Пальчиковая гимнастика для занятия по изодеятельности.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Хорошавина Ирина Александровна

Данный материл предназначен для использования воспитателями на занятиях по изодеятельности с детьми старшей и подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

в

помощь воспитателям коррекционной группы


  1. «Ягодки»:

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть -

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать

  1. «Гномики – прачки»:

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали гномики стирать:

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Микки умница был,

Всем водичку носил.

  1. «Осень»:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы- «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимает ягоды»

Соединить две ладони лодочкой

Правой рукой берем ягодки из «лукошка»

Считает ягоды, нажимая указательным пальцем на левую ладошку.

Дети сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Трут кулачки друг о друга.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Спокойно укладывают ладони на стол.

  1. «За грибами»:

Топ-топ – пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

  1. «Капуста»:

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,

Посолили

И набили плотно в кадку.

Все теперь у нас в порядке.

  1. «Апельсин»:

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Эта  долька  - для ежа.

Эта долька - для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – Беда!!!

Разбегайтесь – кто куда!

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка,; показали пять пальцев правой руки.

На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках.

Ритмичные удары ребром ладоней по столу.

Хватательные движения обеими руками.

Указательный и средний пальцы трутся о большой

Удары обеими руками по столу.

Отряхивают руки.

Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.

Показывают 10 пальцев.

Показывают 1 палец.

Загибают большой палец левой руки.

Загибают указательный палец.

Загибают средний палец.

Загибают безымянный палец.

Загибают мизинец.

Сжимают кулаки и прижимают их к груди

«Бегут» пальцами по столу.

  1. «Пчела»:

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель - шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

  1. «Десять птичек – Стайка»:

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей.

Эта птичка соловушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

  1. «Есть у каждого свой дом»:

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочки в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают один пальчик.

Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.

Машут ладошками

Роняют ладони на стол.

Хлопки.

Поочередное поглаживание всех десяти пальчиков.

Пальчики прячутся за спину.

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцы на каждое двустишие.

Удары ладонями и кулачками поочередно.

  1. «Еж»:

Под березкой

На пригорке

Старый

Еж

Устроил

Норку.

А под листьями

Лежат

Двое

Маленьких

Ежат.

  1. «Прогулка»:

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

  1. «Считаем пальчики»:

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство, друг.

  1. «Снеговик»:

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратился в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Дети понимают руки вверх

Поднять ладони, соединить пальцы, изображая горку.

Сморщить лицо, поднять плечики

Переплести кончики пальцев.

Кистями рук вращать – «моталка»

Соединить две ладони лодочкой.

Поднять руки вверх.

Соединить две ладони и положить под щеку.

Указательные пальцы выпрямить, остальные согнуть.

Подвести ладони близко друг к другу

Переплести кончики пальцев.

Большие пальчики прыжками двигаются по столу, остальные – сжаты в кулак.

Двигаются указательные пальцы.

Движение по столу средних пальцев в быстром темпе.

Медленное движение безымянных пальцев.

Двигаются мизинцы.

Хлопнуть обоими кулачками по поверхности стола.

На счет по очереди загибать пальцы.

Дети показывают как лепят снежки.

Разводят руки в стороны, показывая большой ком.

Ставят руки на пояс.

Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза,

Шляпа,

Нос,

Метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

  1. «Ножки»:

Наши пальчики,

Как ноги,

Побежали

По дороге.

Очень быстро

Мы бежали,

Но споткнулись

И упали

  1. Упражнение с мячом – ежиком:

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Показывают руками глаза.

Кладут одну ладонь на голову.

Приставляют ладошки с растопыренными пальцами к носу

Поднимают одну руку вверх и раздвигают широко пальцы.

Поднимают вверх скрещенные руки с раздвинутыми пальцами.

Пожимают плечами и разводят руки в стороны.

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой (подушечками), первая пара

Большой палец левой руки - с указательным правой, вторая пара.

После чего первую пару размыкаем, обводим с разных сторон вокруг второй пары и снова смыкаем. Далее размыкаем и смыкаем вторую пару, обводя вокруг первой и т. д.

Кладем мяч между ладоней и делаем круговые движения.

Движение по ладошке вперед – назад.

Сжать правой рукой мяч.

Переложить мяч в левую руку и сжать.

Прижимаем мяч каждым пальцем правой руки.

Переложить мяч в правую руку и прижимать его каждым пальцем левой руки.

Переброс мяча из руки в руку.

  1. «Подарки»:

Дед Мороз принес подарки:

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав!

  1. «Ехали – ехали»:

На лошадке ехали,

В огород заехали.

Гоп-гоп-гоп!

Гоп-гоп-гоп!

На машине ехали,

До угла доехали.

Би-би-би!

Би-би-би!

Паровозом ехали,

До горы доехали.

У-у!

  1. «Строим дом»:

Молотком стучу, стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Буду строить дом, дом,

Будем жить в нем, в нем.

  1. Упражнение с пробками:

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко

Дети «шагают» пальчиками по столу.

На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке.

Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики – «ушки»

Руки вытянуты, будто держат вожжи.

Хлопки: два коротких, один длинный.

Повороты руками, которые будто держат руль.

Большими пальцами подавить «сигнал».

Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх, вниз – вверх и т. д.

Широкое движение рукой сверху вниз.

Постукивать кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.

Постукивать кулачком левой руки по расправленной ладони правой руки.

Ставить поочередно кулачок на кулачок.

Поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома.

Берем 4 пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их, как обувь, на  указательные и средние пальцы. И «идем», как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

  1. «Акула»

Приплывали две севрюги,

У них спины словно дуги.

Налетели с двух сторон.

Ты, акула, выйди вон.

  1. Упражнение с прищепками:

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

 - Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

  1. «Машина каша»:

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

  1. «Пирожки»:

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку.

Всех друзей я в гости жду.

  1. «Сосульки»:

От сосулек – звон, звон!

Просыпайся – клен, клен!

Растопился снег, снег.

Ручейки – в бег, бег.

Гром шагает: топ, топ.

Почки слышно: хлоп, хлоп.

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

Выгибают ладони тыльной стороной вверх

Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Делают толчок ладонями от груди.

Берем прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог, меняя руки  после двустишья.

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Разжимают кулачок.

Сдувают «крошку» с ладошку.

Загибать поочередно пальчики, перечисляя продукты.

Имитировать лепку пирожков

Ладони вперед, имитировать движения, подзывающие гостей.

Хлопки на каждое слово.

Кисти рук опускаются вверх – вниз.

Потираем одну ладошку о другую.

Волнообразные движения руками.

Топаем ногами.

Хлопки на каждое слово.

  1. «Моя семья»:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик  - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

  1. «Строим дом»

Целый день тук да тук.

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат.

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат.

  1. «Наша квартира»

В нашей комнате – столовой –

Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальные –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

  1. «Мышка»:

Мышка в норку пробралась,

На замочек заперлась.

В дырочку глядит –

Кошка не бежит?

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого.

Показать ладошки.

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх.

Движение сверху вниз большим пальцем

Постучать кулаком о кулак.

Правым кулаком постучать сверху по левому.

Постучать кулаком об кулак.

На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику. К концу стихотворения должны быть загнуты все десять пальцев.

«Шагать» двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения.

Соединить пальцы («цепочки»)

Сделать колечко и посмотреть в него.

Поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из-под нее.

  1. «В гости»:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный, и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

  1. «Вышли пальчики гулять»:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Разз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

  1. «Зайка»:

Сидит зайка на опушке,

Поднимает зайка ушки.

Слышит: шорох раздается.

За кустом лиса крадется.

Вот лиса раскрыла пасть.

Как бы зайке не пропасть!

Зайка – скок, скок, скок,

Прыгнул вбок – и наутек!

  1. «Три пингвина»:

Жили-были три пингвина.

Пик, Пак, Пок.

Хорошо и дружно жили.

Пик, Пак, Пок.

Как-то утром на рыбалку.

Пик, Пак, Пок.

Зашагали в перевалку.

Пик, Пак, Пок.

Наловили много рыбы.

Пик, Пак, Пок.

И еще поймать могли бы.

Пик, Пак, Пок.

Съели дружно все до крошуки.

Пик, Пак, Пок.

Кроме маленькой рыбешки.

Пик, Пак, Пок.

Дружно бросилися в драку,

Выставляем вверх большие пальцы.

Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук.

Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.

Кулаки стучат друг о дружку.

Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.

На первые строчки поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие - поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

Указательный и средний пальцы правой руки выпрямить, остальные согнуть и соединить.

Пальцы левой руки шагают по столу.

Пальцы левой руки, собранные в «щипотку», соединять и разъединять.

Пальцы правой руки сжать в кулак и пололжить на стол.

Хлопки.

Удары по столу.

Ладошка «моет» ладошку.

Удары по столу.

Хлопки.

Удары по столу.

Ладошки «шагают», «шлепают» по столу.

Удары по столу.

Вращение кистей рук к себе.

Удары по столу.

Вращение кистей рук от себя

Удары по столу.

Хлопки.

Удары по столу.

Хлопки.

Удары по столу.

Удары кулачками друг о друга.

Пик, Пак, Пок.

Учинив большую свалку.

Пик, Пак, Пок.

Чтобы жить все время дружно,

Пик, Пак, Пок.

Уступать друг другу нужно.

Пик, Пак, Пок.

  1. «Дружба»:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

С вами мы подружим,

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

  1. «Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красота и питанье.

Дружно дают под землей корешки.

  1. «Дождик»:

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел дождик погулять.

Шел неслышно, по привычке,

А зачем ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газонам не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

«Ох!»

И ушел.

Газон засох.

Хлопки.

Удары кулачками о стол.

Хлопки.

Ладошка «моет» ладошку.

Хлопки.

Ладошка «моет» ладошку.

Хлопки.

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Повторить 2 раза.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу,  развести пальцы и слегка округлить их.

Развести пальчики.

Ритмичное движение пальцами вместе - врозь.

Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Хлопки на счет.

Руки вверх – вниз.

Движемся по кругу туда – обратно.

Кисти рук вверх.

Кисти скрещиваем – «ножницы»

Руки плавно вытянуть вверх.

Плавно опустить.

Присесть.

Закрыть голову ладошками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика для занятий по изобразительной деятельности для детей 3 -7 лет

Пальчиковые игры позволяют координировать общую и тонкую моторику; воздействовать на биологически активные точки на ладони, кончиках пальцев; способствовать развитию речи детей, памяти, мышления, вызы...

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики на занятиях тестопластики

Тесто-удивительно пластичный материал для лепки различных фигур композиций и т.д. Занимаясь лепкой, как правило, детям предлагают пластелин, но детям так же можно предложить и тесто. Овладение различ...

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, внимательность и способность сосредотачиваться....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №7 «Непоседы» (с применением пальчиковой гимнастики) Тема занятия «Весна идет, весне дорогу»

Цель: развитие связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с ...

Картотека "Игровой массаж, самомассаж и пальчиковая гимнастика на занятиях и дома"

Чем полезен игровой массаж?С некоторыми видами оздоровительного массажа дети знакомятся уже с 3 месяцев. Ближе к году, когда ребенок уже уверенно сидит и владеет своими ручками, можно проводить более ...

"Картотека пальчиковой гимнастики на занятиях изодеятельности"

Пальчиковые игры – улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении ...