Развитие творческих способностей детей раннего возраста
консультация по рисованию (младшая группа) на тему

Методы, формы и приемы развития творческих способностей детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности

Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. В описаниях вакансий, в требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют креативность как обязательное качество. И далеко не только в дизайнерских и рекламных фирмах, а и в больших, серьезных корпорациях.

Таким образом, наша жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей я и хочу воспитать. Для этого, приоритетным направлением я выбрала художественно-эстетическое развитие детей.

В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих направлений является индивидуальное творческое развитие ребенка. На сегодняшний день, это ещё и освоение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на решение такой задачи, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Этим и объясняется актуальность выбранной мной темы.

Целью моей педагогической деятельности по данной теме является создание условий для развития художественно - творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2. Отбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов.

3. Формирование у детей позиции художника- творца.

4. Развитие у детей компонентов продуктивной деятельности.

5. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

Теоретическая база:

«Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский,

«Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казакова,

«Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова,

«Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опиралась не только на традиционные методики, используемые по программе в детском саду, но и на методические разработки Елены Альбиновны Янушко из ее проекта «Новый ребенок», программу художественного воспитания обучения и развития детей «Цветные ладошки» Ирины Александровны Лыковой, проект Маленький художник» Дарьи Николаевны Колдиной - эти авторы предлагают разнообразные формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей раннего возраста в современных условиях.

Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве, и при этом имеют специфические особенности:

1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция) ;

2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;

3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Именно поэтому я считаю, что развивать творческие способности детей следует с раннего возраста.

А почему же нетрадиционными средствами? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому поделки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание заниматься творчеством. Чтобы этого не происходило, я стала использовать следующие нетрадиционные техники.

• Рисование пальчиками

• Рисование ладошкой

• Рисование ватными палочками

• Печать поролоновой губкой

• Рисование на подносах с манной крупой

• Лепка из безопасного пластилина

• Аппликации из крупы и соли

"Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [Р. Г. Казакова]. Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Для развития детского творчества применяю следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Использую в своей работе личностно-ориентированные, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Применение арт-терапии как одной из технологий здоровьесбережения способствует

• снятию детских страхов;

• выходу агрессии

• развитию уверенности в своих силах;

• концентрации внимания на своих ощущениях и чувствах.

Нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации я использую не только в непосредственно- образовательной и совместной деятельности, но и в кружковой работе. С сентября 2013 г. я являюсь руководителем кружка «Разноцветный мир», на занятиях которого продолжаю развивать творческие способности детей.

Одним из важнейших условий развития детского творчества является взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

С целью обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах творческого развития детей я опубликовала на сайте детского сада ряд консультаций для родителей на данную тему, выступила с презентацией «Развитие творческих способностей детей раннего возраста» в «Клубе заботливых родителей». Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами которой становятся выставки творчества детей и родителей группы, выставки поделок, участие в конкурсах различного уровня.

Результативность опыта.

Подводя итоги проделанной работы хочется отметить:

Дети:

- учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации.

- приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе.

- развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое удовольствие от своей работы.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей раннего возраста"

Цель работы- заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.Пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальнос...

"Развитие творческих способностей детей раннего возраста"

Цель работы- заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.Пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальнос...

презентация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности".

Тему своей работы я выбрала не случайно, так как я много лет работаю с детьми раннего возраста.Перед собой ставлю цель и решаю её через поставленные задачи.для этого необходимо продуматьразвивающую ср...

Развитие творческих способностей детей раннего возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности

—Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.Занятия по конструированию в детско...

Развитие творческих способностей детей раннего возраста

Методы, формы и приемы развития творческих способностей детей раннего возраста...

Отчет по самообразованию тема: « Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

«Театрализация – это волшебный мир, в котором       Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»...

Презентация "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"

В презентации показан опыт использования традиционных и нетрадиционных видов театра для детей раннего возраста с 2 до 3 лет.Внимание! Полная версия находится на Яндекс.Диск.  //yadi.sk/i/FIZUVn0K...