рабочая программа
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Яшина Татьяна Ивановна

Рабочая программа по художественному творчеству в младшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Яшиной Татьяны Ивановны

второй квалификации

образовательная область Художественное творчество

младшая группа

                                                                                    принято на заседании

                                                                                    Педагогического совета

                                                                                    Протокол № 6   от «31 мая 2012»

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В младшую подгруппу входит 9 детей. Из них 3 девочки и 6 мальчиков. Подгруппа разновозрастная , возраст детей от 2-х до 4-х лет  (2 ребёнока-2г., 2 ребёнка-3г., 5 детей-4г.). из них 5 детей ранее детский сад не посещали.

Важным средством эстетического воспитания детей является художественное творчество (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Основой для разработки рабочей программы по «Художественному творчеству» стали:

  • Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы». под редакцией Вераксы. М.: Мозаика – Синтез, 2010г
  • Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И.А.М.2007
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666
  • СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

  Эффективность данной педагогической технологии определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности.

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем мире. Форма занятий по изобразительной деятельности  позволяет видеть взаимосвязь рисования, лепки, аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим миром, природой, музыкальными и физкультурными занятиями и др.

Образовательная область «Художественное творчество » интегрируется со следующими образовательными областями:

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики  

«Здоровье»

воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,  практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Социализация»

формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Музыка»

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования инетреса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, аппликация, лепка, художественный труд);

-развитие детского творчества;

-приобщение к изобразительному искусству.

Организация обучения

 Занятия  по художественному творчеству (рисование -1 раз в неделю, лепка и аппликация  проводятся поочередно 1 раз в неделю) по 20 мин.

Диагностирование результатов -   1 раз в год (в мае).

Форма работы групповая, в группе 9 человек.

  • Занятия (рисование, аппликация,  худож. конструирование, лепка)
  • Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр
  • Экспериментирование
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
  • Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи
  • Проектная деятельность

Создание коллекций

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ;
  • участие в мероприятиях разного уровня.

Учебно-тематическое планирование

по художественному творчеству

младшая группа

рисование 1 раз в неделю, всего36 занятий

аппликация, лепка 1 раз в 2 недели, всего36 занятий

Месяц

занятия

Формы организации педагогического процесса, тематика

Задачи

1

2

3

4

Сентябрь

1

рисование

Картинки для наших шкафчиков

Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество – рисование предметных картинок и оформление рамочками.

2

аппликация

Поезд мчится тук-тук-тук (железная дорога)

Вызвать интерес к созданию из нарезанных полосок «железной дороги». Воспитывать аккуратность.

Сентябрь

3

Рисование

Посмотрим в окошко

Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. Рассматривание вида из окна через видоискатель.

4

Лепка.

Грибы

Закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки), учить создавать выразительную композицию (красиво размещать грибы на подставке).

Сентябрь

5

рисование

Любимая игрушка

Учить создавать сюжетные композиции

6

аппликация

 Сказочная птица

Учить  из частей предмета разной формы  составлять изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения.. Развивать воображение, активность, умение выделять красивые работы.

Сентябрь

7

рисование

Любимый овощ

Учить работать красками, закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием другой краски.

8

лепка

Овощи на тарелке

Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, вдавливать середину пластилинового шара.

Октябрь

9

Рисование

Любимые фрукты

Учить рисовать красками, мыть кисточку перед использованием другой краски. Закреплять умение рисовать круг.

10

аппликация

Апельсин.

Учить аккуратно работать с клеем, развивать воображение, воспитывать потребность создавать что-то своими руками.

Октябрь

11

рисование

Моя семья

Учить изображать характерные черты людей в рисунке, соотносить предметы по величине, воспитывать уважение к родным.

12

лепка

Цветок для мамы.

Учить лепить цветок с овальными (круглыми) лепестками и листьями.

Октябрь

13

рисование

Лес в октябре.

Учить передавать в рисунке красоту осеннего леса, учитывать соотношение предметов по величине.

14

аппликация

Дерево

Учить конструировать дерево из заготовленных частей цветной бумаги, методом обрывания бумаги создавать осенние листочки.

Октябрь

15

рисование

Ковер

Учить рисовать красками узор по замыслу.

16

лепка

 Петух (или Индюк)

Учить детей передавать характер образа дымковской игрушки: овальное туловище, изогнутый с волнистыми краями хвост и т. д. Упражнять в лепке основной формы из целого куска, используя усвоенные ранее приемы лепки. Развивать эстетическое восприятие.

Ноябрь

17

рисование

Осенние листья

Учить аккуратно раскрашивать листья деревьев из бумаги.

18

аппликация

Бабочка

Учить аккуратно обращаться с клеем, составлять картинку из заготовленных форм.

Ноябрь

19

рисование

Тарелка

Учить карандашами рисовать круг, равномерно наносить узор.

20

лепка

Чашки, тарелки

Знакомить с приёмом вдавливания середины шара для получения полой формы.

Ноябрь

21

рисование

Паучок и рябиновая ветка

Учить ватными палочками ритмично рисовать ягодки, развивать воображение, чувство цвета и формы, закреплять знания о приметах осени.

22

аппликация

Берёза

Учить создавать аппликацию путём обрывания бумаги, развивать мелкую моторику.

Ноябрь

23

рисование

Дорога для автомобилиста

Учить закрашивать поверхность карандашом, создавать сюжетные композиции.

24

лепка

Пирожное

Учить защипывать края полученной формы, украшать изделия узором.

Декабрь

25

рисование

Машина

Учить в рисунке передавать специфические особенности строение машины, закреплять навыки равномерного закрашивания.

26

аппликация

Поезд

Учить соединять круглые и прямоугольные детали согласно образцу.

Декабрь

27

рисование

Пароход

Учить рисовать пароход по образцу.

28

лепка

Самолет

Воспитывать интерес к окружающему миру, предавать  детали, используя приёмы лепки – сплющивание, раскатывание цилиндра.

Декабрь

29

рисование

Светофор

Учить рисовать сюжетную композицию, аккуратно работать с красками.

30

аппликация

Машина у светофора

Учить создавать сюжетную композицию, из деталей, аккуратно работать с клеем.

Декабрь

31

рисование

Нарядная ёлка.

Учить соблюдать в рисунке соотношение деталей предмета, развивать воображение и мышление.

32

лепка

Новогодние подарки

Развивать фантазию,  учить защипывать края формы, с помощью стеки украшать вылепленные изделия узором.

Январь

33

рисование

Зимние узоры

Развивать фантазию, чувства ритма и цвета, учить изображать на тёмном фоне белой краской узор.

34

аппликация

Снеговик

Учить аккуратно работать с клеем, собирать детали по образцу, ровно приклеивать.

Январь

35

рисование

Снеговик

Формировать умение соотносить детали по величине, правильно передавать расположение частей., развивать воображение.

36

лепка

Снеговик

 Закреплять умение лепить снеговика из шаров круговыми движениями, развивать воображение.

Январь

37

рисование

Перчатка с узором

Развивать воображение, фантазию.  Развивать умение рисовать по замыслу.

38

аппликация

Лягушонок

Закреплять навыки аккуратного наклеивания, учить составлять предмет из деталей, развивать мелкую моторику, воображение.

январь

39

рисование

Рисование на основе силуэта

Развивать творческие способности, учить рисовать силуэтные картинки

40

лепка

Любимый сказочный герой

Развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук, умение передавать характерные черты сказочного героя.

Февраль

41

рисование

Ёжик

Учить в рисунке передавать характерные черты животного, составлять композицию.

42

лепка

Заяц

Формировать умение передавать в лепке характерные черты животного в лепке создавать сюжетную композицию.

Февраль

43

рисование

Кошка

Учить в рисунке передавать характерные черты животного, составлять композицию., развивать воображение.

44

аппликация

Собачка

Учить соединять детали , аккуратно склеивать.

Февраль

45

рисование

Петушок

Учить раскрашивать красками, смешивать краски для получения нужного цвета.

46

лепка

Корзинка с яйцами

Учить использовать приём кругового налепа, упражнять в лепке овальных предметов, развивать воображение.

Февраль

47

рисование

Танк

Учить рисовать танк, опираясь на образец.

48

аппликация

Корабль

Развивать воображение, желание порадовать папу подарком, сделанным своими руками. Учить аккуратно работать с клеем.

Март

49

рисование

Весна

Учить передавать в рисунке характерное изменение в рисунке, развивать воображение.

50

лепка

Птица

Учить лепить фигурку птицы из целого куска , передавая формы строения, развивать воображение.

Март

51

Рисование

Ваза с цветами

Учить создавать композицию в рисунке.

52

аппликация

Поздравительная открытка для мамы


Учить придумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки. Развивать чувство цвета, творческие способности ребенка.

Март

53

рисование

Трава и цветы на лужайке

Учить рисовать цветы способом примакивания.

54

лепка

Тюльпан

Учить лепить овальные формы из шара, украшать изделие с помощью стеки, развивать внимание, воображение.

Март

55

рисование

Снегирь

Учить передавать в рисунке характерные черты птицы.

56

аппликация

Совёнок

Учить составлять предмет из деталей, аккуратно работать с клеем.

Апрель

57

рисование

Бабочка

Учить передавать в рисунке характерные черты насекомых, создавать сюжетную композицию.

58

лепка

Божья коровка

Учить передавать характерные черты божьей коровки в лепке, развивать воображение, мелкую моторику.

Апрель

59

рисование

Дорисовывание незаконченного рисунка (ящерица без хвоста)

Учить дорисовывать незаконченный рисунок

, развивать внимание, воображение.

60

аппликация

Черепаха

Учить создавать изображение черепахи, используя природный материал, развивать мелкую моторику, воображение.

Апрель

61

рисование

Фиалка в горшке

Учить передавать в рисунке  характерные черты растений, соблюдать пропорции размеров деталей.

62

лепка

Сказочные герои

Учить лепить по замыслу, развивать воображение.

Апрель

63

рисование

Моя деревня

учить рисовать любимый уголок деревни, соблюдать соотношение размеров деталей предметов, воспитывать любовь к родной земле.

64

аппликация

Башня

Учить создавать композицию из заготовленных деталей, развивать аккуратность, внимание.

 Май

65

рисование

Звезда Кремля

Учить рисовать по трафарету, аккуратно раскрашивать карандашами.

66

лепка

Карусель

Учить лепить фигурки для карусели по замыслу, развивать воображение.

Май

67

рисование

Военная техника. Самолёт.

Учить рисовать самолёт по образцу, развивать внимание.

68

аппликация

Самолёт

Учить создавать композицию из заготовленных деталей, развивать аккуратность, внимание.

Май

69

рисование

Кузовок с ягодами

Формировать умение аккуратно обводить контуры предметов и не выходить за контуры при раскрашивании рисунка.

70

лепка

Черника

Учить выполнять кустик черники методом налепа, учить по контуру выкладывать рисунок из пластилина.

Май

71

рисование

Мухоморы в лесу

Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида гриба.

72

аппликация

Мухомор

Учить создавать композицию из заготовленных деталей, развивать аккуратность, внимание.

Требования к уровню подготовки детей:

В рисовании:

для детей 3-х лет:

изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.правильно пользоваться карандашами, кистью и красками.

для детей 4-х лет:

Изображать предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

В лепке:

для детей3-х лет:

уметь отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми  круговыми движениями ладоней.

Лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы лепки.

Для детей 4-х лет:

Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию, использовать всё многообразие усвоенных приёмов лепки.

В аппликации:

Для детей 3-х лет:

   Создавать изображения предметов из готовых фигур. Украшать заготовки из бумаги разной формы. Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, уметь аккуратно использовать материал.

       Для детей 4-х лет:

Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Способы проверки знаний:

Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение (см. приложения).

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ;
  • участие в мероприятиях разного уровня.

        

Перечень учебно-методического оборудования

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы», средняя группа , авт. –сост. В.Н.Мезенцева, О.П.Власенко. Волгоград.2012

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», средняя группа, авт. –сост. В.Н.Мезенцева, О.П.Власенко. Волгоград.2012

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», первая младшая группа, авт. –сост. В.Н.Мезенцева, О.П.Власенко. Волгоград.2012

Программа «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.2010

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И.А.М.2007

Приложение

ЛЕПКА
Диагностические задания

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

2

3

4

Учить детей передавать форму, строение, пропорции и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы: оттягивание, сглаживание и др.

Лепка

«Фрукты»

Материалы: груша, банан, яблоко или другие фрукты.  Пластилин, стеки, доски для лепки

Беседы о том, что осенью в садах собирают урожай фруктов, рассматривание разных фруктов. Провести обследование выбранных для лепки фруктов. Спросить детей о названии формы, исходной для лепки (шар, цилиндр). Предложить вспомнить и объяснить приемы лепки. В процессе лепки обращать внимание на необходимость точно передавать натуру. Вместе с детьми сравнить изображения с натурой, отметить, что получилось хорошо, а что не удалось.

Согласно таблицы «Критерии оценки»

Учить детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.


Лепка

«Как мы играем зимой на участке»

 Материалы: пластилин, стеки, доски для лепки.

Игры на прогулке, наблюдения за движениями детей. Поговорить о том, как играют дети зимой на прогулке, предложить напомнить (вызывая для этого детей) их позы и движения. По окончании предложить детям выбрать наиболее интересные, выразительные фигурки, объяснить выбор, рассказать об изображенном движении.

ЛЕПКА

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Воспитатели:____________________________________________________________________

Дата проведения диагностики:

п/п

Ф. И. ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача движения

Итого баллов

Средний балл/ уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Характеристика оценки детей имеет три уровня.

Высокий уровень 3 -2.4 балла – в процессе лепки ребёнок создает образ разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию, точно передает формы в соотношением частей по величине, использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, вдавливание, сплющивание, прищипывание, оттягивание). Стремится украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Средний уровень 2.3 – 1.8 балла – в процессе лепки не всегда передает форму соотношение предметов по величине. В создании коллективных композиций обращается за помощью к педагогу. Ребёнок владеет основными способами лепки, но нуждается в отработке приемов (оттягивания, прищипывания), для украшения использует стек.

Низкий уровень 1.7 -1 балл – в процессе лепки не всегда точно передает форму и образ предметов игрушек, не владеет основными приемами лепки, не использует стек для украшения. В процесс работы обращается постоянно за помощью к воспитателю.

Начало года:

Высокий уровень______________        детей___________        %

Средний уровень______________        детей___________        %

Низкий уровень_______________        детей___________        %

Конец года:

Высокий уровень______________        детей___________        %

Средний уровень______________        детей___________        %

Низкий уровень_______________        детей___________        %

Анализ, комментарии

АППЛИКАЦИЯ
Диагностические задания

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

2

3

4

Учить детей силуэтному вырезыванию предметов, соблюдая их форму, строение и пропорции, развивать чувство композиции.


Аппликация

«Рыбки в аквариуме»

Материал: бумага размером в писчий лист бледно-голубого, бледно-зеленого или сиреневого цвета (аквариум) на выбор, бумага для вырезывания разного цвета и оттенков. Ножницы.

Наблюдения в уголке природы, уход за рыбками. Уточнить форму тела рыбки, предложить обвести по контуру (игрушку), затем нарисовать контур в воздухе, глядя на игрушку, при этом объяснить, какую часть изображают. Затем сказать, что, когда будут вырезывать рыбок, надо внимательно следить за тем, как режут ножницами. Предложить подобрать для рыбок бумагу красивых цветов и оттенков, хорошо сочетающихся с фоном.

Согласно таблицы «Критерии оценки»

Учить детей создавать несложную композицию: по-разному располагать в пространстве изображения домов, дополнительные предметы. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, эстетическое восприятие.


Аппликация

 «Новый район города»

Материал: набор цветной бумаги, белая бумага размером в писчий лист. Ножницы.

Рассказы о строительстве в нашей стране. Наблюдения на прогулках и экскурсиях, рассматривание иллюстраций. На занятии можно объединить детей по двое и дать им большой лист бумаги. Поговорить с детьми о том, каким может быть новый район города, какие там дома. Предложить подумать, как изобразить картину нового города, как расположить на листе бумаги. Напомнить о красивом цветовом сочетании домов, окон, дверей. При рассматривании работ Выбрать наиболее красивые по цветовому и композиционному решению.

Характеристика оценки ответов детей имеет три уровня.

Высокий уровень 3 -2.4 балла – правильно держит ножницы в руке, сжимает и разжимает их при резании бумаги, самостоятельно вырезает короткие и длинные полоски по прямой. Создает простые изображения путем наклеивания полосок – травка, деревья, елочки, лесенка, заборчик и др. Умеет вырезать круг и овал упрощенными способами (закругление углов квадрата и прямоугольника), также преобразовывать геометрические фигуры способом разрезания фигуры по диагонали и пополам (квадрат -  на треугольники, круг  - на полукруги и четверти). Самостоятельно и правильно пользуется клеем и наклеивает готовые формы.

Средний уровень 2.3 – 1.8 балла – знает правило работы с ножницами, но с трудом сжимает и разжимает их. Может вырезать короткие и длинные полоски по прямой обозначенной линией. С помощью педагога вырезает круг и овал из готовых геометрических форм. Умеет создавать простые композиции (узоры) из геометрических фигур. Под контролем педагога пользуется наклееванием изображений предметов.

Низкий уровень 1.7 -1 балл – не знает правил и не умеет держать и пользоваться ножницами. С помощью педагога и под его контролем выполняет аппликацию.

АППЛИКАЦИЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ДОУ   «Дюймовочка»

Воспитатели:____________________________________________________________________

Дата проведения диагностики: начало года______________        конец года________________

п/п

Ф. И. ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Цвет

Итого баллов

Средний балл/ уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

22

2

23

3

4

18

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Высокий уровень______________        детей___________        %

Средний уровень______________        детей___________        %

Низкий уровень_______________        детей___________        %