кружковая работа "Народный умелец"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Гамолко Марина Борисовна

Конспект кружкового занятия "Золотая хохлома" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

       Цели: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, ее историей; воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

       Задачи образовательных областей:

  • Социально – коммуникативная:

Формирование позитивных установок к различным видам творчества; поощрение стремления высказывать свою точку зрения, делиться с педагогом и другими детьми своими впечатлениями.

  • Познавательно – речевая:

Развитие интереса детей, любознательности; учить детей видеть и выделять характерные элементы хохломской росписи, ее цветовую гамму; познакомить детей со стихотворением о хохломской росписи.

  • Художественно – эстетическая:

Закрепление  приемов работы с красками; развитие  умения строить рисунок в стиле хохломской росписи; прослушивание русской народной музыки.

  • Физическое развитие:

Снятие физического и психоэмоционального напряжения в процессе учебной деятельности.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы.

       Оборудование: посуда с хохломской росписью: ложки, поднос, чашки; образцы росписи;  хохломские изделия, кисти , гуашь, салфетки, баночки с водой, плоскостные изделия для росписи.

Организация и методика проведения кружка:

Звучит  музыка, входят дети и встают около хозяйки (воспитатель одетая в сарафан), здороваются.

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.

Проходите да поглядите, какая здесь у нас  посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

       Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?

История хохломской росписи:

Хохлома – это крупное торговое село, в котором расписывали деревянную посуду. Со временем сами изделия, выполненные в технике росписи, характерной для этих мест, стали называть Хохломой.

Как же начиналось хохломское искусство? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил. Посуду деревянную себе вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к нему птица Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.  Это конечно сказка.

 А начало хохломской росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали золотить по такому способу.

Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!  Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой.

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. 

Воспитатель: «Ребята, посмотрите внимательно, какие цвета используются в хохломской росписи?»

Ответы детей: красный, черный, желтый, зеленый, золотой.

Воспитатель: : Какие узоры вы видите на посуде?

Ответы детей: веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника, листики,  завитки, точечки, усики

Воспитатель: А с чем можно сравнить эти рисунки? Как вы думаете умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.

Воспитатель:  А давайте с вами поиграем. Я буду говорить слова, а вы, следуя этим словам, выполнять движения.

(следуя словам, выполняем движения)

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе).

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес!

Воспитатель: Молодцы, а сейчас я хочу предложить представить вам, что мы мастера хохломской росписи, и нам нужно изготовить разные изделия к ярмарке. Как на Руси водится, вместе и дело спорится. Давайте  приниматься за работу. Проходите за свои рабочие места.

Дети проходят за столы.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какими элементами расписывают мастера свои изделия. (показываю карточки с элементами).

Ответы детей: Осочки – легким движением кончика кисти сверху вниз.

Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.

Капельки – рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.

Усики – рисуют в виде непрерывной линии закрученной в спираль.

Ягодки – приемом тычка палочкой-тычком или концом кисти

Листики – концом кисти или примакиванием.

Воспитатель:  А сейчас вы немного подумаете, какой узор вы нарисуете, ведь каждый мастер расписывает ложки, чаши, вазы своим узором.

Самостоятельная работа детей, воспитатель помогает, если возникли трудности.

Танец с ложками.

Воспитатель: А теперь пора нам прощаться, буду рада видеть вас в моей мастерской. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Умелец"

Кружок "Умелец "  для мальчиков старшей группы приюта  0т 11 до 13 лет. Дети любят делать поделки и особенно в месте со взрослыми, так как  дома  не  хватало этого внимания дл...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...

Рабочая программа: "Умелец да рукоделец"

Пояснительная записка, целевой раздел, задачи программы....

Проект "Умелец да рукоделец" по приобщению детей и родителей к истории и традициям народной культуры в совместной деятельности

Занятия по данной программе направлены на овладение ребёнком не карандашом, кистью, ножницами, а на овладение собственными руками, так как основной вид деятельности - это лепка, а сопутствующий ...

Вариант примерной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленький умелец» возраст воспитанников 4-5 лет

Программа « Маленький умелец » составлена с учетом меж предметных и внутри предметных связей, продолжения формирования у дошкольников эстетического отношения к миру на основе визуальных ху...

Рецензия на программу дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Маленький умелец »

Рецензия на программу дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Маленький умелец »...