Исследовательская работа по теме: "Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками по технологии Лебедевой Е.Н."
методическая разработка по рисованию на тему

В данном материале представлен опыт работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_busygina_d.l.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по теме:

«Развитие творческого воображения

у детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками по технологии Лебедевой Е.Н.»  

Разработчик:

Бусыгина Диана Леонидовна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 65-ЦРР»

                                          город Бийск

Введение

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

Воображение и фантазия – это важнейшие процессы сознания ребенка. Усвоить какую-либо программу образования без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека, которая нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса в детском саду с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других показывают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ.

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, но ограниченность психолого-педагогической литературы по данной проблеме вызывает затруднения в работе педагогов-практиков, занимающихся образованием детей данной категории. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Вышеизложенные актуальные положения предопределили тему и цель исследования.

Цель исследования: изучить особенности и возможности развития                 творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных техник рисования.

Объект исследования. Воображение у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных техник рисования.

Гипотеза исследования. Организация системной работы по рисованию в нетрадиционной технике будет способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель, объект, предмет исследования предопределили необходимость постановки и решение следующих задач:

Задачи исследования.

1. Теоретически обосновать проблему развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных техник рисования.

2. Изучить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Составить и реализовать систему работы с использованием нетрадиционных техник рисования, направленную на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Провести экспериментальную проверку разработанной системы работы, форм, методов и средств использования нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  1. Выявить эффективность разработанной системы работы с использованием нетрадиционных техник рисования, направленную на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

6. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных техник рисования.

Для решения поставленных задач в работе были использованы методы исследования:

  1. Теоретические методы исследования (изучение и анализ психолого-педагогической литературы).
  2. Эмпирические методы исследования (методика  «Нарисуй что-нибудь» Немов Р.С., тест «Дорисовывание» Е.П. Козлова, Панина М.К, методика «Неполные фигуры»  Торренс Е. (4-7 лет).
  3. Статистические методы исследования (количественная и качественная обработка данных)

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка» города Бийска Алтайского края с 2011 г. по 2013 г. В эксперименте приняли участие 13 детей старшего дошкольного возраста.

Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Содержание работы иллюстрировано таблицами, гистограммами. Приложение содержит конспекты занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционных техник рисования.

Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи

 в отечественной и зарубежной психологии.

1.1. Понятие о воображении

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

Данную творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности человеческого мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

«Воображение, – пишет С.Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

«Основной признак процесса воображения, – пишет Е.И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

По мнению Э.В. Ильенкова, традиционное понимание воображение отражает только его производную функцию. Главная – позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптическое явление на поверхности сетчатки в образ внешней вещи – в образ.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность, точность. Данные характеристики легли в основу критериев изучения креативности, разработанную Торренсом.

Таким образом, воображе́ние – это способность сознания человека создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения – Фантазия. Воображение – одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображение как процесса (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л.Л. Кондратьева и др). Согласно М.В. Гамезо и И.А. Домашенко: «Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л.С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

1.2. Виды, формы воображения и способы создания творческих образов

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

Таким образом, основные виды воображения представлены в кратком психологическом словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского:

- активное (включает воссоздающее и творческое воображение),

- пассивное (включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение),

- продуктивное,

- репродуктивное,

- конкретное,

- абстрактное.

Формы воображения выделены следующие:

- агглютинация – создание нового образа из частей других образов,

- гиперболизация – увеличение или уменьшение объекта и его частей,

- схематизация – сглаживание различий между объектами и выявление их сходств,

- заострение – подчеркивание особенностей объектов,

- типизация – выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

1.3. Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей трех лет. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет игра, особенно ролевая. Игра – зеркало окружающей людей жизни.

Ошибочным является мнение, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у школьников и взрослых – настолько оно ярко и живо. Яркость и живость еще не означает богатство. Наоборот, воображение детей бедно, т. к. они многого не знают.

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта. Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л.С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания. Известные педагоги В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский, Е.А. Флерина и др. обращали внимание педагогов, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни.

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Вся система развития ребенка в условиях  дошкольного образовательного учреждения должна строиться на возможности оптимизации процесса его развития, обучения и воспитания через направленное формирование у ребенка рациональных стилей эмоциональной, вегетативной, когнитивной и психо-социальной сферы регуляции.

Воспитателю необходимо всячески поддерживать у ребенка интерес к самостоятельному творчеству, ненавязчиво и корректно руководить им. Прежде всего, следует создать условия для проявления способностей и интересов детей.

Развивая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение. Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное» [15,с.22].

И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:

•  самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

• видение новой функции предмета (объекта);

• видение проблемы в стандартной ситуации;

• видение структуры объекта;

• способность к альтернативным решениям;

•  комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

Он утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям [14,с.32].

Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию (первая черта по Лернеру) у детей может проявиться, если они научатся воспринимать предметы, объекты действительности, научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета. Иными словами, как обводим предмет, рассматривая его, так и рисуем - карандашами, кистью, фломастерами. Только тогда дети смогут применять этот способ самостоятельно, только тогда постепенно приобретут свободу изображения любых предметов, даже тех, что не имеют четко фиксированной формы, например облаков, лужиц, плывущих льдин, нерастаявшего снега.

Вторая черта по Лернеру - видение новой функции предмета (объекта) - проявляется, когда ребенок начинает использовать предметы-заместители, например, превращает нарезанные узкие и широкие полоски в части предметов или объектов; играет ложками, представляя, что играет в оркестре. Это умение выделять в процессе восприятия форму, части, которое мы формируем у детей, подводит их к видению структуры объекта, овладению способами ее передачи в рисунке, лепке, аппликации. Вот почему рекомендуется на творческих занятиях включать задачу обучения создавать образы животных, форма и строение которых усвоены.

Развитию воображения способствуют:

- ситуации незавершенности,

- разрешение и даже поощрение множества вопросов,

- стимулирование независимости, самостоятельных разработок,

- билингвистический опыт,

- позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Развитию воображения препятствуют:

- конформность,

- неодобрение воображения,

- жесткие полоролевые стереотипы,

- разделение игры и обучения,

- готовность к изменению точки зрения,

- преклонение перед авторитетами.

Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсирую, таким образом, неудовлетворенные потребности.

Воображение формируется у детей на базе их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение. Важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным.

Развивая воображение, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

1.4. Сущность нетрадиционных техник рисования.

Важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, является овладение разными техниками рисования.

Так в изобразительном искусстве под словом техника понимают – искусство, мастерство, совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется задуманная работа. Таким образом, под техникой рисунка понимается владение материалами и инструментами, способами их использования.

Т.С. Комарова писала, что исходя из разнообразия рисовательной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного  возраста, целесообразно обогатить техническую сторону дошкольного рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель, клей), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. А термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений.  Существует множество нетрадиционных техник рисования.

Однако не все они могут быть использованы в дошкольном учреждении. Некоторые трудны для детей, требуют специальной подготовки. В данной работе мы рассмотрели только ту небольшую часть нетрадиционных техник, которую можно использовать в дошкольном учреждении. Наше исследование показало, что на занятиях по изобразительной деятельности следует применять самые разные художественные материалы. Дошкольники с задержкой психического развития могут успешно овладевать некоторыми нетрадиционными техниками изображения на занятиях и применять их в самостоятельной Деятельности, проявляя инициативу, элементы творчества.

1.5. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи и роль нетрадиционных техник рисования

в развитии их творческого воображения.

Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и познавательной, и изобразительной.

Изучением сформированности творческого воображения у детей занимались О.В. Боровик, С.К. Сиволапов, они исследовали особенности развития воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи и указывали на редкое проявление у этих детей фантазии и выдумки, на отсутствие живости воображения, яркости и оригинальности. Из-за быстрого наступления утомления дети с общим недоразвитием речи не могут завершить начатое дело, у них отличается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он вообще отсутствует. Приступив к деятельности, они не умеют ее спланировать, не знают, с чего начать, действуют хаотично. Самоконтроль развит слабо.

Изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. Так, у детей с афазией наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. При акустико-мнестической афазии отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.). У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. У детей с подкорковой дизартрией отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. Дети затрудняются при выборе темы для рисования, не могут придумать название своему рисунку. Ориентировочно-исследовательская деятельность у детей с общим недоразвитием речи развита недостаточно: они не умеют обследовать предмет, не проявляют ориентировочной активности. У них снижена скорость выполнения ряда перцептивных операций, что приводит к бедности и слабости дифференциации образов и представлений. При корковой дизартрии отмечается зеркальное воспроизведение частей рисунка, отображение только одного или нескольких пространственных признаков, отсутствие некоторых (иногда значимых) деталей, наблюдение пропорций, отклонение линий от заданного направления, разрывы между линиями в местах соединения, пересечение линий. В ряде случаев при дизартрии наблюдаются легкие двигательные расстройства (тремор пальцев рук). Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность.

У данной категории детей снижена мыслительная активность, недостаточно сформированы способности к умственным операциям. На недостаточность развития творческого воображения сказывается бедность накопленных знаний и представлений.

В исследованиях Л.С. Выготского указывается, что задержка речевого развития знаменует собой и задержку развития воображения.

О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина отмечают, что для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, отставание в развитии словесно-логического мышления, недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, общая психофизиологическая расторможенность, недоразвитие общей и мелкой моторики.

Продуктивные виды деятельности – игровая, музыкальная, изобразительная – имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

В целом, у детей с различными речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.

Итак, изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

А. Бакушинский и его соратники считали, что не стоит обучать детей определенной технике рисования специально. Противоположной точки зрения придерживались К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бэйер, а так же зарубежные исследователи К. Риччи, Л. Тэдд подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы прошлого столетия. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е.Флериной, Н. Саккулиной. В наше время данной проблеме уделяет внимание Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования навыков рисования у детей, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике изображения.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, само-стоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д.

Лебедева Е.Н. предлагает поэтапную коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие творческого воображения нетрадиционными техниками изображения. Данная деятельность включает в себя три этапа:

1) ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов);

2)  овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования;

3) использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.

Первый этап:

На данном этапе педагог знакомит детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками, под музыку, печатание листьями. Вначале детям показывают работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказывают о нем, показывают способ выполнения изображений, просят рассказать о последовательности   производимых   действий.   Детям   предоставляется   возможность   самостоятельно   повторить  данный способ на практике. На этом этапе используются традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь). Данными техниками дошкольники могут создавать как предметные, так и сюжетные рисунки.  Например,  при использовании монотипии каждый ребенок сначала рисует у себя на листе бумаги бабочку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезают и приклеивают на одно общее полотно,  тонированное зеленой краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». Аналогично можно использовать рисунки, выполненные в технике печатание листьями, когда из предметного рисунка детей «Дерево осенью» получается коллективная работа «Осенний лес».

Второй этап:

На данном этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Педагог знакомит детей с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо изготовлять инструменты (рисование методом наката), смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материальна другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познают свойства материалов, правила применения оборудования, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками и т. д. Сначала дошкольники пробуют изобразить данными техниками предметы, затем сюжетные эпизоды, а в конце переходят к сюжетному рисованию. На занятиях дошкольники учатся сравнивать различные виды техники рисования, сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными техниками, выявлять выразительные возможности каждой техники. Педагог знакомит детей с такими нетрадиционными техниками изображения, как печатание бумагой, рисование кляксами, мыльной пеной, ребром картона, по клейстеру, методами набрызга и наката. Дошкольники узнают о рисовании по стеклу, о клеевой технике, о технике «мятый рисунок» и т. д.

Третий этап:

На занятиях по изобразительной деятельности используются смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. При выполнении таких заданий, где организующую роль выполняет педагог, дошкольники учатся анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже группа может насчитывать до 4-6 человек. Для коллективных работ используют такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев), рисование по кругу. При использовании смешанной техники дошкольники учатся сочетать в одном рисунке различные техники (рисование нитками, ладонями, кляксами и т. д.), а также комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Третий этап может завершиться созданием творческой композиции, в которой принимают участие несколько детей.

Итогом каждого из этапов коррекционно-развивающей работы должен стать перенос усвоенных на занятиях знаний, умений, навыков в самостоятельную деятельность дошкольников.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи, происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, пер¬онажей будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление дошкольников дополнить замысел новыми деталями, образами.

Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей с общим недоразвитием речи происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от  использования  готового  (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности), а также создать психофизиологическую базу для развития речи.

Развитие творческого воображения у детей с ОНР в процессе рисования нетрадиционными техниками приводит к позитивным изменениям.

Выводы по I главе

Заканчивая главу можно отметить, что воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств, путем приведения имеющихся у человека знаний в новом сочетании.

Так развивая воображение у детей в дошкольном возрасте, мы не только совершенствуем, познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребёнка.

Техники – это искусство, мастерство, совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется задуманная работа.

Так важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, является овладение разными техниками рисования, это стимулирует положительную мотивацию к изобразительной деятельности. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение из словарного запаса. Занятия с использованием нетрадиционных техник не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Благодаря изобразительной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Кроме того, процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребёнка.  Применение нетрадиционных техник рисования способствует также обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия.

Нетрадиционные техники позволяют получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый приобретает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсирую, таким образом, неудовлетворенные потребности.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности), а также создать психофизиологическую базу для развития речи.

Данная деятельность  должна осуществляться поэтапно  (Е.Н. Лебедева):

1) ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов);

2)  овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования;

3) использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.

Тематическое планирование

по развитию творческого  воображения  

у детей с общим недоразвитием речи

Этапы работы

Задачи

Тема

Вид техники

I этап работы

Сентябрь

Познакомить детей                 с наиболее простыми техниками рисования. Побуждать к творческой активности. Развивать мелкую моторику рук, цветоведение.

Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

«Ветки рябины»

Пальчиковая техника

Октябрь

«Осень на опушки краски разводила»

«Фрукты-овощи»

Рисование ладошками, пальчиками.

Рисование по точкам ватными палочками  

Ноябрь

«Моя любимая игрушка»

«Музыкальный рисунок»

Шаблонография  

Рисование под музыку  

Декабрь

«Снежинка»

Коллективная работа

«Мы рисуем, что хотим»

Рисование воском + акварель

Смешанные техники

Январь

«Птички-невелички»

«Кошечки»

Рисование штрихом

«Тампонирование»

II этап

Февраль

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, через овладения более сложными приемами работы. Формировать умение работать в парах.  Развивать чувство композиции,  самостоятельность выбора материала.

«Плюшевый медвежонок»

«Зимняя сказка»

Тампонирование

Рисование солью

Март

«Волшебные ниточки»

«Весна идет»

Рисование нитками

Рисование по мокрой бумаге

Апрель

«Пейзаж у озера»

«Сказочные цветы»

Монотипия

Рисование по трафарету

Май

«Чудесные бабочки»

«Салют над городом»

Тычкование

Кляксография + рисование пальчиками

Сентябрь

«Осеннее дерево»

«Осенние мотивы

Отпечаток листьями

Выдувание из трубочки

Октябрь

«Грибочки»

«Овощи на блюде»

Рисование пластилином

Набрызг

Ноябрь

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

«Украсим платье для куклы»

Рисование мятой бумагой,  тампонирование

Печатки, трафареты

Декабрь

«Укрась тарелочку»

Коллективная работа

«Новогодняя сказка»

Рисование по трафарету, оттиск поролоном

Смешанные техники

III этап

Январь

Использовать в работе смешанные техники изображения.

Учить детей экспериментировать с разным материалом и инструментом в рисовании. Способствовать умению комбинировать различные техники для повышения выразительности рисунка. Создавать коллективные композиции.

«Гусь, лебедь»

Коллективная работа  

«Морозные узоры»

Рисование ладошкой

оттиск поролоном, шаблонография.

Рисование свечой, цветными мелками, акварель.

Февраль

«Лиса»

«Зайка беленький»

Рисование по мятой бумаге.

Рисование ватой, отпечаток готовой формы.

Март

Коллективная работа

«Мы в волшебном лесу»

«Открытка для мамы»

Смешанные техники.

Печать по трафарету, восковые мелки.

Апрель

«Улитки»

«Цветы дивной красоты»

Рисование ниткой по контуру.

Рисование нитками.

Май

«Космический пейзаж»

Коллективная работа

«Мы в подводном мире»

Граттаж.

Рисование ладошкой, оттиск пробкой, печатки.

Список литературы.

  1. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений [текст] / О.А.Белобрыкина. – Новосибирск: Н.Г.П.И., 1993. – 62 с.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психо-логическое исследование [Текст] / Л.И.   Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 352 с.
  4. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст]: Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. – 112с.
  5. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] / Д.С. Брунер. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/
  6. Веккер, Л.М. Психические процессы [Текст] / Л.М. Веккер. – Т.1 – Л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262-271. Представление / воображение/: 278-295.
  7. Воображение. Философский энциклопедический словарь [Текст] – М.: Инфра-М. – 1998. – 576 с.
  8. Выготский, Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1998.
  9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Выгодский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
  11. Дубровина, И.В. Практическая психология образования [Текст]: Учеб. пособие для вузов / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, А. М. Прихожан и др. – М.: Просвещение, 1990. – 480 с.
  12. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
  13. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова. // Вопросы психологии. 1987. - № 1. - С. 44 – 51.
  14. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] /  М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  15. Игнатьев, Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения [Текст] / Е.И. Игнатьев. – Вып. 76. – М., 1956.
  16. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники [текст] / Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепунова, Т.В. Смагина: Сфера. 2006. – 128 с.
  17. Карандашов, Ю.Н. Развитие представления у детей [Текст]: учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74-87/.
  18. Ковалев, Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев. //  Вопросы психологии. – 1993. –  N3. –  С. 13.
  19.  Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеу-лина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
  20. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 742с.
  21. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. – 431 с.
  22. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: методическое пособие. – М.: Классик Стиль, 2004. – 72 с.
  23. Лейтес, Н.С. Ранние представления одаренности [Текст] / Н.С. Лейтес. // Вопросы психологии. 1988.  -  № 4. - С. 98-108.
  24. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н.  Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 346 с.
  25. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.
  26. Мухина, B.C. Возрастная психология [Текст] / B.C.  Мухина. – М.: Педагогика,  1997. – 356с.  
  27. Найссер, У. Познание и реальность [Текст] / У. Найссер. – М. 1981. / Воображение и память: 141 – 165.
  28. Немов, Р.С. Психология [текст] Учебник для вузов / Р.С. Немов книга 3.: Владос.1999. – 623 с.  ISBN 5-691-00112.
  29. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / О.Н. Никифоров. – М. 1990. / Представление и воображение: 80 – 100/.
  30. Николаенко, Н.Н. Психология творчества [Текст]: современный учебник / Н.Н. Николаенко. – СПб.: Речь –  2007. –  288 стр.
  31. Психология развивающейся личности [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. М., 1988. – 240 с.
  32. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 363с.
  33. Рубинштейн, С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь [Текст] / С.Л. Рубинштейн. // С.Л. Рубинштейн. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. – М., 1989. С. 236-250.
  34. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. / С.А. Рубинштейн. – Т. 1 – М., 1989. / Воображение 344 – 360/.
  35. Розетт, И.М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности [Текст] / И.М. Розетт. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.
  36. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей [текст]/ Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова – Москва: Просвящение.1982. – 208 с.
  37. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/