Влияние цвета и мелкой моторики руки на развитие ребенка.
статья по рисованию на тему

Салтанова Ирина Вячеславовна

теоретический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние цвета и мелкой моторики руки на развитие ребенка.

          Человек развивается как личность с детского сада , что является художественно – эстетическим  воспитанием  детей, задачи которого: первых дней жизни. Развитие – это способ существования личности. Организация интересной и содержательной жизни, обогащение её яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Всё это и помогает творческому развитию детей в изобразительной деятельности. Ребёнок увлечён тем, что делает, при этом он чувствует себя раскрепощённым, свободно, комфортно. Это возможно, если на занятиях царит атмосфера веры в силы ребёнка, поддержка его в неудачах и совместная радость его достижениям. Накопленный опыт ребёнок стремится выразить в рисунках.

    Если учесть, что большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, то и становится ясно, что именно здесь он получит основные, чёткие, систематизированные знания. Ни в одном другом возрасте ребёнок не развивается с такой лёгкостью и быстротой, и так надолго не закрепляет всё в памяти, как в дошкольном возрасте и эту возможность нельзя упустить.

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование – заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Рисунок является продуктом изобразительной деятельности ребёнка, с одной стороны он позволяет выделить характерные, основные проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в процессе изодеятельности, а с другой - найти пути их решения.

Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики, и, мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речь.

Мышцы рук выполняют три основные функции:

     *   Развитие органов движения;

  • Развитие органов познания;
  • Развитие для самих мышц и для других органов).

Если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами развивает речь. В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.

Я в своей работе использую упражнения, направленные на развитие кисти, и различные пальчиковые гимнастики.  ( вставить фотографии)  Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви, уверенности, что так необходимо детям. С этой целью провожу особые игры - массажи. Девочкам очень нравится игра «Собираемся на бал». Я предлагаю, ими отправится на бал, и объясняю, как они будут готовиться к нему. Сначала делаем воображаемую красивую причёску (лёгкий массаж головы). Затем будто бы украшают причёску лентами, цветами, надевают серьги (при этом слегка нажимают на мочки ушей), делая лёгкий массаж шеи, «примеряют» разные бусы. На каждый палец «надевают» кольца, на запястья - браслет, т.е. разминают - массируют все пальцы. Грудь и спину украшают бантиками, долго возятся с воображаемой застёжкой – она как раз находится на позвоночнике. На ноги «примеряют» туфельки, конечно, хрустальные, а для этого приходится и пяточки поджимать, и пальцы ног помассировать. При одевании – прикосновении «тактильный голод утоляется» - мозг успокаивается. Для мальчиков аналогичная игра – собираемся на «Турнир рыцарей».

На основе «обследовательных» движений рук создано много известных игр: «Угадай на ощупь», «Найди такой же», «Волшебный мешочек», «Что в чёрном ящике».
Учитывая особенности детей, которым иногда трудно сосредоточиться на выполнении отдельных заданий, видя рассеянность их внимания или усталость; я предлагаю детям физкультминутки и упражнения для глаз.

По - разному относятся дети и к передаче цвета в рисунке. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как бы не существует (особенно это характерно для малышей), они всё решают одним тоном. У некоторых детей появляются любимые цвета, что сказывается на создании изображений. Ребёнок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо; радуется цвету, яркой окраске предметов. Дети не считают обязательным, чтобы цвет в рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Цвет как бы определяется от вещей и явлений. Тем самым ребёнок особо подчёркивал один его признак – красоту. Эстетическая функция цвета, видоизменяясь, обогащаясь и развиваясь, надолго остаётся очень важной в изобразительной деятельности детей.

Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать вывод: что на протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики руки и цвет играют немаловажное значение для развития творчества детей. Именно цвет стимулирует желание детей взять в руки карандаш или кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"

Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, исп...

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятное эмоциональный отклик. Дополнительные занятия дома для родителейРазвитие м...

Семинар-практикум «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

Показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи....

Влияние мелкой моторики руки на развитие ребенка

Влияние мелкой моторики руки на развитие ребенка...

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики с практическими приемами....