Цвет и восприятие мира
консультация по рисованию на тему

Ракитёнок Наталия Александровна

Информационный материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvet_i_vospriyatie_mira.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ЦВЕТ И ВОСПРИЯТИЕ МИРА

     Если представить, что все цвета исчезли из окружающего мира и мы увидим его только серо-белым, то получится унылая, однообразная и непривычная картина. Многоцветие живой природы радует нас во все времена года.

    Каждому времени года соответствует определённая гамма сочетающихся друг с другом красок. Цветовую гармонию составляют нежные весенние и сочные летние, яркие осенние и приглушённые зимние тона.

   Действие цветов обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые они вызывают.

     К примеру, принято считать, что:

красный цвет - радостный, праздничный, победоносный;

жёлтый - весёлый, тёплый, бодрящий, радостный, тонизирующий;

зелёный - успокаивающий, мирный, душевный.

     Данные различных учёных (физиков, химиков, философов, искусствоведов, архитекторов, художников, психологов, педагогов) говорят о том, что цветовые впечатления способны подчас изменить психологическое состояние человека, его настроение, работоспособность.

     Цвет может радовать нас или создавать неопределённое чувство приятного, необычного. И, наоборот, некоторые цвета могут вызвать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти, даже «резать» глаз. Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Успокаивающе воздействует зелёный, голубой, синий, а возбуждающе - пурпурный, красный, оранжевый, жёлтый цвета. Человек отдыхает, глядя на сочетание красок в природе и их гармонию в произведениях живописи.

     Дошкольник ещё не имеет разностороннего опыта восприятия цвета. Он воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо. Появление ассоциативного цветового образа зависит от богатства цветовых впечатлений. Чем больше ребёнок видел и знает, тем ярче его эмоции, тем больше возможностей для появления в детском художественном творчестве интересных образов и тем. Малыш, как правило, не осознает причины ассоциации. Увидев что-то жёлтое, он вдруг бросается рисовать солнышко или цыплёнка. А портрет мамы с ног до головы (каляку-маляку) передаёт красным цветом, потому что мама очень красивая, в красном наряде.

     Цвет в детских рисунках - явление особое. Взрослый, многоопытный живописец становится подчас в тупик, недоумевая, какой логикой руководствуется ребёнок. Несколько ярких, открытых цветов, почти не совместимых друг с другом, он решительно и точно соединяет на рисунке. В результате получается гармоничное и выразительное сочетание. Голубая корова, красный крокодил, зелёное небо на рисунке вызывают у взрослого улыбку. Эти несовместимые и ни с чем реальные несообразные цвета выглядят на рисунке вполне естественно, уместно и, главное, красиво.

      Тёплые, радостные цвета-образы любимых добрых героев. Отрицательные явления и персонажи, напротив, передаются в холодных, тёмных, даже чёрных цветах.

       Для детского восприятия цвета характерны свои особенности. С первых месяцев жизни цвет и свет являются раздражителями для зрительного восприятия ребёнка. Он щурится от яркого света, яркие игрушки вызывают у него восторг. Уже в раннем возрасте у ребёнка можно заметить избирательное отношение к цвету. Чаще дети отдают предпочтение «тёплой» части спектра - ярким радостным краскам, весёлым и праздничным тонам.

      Более старшие дети называют цвета и их сочетания злыми или добрыми, весёлыми или грустными ...

    Восприятие цвета индивидуально!

«Цветные» игры и задания

      Для развития творческого воображения необходимо в первую очередь заинтересовать ребёнка, дать такие задания и игры, чтобы он мог максимальной силой использовать свои художественные способности.

      Для закрепления знаний о последовательности цветов спектра хорошо использовать игру «Радуга в воде», которая вызывает большой эмоциональный подъём у детей. Цель её заключается в окрашивании воды в баночках в основные цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Многие игровые задания связаны с наблюдениями в природе. Это развивает тонкую чувствительность к цвету и помогает почувствовать связь между внутренним состоянием природы и его внешним выражением. Ребёнок замечает, что в яркий солнечный день небо имеет одни краски, а в дождливый - совершенно иные.

      Для развития наблюдательности и цветовой чувствительности можно использовать творческие задания, например:

  • На прогулке обратит внимание ребёнка на группу деревьев и предложить угадать, какое из деревьев самое грустное? Например, грустным ребёнок называет поникшее, засохшее дерево, раньше других потерявшее листву.
  • Найти два одинаковых осенних листа; цель такого задания показать ребёнку, что в природе нет ничего одинакового.
  • Подобрав с земли груду осенних листьев, постараться узнать, какой из них - «лист-путешественник». Варианты мнений: самый запылённый или тот, который
    отличается цветом, контуром.
  •  Угадать, какой из листиков, который ребёнок нашёл, самый весёлый, а какой -
    грустный?

        Очень важно поддерживать и развивать стремление ребёнка самостоятельно выражать свои впечатления, интересы и желания на бумаге с помощью цветных карандашей и красок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение, как одна из форм развития эмоционального восприятия мира.

У природы всего четыре большие декорации - времена года, вечно одни и те же актеры - солнце, луна и прочие светила. Зато она меняет зрителей....

«Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия мира природы у детей старшего дошкольного возраста» воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово Юлии Александровны Федоровой.

«Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия мира природы у детей старшего дошкольного возраста»воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. ВарламовоЮлии Александровны Федоровой. ...

Рекомендации для родителей. «Увлекательные настольные игры для развития психологического восприятия мира и физических способностей ребёнка»

«Увлекательные настольные игры для развития психологического восприятия мира и физических способностей ребёнка»Игры с камешками Марблс....

«Основы экологического и гуманистического восприятия мира детьми дошкольного возраста»

laquo;Основы экологического и гуманистического восприятия мира детьми дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Роль конструктора «Радужные Блоки» для полноценного восприятия мира»

Консультация знакомит родителей с новым видом конструктора "Радужные блоки", а так же значением данного конструктора для развития детей....

3.Картотека дидактических игр на знакомство с цветами, на восприятие.

Картотека игра - занятие на развитие сенсорики....