Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию
рабочая программа по рисованию на тему

Якубова Светлана Аркадьевна

Рабочая программа по изобразительной деятельности с учетом ФГОС на все возрастные группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx113.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34»

г. Славгород Алтайского края

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                       

Принята                                               Утверждаю:

на педагогическом совете                 Заведующий МБДОУ «Детский сад №34»

МБДОУ «Детский сад №34»             _____________ В.В. Рудь

«___»_____________ 2014 г.

протокол №________                         «___» _____________ 2014 г.

                           

                                                                                                                                                                                                                 

Описание: images (1).jpg

 

                                                                                   

                                                                                    Автор программы: Якубова  С.А.                                                    

                                                                            Воспитатель ИЗО I кв. категории

                                                                            МБДОУ «Детский сад №34»                

Славгород 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по художественно-эстетическому развитию

Содержание

  1. Пояснительная записка

3

  1. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

6

Возрастные особенности детей

6

Развитие продуктивной деятельности

6

Развитие детского творчества

7

Приобщение к изобразительному искусству

7

Целевые ориентиры

7

Перспективное планирование художественной деятельности

8

  1. Средняя группа (от 4 до 5 лет)

10

Возрастные особенности детей

10

Развитие продуктивной деятельности

10

Развитие детского творчества

11

Приобщение к изобразительному искусству

11

Целевые ориентиры

12

Перспективное планирование художественной деятельности

12

  1. Старшая группа (от 5 до 6 лет)

14

Возрастные особенности детей

14

Развитие продуктивной деятельности

14

Развитие детского творчества

16

Приобщение к изобразительному искусству

17

Целевые ориентиры

18

Перспективное планирование художественной деятельности

18

  1. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

22

Возрастные особенности детей

22

Развитие продуктивной деятельности

22

Развитие детского творчества

   24

Приобщение к изобразительному искусству

25

Целевые ориентиры

27

Перспективное планирование художественной деятельности

27

  1. Работа с родителями

31

  1. Методические пособия

32

  1. Наглядно-дидактические пособия

32

23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Основанием для разработки рабочей программы по художественному творчеству общеразвивающей направленности детей от 3 до 7 лет служит:

  • устав МБДОУ «Детский сад № 34»
  • основная общеобразовательной программы дошкольного бюджетного образовательного учреждения «От рождения до школы»
  • ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 Г. N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
  •  СанПин.

Рабочая программа  разработана на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-синтез Москва,2014

Региональный компонент: Авторская программа по нетрадиционным техникам рисования  Н. В. Шайдурова.

Содержание образовательной области «художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей;
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Интеграция образовательной области

Социально-коммуникативное развитие

   Основная цель -  позитивная социализация детей дошкольного возраста,  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства

Основные задачи:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

    Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие

Основные задачи:

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира

 

Речевое развитие

     Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные задачи:

  • Овладение речью как средством общения и культуры
  • Обогащение активного словаря
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы
  • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

 

Художественно-эстетическое развитие

Основные задачи:

  • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

 

Физическое развитие

Основная цель:

  • гармоничное физическое развитие
  •  формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой
  •  формирование основ здорового образа жизни

Основные задачи (оздоровительные, воспитательные, развивающие):

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности.
  • Развитие физических качеств.
  • Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
  • Правильное выполнение основных движений
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
  • Овладение подвижными играми с правилами
  • Становление целенаправленности и саморегуляции
    в двигательной сфере
  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его элементарными нормами и правилами

 

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Возрастные особенности детей

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Развитие продуктивной деятельности

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; разноцветные листья; снежинки и т.п.)

Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивая ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать силуэты игрушек и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем узорами.

Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет «дождь» и т.п.).

Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) а разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, заборчик и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок и т.п.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета. Развивать умение располагать изображение по всему листу.

Развитие детского творчества

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Развивать умение в рисовании, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции рисунках.

Приобщение к изобразительному искусству

Подводить детей к восприятию искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, форма, движение), подводить к различию разных видов искусств через художественный образ.

Развивать интерес к произведениям народного искусства, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина).

Целевые ориентиры

- Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

- Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.

- Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.

*Художественное творчество, формируется из различных сборников, которые перечислены в списке литературы.

Тематика  - является вариативным компонентом и может изменяться, дополняется в соответствии с календарными событиями и планами реализации коллективных  и индивидуально-ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворения образовательных потребностей разных категорий детей.*

Перспективное планирование художественной деятельности

во второй младшей группе

Название

Материал

Красивый полосатый коврик

Гуашь

Дождик идет

Цветные карандаши

Компот в баночках

Гуашь

Цветные клубочки

Восковые карандаши

Падают, падают листья

Гуашь

Разноцветные шарики

Гуашь, простой карандаш

Осенние листочки (печать по трафарету)

Гуашь

Светлячок

Гуашь

Полосатые полотенца для лесных зверюшек

Гуашь

Колечки

Цветные карандаши

Град, град

Гуашь, ватные палочки

Снежные комочки

Гуашь

«Новогодние игрушки в коробке»

Гуашь

Дерево в снегу (тычок)

Гуашь

Праздничная ёлочка

Гуашь

Снеговик

Гуашь

Морозные узоры (тонирование)

Гуашь, тонировка

Домик

Цветные карандаши

Мой весёлый звонкий мяч

Гуашь

Улитки

Цветные карандаши

Заяц на снегу (рисование тычком)

Цветные карандаши

Тарелочка (декоративное рисование)

Гуашь

Флажок

Гуашь

Котенок

Гуашь

Цветы для мамочки

Гуашь

Светит солнышко

Гуашь

Российский флаг

Гуашь

Почки и листочки

Гуашь

Весеннее дерево

Гуашь

Цыплята и одуванчик (нетрадиционное рисование)

Гуашь, кисть круглая щетина

Платочек (рисование декоративное)

Гуашь

Разноцветные рыбки (печать ладошкой)

Гуашь

Цветочная поляна

Гуашь

Божья коровка

Гуашь

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Возрастные особенности детей

У детей от 4 до 5 лет значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры.

Развитие продуктивной деятельности

Рисование. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.

Формировать умение закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.

Познакомить с городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Развитие детского творчества.

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.

Развивать умение выделять и использовать средства выразительности в рисовании, продолжать формировать умение создавать коллективные произведения.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Приобщение к изобразительному искусству

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.

Формировать умение понимать содержание произведений искусства.

Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Формировать умение выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.

Целевые ориентиры

- Изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

- Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

- Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Перспективное планирование художественной деятельности

в средней группе

Название

Материал

Картинки для наших шкафчиков

Цветные карандаши

Астры в вазе (рисование методом тычка)

Гуашь

Украшение фартука (декоративное рисование)

Гуашь

Яблоко спелое, красное, сладкое.

Цветные карандаши

Осеннее дерево

Гуашь

Расписные блюдца (декоративное рисование)

Гуашь

Кисть рябинки, гроздь калинки (рисование пальчиками)

Гуашь

Украшение свитера (декоративное рисование)

Гуашь

Сказочное дерево

Цветные карандаши

Маленькой елочке холодно зимой

Гуашь

Котенок

Гуашь

Морозные узоры (по мотивам кружевоплетения)

Гуашь

Петушок (рисование ладошками)

Цветные карандаши

Рукавички (декоративное рисование)

Восковые карандаши, акварель

Снеговик

Гуашь.

Наша ёлочка

Гуашь

Украшение платочка (дымковский узор)

Гуашь

«Как розовые яблоки, на ветках снегири» (рисование методом тычка)

Гуашь

Веселые матрешки (декоративное рисование)

Гуашь

Барашек и овечка пасутся

Гуашь

Филимоновская игрушка

Гуашь

Рыбки плавают в аквариуме

Акварель, восковые мелки

Украсим салфеточку (декоративное рисование)

Гуашь

Пасхальное яйцо

Гуашь

Ветка мимозы (рисование пальчиками)

гуашь

Цветущее дерево

Гуашь

У солнышка в гостях

Гуашь

Украшение узором сказочной птицы

Цветные карандаши

Черепаха на прогулке

Гуашь

Мышь и воробей

Гуашь

Я ракету нарисую или Космонавт

Гуашь

Весенние цветы (печать по трафарету)

Гуашь

Салют

Акварель, восковые мелки

Расцвели одуванчики (рисование методом тычка)

Гуашь

Узор из точек

Гуашь, ватные палочки

Разноцветные бабочки

Цветные карандаши

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Возрастные особенности детей

У детей шестого года жизни изобразительная деятельность становится осознанной. Замысел начинает опережать изображение. Движения рук становятся более уверенными.

Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.

Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображаемого человека.

Продолжает совершенствоваться восприятия цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников сложности, если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

Развитие продуктивной деятельности

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение; живые существа могут двигаться, менять позы и т.д.); передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, по горизонтали).

Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры, разнообразные кисти и т.д.)

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом легким нажимом, без жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с её спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой)

Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывать кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя краску в воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисование. Подводить детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил колобок», «Где обедал воробей?» и т.д.).

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т.п.).

Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.

Предлагать детям составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Вызвать желание создавать узоры на листьях в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Развитие детского творчества

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязания; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже); установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Обращать внимание на передачу в изображении не только основных свойств предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления природы и объекты природы, замечать их изменения.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки-городецкая, богородская; бирюльки).

Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей ( в том числе коллективное).

Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Приобщение к изобразительному искусству

Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, изобразительное искусство, архитектура т т.д.).

Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Познакомить с произведениями живописи (И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов, И.Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю.Васнецов, Е.Рачев, Е.Чарушин и др.).

Продолжать знакомить с архитектурой. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорция (высота, длина, украшения – декор и др.).

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Расширять представления детей о художественных промыслах.

Целевые ориентиры

  • Различат произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
  • Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Знает особенности изобразительных материалов.
  • Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  • Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
  • Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

Перспективное планирование художественной деятельности

в старшей группе

Название

Материал

Бабочки, которых я видел летом

акварель

Деревья в лесу

акварель

Цветные ладошки (лебедь)

акварель, графитный карандаш

Чебурашка

цветные карандаши

Нарядные лошадки

гуашь

В саду созрели яблоки

акварель

«Идёт дождь»

акварель

Ковер из листьев (печать по трафарету)

гуашь

Сказочный домик

цветные карандаши

Осенний лес

гуашь

Золотая хохлома (узор на полосе)

гуашь

Грибной ёжик

цветные карандаши

Филимоновская игрушка

гуашь

Наскальные рисунки

восковые карандаши, акварель

«Узор кукле на платье» дымковская игрушка

гуашь

Комнатное растение

акварель

«Наш любимый мишка»

Цветные карандаши

Укрась платок цветами

гуашь

Ели большие и маленькие

Гуашь

«Узор на круге»

Гуашь

«Заячья избушка»

Гуашь

«Гжельские узоры»

Гуашь

Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы

Гуашь

Машины на улицах города

Цветные карандаши

Гжельский чайник

Гуашь

Зимний лес

Гуашь

Снежинка

Акварель

«Роспись козлика»

Гуашь

Синицы

Гуашь

Вьюга (зима в городе)

Гуашь

Новогодние шары

Гуашь

Роспись туеска (хохлома)

Гуашь

Наша нарядная ёлка

Акварель

Снегурочка и Дед Мороз

Цветные карандаши

Зимняя сказка

Гуашь

Городецкая роспись

Гуашь

Красивое развесистое дерево зимой

Гуашь

Лиса-кумушка

Цветные карандаши

Игрушки из Полхов-Майдана

Восковые мелки, акварель

Весёлый клоун

Цветные карандаши

Городец

Гуашь

Кошка с воздушными шарами

Цветные карандаши

Хохломская роспись

Гуашь

Динозавр рисуем ладошками

Цветные карандаши

Открытка к 23 февраля

Гуашь

Роспись слона (графический узор)

Восковые карандаши, акварель

Ожившая сказка

Цветные карандаши

Роспись кувшинчиков

Гуашь

Милой мамочки портрет

Цветные карандаши

Чудесные превращения кляксы

Гуашь

Картинка маме к празднику 8 Марта

Акварель, цветные карандаши

Африканские животные

Гуашь

Принцесса и пират

Цветные карандаши

Фантастические цветы

Восковые мелки, акварель

Красивые картинки из разноцветной нитки

Гуашь

«Весенние ветки»

Акварель

Сова (лесные птицы)

Гуашь

Весенние цветы

Гуашь

Петушок

Цветные карандаши

Я рисую море

Пластилин, акварель

Весенняя палитра

Акварель

Сказочные витражи

Восковые мелки, акварель

Дорисуй куклу

Цветные карандаши

Красивые цветы

Гуашь

Цветут сады

Гуашь

Ветка сирени

Акварель

Салют над городом в честь Праздника победы

Восковые мелки

Белая береза

Акварель

Роспись посуды для кукол

Гуашь

Волшебные пальчики

Акварель

Букет тюльпанов

Акварель

Радуга-дуга

Акварель

Подготовительная группа детского сада

Возрастные особенности детей

У детей подготовительной к школе группе формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Образцы из окружающей жизни и литературных произведений, предаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образа: принцесс, балерин, моделей и т.п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мам и дочка, комната и т.п.

Изображения человека становится более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Развитие продуктивной деятельности

Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелиевая ручка и др.).

Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания гневного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.).

Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие - красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

Сюжетное рисование. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа - передний план или дальше от него - задний план)передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Развитие детского творчества

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движении рук по предмету.

Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

Совершенствовать умение рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета.

Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину строение, пропорции, цвет, композицию.

Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Приобщение к изобразительному искусству

Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей., о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).

Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи; И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март» «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри». «Иван- царевич на Сером волке») и др.

Расширять представление о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, цвет, характерные детали, поза, движения и др.). Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврика, Е. Чарушин и др.).

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.

Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).

Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений

одинакового назначения. Учить выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.

Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д. Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут. Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие — в разных городах свои.

Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).

Расширять знания детей о творческой деятельности, ее особенностях; учить называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п).

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Объяснять детям значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т.д.).

Познакомить детей с историей и видами искусства; учить различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).

Формировать положительное отношение к искусству.

Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Эстетическая развивающая среда. Продолжать расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).

Развивать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.

Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т.п.).

Привлекать детей к оформлению выставок в группе, детском саду, к организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности и т.п.

Формировать у детей умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

Целевые ориентиры

- Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

- Называть основные выразительные средства произведений искусства.

- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

- Использовать разные материалы и способы создания изображения.

Перспективное планирование художественной деятельности

в подготовительной группе

Название

Материал

Улетает наше лето

Акварель, цветные карандаши

Осенние дары

Восковые карандаши, акварельные краски

Осенний калейдоскоп

Гуашь

Цветочная поляна

Акварель

Нарядный индюк

Гуашь

«Лягушка путешественница»

Акварель, карандаш

Городецкая тарелка

Гуашь

«Лес, точно терем расписной…»

Акварель

Загадочные картинки

Акварельные краски, восковые карандаши

Ветка рябины

Акварель

Комнатное растение

Акварель

Золотая хохлома

Гуашь

Осенний лес

Печать листьев

Кукла в национальном костюме

Цветные карандаши, гуашь

Платок с цветочным узором

Гуашь

Чудесная гжель (ваза)

Гуашь

Поздняя осень

Акварель

Нарисуй свою любимую игрушку

Цветные карандаши

Город вечером

Акварель

Цветные ладошки

Цветные карандаши

Я рисую море...

Рисование мыльными пузырями

Украшение розетки

Гуашь

Любимый герой мультфильма «Смешарики»

Акварель

Городецкая роспись «Поднос»

Гуашь

Кружевные платки

Гуашь

Верблюд в пустыне

Расчесывание краски

Зимний пейзаж

Акварель, белила

Дымковская барышня-водоноска

Гуашь

Волшебные снежинки

Гуашь

Снегири на ветках

Гуашь

Снежная шаль для Зимушки-Зимы

Черно-белый граттаж

Морозные узоры

Гуашь

Сказочная птица

Цветные карандаши

Букет цветов

Гуашь

Замок снежной королевы

Акварель

Вьюга

Рисование нитками

Тропические птицы

Гуашь

Зима

Акварель, белила

Сказочное царство

Восковые мелки, акварель

Ворон

Гуашь

Белый медведь и северное сияние

Восковые мелки, акварель

Человек

Цветные карандаши

Чудесные превращения кляксы

Кляксография

Пароход

Акварель

На дне морском

Акварель

Наша армия родная

Цветные карандаши

Подарок для мамы

Восковые мелки, акварель

Жар птица

Белый восковой мелок + акварель

Портрет мамы

Цветные карандаши

Ранняя весна

Акварель

Роспись тарелки (хохлома)

Гуашь

По горам по долам

Гуашь

Филимоновская барышня

Гуашь

Моя семья

Цветные карандаши

Русская матрешка

Гуашь

«Лети ракета к звездам»

Восковые мелки, акварель

Весенняя палитра

Рисование по сырому

Городецкий петушок

Гуашь

Рыбки играют, рыбки сверкают

Акварель

Портрет папы (дедушки, брата)

Цветные карандаши

Пасхальное яйцо

Гуашь

Жостовские подносы

Восковые мелки, акварель

Морские коньки

Рисование руками

День и ночь

Акварель

День Победы

Акварель, графитный карандаш

Цветочные узоры Полхов-Майдана

Гуашь, восковые мелки

Праздничный салют над городом

Восковые мелки, акварель

Вечерний пейзаж

Раздувание краски

Цветущая весна

Акварель, гуашь

Золотой петушок

Гуашь

Растительный орнамент на платке.

Гуашь

Лоскутное одеяло

Гуашь

Работа с родителями

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности,

способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно- архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.

Методические пособия

  1. Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
  3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
  4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 200S-2010.
  5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
  6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
  7. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
  8. Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
  9. Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005
  10. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.
  11. Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  12. Чалеэова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной . М., 2005

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»

  1. Филимоновская народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  2. Городецкая роспись по дереву. — М,: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  3. Полхов-Майдан. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. :i
  4. Каргополь —народная игрушка. —М,: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  5. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  6. Хохлома, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  7. Гжель. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»

Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...

Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи:      развитие продуктивной деятельност...

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»

Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию Раздел «Музыка» вторая младшая группа 2019-2020 уч.год один год (срок реализации программы)

1. Целевой раздел1.1 Пояснительная запискаРабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел Музыка) дошкольников  разработана в соответствии с Основной общеобразовательной програм...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (Раздел «Музыка») средняя, старшая, подготовительная группы 2019-2020 уч.г. один год (срок реализации программы)

Рабочая программапо художественно-эстетическому развитию(Раздел «Музыка»)средняя, старшая, подготовительная группы2019-2020 уч.г.один год(срок реализации программы)...