Анализ образовательной области "Художественное творчество" в разных образовательных программах
презентация к уроку по рисованию на тему

Мингалева Татьяна Павловна

В настоящее время растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются  современные методические рекомендации, внедряются инновационные технологии. Представляем вам анализ образовательной области  «Художественное творчество» в некоторых из программ ( на примере основных программ "От рождения до школы", "Детство" и парциальная программа "Цветные ладошки")

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ образовательной области «Художественное творчество» в разных образовательных программах Подготовила Мингалева Т.П ., г.Саратов

Слайд 2

В настоящее время растет сеть а льтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются современные методические рекомендации, в недряются инновационные технологии. Представляем вам анализ образовательной области «Художественное творчество» в некоторых из программ

Слайд 3

Анализ был проведен по программам, с которыми мы работаем в настоящее время

Слайд 4

Авторский коллектив: преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена - Т. И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. Программа «Детство» Её девиз: Чувствовать – Познавать- творить

Слайд 5

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника . Цель программы : обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.) . Программа «Детство»

Слайд 6

Образовательная область «Художественное творчество» в данной программе решает следующие задачи для старших дошкольников: -развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера; -способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение; -подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться; -знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств. Программа «Детство»

Слайд 7

Программа «Детство» Дети знакомятся с разными художественными профессиями, а также с индивидуальной манерой творчества некоторых художников, графиков, скульпторов. Через художественные образы, обращенные к чувствам и сердцу, дети приобретают ориентации в общечеловеческих ценностях. Продолжается развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, « насмотренности » подлинно художественных произведений искусства, умения высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, включать познанное — через искусство и ознакомление с окружающим — в собственную эстетическую и художественную деятельность. Развиваются и совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.

Слайд 8

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой , М . А. Васильевой Я вляется государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет . Данная программа не является инновационной. Тем не менее, многие дошкольные учреждения работают по данной программе.

Слайд 9

Программа «От рождения до школы» В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Программа строится на принципе культуросообразности . Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Слайд 10

Программа «От рождения до школы» Содержание о бразовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: Развитие продуктивной деятельности детей (рисование – предметное, сюжетное, декоративное; лепка, аппликация, художественный труд); Развитие детского творчества Приобщение к изобразительному искусству через живопись, скульптуру, народно-декоративное прикладное искусство, архитектуру, эстетическую развивающую среду.

Слайд 11

П рограмма «Цветные ладошки» Авторская программа Лыковой И.А. Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Слайд 12

Программа «Цветные ладошки» Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности. Основные задачи: 1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3.Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности. 4.Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта: «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму. 5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. 6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 7.Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира. 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я – концепции – творца»

Слайд 13

Сравнительный анализ о сновных комплексных программ «От рождения до школы» «Детство» Развитие продуктивной деятельности Развитие детского творчества Приобщение к изобразительному искусству Приобщение к изобразительному искусству Развитие детского художественного творчества Основные задачи Методы и приёмы реализации задач Чтение познавательной литературы; Рассматривание красочных энциклопедий, альбомов об искусстве; Игры и упражнения, направленные на развитие эстетических и творческих способностей детей; Творческое экспериментирование с изобразительными материалами, познание свойств различных изобразительных материалов; Организация индивидуальной и коллективной творческой деятельности. То же самое + Детские игровые проекты Освоение нетрадиционных изобразительных техник Экскурсии в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки, образовательные прогулки и семейные путешествия Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности: объединение художественных деятельностей вокруг театрализации, создания необычной выставки, художественно-игровой деятельности Использование современных информационных технологий – ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей.

Слайд 14

Сравнительный анализ о сновных комплексных программ «От рождения до школы» «Детство» От рождения до семи лет От трёх до семи лет Возрастная категория C оответствие ФГТ Соответствует всем принципам построения программы, утвержденным в ФГТ Соответствует всем принципам построения программы, утвержденным в ФГТ

Слайд 15

Парциальная п рограмма «Цветные ладошки» дополняет комплексные программы Дидактическими принципами построения и реализации программы: Принцип культуросообразности (учет региональных культурных традиций); Принцип сезонности (природные и климатические особенности местности в данный момент времени); Принцип систематичности и последовательности; Принцип цикличности ( с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту; Принцип оптимизации и гуманизации ; Принцип развивающего характера художественного образования; Принцип природосообразности (возрастные особенности и индивидуальные способности ребенка; Принцип интереса ( опора на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом); Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом Принцип культурного обогащения Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта Принцип организации тематического пространства Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа Принцип естественной радости

Слайд 16

Парциальная п рограмма «Цветные ладошки» дополняет комплексные программы Модель эстетического отношения: Способность эмоционального переживания Способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям) Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество)

Слайд 17

Парциальная п рограмма «Цветные ладошки» дополняет комплексные программы Методы эстетического воспитания: метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».); метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобще­ние детей к художественной культуре); метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; метод разнообразной художественной практики; метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками); метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности ; метод эвристических и поисковых ситуаций.

Слайд 18

Творческая активность К выпуску из детского сада ребенок должен обладать следующими показателями художественно-творческого развития

Слайд 19

эмоциональность

Слайд 20

Эстетическая компетентность

Слайд 21

Способность к самооценке

Слайд 22

Произвольность и свобода поведения

Слайд 23

Самостоятельность и ответственность

Слайд 24

Креативность

Слайд 25

инициативность

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МАЛЫШЕВСКОГО ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 48 «ЧАЙКА» ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье раскрыт анализ условий МКДОУ Малышевского детского сада комбинированного вида №48 "Чайка" по выполнениюфедеральных государственных требований к условиям реализаии основной общеобразова...

Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования

Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников проис...

Сравнительный анализ достижения воспитанников по усвоению образовательной программы

Результаты освоения образовательной программы.                Показатели развития детей.Вторая группа раннего возраста 2017-2...

Анализ состояния и условий осуществления образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад №156 «Сказка» в рамках реализации части образовательной программы дошкольного образов

Анализ состояния и условий осуществления образовательной деятельностиМуниципального казенного Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов...