«Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия мира природы у детей старшего дошкольного возраста» воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово Юлии Александровны Федоровой.
статья на тему

Федорова Юлия Александровна

 «Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия мира природы у детей старшего дошкольного возраста»

воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Юлии Александровны Федоровой.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия мира природы у детей старшего дошкольного возраста»

воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Юлии Александровны Федоровой.      

«Нельзя растить полноценного человека

без воспитания в нем чувства прекрасного…» 

Р.Тагор 

Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, развивающая предметно – пространственная среда: мебель, игрушки, развивающие пособия.
        Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Главная задача в эстетическом развитии средствами природы – это формирование ценностно-смыслового восприятия мира,  которое помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

В дошкольной образовательной организации прогулка является важным средством привития у детей чувства прекрасного.
Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются в образовательной деятельности. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Природа — источник для искусства. Великий  критик  Белинский  считал  природу  «вечным  образцом   искусства». Композитор Чайковский,  высоко  ценя  искусство  в  жизни  человека,  писал: «Восторги от  созерцания  природы  выше,  чем  от  искусства».  Многоголосое звучание земли русской нашло  отражение  в  творчестве  талантливых  русских композиторов  С.В.Рахманинова,  Н.А.Римского - Корсакова,  М.П.Мусоргского   и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в  своих  полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь и многие другие.

Большая  роль  в  эстетическом  воспитании  дошкольников   средствами природы принадлежит нам, педагогам дошкольного образования.   Первостепенная задача эстетического воспитания: умение видеть природу, -решается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым.

Следующая   задача  -  последовательно,  систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

 Наиболее эффективная последовательность работы:

 -непосредственное восприятие природы,

 -организованное  наблюдение  над  природой  во   время   прогулок   и экскурсий.

Для воспитания чувства прекрасного я использую ежедневные  прогулки. Во время прогулок  я постоянно привлекаю  внимание детей к наблюдениям, к осознанию характерных особенностей, формы, строения, окраски, сходства и различия. Наблюдение окружающей действительности на прогулке оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный — ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой — ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка — все это прелестно для слуха ребенка. Осязание — это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка — запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.

Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».

Систематизировать процесс наблюдения позволяет мне перспективный план наблюдений за природой для детей старшего дошкольного возраста, составленный на весь год. Организую наблюдения за живой и неживой природой, за деятельностью взрослых, за одеждой людей и др.

В каждом времени года есть уникальные особенности, на которые я обращаю внимание детей во время наблюдений.

Зима… Дети любят валяться на снегу, кататься на санках, лыжах  им это доставляет огромное удовольствие. Любуемся  снежинками.  Если идет снег, наблюдаем как он кружиться в воздухе. Предлагаю поймать снежинки на ладонь и посмотреть, что с ними будет. Читаем стихи о зиме. Предлагаю подобрать определения к слову снежинка. Интересно, например, как громадные вихри снега переносятся ветром с места на место.

Знакомимся с повадками птиц, прилетевших к нашей кормушке. В начале зимы к кормушке прилетают чаще всех воробьи. Во время кормления удобно наблюдать за птицами, за их повадками. Обращаю внимание детей на цвет оперения птиц. Описываем их внешний вид, чем они похожи и чем отличаются.

Покормили птиц – теперь можно и поиграть. Во время игр и развлечений показываю, как на морозе вода превращается в лед. Воду разливаем в разные формы и замораживаем. Добавляем краски в воду  и получаем цветные льдинки.

Обращаю внимание  детей на красоту деревьев, покрытых выпавшим снегом или инеем, приучаю детей высказывать свои впечатления, сравнивать. Использую пословицы и поговорки.

Показываю, как зимует травка, осторожно раскапываю снег в том месте, где летом видели с детьми травянистую растительность.

Весной помогаю детям увидеть пробуждение природы. Вместе мы радуемся первой появившейся зелени, учу слушать гомон птичьих голосов и прекрасную песню соловья.

Замечаю, что весеннее солнце иное, чем зимой: теперь оно такое яркое, что слепит глаза . День заметно удлинился, и вечером уже хорошо видно. С крыш скатываются прозрачные , блестящие капельки, падают вниз – это капель.

Обращаю внимание, что на месте растаявшего снега поднимается пар. Предлагаю рассмотреть облака, полюбоваться ими и подумать, на что они похожи. Обращаю внимание, что облака не закрывают небо, как было зимой, а держаться кучками.

Собираем несколько веток с разных деревьев, чтобы было большое количество почек, и, принеся их в группу, ставим в воду с водой.

С приходом весны замечаю с детьми, что корм для птиц, насыпанный в кормушки, все чаще остается  не тронутым. Объясняю, что птицы улетели к северу, так как они любят более холодный климат. А оставшиеся птицы заметно изменились. Вороны и галки летают парами, высматривая места для гнезд и громко крича. У синицы появилась новая звенящая песня в три слога «ци – ци – фи». Скоро прилетят скворцы.

Гуляя с детьми, замечаю, что с южной стороны около стен зданий появились остренькие иголочки молодой травы, а рядом появились небольшие холмики земли. Там мы видим шарики, которые затем превратятся в пушистые стебельки, покрытые буроватыми чешуйками – будущими листьями. Они очень быстро растут и вскоре поднимут навстречу солнцу ярко – желтые цветы, это мать – и – мачеха. Обращаю внимание детей на первоцветы, муравейники, многочисленные травы. Предлагаю детям полюбоваться деревьями и придумать им ласковые слова.

Лето - время, когда лучше всего знакомиться с растительным и животным миром, наблюдать радугу, грозу, дождь.

Обращаю внимание детей на безоблачное небо, легкие пушистые облачка. На появившиеся огромные тучи, налетевший веселый дождь – шалунишку. Слушаем песенку дождя…, а затем любуемся радугой, лужами  на асфальте большими и маленькими, глубокими и мелкими. Предлагаю поразмышлять: «Нужен ли дождь, кому… ,кто напился, кто умылся.»

Обращаю внимание на теплый ласковый ветерок, что играет с листьями, цветами, травой. Ласковое солнышко греет. Все ему рады. А вокруг кругом пестрые цветы. Лето прекрасное, лето красное.

Предлагаю босиком походить по теплому песку. Поливаю песок водой, предлагаю рисовать на нем, печатать следы собственных ладоней, предлагаю выложить узоры из камешков.

Предлагаю провести рукой, почувствовать, какая нежная травка – шелковая. На зеленом ковре ярко выделяются цветы. В начале лета – одуванчики, затем  колокольчики, ромашки. Обращаю внимание на что похож тот или иной цветок. При помощи лупы рассматриваем тоненькие лепесточки цветов.

Обращаю внимание на многообразие насекомых: бобочка, кузнечик, пчела, муравей, стрекоза… Предлагаю полюбоваться ими, рассмотреть ножки – паутинки, трещенку на спинке,  пестрые крылышки.

Осень – живописное время, когда каждое дерево окрашено по - разному: листочки у осины тёмно-красные, у клёна – яркие и пёстрые, у берёзы – золотистые. Созерцание красоты хорошо сочетать с чтением стихов русских поэтов, слушанием классических музыкальных произведений, восприятием полотен художников. Собираю с детьми опавшие разноцветные листья разной формы, используем листья в играх. Позднее, осенью, когда под деревьями будут только сухие листья, слушаем как они шуршат под ногами. Показываю как они покоробились и порывы ветра носят их по дорожкам.

Незабываемое зрелище – листопад…

Так же показываю и называю цветы. Рассматриваем их форму, окраску, части цветка.

Осенью можем видеть, как улетают в далекий путь некоторые птицы, а какие остаются с нами.

Увлекательное занятие сбор плодов и семян, это воспитывает любовь к растениям, и дети видят, что растения, увядая осенью, оставляют плоды и семена.

Обращаю внимание детей на цвет неба сквозь ветки: в это время разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому я направляю эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в лес»Задачи:Образовательные:1.      Закрепить знания детей о деревьях;2.      Продолжать расширять, развивать диалогическую р...

НОД по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста "Весна на Кубани"

Предлагаю конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с элементами театрализации по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста «Весна на Кубани». Ма...

Взаимодействие с семьями обучающихся по развитию предпосылок инженерного мышления и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста

Доклад на районном семинаре по теме: Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота»по теме: «Взаимодействие с се...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в лес».

Задачи:Образовательные:-уточнить представления детей о коре деревьев.Развивающие:-продолжать развивать активность детей в играх.Воспитательные:-воспитывать интерес к растениям;-воспитывать умение дете...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Приметы весны»

Целями занятия являются:Образовательные:- продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе, которые происходят весной, понимать их суть.Воспитательные:- воспитывать любовь к природе, наблюдате...

Конспект занятия «Познавательное развитие: приобщение социокультурным ценностям и ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста тема: «Военные профессии»

Тема: «Военные профессии»Задачи:Обучающие:  расширять знания детей о Российской  Армии, уточнить представления о родах войск; Развивающие: развивать связную речь, память, мы...