Украшение калфака – татарского женского головного убора
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Аширова Надия Харрясовна

«Украшение калфака –  татарского женского головного убора»

Средняя группа

 

Подготовила и провела:

воспитатель Аширова Н.Х., МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

 

Цель: Развитие ценностного отношения к татарской культуре, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка.

Задачи: Продолжать знакомить детей с образцами национальной татарской одежды; вызвать интерес к украшению личных вещей. Учить украшать поверхность женского головного убора – калфака элементами татарского узора. Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной технике штампами, фалангами пальцев рук.

 «Познавательное развитие»

Способствовать накоплению опыта об  истории культуры родного края.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

«Речевое развитие»

Активизировать в речи слова «калфак», «штамп», «тюльпан», «листок».

 «Социально-коммуникативное развитие»

Развить навыки свободного общения взрослого с детьми. Воспитывать любовь к народному искусству. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

«Художественно-эстетическое развитие»

Помочь детям овладеть основами нетрадиционного рисования элементов татарского узора. Продолжать развивать у детей интерес к татарской народной музыке.

 «Физическое развитие»

Формировать навыки правильного выполнения движений в сочетании с текстом.

Материал и оборудование.

Для детей: гуашь четырех цветов, штампы «тюльпаны» из картошки, баночки для использованных штампов, влажные салфетки, силуэты калфаков.

Для воспитателя: Дидактическая игра «Назови элемент татарского узора». Образцы калфаков, билеты в «художественную мастерскую. Магнитофон, татарская мелодия в записи. Материал.

Предварительная работа.

     Поход в мини-музей детского сада. Рассматривание  альбома «Татарский народный костюм». Знакомство с элементами татарского узора. Рисование по мотивам татарского декоративно – прикладного искусства. Чтение татарских народных сказок.

Ход НОД:

Организационный момент.

     Звучит татарская народная музыка. Воспитатель с детьми встречают гостей в прихожей группы, раздают пригласительные билеты в «художественную мастерскую».

Воспитатель (В.) – Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас в нашей мастерской. Скоро начнётся весенний праздник, пока идут последние приготовления. В нашей мастерской дети делают всё: они и артисты, и художники.  Ребята, какая работа вам больше нравится: художника или артиста?

Ответы детей.

В. – Дети, как приятно быть артистом и выступать в красивом национальном костюме!

Сюрпризный момент.

     В группу входит девочка в национальном татарском костюме и просит у детей помощи в украшении головного убора – калфака. Девочка передаёт воспитателю силуэты калфаков.

Девочка – Ребята, я и мои подружки поём в музыкальном кружке «Родничок». Я слышала, что у вас здесь работает художественная мастерская, и дети умею делать разные поделки. Не могли бы вы нам помочь? Скоро праздник, а наши головные уборы не готовы.

Воспитатель – Ребята наши знают, как называется головной  убор на татарском языке.

Дети – Татарский головной убор называется калфак.

Воспитатель – Дети, поможем девочкам? Я предлагаю устроить настоящий праздник в красивых, ярких костюмах.

Воспитатель – У меня в руках силуэты калфаков. Вспомните дети элементы татарского узора и скажите, чем можно украсить калфак.

Дидактическая игра «Назови элемент татарского узора».

     Ребенок берет в руки карточку с изображением элемента татарского узора и называет его (2-3 ребенка).

    Затем воспитатель показывает образцы калфаков. Отмечает разнообразное сочетание цветов.

В. – Ребята, я научу вас украшать калфаки штампами, а ещё в работе помогут вам ваши пальчики.

Показ и объяснение последовательности рисования.

     Воспитатель показывает приём рисования тюльпанов штампами из картошки и рисование листьев фалангами пальцев рук.

В. – Пора приступать к работе. Но, сначала приготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

 

Наши алые цветки                         Ладони соединены в  форме   тюльпана,

Распускают лепестки,                   пальцы  медленно  раскрываются,

Ветерок чуть дышит,                    затем  производятся  плавные

Лепестки колышет.                       покачивания  кистями   рук, 

Наши алые цветки                         затем   медленно закрываются,

Закрывают лепестки,                      приобретая  форму  цветка, 

Тихо засыпают,                               производятся  покачивания 

головой качают.                              головкой цветка.

 

 

Самостоятельная работа детей.

     Воспитатель предлагает детям самостоятельно украсить калфаки. Девочка уходит за подружками. Звучит музыка.

Итог НОД.

Воспитатель – Какие прекрасные головные уборы у вас получились! Вы отлично поработали сегодня! О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?

Ответы детей.

Воспитатель – Я думаю, девочкам из музыкального кружка понравятся  калфаки. В группу заходят девочки из музыкального кружка «Родничок». В благодарность за помощь исполняют татарскую песню.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrashenie_golovnogo_ubora_kalfaka.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Украшение калфака –  татарского женского головного убора»

Средняя группа

Подготовила и провела:

воспитатель Аширова Н.Х., МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Цель: Развитие ценностного отношения к татарской культуре, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка.

Задачи: Продолжать знакомить детей с образцами национальной татарской одежды; вызвать интерес к украшению личных вещей. Учить украшать поверхность женского головного убора – калфака элементами татарского узора. Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной технике штампами, фалангами пальцев рук.

 «Познавательное развитие»

Способствовать накоплению опыта об  истории культуры родного края.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

«Речевое развитие»

Активизировать в речи слова «калфак», «штамп», «тюльпан», «листок».

 «Социально-коммуникативное развитие»

Развить навыки свободного общения взрослого с детьми. Воспитывать любовь к народному искусству. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

«Художественно-эстетическое развитие»

Помочь детям овладеть основами нетрадиционного рисования элементов татарского узора. Продолжать развивать у детей интерес к татарской народной музыке.

 «Физическое развитие»

Формировать навыки правильного выполнения движений в сочетании с текстом.

Материал и оборудование.

Для детей: гуашь четырех цветов, штампы «тюльпаны» из картошки, баночки для использованных штампов, влажные салфетки, силуэты калфаков.

Для воспитателя: Дидактическая игра «Назови элемент татарского узора». Образцы калфаков, билеты в «художественную мастерскую. Магнитофон, татарская мелодия в записи. Материал.

Предварительная работа.

     Поход в мини-музей детского сада. Рассматривание  альбома «Татарский народный костюм». Знакомство с элементами татарского узора. Рисование по мотивам татарского декоративно – прикладного искусства. Чтение татарских народных сказок.

Ход НОД:

Организационный момент.

     Звучит татарская народная музыка. Воспитатель с детьми встречают гостей в прихожей группы, раздают пригласительные билеты в «художественную мастерскую».

Воспитатель (В.) – Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас в нашей мастерской. Скоро начнётся весенний праздник, пока идут последние приготовления. В нашей мастерской дети делают всё: они и артисты, и художники.  Ребята, какая работа вам больше нравится: художника или артиста?

Ответы детей.

В. – Дети, как приятно быть артистом и выступать в красивом национальном костюме!

Сюрпризный момент.

     В группу входит девочка в национальном татарском костюме и просит у детей помощи в украшении головного убора – калфака. Девочка передаёт воспитателю силуэты калфаков.

Девочка – Ребята, я и мои подружки поём в музыкальном кружке «Родничок». Я слышала, что у вас здесь работает художественная мастерская, и дети умею делать разные поделки. Не могли бы вы нам помочь? Скоро праздник, а наши головные уборы не готовы.

Воспитатель – Ребята наши знают, как называется головной  убор на татарском языке.

Дети – Татарский головной убор называется калфак.

Воспитатель – Дети, поможем девочкам? Я предлагаю устроить настоящий праздник в красивых, ярких костюмах.

Воспитатель – У меня в руках силуэты калфаков. Вспомните дети элементы татарского узора и скажите, чем можно украсить калфак.

Дидактическая игра «Назови элемент татарского узора».

     Ребенок берет в руки карточку с изображением элемента татарского узора и называет его (2-3 ребенка).

    Затем воспитатель показывает образцы калфаков. Отмечает разнообразное сочетание цветов.

В. – Ребята, я научу вас украшать калфаки штампами, а ещё в работе помогут вам ваши пальчики.

Показ и объяснение последовательности рисования.

     Воспитатель показывает приём рисования тюльпанов штампами из картошки и рисование листьев фалангами пальцев рук.

В. – Пора приступать к работе. Но, сначала приготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Наши алые цветки                         Ладони соединены в  форме   тюльпана,

Распускают лепестки,                   пальцы  медленно  раскрываются,

Ветерок чуть дышит,                    затем  производятся  плавные

Лепестки колышет.                       покачивания  кистями   рук,  

Наши алые цветки                         затем   медленно закрываются,

Закрывают лепестки,                      приобретая  форму  цветка,  

Тихо засыпают,                               производятся  покачивания  

головой качают.                              головкой цветка.

Самостоятельная работа детей.

     Воспитатель предлагает детям самостоятельно украсить калфаки. Девочка уходит за подружками. Звучит музыка.

Итог НОД.

Воспитатель – Какие прекрасные головные уборы у вас получились! Вы отлично поработали сегодня! О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?

Ответы детей.

Воспитатель – Я думаю, девочкам из музыкального кружка понравятся  калфаки. В группу заходят девочки из музыкального кружка «Родничок». В благодарность за помощь исполняют татарскую песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации интегрированной НОД в средней группе «Татарские национальные головные уборы»

Вид непосредственной образовательной деятельности: ИнтегрированнаяИнтегрируемые показательные области: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», Чтение художественной литературы», «Художественн...

"Конструирование татарского национального головного убора - тюбетейки"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Конспект занятия по лепке Древнерусский женский головной убор

1.Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.2.Систематизировать представления детей о национальных женских головных уборах (пра...

Мастер-класс по изготовлению чувашского женского головного убора «Масмак»

изготовление масмакаМастер-класс по изготовлению чувашского женского головного убора «Масмак» Материал: тесьма разных видов, бисер, круглые пайетки, нитки, иголка....

Проект мини музея«Русский женский головной убор»

   Актуальность данной презентации направлена на знакомство детей с женскими старинными головными уборами. Дети узнают, как назывались головные уборы, которые носили раньше женщины....

Проект мини музея«Русский женский головной убор»

   Актуальность данной презентации направлена на знакомство детей с женскими старинными головными уборами. Дети узнают, как назывались головные уборы, которые носили раньше женщины....

Знакомство с женскими головными уборами чувашей

В преддверии празднования 100-летия образования Чувашской Автономной области и в рамках реализации муниципального проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним" дошкольник...