Детский литературный материал , используемый на занятиях по рисованию.
книга по рисованию (старшая группа) на тему

Жданова Ольга Валерьевна

Литературный материал поможет педагогам организовать интересное познавательное занятие. В подборку входят: "Пять пальцев" бурятскаясказка, "Сказка про краски", "Смешивание красок"  Л.Яхнин, "Притча про карандаш", "Про кисточку" Н.Рыжова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_material.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Детский литературный материал,

используемый на занятиях

по  рисованию.

«Пять пальцев»

Бурятская сказка.

Как-то раз разговорились пять пальцев.

-        Если мне украсть овцу? Как вы думаете, братья? - хитро спросил большой палец, желая испытать братьев.

-        Я укажу на тебя как на вора! - сердито ответил указательный палец.

-        Разве хорошо воровать? Наше доброе имя потеряем. Я не согласен с тобой, - заявил средний палец.

-        Мне всё равно! Мне стыдиться, бояться нечего! - хихикнул безымянный палец.

Мизинец сколько мог вытянулся и сказал:

-        Воровство очень нехорошее дело! У нас в почёте тот, кто честно трудится.

-        Так-так, мизинец, досказывай, - обрадовался большой палец.

-        Трудиться в согласии, дружбе, - продолжал мизинец, - быть всегда пальцами честной, работящей руки.

Братья одобрили слова мизинца. Даже безымянный палец согласился.

«Сказка про краски»

Есть на свете замечательная страна. Страна эта называется Рисовалия. А живут в этой стране... кто бы вы думали? А живут в этой стране разные-разные краски. И вот сегодня я хочу рассказать вам про эту страну и про три краски. Слушайте меня внимательно, я начинаю свой рассказ.

Жила-была в стране Рисовалии королева, и звали ту королеву - Гармония, а имя ее на языке Страны Рисовалии означало "Красота".

Жила она в чудесном замке, а вокруг замка был разбит замечательный сад. Круглый год в том саду цвели цветы: розы, тюльпаны, гладиолусы, георгины, ромашки, колокольчики, незабудки, ландыши. Цветов было очень много, и такие они были красивые, что, казалось, замок утопает в разноцветном благоухающем море цветов. А королева очень любила цветы, и сама была хороша, как самый прекрасный цветок на свете.

И жили в ее стране три барона: Красный барон. Желтый барон и Синий барон. У каждого барона был свой замок.

У Красного барона был замок из красного кирпича, и ворота в замке были из красного дерева, флаги на башнях замка были из красного шелка, и цветы вокруг замка были только красные, и листочки на деревьях были только красные. А сам барон и слуги его носили только красную одежду. Все-все во владениях Красного барона было красного цвета: и земля, и трава, и цветы, и деревья. А в замке - мебель, ковры, стены, потолки, даже стекло в окнах - было красного цвета.

У Желтого барона был замок из желтого камня, а вокруг замка были лужайки с желтой травой и дорожки, посыпанные желтым песком, а кругом росли цветы, но только желтого цвета, а деревья были только с желтыми листочками. И конечно, барон и его придворные носили только желтые одежды. Самый любимый цвет в этом замке был, конечно, желтый. Можно даже сказать, что это был единственный цвет, который признавали в этом замке.

И конечно, вы уже догадались, что у Синего барона был синий замок, а построили его из синего льда, а рядом с замком разлилось синее-пресинее озеро, и плавали по озеру красивые синие лодки с синими парусами. А вокруг озера возвышались синие горы, и росли на синих горах синие цветы.

Все три барона были очень важные. Все гордились своими владениями. Каждый барон считал, что его цвет самый важный, самый главный, самый красивый и

самый нужный. Когда наши важные бароны приезжали во дворец к королеве, каждый рассказывал ей про свой любимый цвет.

-        Мой красный цвет, - говорил Красный барон, - самый чудесный цвет на свете. Это цвет Утренней зари, это цвет заходящего Солнца, это цвет лучистых рубинов, это цвет спелых ягод. Этот цвет веселит глаз и согревает души - что может быть прекрасней красного цвета?

-        Мой желтый цвет, - говорил Желтый барон, - это цвет жаркого полуденного Солнца, это цвет горячих бархатистых песков, это цвет спелых колосьев. Желтые, ласковые лучи Солнца обнимают землю и согревают все живое на земле. Что может быть лучше желтого цвета?

-        Что вы говорите, и слушать не хочу! - отвечал Синий барон. - Только мой любимый синий цвет - самый-самый-самый синий цвет - это цвет чистого весеннего неба. Синий цвет - это цвет ласковой волны, это цвет безбрежного океана. Синий цвет дарит прохладу и покой. Что может быть чудеснее синего цвета?

Так спорить они могли бесконечно. Слушала их речи королева Гармония, и нерадостно было на душе у нее от этих споров. Знала прекрасная королева, что не будет мира и добра в ее королевстве, пока существуют споры и раздоры между тремя баронами.

Так и случилось.

Прилетел на землю Черный дракон, крыльями своими огромными полнеба закрыл, был он черен и страшен, как грозовая туча, глаза его были полны молний, а в крыльях скрывались все самые сильные ветры и ужасные ураганы. Замок дракона стоял высоко-высоко в небе, за черными, огромными грозовыми тучами.

Разорил дракон прекрасную страну Рисовалию. Закрыл небо черными тучами, и не видно стало ласкового Солнышка. Померкли краски королевского дворца, завяли цветы вокруг и погибли деревья. А бароны все ссорились между собой, и некому было защитить страну от беды. Королева умоляла баронов помириться, всем вместе дружно бороться с Черным драконом. Но не слушали ее бароны и продолжали спорить, чей цвет самый прекрасный на свете.

Вот так и случилось страшное горе.

Однажды ночью спустился на землю Черный дракон и разрушил королевский дворец, а прекрасную королеву Гармонию унес в свой Черный замок, высоко в небо, за грозовые тучи. Только тогда опомнились наши бароны. Загоревали они, запечалились о своей прекрасной королеве, но не знали бароны, что им делать, как помочь великому горю. Так стояли они у развалин королевского дворца и горько плакали. А на рассвете побежали по небу разноцветные лучики, озарилось небо чудесным сиянием. На легком белом облачке опустилась на землю чудесная фея, и была она вся как бы соткана из разноцветных сияющих лучиков. Изумились бароны.

-        Кто ты, чудесное создание? - спросили они хором.

-Я - Светлая фея, я фея добра и любви. Я всю жизнь была рядом с королевой Гармонией. Я с самого ее рождения оберегала ее от темных и злых сил. Но вы так много лет ссорились и так сильно любили только себя, что злые силы Черного дракона победили.

-        О, что мы наделали! - заплакали опять бароны. - Как мы будем жить без нашей прекрасной королевы? Скажи, добрая Светлая фея, как нам исправить то, что мы натворили, как вернуть нам свою королеву? Что нужно, чтобы снова процветала наша страна Рисовалия?

-        Я очень рада, что вы поняли, что нельзя только любоваться собой, а надо позаботиться о королеве и нашей волшебной стране. Ох, нелегко это будет сделать, долгий путь вам предстоит. Вы должны найти высоко в горах волшебное озеро, построить над озером чудесный семицветный мост. И только тогда исчезнет Черный злой дракон, а наша прекрасная королева сможет по этому мосту вернуться к нам на землю, - сказала так Светлая фея и тут же исчезла.

Собрались бароны в долгую дорогу и отправились в дальнее странствие. Много дней и ночей путешествовали бароны, в дороге они ни разу не спорили, все тяготы пути пережили вместе, и каждый чем только мог, помогал другим.

Долго ли, коротко ли они шли и вышли, наконец, к чудесному озеру. Вокруг озера росли прекрасные разноцветные цветы, а вода в озере была так чиста и прозрачна,

что видно было каждый камушек на дне. Вокруг озера возвышались высокие горы, покрытые могучим вечнозеленым лесом, а верхушки гор уходили высоко в небо и кутались в мягкие пушистые облака.

Долго стояли бароны и как завороженные смотрели на окружающую их красоту и не могли оторвать глаз, не могли налюбоваться чудесным озером.

Первым очнулся Красный барон.

-        Друзья мои, вспомните, зачем мы пришли к этому волшебному озеру. Нам нужно построить семицветный мост через это озеро, высокий-превысокий, до самых небес, а как нам это сделать - мы ведь не знаем.

-        Да, ты прав, друг наш, - отвечал ему Желтый барон.

-        Утро вечера мудренее, друзья мои. Давайте-ка переночуем у озера, а завтра утром будем решать, что нам дальше делать, - предложил им Синий барон.

Красный и Желтый бароны без споров согласились с ним и легли спать. А рано утром с первыми лучами ласкового Солнышка заискрилось небо, стало переливаться разноцветными лучами, и на пушистом белом облаке опустилась на землю, усыпанную цветами, Светлая фея.

Увидели ее бароны, обрадовались, поклонились фее низко, поздоровались и стали у нее совета спрашивать. Улыбнулась им Светлая фея и отвечала ласково:

-        Здравствуйте, милые мои друзья! Вижу я, что переменились вы к лучшему. Открылись ваши сердца навстречу добру и любви, нет теперь между вами споров и раздоров. Помогу я вам, научу, как построить мост семицветный, высотой до самого неба, а сейчас слушайте меня внимательно и делайте все, как я вам велю.

-        Красный барон, зайди в волшебное озеро, - молвила фея.

Зашел Красный барон в чудесное озеро, и вода в озере вокруг барона стала красная, запели в лесах птицы звонкие, понеслась их песня высоко в небо, и над озером появилась красная дуга - высокая-высокая, до самого неба.

Вышел Красный барон из озера - а вода в нем опять стала прозрачной.

-        Теперь, Красный барон, возьми Желтого барона за руку и вместе войдите в волшебное озеро, - проговорила Светлая фея.

Вошли оба барона. Красный и Желтый, взявшись за руки, в прозрачную воду, и вода в озере стала оранжевая - это два цвета, красный и желтый, перемешались в волшебном озере и превратились в новый чудесный цвет - оранжевый. А над озером, под красной дугой, встала вторая дуга - оранжевая.

Вышли из озера Красный и Желтый бароны - и озеро вновь стало прозрачным.

-        Желтый барон, сейчас ты один войди в волшебное озеро, - молвила Светлая фея.

Так он и сделал. И вновь переменилось озеро. На этот раз оно стало желтым-желтым, а над озером появилась третья дуга, и была она желтая.

-        Желтый барон, возьми за руку твоего друга Синего барона, сейчас вы вместе войдите в озеро.

И когда они с улыбками на лицах вошли вдвоем в чудесное озеро, забурлила вода в озере, а когда успокоилась - то увидели они, что все озеро зеленого цвета. Зашумели вечнозеленые деревья в лесу, закачали веточками, и над озером образовалась дуга - зеленая.

Вышли они из озера, а фея говорила им, как быть дальше:

-        Синий барон, зайди в озеро да посильнее поплескайся в его чудесных водах. Посмотрим, что из этого получится.

Послушал ее Синий барон и стал весело плескаться в волшебном озере. Его синий цвет смешался с чистыми водами озера и получился новый цвет - голубой, а над озером появилась новая, пятая дуга - голубая.

И снова заговорила Светлая фея, обращаясь к Синему барону:

-        Теперь постой спокойно, милый мой барон, в чудесном озере.

Перестал плескаться Синий барон, встал спокойно в волшебном озере, и озеро стало синим-синим. Зазвенели на полянке синие колокольчики, и выросла над озером шестая дуга - синяя. Вышел из озера Синий барон, а озеро вновь стало прозрачным.

-        Ну вот, нам осталось еще немного потрудиться, - сказала Светлая фея, - у нас уже есть шестицветный мост, остался еще один цвет, одна дуга - и мост наш будет совсем готов. Потрудитесь еще немного. Синий барон и ты. Красный барон, возьмитесь за руки и войдите в последний раз в волшебное озеро.

Так и сделали бароны. Снова зашли они в воду, взявшись за руки, и снова забурлила вода в озере, а когда успокоилась, вода в нем стала фиолетовая- фиолетовая, и захлопали в ладоши маленькие нежные фиалки, а над озером встала последняя - фиолетовая - дуга.

-        Вот и готов наш семицветный мост, - молвила Светлая фея.

В эту самую минуту на чудесном семицветном мосту появилась королева Гармония, и была она так же прекрасна, как прежде, и даже еще прекраснее. Лицо ее светилось радостью. Она увидела своих любимых баронов и поняла, что они больше не ссорятся, а крепко держат друг друга за руки.

-        Спасибо вам, мои милые бароны, за то, что вы перестали ссориться и своей дружбой и любовью спасли меня из плена злого Черного дракона, - молвила королева.

Гармония медленно стала спускаться по чудесному семицветному мосту. Спустилась на землю и обняла трех баронов. А семицветный мост, который построили три барона, решили назвать мостом Радуги. И мы, когда видим в небе разноцветную дугу, невольно улыбаемся и говорим друг другу: "Смотрите, смотрите - Радуга на небе!" Радуга - это дуга радости.

Так вернулась в свою страну королева Гармония, и стала ее страна еще прекраснее, а злой Черный дракон растаял вместе со своими грозовыми тучами, и больше никто его никогда не видел.

 Рисуем красками

«Акварельные и гуашевые краски расскажут о себе»

Акварель.

"Я - прозрачная краска. Такая прозрачная, что сквозь меня видно бумагу. Наносят меня на бумагу тонким слоем. Если нужен посветлее цвет, то меня разбавляют водой. Если нужно исправить не получившиеся места, то красочный слой смывают водой. Когда я высыхаю, светлота рисунка изменяется незначительно."

Гуашь.

"Я - непрозрачная краска. Если требуется высветление цвета, то добавляются белила. Бумага сквозь меня не должна просвечивать. Если нужно исправить не получившиеся место, то пишут поверху красочного слоя. Когда я высыхаю, то рисунок светлеет значительно."

Правила обращения с кисточкой

*        Смочи Кисточку в воде. Излишки воды вытри о край баночки с водой. Набери краску на Кисточку. Накладывать мазки на бумагу следует, держа локоть на столе и придерживая другой рукой лист бумаги.

*        Не держи долго Кисточку в воде, иначе она искривится.

*        Проводи Кисточкой по бумаге легко, не нажимая. Не три Кисточкой о бумагу.

Смешивание красок

Леонид Яхнин

В некотором царстве, в некотором государстве живут краски. Ходят они друг к другу в гости.

Оранжевый цвет

Пришла красная краска в гости к желтой... Желтая краска говорит: "Я желтая, потому что цыплята желтого цвета. И лимоны, и бананы. И солнышко желтое бывает".

Красная краска говорит: "А я красная краска, потому что яблоки и помидоры красные. И шарики воздушные красными бывают".

Когда желтая краска приходят в гости к красной краске, угощают они друг друга оранжевыми морковками и оранжевыми апельсинами.

Коричневый цвет (красный + зеленый).

Когда красная краска приходят в гости к зелёной краске, угощают друг друга шоколадом.

Зеленый цвет.

Зеленого цвета нигде не нашел ты?

Это не страшно, не унывай.

Возьми из коробки синий и желтый и поскорей аккуратно смешай.

Диалог красок.

-Я желтая краска.

-А я синяя.

-Я желтая, потому что песочек желтый. И бабочки желтые бывают.

-А я синяя, потому что море синее и тучи грозовые такого цвета.

-Вот песочек (желтая краска), а вот водичка (синяя краска). Польем песочек водичкой... Выросла травка (зеленого цвета).

Голубой цвет.

Как получается цвет голубой?

Это, конечно, сумеет любой.

Здесь не бывает особенных правил –

Просто белилами синий разбавил. 

«Притча про карандаш»

Жил-был на свете карандашный Мастер, он делал разные карандаши: цветные, простые, для Художников, для Чертёжников, для Писарей, для Детей, для Школьников и Студентов, для Плотников и других Мастеровых, для всех, кому нужны были карандаши, в общем, был Мастером своего дела.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещён в коробку с

призванием в сердце.

Про Кисточку.

                                                                           Надежда Рыжова.

Как известно, кисточки бывают разные. Например, на шарфах и шапках. Бывает виноградная кисточка, ее еще называют гроздь. Но в нашем рассказе речь пойдет о кисточке для рисования.

У одного мальчика по имени Дима в его комнате на большом широком подоконнике была целая мастерская. В деревянной коробке хранились краски, в пенале - карандаши, в банке - кисти. У Димы как у настоящего художника была даже палитра - специальная стеклянная пластина, на которой смешивают краски. Чтобы пластину было удобно держать, в ней есть отверстие для большого пальца руки.

Перед работой Дима всегда готовил нужные цвета. Он смешивал на палитре краски, и получались самые разные оттенки для картины. Дима хотел стать художником и целыми днями рисовал. Он учился в художественной школе и очень серьезно относился к своим заданиям. Дима рисовал природу, животных, людей, дома и все, что придет в голову.

Самыми главными помощниками мальчика были кисточки. Их у Димы было много, но одна нравилась ему больше всех. Мальчик привык к ней, узнал ее особенности, научился правильно держать ее и наполнять нужным количеством краски. Да и сама кисть была не совсем обыкновенная. Она очень любила рисовать. Ей нравилось окунаться в разные краски, смешивать их, переносить на лист бумаги и видеть, как получаются самые настоящие предметы: яблоко, дорога, лес, книга, ласточка, глаза, руки. Мальчику даже иногда казалось, что Кисточка понимает его.

-        Она живая, - говорил Дима, показывая Кисточку друзьям, - всегда чувствует, что я хочу нарисовать, и очень мне помогает. Например, вчера я рисовал пейзаж, и...

-        А что такое пейзаж? - перебил его друг Витя.

-        Это такая картина, на которой нарисована природа. Озеро, лес, луг, небо, солнце, облака... У меня есть несколько пейзажей. Смотри, - сказал Дима, доставая из ящика папку с рисунками.

-        Очень красиво, - похвалил Витя. - А это натюрморт, - сказал он, увидев рисунок с изображением корзины с яблоками. Я знаю, если на картине фрукты - это натюрморт.

-        Не только фрукты, - сказала Маша. - Еще могут быть грибы, ягоды, овощи и любая еда, и даже посуда, ветки, листья и цветы.

-        Но ведь цветы могут расти в поле, а поле это - пейзаж, - возразил Витя.

-        Да. Но на натюрморте нарисовано не целое поле цветов, а только букет, - объяснил Дима.

-        Понятно, - сказал Витя. - Пейзаж - это природа на самом деле, а натюрморт - кусочки природы, которые положили на стол.

-        Дима, а про свою Кисточку ты дальше расскажешь? - спросила Маша.

-        Конечно, расскажу. Когда вчера я стал рисовать пруд в парке, то мне никак не удавалось нарисовать лилию, которая совсем недавно распустилась. Все не те цвета получались. То слишком темный, то наоборот - бледный. И вдруг кисточка выскочила из пальцев и смешала несколько красок на палитре. Получился оттенок, которого как раз не хватало. Мне показалось, что Кисточка нарочно выпрыгнула у меня из рук. Она будто говорила: «Я уже давно нашла нужный цвет, вот он!»

-        Да, - сказал Витя, - ну и фантазер же ты. Сам сказки сочиняешь, даже книжки читать не надо.

-        Это вовсе не сказки, - немного обиженно ответил Дима. - Мне это на самом деле показалось.

-        А я верю, - сказала Маша. Вокруг столько всего чудесного происходит. Вот у нас дома, например, несколько раз с плиты спрыгивал чайник, когда мы забывали его снять. Слышим, какой-то грохот на кухне, - прибегаем, а там чайник на полу стоит, и вода ни капельки не разлилась.

-        Здорово! - воскликнул Дима.

-        Правда?! - удивился Витя.

-        Не веришь?

-        Не очень, - засмеялся Витя.

-        Можешь спросить у моих родителей, - важно заметила Маша. - Они тебе тоже самое расскажут.

-        Обязательно спрошу, - так же важно ответил Витя.

-        Да ладно вам, не ссорьтесь, - сказал Дима, - лучше пошли купаться на речку. Сегодня так жарко.

2.

Однажды Кисточка решила заговорить с Димой. «Он все равно уже догадался, что я не совсем обыкновенная, поэтому ничего страшного не случится, если мы немного поговорим, - подумала Кисточка. - Только не знаю с чего начать».

Дима в этот раз рисовал портрет Маши. Он был очень увлечен, и поэтому ничего не замечал вокруг.

-        Остановись! Все испортишь! - вдруг закричала Кисточка и выпрыгнула из рук Димы.

А может, это Дима от неожиданности выронил Кисточку, ведь в комнате, как он думал, никого кроме него не было.

-        Кто здесь? - спросил мальчик.

-Я! - что было мочи закричала Кисточка, чтобы Дима ее услышал. Она лежала на полу, и ей было очень больно.

-        Кто я? - удивленно смотря по сторонам, спросил Дима.

-        Я - твоя Кисточка. Я лежу на полу.

-        Вот это да! - воскликнул Дима, поднимая Кисточку.-Так ты и правда живая!

-        Да, - ответила Кисточка, - а что тут такого? Все вещи живые, если к ним внимательно приглядеться. Просто не все могут говорить.

-        А почему ты раньше со мной не говорила?

-        Потому что ты раньше не замечал, что я живая. Сегодня я уже думала о том, с чего начать наш разговор, но никак не могла придумать. И вот, все открылось само собой. Ты мог испортить портрет Маши. У нее такие красивые голубые глаза, а ты помыл меня в баночке для темной краски. Ты так увлекся, что перепутал банки с водой. Поэтому я закричала и выпрыгнула из твоей руки.

-        А мне показалось, что это я выронил тебя от удивления... - задумчиво сказал Дима и внимательно посмотрел на Кисточку. - Какой же я растяпа! Мог испортить всю картину. Спасибо тебе огромное, Кисточка! Сейчас я помою тебя и обещаю, что буду внимательнее.

-        Только не мой меня в этих баночках. Мне кажется, что уже давно пора сменить воду.

-        Да, - согласился Дима, - ты права. Я сейчас приду.

Мальчик взял баночки и пошел в ванную, чтобы помыть их и наполнить чистой водой.

-        Теперь совсем другое дело, - сказала Кисточка. - Так приятно плескаться в прозрачной свежей воде.

-        Давай рисовать вместе, - предложил Дима.

-        А разве можно по-другому? - спросила Кисточка.

-        Я хотел сказать, что мне понравилось разговаривать с тобой. Когда мне понадобиться помощь, ты что-нибудь посоветуешь. А еще ты наверняка знаешь много интересных историй. Расскажешь?

-        Конечно, - обрадовалась Кисточка. - Давай продолжим наш портрет. По-моему нужно добавить немного розового щекам - у Маши всегда такой яркий румянец. Дима стал подбирать нужный тон.

-        А скажи, какая твоя любимая краска? - спросил Дима.

-        Желтая, - ответила Кисточка.

-        Почему?

-        Она теплая и похожа на солнышко. Холодные краски мне тоже нравятся: например, голубая и фиолетовая. Но желтая - самая лучшая: если ее смешать с голубой, то получиться зеленая краска, если - с красной, то - оранжевая.

-        Тогда я сделаю Машин бант желтым.

-        А Маша любит желтый цвет.

-        Кажется, любит.

-        Тогда я с удовольствием окунусь в желтую краску. Знаешь, когда ты заканчиваешь картину и ополаскиваешь меня, то я еще долго помню все цвета и оттенки, которые ты наносил на лист. Это как путешествия в далекие и интересные страны.

-        Здорово! - сказал Дима. - Я и не думал, что у меня такая необыкновенная Кисточка.

Дима и Кисточка очень скоро закончили портрет Маши. Кисточка рассказывала мальчику свои секреты. Она их знала много, потому что до того, как стать Кисточкой Димы, она была Кисточкой его дедушки. Дедушка был известным художником, и когда узнал, что его внук тоже хочет научиться живописи, подарил ему свою любимую Кисточку...

Литературный материал из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия порисованию с использованием ИКТ на тему: "Подарок для мышонка"

Программные задачи: продолжать учить технике пальчикового рисования; закреплять умения рисовать предметы круглой и овальной формы; - Учить дорисовывать детали к предмету (верёвочку к шарику); - Развив...

Картотека проблемных ситуаций, используемых на занятиях по конструированию из строительного материала в первой младшей группе

Здесь вы найдете карточки с текстами проблемных ситуаций, которые можно использовать на занятиях по конструированию из строительного материала в первой младшей группе....

"Конспект комплексного занятия в подготовительной группе ЗПР с использованием литературного материала."

Активная игровая форма позволяет сохранять интерес и внимание на протяжении всего занятия....

Литературный материал для познавательных занятий по теме "Труд. Профессии"

Подборка стихотворений, используемых при изучении темы "Зачем человек трудится?"...

Литературный материал к познавательным занятиям по теме: "Книга"

Подборка стихотворений, рассказов, загадок, пословиц, используемых при изучении темы "Зачем человеку книги?"...

Конспект занятия порисованию в младшей группе "Полотенце для белочки"

Конспект занятия в младшей группе.Тема: Полосатые полотенца для белочек.Программное содержание:  Учить детей рисовать узоры из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. ...

Конспект занятия порисованию в младшей группе "Вьюга-завируха"

Конспект занятия в младшей группе.Тема: Вьюга-завирухаПрограммное содержание: Показать детям возможность создания выразительного образа зимней вьюги (зимнего холодного танцующего ветра). Поз...