. Обыгрываем ситуацию “под зонтиком“ в сопровождении музыки.

Акварель, восковые мелки.

7. Бабочка (рельеф).

Учить создавать декоративную композицию, используя различные семена.

Семена дыни, арбуза, клена и др.; пластилин.

8. Скатерть -   самобранка.

Развивать фантазию и воображение; знакомить с коллажем; учить находить правильное композиционное решение.

Листы бумаги большого формата, гуашь, вырезки из ярких журналов, клей.

9. Деревья на ветру.

Ввести понятие графики; учить отражать признаки поздней осени, настроение ненастного дня.

Тушь, палочки удлиненно-горизонтальной формы.

II. “Город над вольной Невой”.

1. Я строю красивый дом для моего города.

Используя технику аппликации, учить создавать проект дома, подбирая самостоятельно контуры крыши, размер окон и др.; акварелью исполнять передний и задний планы; тушью - украшения на самом здании.

Цветная бумага, акварель, тушь, палочки, клей.

2. “Твоих оград узор чугунный...”

Знакомить с понятием ритма в рисунке, используя игровую ситуацию; учить самостоятельно проектировать фрагмент рисунка, выполнить его несколько раз, разноцветный фон создать восковыми мелками.

Тушь, палочки, восковые мелки.

3. Узнай и дорисуй.

Развивать зрительное восприятие на материале представлений об архитектуре нашего города; закреплять знания о некоторых архитектурных памятниках на уровне узнавания характерных деталей.

Дети, используя трафареты, дополняют свой рисунок необходимыми деталями.

Акварель, карандаши, готовые контуры знакомых архитектурных памятников.

III. Здравствуй, зимушка-зима!

1. Зимние краски.

Учить детей передавать красками впечатления от зимней природы: солнечный звенящий зимний день с разноцветными бликами на снегу.

Акварель, гуашь.

2. Дети играют в снежки.

Развивать умение изображать фигуру человека в движении, правильно создавать композицию, добавляя передний и задний план.

Восковые мелки, акварель.

3. Петрушка на елке (рельеф).

Учить создавать рельефное изображение из соленого теста на ткани; затем рисовать его

Соленое тесто, ткань, картон, гуашь, стека.

4. Новогодняя открытка в технике коллажа.

Учить рисовать разноцветную ель в снежном убранстве, украшенную яркими игрушками, используя манную крупу, глянцевую бумагу.

Гуашь, клей ПВА, обложки ярких журналов, манная крупа.

IV. Наши любимые сказки.

1. Сказочная птица.

Игровая ситуация: “Мы попали в сказочный лес...” Передаем образ сказочной птицы, замечаем ее характерные особенности в отличие от реальной, украшаем рисунок декоративным узором.

Гуашь.

2. ”Три поросенка” (объемная композиция, коллективная работа).

Закрепляем основные приемы лепки, работая небольшими группами; создаем творческие работы.

Пластилин, различный природный материал, картон.

3. “Муха-цокотуха”.

Учить связывать различные варианты изображения с конкретным содержанием сказки; сочетать технику работы тушью с акварельными красками.

Тушь, акварель.

4. “Репка”,

“Теремок”,

“Чебурашка”.

Формировать умение композиционного построения материала при иллюстрации выбранной сказки.

Гуашь.

V. Весна-красна.

1. Ранняя весна (пейзаж в овале).

Развивать эмоциональное отношение к явлениям природы; учить смешивать краски для получения нежных оттенков.

Восковые мелки, акварель.

2. Первые весенние цветы (букет нарциссов с натуры).

Развивать умение внимательно изучать натуру.

Карандаши, акварель.

3. Сады цветут.

Учить передавать весеннее настроение, используя краски нежных постельных тонов; закреплять умение располагать изображение по всему листу (ближе - дальше).

Восковые мелки, акварель.

4. Портрет   девушки-весны.

Обогащать эмоционально-образное восприятие природы, отождествляя ее с образом человека.

Мелки, акварель.

VI. Флора и фауна.

1. Друзья: кошка и собака.

Развивать внимание, наблюдательность при рассматривании домашних животных; формировать умение замечать характерные особенности увиденного  и передавать их на бумаге. Учить использовать тушь с последующим размывом водой.

Тушь, палочки, вода.

2. Котенок Кузя на плетеном коврике(объем. композиция).

Учить лепить части тела котенка приемом вытягивания из куска пластилина.

Пластилин.

3. Нильс на птичьем дворе.

Учить передавать в движении характер хлопотливых обитателей птичьего двора, по сказке  Сельмы Лагерлеф “Путешествие Нильса с дикими гусями”.

Пластилин.

4. Бычок на лугу.

Учить рисовать бычка, обводя карандашом пальцы своей руки.Цветы на лугу дети выполняют самостоятельно.

Восковые мелки, карандаш, акварель.

5. Поросенок Плюх и все-все-все. (По сказке И.Румянцевой “Про маленького поросенка Плюха”)

Учить передавать в рисунке и в лепке характерные особенности животного.

Гуашь, восковые мелки, пластилин.

Подготовительная группа

Тематический цикл

Предлагаемые темы занятий

Педагогические

задачи

Материал

I. Волшебные краски.

1. Творческие композиции на темы: “Замок огня”; “Дворец теплого ветра”;

“Дворец Солнца”; “Дворец Воды”; “Дворец Метели”;“Ночное небо”

Углубить представление о значении цвета в живописи, о многоголосии каждого из семи цветов радуги.

Акварель, гуашь.

2. Творческие композиции на темы:

“Тепло-Холодно”

“Песня”,“Сыро”

“Ветер”“Огонь”

“Ночь” и др.

На основе представлений о богатстве каждого из семи цветов радуги, учить выражать цветом впечатления от известных состояний и объектов.

Гуашь.

II. Золотая осень.

1. Прогулки в осенний лес.

Развивать понятие цвета, линии и формы в природе при передаче осеннего колорита.

Акварель, восковые мелки.

2. Дары леса (Натюрморт).

Обогащать эмоционально-образное восприятие окружающей природы, учить передавать в натюрморте собственный замысел.

Гуашь.

3. Жил на поляне мухомор...

(объемная композиция).

Углубление умений работать с пластилином (резать ниткой на части); создавать целостную объемную композицию.

Пластилин.

4. Фрукты и овощи с натуры.

Учить передавать цветом наблюдаемые свойства: твердость яблока; прозрачность винограда и др.

Карандаш, акварель.

5. Осенняя ветка (рельеф).

Изучение технических приемов в исполнении рельефа.

Пластилин.

6. Ветка рябины в вазе (с натуры).

Обогащать умение рисовать с натуры.

Карандаш, акварель.

7. Творческая композиция “Ежик в траве” (флористика).

Учить использовать природный материал (листья и травинки) для создания интересной композиции. Фон выполняется акварелью.

Акварель, сухие листья и трава, цветная бумага, фломастеры.

8. Петушки распетушились (рельеф).

Учить передавать фактуру и оперение птиц с помощью различных семян; развитие творчества и воображения.

Семена арбуза, дыни, тыквы; сухой тростник.

III. Сказка всегда разноцветная...

1. Крокодил Гена и Чебурашка (Э.Успенский).

2. Кот в сапогах (Ш.Перро).

3. Маша и Медведь.

Учить алгоритму изображения сказочных героев: сначала создавать мысленный образ по прочитанному произведению, лишь затем брать краски.

Гуашь.

4 Сказка о царе Салтане (А.С.Пушкин).

Творческие композиции:

а/”Ситцевые корабли”

По готовому трафарету выполнить сказочный корабль, подобрав по цвету лоскутки ткани; фон - гуашь.

Гуашь, кусочки ткани, клей.

б/”Сказочный дворец” (рельеф из соленого теста).

На ткани выложить изображение дворца и покрыть узором, словно кружевом, используя отпечатки различных предметов (значки, колпачки от авторучек, насадки от кулинарного шприца и др.)

Картон, клей, ткань, соленое тесто.

IV. Здравствуй, зимушка-зима!

1. Портрет Зимушки-зимы в ажурной раме.

Познакомить детей с разнообразием линий и узоров, созданных природой; рассмотреть узоры на стекле. Учить рисовать портрет, используя холодную гамму красок.

Акварель, восковые мелки, карандаш.

2.”Мороз и солнце - день чудесный!”

Передавать в рисунке настроение солнечного зимнего леса, используя всю палитру красок; рисовать различные породы деревьев.

Восковые мелки, гуашь, акварель.

3. Здравствуй, дедушка Мороз!

Рисуем фигуру человека в движении; передаем радостную атмосферу праздника.

Гуашь.

4. Лыжник.

Упражнять детей в лепке фигуры человека в движении.

Пластилин, проволока.

V. “Жили-были дед да баба”.

1. Роспись прялки. Украшаем сарафан и рубаху.

Воспитание эстетического вкуса; знакомство с трудом и бытом в русской культуре (сказки “Царевна-лягушка).

Гуашь.

2. Роспись полотенца.

Познакомить детей с символами древнего орнамента.

Гуашь красного цвета, ножницы, тонкая белая бумага для вырезания кружева.

3. Панно “Петушок”.

Ввести понятие ручной набойки. Учить наносить изображение на ткань с помощью штампов из сырого картофеля.

Цветная однотонная бумага, картофель.

 4. Композиция “Девица-красавица” или “Добрый молодец” (на выбор).

Углублять умения работать в технике коллажа; работать с различными по фактуре материалами; создавать интересные сказочные образы; развивать фантазию и воображение.

Ткани различной фактуры, цветная бумага, гуашь, клей.

VI. Весна-красна.

1. “О весне сказали нам вербочки лохматые...”

2. Живой букет.

Учить передавать настроение ранней весны в рисунке.

Закрепить умения рисовать с натуры - работа с палитрой.

Акварель, восковые мелки.

Акварель.

3. Моя любимая мама.

Рисовать портрет мамы на красивом фоне; из кусков цветной бумаги сконструировать ей нарядное платье.

Мелки, акварель, обрезки глянцевых обложек журналов.

4. Вазочка с цветами (рельеф).

Учить правильному композиционному размещению изображения.

Пластилин, картон.

VII. Блистательный Санкт-Петербург.

1. “Мосты повисли над водами...”

Ажурные решетки мостов рисовать тушью, предварительно выполнив фон акварелью, использовать штампы из сырого картофеля.

Акварель, карандаш, кусочки сырого картофеля, тушь, перья.

2. Белокаменные соборы.

Используя технику коллажа, передавать красоту величественных соборов.

Цветная бумага, вырезки из обложек журналов, клей, акварель.

3. Удивительное - рядом (наша улица).

Учить отображать в рисунке то, что окружает в повседневной жизни с неповторимыми особыми приметами.

Цветные карандаши, тушь, палочки.

4. Вечерний город - праздничный салют.

Учить передавать колорит вечернего города; познакомить с техникой граттаж.

Тушь, воск, акварель, шариковая ручка.

VIII. Путешествие в разные страны.

1. Животные жарких стран.

Знакомство с палитрой знойных стран; закреплять умения лепить животных, соблюдая пропорции.

Гуашь, пластилин.

2. Живут на Севере медведи и пингвины.

Знакомство с палитрой Севера. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Рисуем от пятна.

Гуашь, пластилин.

3. Экзотические птицы.

Использовать технику рваной аппликации для создания интересных, экзотических птиц. Фон - акварель.

Карандаш, цветная бумага, клей, акварель.

4. Рисуем животных штрихами.

Учить рисовать животных штрихом как особым выразительным средством.

Тушь, палочки.

5. Не просто букашки...

Выбираем формат в зависимости от задуманного рисунка, делаем акцент на выразительности линии.

Тушь, палочка.

6. Путешествие в подводный мир.

Рисуем обитателей подводного мира.

Передаем разнообразие форм и красок.

Акварель, тушь.

7. Подводный мир (рельеф).

Творческая коллективная композиция на большом формате.

Картон, пластилин, природный материал.

 

Промежуточные результаты освоения Программы

Младшая группа

Овладевший, необходимыми умениями и навыками.

Художественное творчество

— улавливать образ в штрихах, мазках и в пластической форме.

В рисовании:

— правильно держать изобразительные материалы (карандаш,

фломастер, восковые мелки, кисть и др.) и действовать с ними;

— проводить линии в разных направлениях, обозначая контур предмета

и наполняя его деталями, что делает изображаемый предмет

узнаваемым;

— дополнять созданное изображение рассказом о нём.

В лепке:

— действуя с пластическим материалом (глиной, пластилином,

пластической массой), отщипывать или отрывать от основного куска

небольшие комочки, скатывать, сплющивать, прищипывать и

оттягивать отдельные детали, создавая изображение знакомых овощей,

фруктов, посуды и т. д.

Средняя группа

Овладевший,  необходимыми умениями и навыками.

В рисовании:

— понятно для окружающих изображать всё то, что вызывает у него

интерес;

— передавать характерные признаки предмета: очертания формы,

пропорции, цвет;

— путём смешивания краски создавать цветовые тона и оттенки.

В лепке:

— действуя с пластическим материалом (глиной, пластилином,

пластической массой) отщипывать или отрывать от основного куска

небольшие комочки и раскатывать их круговыми и прямыми

движениями ладоней рук;

— соединять готовые части друг с другом;

— украшать созданные изображения с помощью стеки и налепов

Старшая группа

Овладевший, необходимыми умениями и навыками.

Художественное творчество

Понятно для окружающих рисует и лепит то, что для него

(мальчика или девочки) интересно или эмоционально значимо.

Самостоятельно находит в окружающей жизни, художественной

литературе и природе простые сюжеты для изображения и

передаёт их с помощью доступных средств выразительности

(формы, пропорции, цвета). Начинает интересоваться историей

народных промыслов

Художественное творчество

— при создании изображения проявлять элементы воображения,

фантазии.

В рисовании:

— рисовать гуашью (по сырому и сухому);

— использовать способы различного наложения цветового пятна

и цвет как средства передачи настроения, состояния, отношения

к изображаемому или выделения в рисунке главного;

— украшать созданные изображения.

В лепке:

— лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками

пальцев, сглаживать места соединения;

— оттягивать детали пальцами от основной формы.

Подготовительная группа

Овладевший, необходимыми умениями и навыками.

Художественное творчество

В рисунке и лепке выразительно передаёт то, что для него (мальчика

или девочки) интересно или эмоционально значимо, отражая

характерные признаки: очертания формы, пропорции, цвет.

Самостоятельно находит в окружающей жизни, художественной

литературе и природе простые сюжеты для изображения. Проявляет

интерес к истории народных промыслов. Испытывает чувство

уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкцию. При

создании рисунка, лепки, аппликации и в конструировании умеет

работать по правилу и образцу. Способен, под руководством

взрослого и самостоятельно оценить результат собственной

деятельности, определить причины допущенных ошибок, наметить

пути их исправления и добиться результата

В рисовании:

— понятно для окружающих изображать всё то, что вызывает у него

интерес (отдельные предметы, сюжетные картинки, иллюстрации к

книгам, событиям);

— передавать характерные признаки предмета: очертания формы,

пропорции, цвет;

— путём смешивания краски создавать цветовые тона и оттенки;

— рисовать гуашью (по сырому и сухому);

— использовать способы различного наложения цветового пятна и

цвет как средства передачи настроения, состояния, отношения к

изображаемому или выделения в рисунке главного.

В лепке:

— создавать изображения с натуры и по представлению, передавая

характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и

различия в величине деталей;

— использовать разные способы лепки - пластический,

конструктивный, комбинированный;

— лепить из целого куска пластического материала, моделировать

форму кончиками пальцев, сглаживать места соединений, оттягивать

детали пальцами от основной формы, украшать созданные

изображения с помощью налепов и путём процарапывания узора

стекой).

Использованная литература

1. Аксенов Ю.. Левидова М. Цвет и линия. - М.. 1986.

2. Алексеева В. Что такое искусство? - М.: “Советский художник”, - 1991.

3. Витковская А.М. Развиваем зрительное восприятие /Альбом упражнений. - Спб, 1996.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

5. Горяева Н.А. Первые шаги в искусстве. - М.: Просвещение, 1991.

6. Изобразительное искусство и художественный труд /Б.М.Неменский, М.М.Фомина, Н.В.Гроссул и др. - М.: Просвешение, 1991.

7. Ушакова В. Азбука искусства. - Спб. 1996.

Дополнительная литература.

1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.

3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.

4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.

5. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. 

Интернет-ресурсы.

1. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Педсовет.org. Живое пространство образования. – Режим доступа : http://pedsovet.org

3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru

4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru

5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.s

Технические средства обучения.

1. Компьютер .

2.Мультимедийная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной му...

Рабочая программа по Художественно-эстетическому развитию. для детей 4-5 лет средней группы «Ягодки»

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского...

Рабочая учебная программа по художественно-эстетическому развитию для детей 4 - 5 лет

Программа по рисованию, лепке и аппликации для дошкольников 4 - 5 лет....

ПРОГРАММА по художественно эстетическому развитию ( музыка) детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет

Программа направлена на реализацию образовательной области    « Художественно - эстетическое развитие» раздела « Музыкальная деятельность» ООП ДО посредством соз...

Дополнительная парциальная программа по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Юный художник»

Педагогическая целесообразностьИз многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и с...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...