ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УГЛУБЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
рабочая программа (рисование, старшая группа) по теме

Портнова Елена Александровна

Программа по цветоведению реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Программа обеспечивает учёт потребностей и интересов детей.                                                                                                                                 

Программа разработана на основе парциальных программ по художественно-творческому развитию и предназначена,  для работы с детьми старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_po_tsvetovedeniyu_original.docx100.8 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

на Педагогическом совете МДОАУ

«Детский сад № 63 г. Орска»

Заведующий МДОАУ

«Детский сад № 63 г. Орска»

Протокол № 1

__________Н.Н. Ключникова

«30» августа 2014 г.

«30»  августа  2014 г.

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

УГЛУБЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

«ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

АТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 63

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАННИКОВ «РАКЕТА» Г. ОРСКА.

Автор:

Гехт

Елена Александровна,

старший воспитатель МДОАУ «Детский сад

№ 63г. Орска»

Орск, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

Целевой раздел Программы обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цель и задачи реализации Программы

4

1.1.2.

Принципы и подходы  к формированию Программы

5

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста

6

1.2.

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной Программы

7

2.

Содержательный раздел Программы

9

2.1.

Описание образовательной деятельности

9

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

10

2.3.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе.

12

2.4.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

22

3.

Организационный раздел Программы

33

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

33

3.2.

Обеспеченность методическими материалами и средствами развития и воспитания

34

3.3.

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

34

3.4.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

34

 4.

Литература

36


1.        Целевой раздел Программы обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений

1.1. Пояснительная записка

В современных условиях формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание художественно-творческих способностей – одна из главных задач дошкольной педагогики. Художественно-творческая деятельность – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Возможность самовыражения, проявления творчества и фантазии.

Программа реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Программа обеспечивает учёт потребностей и интересов детей.                                                                                                                                

Цвет — это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Свойства цвета, его природа, влияние цвета на человека  и многое другое сформировали основы цветоведения.    

«Цветоведение» - ведать цветом. Ведать значит «знать».                                                

Использование ребенком этих знаний в собственном творчестве:

- повышает выразительные возможности детского рисунка,

- расширяет возможности восприятия различных явлений,

- влияет на развитие творческого потенциала ребенка.

К тому моменту, когда ребенок становится способен воссоздать цвет  предметов в своем воображении, он переходит на более высокий уровень ассоциативного восприятия цвета. Но он еще не способен систематизировать большое количество разнообразных цветов, которые видит. Именно в это время взрослый может помочь ребенку разобраться в цветовом многообразии окружающего мира, познакомить с выразительными возможностями цвета, развить способность различать большее количество цветовых оттенков. Приобретенные умения, навыки и знания цветовой грамоты способствуют развитию ассоциативно-образного восприятия цвета, являющегося необходимым условием для создания художественного образа, возникающего в детском воображении. Со временем ребенок усваивает эти образы, у него формируется адекватное цветовое восприятие мира, развивается чувство прекрасного, которое приходит к нему через цвет.

Язык цвета неоднозначен, и вместе с тем в сознании большинства людей прочно живут стереотипы его восприятия.  Одним из самых распространенных является "стереотип доминирующего цвета". Этот стереотип влияет не только на изображение, но и  на восприятие действительности. Если его не преодолеть в сознании ребенка, то он выступит фактором, тормозящим не только художественное, но и общее умственное развитие. Ребенок начинает видеть вместо свойственного многообразия цветов и оттенков только доминирующий цвет. Нередко, поправляя рисунки детей, мы внушаем им, что трава должна быть зеленой, небо — голубым, огонь оранжевым и тому подобное. Мы привыкли к словесному определению доминирующего цвета предмета. Умение правильно воспринимать доминирующий цвет  вырабатывается у ребенка практически моментально (если он не имеет врожденной патологии), и это умение непременно должно быть сформировано. Но при этом следует иметь в виду, что это лишь первый, маленький шажок ребенка в мир цвета. Далее нам необходимо объяснить ему, что в определенных условиях "белые" облака могут стать серо- голубыми или красными, "белый" снег не только белым или голубым, но и синим, и розовым, "зеленое" дерево черным или синим. Способность, преодолев стереотипы, адекватно и максимально тонко воспринимать действительность — одна из важнейших характеристик творчески мыслящего человека.

Созданию программы способствовало желание развить у детей адекватное цветовое восприятие мира, чувство прекрасного, расширить возможности восприятия различных явлений, повысить выразительные возможности детского рисунка, разнообразив художественный опыт детей с помощью новых способов художественного выражения, активизировать творческий потенциал, способности детей.

Программа разработана на основе парциальных программ по художественно-творческому развитию и предназначена,  для работы с детьми старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы.

1.1.1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

 

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста знаний основ цветоведения.

Задачи:

1. Формирование эмоционально окрашенного, эстетического, адекватного цветового восприятия мира.

2. Развитие  творческого потенциала, художественного мышления ребенка на основе знания цветовой грамоты.

3. Повышение выразительных возможностей детского рисунка с помощью цвета,  новых способов выражения,  расширения художественного опыта.

4. Познакомить с жанрами: пейзаж, натюрморт, морской пейзаж, портрет.

5. Знакомить детей с цветом в народно-прикладном искусстве.

6. Знакомить детей с разными видами нетрадиционных изобразительных техник.

1.1.2. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе

реализации программы.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Принцип развивающего обучения - правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.  

Принцип культуросообразности - учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания

Принцип полноты, необходимости и достаточности - позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала.

Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Главным критерием отбора программного материала является его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы

характеристики, в том числе характеристики развития

детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей

Старший возраст.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Подготовительная к школе группа.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура). Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знает особенности изобразительных материалов. Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое —в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).  

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Старший дошкольный возраст.

Ребенок имеет представление о роли цвета в окружающей жизни. О том, что с помощью цвета   художник  может передать состояние погоды, части суток. Каждый предмет обладает основным цветом. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие.

Ребенок имеет представление об основных, промежуточных, теплых и холодных, контрастных цветах. Ребёнок знаком со свойствами цвета (тоном, оттенком).

Ребенок  приобрел  навыки накладывания одной краски на другую, смешивания краски, используя палитру для получения необходимого цвета, оттенка. Научился получать промежуточные цвета, смешивая основные, создавать теплую и холодную цветовую гамму. Получать различные оттенки одного цвета. Передавать цветовую гамму соответствующую определенному времени года,  состоянию погоды.

Подготовительная к школе группа.

Ребенок имеет представление о роли цвета в окружающей жизни. О том, что с помощью цвета   художник  может передать не только состояние погоды, части суток и время года, но настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому объекту. Каждый предмет обладает основным цветом, который постоянно меняется в зависимости от освещенности. Об эмоциональном воздействии цвета на человека.

Ребенок имеет представление об основных, промежуточных, теплых и холодных, контрастных цветах. Знаком с понятиями: цветовой круг, тон, оттенок, насыщенность, светлота, контраст, колорит.

Ребенок  приобрел  навыки накладывания одной краски на другую, смешивания краски, используя палитру для получения необходимого цвета, оттенка. Научился получать промежуточные цвета, смешивая основные,  создавать теплую, холодную, контрастную цветовую гамму. Получать различные оттенки одного цвета. Передавать цветовую гамму соответствующую определенному времени года,  состоянию погоды, части суток, настроению.

Личностные качества (характеризуется активность ребенка, инициативность, любознательность, стремление к получению новых знаний, эмоциональная отзывчивостью, уважение к старшим, владение культурно-гигиеническими привычками и навыками самообслуживания):

- проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности и цветоведению;

- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о цветоведении, о цветах, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника.

Интеллектуальные качества:

- способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение) в процессе изобразительного творчества;

- способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

- способен разработать план действий по созданию продукта, составления описательного или творческого рассказа о предмете художественно-творческой деятельности.

- демонстрирует понимание эстетической ценности образцов изобразительной деятельности и народного творчества, проявляет эстетическое чувство в процессе

продуктивной деятельности.

Физические качества:

- проявляет ручную ловкость в процессе рисования кистью, карандашом;

- движения точные и скоординированные;

 

2.        Содержательный раздел Программы

2.1.        Описание образовательной деятельности

 

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется  в совместной деятельности взрослого и детей. Образовательная деятельность реализуется через организацию таких видов детской деятельности как: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, их интеграцию с  использованием разнообразных форм и методов работы.

Объем образовательной нагрузки  является примерным, дозирование нагрузки – условным, обозначающим  пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях.

Допускается изменение тематики и содержания занятий. Выполнение заданий предполагает постепенное усложнение содержания, смысловой нагрузки, и техники выполнения работы. Работа по ознакомлению с цветом в основном строится на заданиях с применением красок, цветных, восковых карандашей, которые  дают хороший результат для получения новых цветов, оттенков.

Судить о восприятии цвета у детей можно только после того, как они овладели элементарными основами изобразительной техники. Приобретенные умения и навыки, знания цветовой грамоты будут способствовать развитию ассоциативно-образного восприятия цвета, что является необходимым условием для создания художественного образа. Показ приемов работы носит вариативный характер, не замыкается, на каком – то конкретном. В ходе занятия создаются условия для возможности ребенку проявить свою самостоятельность. Предполагается проведение индивидуальной работы с детьми, оказание им помощи. На занятиях создается ситуация, когда детям не дается готовый рецепт, а создаются предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, педагог  лишь помогает ориентироваться в этом поиске, создавая оптимальные условия для зарождения замысла. Содержание программы ориентировано на знакомство детей  с основным средством выразительности изобразительного искусства - цветом.

Программа включает три раздела:

«Мир цвета»: 

Как только ребенок научится распознавать и называть основные цвета, цвет помогает ему усваивать новую информацию. Каждый предмет обладает основным цветом. Но в жизни цвет предмета постоянно меняется в зависимости от освещенности. На этом этапе педагог знакомит детей с ролью цвета в окружающей жизни. Формирует представления о том, что с помощью цвета художник  может передать время года, часть суток, состояние погоды, пространство, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому объекту. Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие.

«Основы цветоведения»: 

На занятиях по изобразительной деятельности  педагог знакомит детей с основными, промежуточными, теплыми и холодными цветами, цветовым кругом, тоном, оттенком, насыщенностью, светлотой, контрастом, колоритом, используя  задания по цветоведению. О том, как цвета взаимодействуют друг с другом лучше понять поможет цветовой круг. Педагог разъясняет, как цвет постепенно переходит в другой, образуя множество промежуточных цветов и оттенков. Дети знакомятся с основными цветами — красным, синим и желтым. Дети учатся смешивать основные цвета попарно, образуя группу новых цветов, которые называются смешанными. Знакомятся с теплмие и холодными цветами.  Теплой считается красно-желтая гамма, она ассоциируется с огнем. Холодной — сине-голубая, которая ассоциируется с водой, льдом. Зеленый цвет относится к нейтральным. Холодная гамма создает впечатление успокоенности и отдаленности пространства. Теплая гамма дарит ощущение радости, энергии, активности. Педагог разъясняет понятия: «Цветовой тон»-качество цвета, которое определено его названием (красный, оранжевый, желтый, зеленый), «Насыщенность»-степень выраженности определенного цвета, «Светлота»-относительная яркость цвета по отношению к образцу (светлее — темнее), которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основной цвет. В живописи контраст используется для передачи противоположных начал, таких, например, как грусть и радость, светлое и темное, теплое и холодное. Они подчеркивают яркость друг друга. Колорит - знание цветовых сочетаний особенно необходимо при подборе цвета фона основного изображения.

«Цвет наш друг»:

Работа педагога направлена на приобретение детьми навыков накладывания одной краски на другую, смешивания краски, используя палитру для получения необходимого цвета, оттенка.

- получать промежуточные цвета, смешивая основные,  

- создавать теплую и холодную цветовую гамму.

-  учить получать различные оттенки одного цвета.

Учить детей передавать цветовую гамму соответствующую определенному времени года,  состоянию погоды, части суток, воздушной перспективы, создания сказочных образов, передачи характера, настроения.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов

и средств реализации Программы

Формы деятельности

по освоению образовательной области

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Беседа, рассказ, объяснение, игровые и творческие задания.

Просмотр видео -презентаций.

Дидактический, обучающие, развивающие игры

Проблемные ситуации

Рассматривание иллюстраций книг, произведений искусства, изделий народных промыслов, картин.

Оформление помещения к празднику, развлечениям.

Оформление выставки творческих работ.

Совместное художественное творчество.

Разъяснение схем.

Методы обучения

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

В учебном процессе применяются следующие основные методы:

объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);  частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

творческие (творческие задания);  исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).


2.3. Комплексно-тематическое планирование

образовательной деятельности в старшей группе.

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование. Литература.

Октябрь.

1

Кто такой художник?

Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиями труда, особенностями. Воспитывать интерес к профессии художника. Развивать творческое воображение.

Репродукции картин, упоминаемых в ходе занятия; инструменты для работы художника: краски, кисти разных размеров, палитра, мольберт, карандаши, уголь; наброски, эскизы; карточки с изображением настроения человека.

М.Г. Смирнова «Изобразительная деятельность старших дошкольников», стр. 48.

2

О чём можно рассказать в рисунке.

Развивать воображение, интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи впечатлений, уметь передавать содержание с помощью разных материалов; закрепить знание о цвете, развивать творчество, самостоятельность.

Разный материал для рисования, репродукции об осени, с разными оттенками изображения листвы деревьев и кустарников, стихи.

М.Г. Смирнова «Изобразительная деятельность старших дошкольников», стр. 52.

3

В королевстве госпожи линии.

(Чёрное и белое, графика)

Дать представление детям о разных видах линий, их характере и выразительности. Познакомить детей с разнообразными способами графического линейного рисунка.

На каждого ребёнка – небольшой лист плотной белой бумаги, ½ альбомного листа, цветные карандаши. Набор карточек с изображением видов линий, графические рисунки.

М.Г. Смирнова «Изобразительная деятельность старших дошкольников», стр. 33.

4

Ёжик несёт яблоко.

Учить детей штриховать контур яблока тремя цветами: красный, жёлтый, оранжевый. Учить наклыдвать ровные, мелкие штрихи.

Альбомный лист с изображением ёжика, который несёт яблоко. Цветные карандаши.

5

Цветовой круг.

Познакомить детей с цветовым кругом. Закреплять знания детей о порядке цветов в цветовом круге.

Альбомный лист с цветовым кругом. Акварельные краски или гуашь, кисти, вода. Пособие «Цветовой круг».

6

Радуга-дуга.

Закреплять знания детей о порядке цветов в цветовом круге.

Альбомный лист с изображением радуги. Акварельные краски или гуашь, кисти, вода. Пособие «Цветовой круг».

7

 

Происхождение цветов. (Радуга-дуга)

Закрепить знания детей о происхождении цветов: основных и составных.

Альбомный лист с заготовкой (большие круги – основные цвета, маленькие – составные). Акварельные или гуашевые краски, кисти, вода. (Тетрадь Цветоведение часть 2 на флешке).

8

 

Клоун с шарами.

Знакомить детей с основными и составными цветами. Закреплять знания детей о цветовом круге.

Альбомный лист (1/2) с изображением клоуна с шарами. Цветные карандаши.

Ноябрь.

1

 

Путешествие в Красное и Жёлтое Королевство.

Познакомить детей с красным и жёлтым цветом. Дать понятие слова «красный», «жёлтый», о чём и о ком так говорят.  Учить изображать предметы жёлтого и красного цвета.

Развивать воображение, творческое мышление.

Краски акварельные, кисти, вода. Игра «Что бывает красным, жёлтым?».

2

Осенние листочки.

Учить детей работать в контуре рисунка «Листик». Учить детей новой технике «слияние цветов», учить вливать цвет в цвет, не выходя за контур. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость. Закрепить понятие листопад.

Лист с изображением листа. Краски акварельные, кисти, вода.

3

Разноцветные краски.

Научить соотносить цвет овощей и фруктов с семью цветами палитры, познакомить их с назначением палитры.

Изображение палитры двух видов:

- семь цветных кругов, соответствующих цветам – красному, оранжевому, зелёному, голубому, синему, фиолетовому;

- контурные рисунки овощей и фруктов – помидор, апельсин, груша, огурец, виноград, слива, баклажан.

Каждому ребёнку выдаётся по рисунку палитры (размер альбомного листа) с фруктами и овощами. (Н.В. Дубровская «Приглашение к творчеству» с. 66)

4

Петух и краски.

Закрепить знания детей о красках. Закрепить в словаре детей понятие «Разноцветные».

Альбомные листы с изображением Петушка. Сказка «Петух и краски» В. Сутеева, гуашевые краски. («Озорной карандаш» стр. 37. Н. Алексеевкая.)

5

Осенний лес.

Познакомить детей с понятием «Пейзаж». Показать детям разные техники рисования деревьев. Учить детей изображать осенний лес на полосе бумаги.

Полосы бумаги. Краски гуашевые или акварельные на выбор детей, вода, кисти, салфетки.  Картины осеннего леса, образцы изображения деревьев.

6

В гостях у красок.

Знакомство с ролью цвета в жизни людей. Знакомство с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный).

Бумага, краски, кисти. (см. распечатку «В мире цвета»).

7

Путешествие в Оранжевое Королевство. Хохломская роспись.

Познакомить детей с оранжевой краской. Познакомить детей с хохломской росписью.

Сказка об Оранжевом Королевстве. Листы альбомные. Простой карандаш, акварельные краски, банки с водой. Дидактическая игра «Что бывает оранжевого цвета?»

8

Осенний ковёр.

Дидактические игры

Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать у детей  видение художественного образы и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Листья разных пород деревьев (4-5 видов). Альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, вода, салфетки. Репродукция Левитана И.И. «Золотая осень».

Декабрь.

1

«Три царевны акварельного царства»

Подвести детей к пониманию того, что среди всех известных им цветов три являются самыми главными. Это — синий, красный и желтый. Заинтересовать смешиванием их для получения новых цветов и оттенков.

Акварель, прозрачные стаканчики, кисть, изображения трех царевен, их усадеб, карточки с новыми цветами, альбомный лист.

(в папке «Цветоведение» на флешке)

2

«Цветик шестицветик»

Обратить внимание на три основных цвета – красный, жёлтый, синий. Учить заливать лепестки цветка цветами цветового спектра в нужной последовательности.

Бумага, гуашь, кисти, контур цветка – шестицветика.

(«Природа и художник. Стр. 93. Копцева. Т.А.)

3

«Цветовая дорожка»

Закрепить знания детей о порядке красок в цветовом спектре.

Альбомный лист с изображением забора. Гуашевые, акварельные краски или карандаши.

4

«Цветовая дорожка»

Закрепить знания детей о порядке красок в цветовом спектре.

Альбомный лист с изображением красок-мальчиков. Гуашевые, акварельные краски или карандаши.

5

Солнышко и снежок.

Познакомить детей с тёплыми и холодными цветами. Закрепить технические способы рисования кистью.

Альбомный лист, краски или гуашь, вода, салфетки.

6

Букет цветов.

Учить детей составлять букет цветов на тёплом и холодном фоне.

Дидактическая игра:

7

Путешествие в Синее и Голубое Королевство.

Познакомить детей с синей и голубой краской. Дать понятие слова «Синий», «голубой», о чём и о ком так говорят. Учить детей рисовать букет из синих цветов:  колокольчиков, незабудок. Дать знания о понятии – холодные цвета.

Сказка о Синем Королевстве. Листы альбомные, краска синяя. Простой карандаш, акварельные краски, банки с водой.

8

Кораблик в синем море.

Познакомить детей с техникой «рисование по сухой мятой поверхности». Знакомство с жанром живописи: морская живопись. Учить изображать морской пейзаж. Закрепление знаний детей о художниках, работающих в этом жанре. Побуждать к использованию цветов: синий, голубой, фиолетовый для передачи настроения в изображении.

Беседа о водном транспорте, рассматривание картин с морской тематикой, с изображением кораблей.

Листы альбомные, гуашевые краски или акварель, кисти.

Январь.

1

Путешествие в Фиолетовое Королевство

«Звёздная ночь».

Познакомить детей с фиолетовой краской. Дать понятие слова «фиолетовый», о чём и о ком так говорят. Учить изображать ночной пейзаж.

Сказка о Фиолетовом Королевстве. Листы альбомные, краска фиолетовая. Простой карандаш, акварельные краски, банки с водой.

2

Собери треугольник.

Дидактические игры.

Закреплять умение детей определять тёплые и холодные цвета.

Задание: 3 треугольника тёплых цветов, 3 треугольника холодных цветов. Собрать из них 2 больших треугольника. Треугольники разного цвета, альбомные листы, клей.

3

Ком, комок, комочек.

Учить детей изображать снеговика холодными оттенками цвета. Закрепить понятие – холодные цвета.

Альбомные листы, вода, салфетки. Карты – схемы.

4

Небесные переливы.

Показать детям, как меняются краски неба в зависимости от времени суток. Обратить внимание детей на то, что в зависимости от красок природы меняется и наше настроение.

Листы альбомные, краска голубая. Простой карандаш, акварельные краски, банки с водой.

(Образы неба. Стр. 128. Т.А. Копцева).

5

Роспись посуды по мотивам гжельской росписи.

Учить детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего, расписывать глиняные формы после их побелки, использовать приёмы кистевой росписи).

Силуэт предмета гжельской росписи. Синяя гуашь, кисти. (Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» ст. 115)

6

Горячо-холодно.

Знакомство детей с тёплыми и холодными цветами. Учить детей распределять фигурки человечков в домики-замки: холодный и тёплый.

Бумага, разноцветные человечки, два домика-замка: холодный и тёплый. Клей, краски, карандаши. Презентация «Горячо-холодно». (см. папка Цвет на флешке белой).

7

Две подружки гусенички

Закреплять у детей знания о холодных и тёплых цветах. Учить правильно закрашивать предметы только оттенками тёплых или только холодных цветов. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей не выходить за контур предмета.

Альбомные листы,  цветные карандаши.

Февраль.

1

Гжельский цветок

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью. Учить детей работать с синим цветом добиваясь получения разных его оттенков.

Бумага альбомная с заготовкой для работы. Акварельные или гуашевые краски, вода, салфетки, тонкие кисти.

2

Гжельский узор

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью. Учить детей рисовать гжельский узор на полосе. Закреплять умение работать только синим цветом, добиваясь получения разных его оттенков.

Полоса альбомной бумаги. Акварельные или гуашевые краски, вода, салфетки, тонкие кисти.

3

Воздушные шары.

 

Познакомить детей с техникой вливания цвета в цвет. Учить детей накладывать мазки так, чтобы один цвет чуть-чуть заходил на другой, пока краски ещё не высохли.

Альбомный лист с изображением воздушных шаров. Акварельные краски, вода, салфетки, кисти.

4

Волшебные цветы.  

Познакомить детей с новой техникой рисования «по сырому». Совершенствовать технику рисования акварелью. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности. Развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

Белые листы, акварельные краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, салфетки, палитры.

5

Гусенички.

Закреплять умение детей отличать холодные цвета от тёплых. Учить детей распознавать оттенки холодных и тёплых цветов.

Альбомный лист с изображением 2 –х гусеничек. Акварельные краски, вода, салфетки, кисти.

Д/и «Собери гусеничку».

6

Тёплые цвета.

Учить детей используя акварельную технику вливания цвета в цвет, выполнить тональную растяжку от жёлтого через оранжевый к красному. Учить работать в прямоугольнике, не выходя за контур.

Лист альбомный с прямоугольником. Акварельные краски, вода, салфетки.

7

Тёплые цвета.

Учить раскрашивать картинку, используя цветовые оттенки тёплых цветов.

Картинка «Пустыня». Акварельные краски, вода, салфетки, кисти.

8

Холодные цвета.

Учить детей используя акварельную технику вливания цвета в цвет, выполнить тональную растяжку от изумрудного через синий к фиолетовому. Учить работать в прямоугольнике, не выходя за контур.

Лист альбомный с прямоугольником. Акварельные краски, вода, салфетки.

Март.

1

Холодные цвета.

Учить раскрашивать картинку, используя цветовые оттенки холодных цветов.

Картинка «Север». Акварельные краски, вода, салфетки, кисти.

2

Улитка в гости к нам пришла.

Закреплять у детей знания расположения цветов в цветовом спектре. Учить закрашивать контур улитки не выходя за контур. Развивать мелкую моторику рук.

Альбомные листы с изображением улитки. Показ образца педагога. Цветные карандаши или акварельные краски на выбор детей.

Д/и «Радуга».

3

Добрые и злые герои сказок.

Учить детей изображать с помощью цвета доброго или злого героя сказки. Закрепит знания детей о тёплых и холодных цветах.

Схемы тёплых и холодных цветов. Альбомные листы, акварельные и гуашевые краски, вода, салфетки, кисти.

4

Чёрное и белое.

Зафиксировать представление детей о цветовом многообразии. Закрепить знания о черной и белой краске, о светлых и теплых тонах через сказку и скороговорки. Учить рисовать картину светлого или темного тона.

Сутеев «Три котенка». Акварельные краски, палитра, салфетки, кисти, вода.

5

Пингвин и зебра.

Познакомить детей с понятием ахроматические цвета. Учить детей раскрашивать пингвина и зебру белым и чёрным цветами.

Альбомные лист (1/2) с изображением пингвина и зебры. Белая и чёрная гуашь или акварельные краски, кисти тонкие, салфетки, вода.

6

Узор из кругов и треугольников.

Закрепить знания детей о тёплых и холодных цветах спектра.

Учить детей составлять аппликацию из холодных и тёплых оттенков цветов, используя геометрические формы. (Круги и треугольники тёплых и холодных цветов).

7

Мы - строители. Домики.

Закрепить знания о контрастных цветах. Учить рисовать фантастические здания, построенные и составленные из геометрических фигур.

Альбомные листы, геометрические фигуры контрастных цветов.

8

Кто в каком домике живёт?

Закрепить знания о контрастных цветах. Учить рисовать фантастические здания, схематически изображать человечков из геометрических фигур.

Лист, поделённый на две части. Альбомные листы, акварельные и гуашевые краски, вода, салфетки, кисти. Демонстрационный материал.

Апрель.

1

Заливка ровным тоном.

Познакомить детей с техникой «заливка ровным тоном». Учить детей накладывать краску в прямоугольники ровно, без просветов.

Лист альбомный с прямоугольником. Акварельные краски, вода, салфетки.

2

Заливка ровным тоном.

Пирамидка.

Продолжать знакомить детей с техникой «заливка ровным тоном». Учить детей накладывать краску в части пирамидки ровно, без просветов.

Лист альбомный с прямоугольником. Акварельные краски, вода, салфетки.

3

Путешествие в Зелёное Королевство

«Кактус – ёжик»

Познакомить детей с зелёной краской. Дать понятие слова «Зелёный», о чём и о ком так говорят.  Учить детей изображать растения зелёного цвета: кактус.

Сказка о Зелёном Королевстве. Листы альбомные, краска зелёная. Простой карандаш, акварельные краски, банки с водой. (Природа и художник. Ст. 134. Т.А. Копцева)

4

«Планеты»

Познакомить детей с техникой «вливание цвета в цвет». Учить изображать с помощью новой техники разные планеты.

Бумага альбомная, вода, кисти, краски акварельные или гуашь.

5

«Планеты»

Познакомить детей с техникой «вливание цвета в цвет». Учить изображать с помощью новой техники разные планеты.

Бумага альбомная, вода, кисти, краски акварельные или гуашь.

6

Тональная растяжка

Познакомить детей с понятием «Тональная растяжка». Учить детей делать плавный переход цвета от тёмного вверху к светлому снизу.

Лист альбомный с прямоугольником. Акварельные краски, вода, салфетки.

7

Тональная растяжка.

Учить детей раскрашивать три прямоугольника одной краской, но разным тоном, так чтобы один тон не втекал в другой.

Альбомный лист с тремя прямоугольниками. Акварельные краски или гуашевые, вода, кисти, салфетки.

8

Бабочка. Тональная растяжка.

Учить детей раскрашивать крылья бабочки одной краской, но разным тоном, так чтобы один тон не втекал в другой.

Альбомный лист с изображением бабочки. Акварельные краски, вода, салфетки.

Май.

1

Чудесные превращения кляксы. Кляксография.

Совершенствовать умение в нетрадиционной технике кляксография. Развивать воображение. Смешивание цветов.

Нитки, гуашь, кисти,  листы форма А4.

2

Цветной калейдоскоп.

Развивать у детей композиционные навыки в составлении цветовой гаммы.

Для фона используется белая или цветная бумага (в форме круга, овала, квадрата). Цветные фильтры, вырезки из журналов различной формы. Кусочки цветной бумаги (размером 2х2, 3-4 см). Бусинки, клей, Пластилин. Кисти жёсткие. ((Н.В. Дубровская стр. 76. «Приглашение к творчеству»)

3

Как две царевны — Красная и Желтая —

в гости друг к другу ходили.

Закреплять у детей понимание того, что три краски красная, синяя и желтая — основные. Упражнять в смешивании красной и желтой красок для получения оранжевого цвета и его оттенков. Подводить детей к пониманию того, что красный, желтый, оранжевый и множество разных оттенков этих цветов называют теплыми, потому что они близки к цвету огня, солнца.

Для педагога: акварель, баночка с водой, кисть, изображения трех царевен, их усадеб, карточки с новыми цветами, альбомный лист.

Для детей: акварель, кисть, баночка с водой.

4

Как Красная царевна в гости к Синей собиралась.

Продолжать закреплять понимание детьми того, что три краски — красную, синюю и желтую — называют основными, поскольку, смешивая их, можно получить все другие цвета. Познакомить детей с получением фиолетового цвета и его оттенков (красно-фиолетового, сиреневого) путем смешивания красной и синей красок. Упражнять в смешивании красок.

Для педагога: акварель, баночка с водой, кисть, изображения трех царевен, их усадеб, карточки с новыми цветами, альбомный лист.

Для детей: акварель, кисть, баночка с водой.

5

Как Жёлтая царевна в гости к Синей собиралась.

Продолжать закреплять понимание детьми того, что три краски — красную, синюю и желтую — называют основными, поскольку, смешивая их, можно получить все другие цвета. Познакомить детей с получением зелёного цвета и его оттенков путем смешивания жёлтой и синей красок. Упражнять в смешивании красок.

Для педагога: акварель, баночка с водой, кисть, изображения трех царевен, их усадеб, карточки с новыми цветами, альбомный лист.

Для детей: акварель, кисть, баночка с водой.

6

Корзиночка с цветами.

Научить приёму «мятая бумага» для изображения цветов.

Силуэт корзины из цветного картона для каждого ребёнка (размер альбомного листа), разноцветные квадратики. Клей. Жёсткие кисти. (Н.В. Дубровская стр. 57. «Приглашение к творчеству»)

7

"Какое у вас настроение?"

Закрепить знания о теплой и холодной гаммы цветов. Учить детей цветом передать своё настроение в данный момент.

Альбомные листы, гуашевые и акварельные краски.

8

Вот оно какое наше лето.

Закреплять знания детей об основных и составных цветах. Учить создавать летнюю композицию.

Альбомные листы, акварельные, гуашевые краски, вода, салфетки, кисти.

2.4. Комплексно-тематическое планирование образовательной

деятельности в подготовительной к школе группе.

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование. Литература.

Октябрь.

1

Кто такой художник? Чем и как рисует художник.

Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиями труда, особенностями. Воспитывать интерес к профессии художника. Развивать творческое воображение. Знакомство с пейзажем, натюрмортом, портретом. Познакомить детей разнообразными художественными материалами, инструктаж по технике безопасности.

Демонстрационный материал, кисти разные, краски, гуашь, акварель, карандаши цветные, простой карандаш.

2

Что такое изобразительное искусство.

Познакомить детей разными видами изобразительного искусства.

Презентация, демонстрационный материал.

3

Черное и белое – основа языка графики.

История графики, виды графики, техника изображения графическими средствами.

Продолжать знакомить детей с выразительными средствами композиции: точки, линии, пятна.

Демонстрационный материал, простые карандаши, альбомные листы.

4

Терем-теремок.

Понятие «Архитектура».

Приобщать детей к миру искусства; Развивать интерес к изучению памятников архитектуры России, РК.

Знакомить детей с особенностями архитектуры народного жилища своего региона.

Воспитание любви к своей Родине.

Учить делать набросок простым карандашом, оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения

Книга по Архитектуре (см. в методкабинете). Рассматривание иллюстраций. Альбомные листы, простые карандаши.

5

Колючий ёж.

Познакомить детей с Линией как выразительным средством рисунка. Повторение характеристик линий, создание сложного образа. Учить соотносить характер линии с образом.

Учить детей создавать характерный образ посредством выбранной линии. Познакомить с жанром Анималистика.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки. Картины, с изображением животных, ежа.

6

Цвет. Основы

цветоведения.

Познакомить детей с основами цветоведения. Закрепить понятие цветового круга, основных, составных цветов, холодного и теплого цветов.  Развивать познавательный интерес и творческую активность детей.

Гуашь, бумага, кисти, палитра.

7

Закрась цветок.

Закреплять понятия: цвета хроматические и ахроматические. Закрепить понятие цветового круга, основных, составных цветов, холодного и теплого цветов.  Развивать познавательный интерес и творческую активность детей.

Лист с изображением цветов, акварельные или гуашевые краски, кисти, вода, салфетки. Картинки цветов.

8

Осенние листочки.

Учить детей заполнять контур изображённых листьев, передавая окраску осенних листьев. Учить детей смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита. Познакомить с новым способом получения изображения - наносить краску на листья, стараясь передать окраску. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.  

Альбомный лист с изображёнными листьями. Акварельные краски, кисти, вода, салфетки. Картинки осенних листьев, можно использовать настоящие осенние листочки. Показ педагога передачи осеннего колорита.

Ноябрь.

1

Осеннее дерево.

Показать детям выразительные возможности красок. Учить детей передавать форму дерева. Показ детям приём работы скомканной бумагой, для изображения кроны дерева.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки. Картины осенних деревьев. Показ образца педагога осеннего дерева. Бумага для скатывания.

2

Осенний лес. Пейзаж.

 

Знакомство с различными видами пейзажа, с этюдом, линейной и воздушной перспективой, линией горизонта и многоплановостью. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам

Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки. Картины осенних деревьев, осеннего леса. Показ образца педагога осеннего дерева.

3

День и ночь.

Учить детей, смешивая краски с белой и черной получать новые оттенки цветов.

Закреплять понятия: Основные, составные-хроматические, ахроматические цвета, Тон.

Показать детям, что пять красок - все богатство цвета и тона.

Альбомные листы, поделённые на две части, акварельные краски, вода, салфетки.  

4

Натюрморт с овощами. Натюрморт холодными цветами.

Познакомить детей с новым жанром живописи — натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта). Познакомить с репродукциями натюрмортов. Учить детей делать набросок на листе простым карандашом, передавая форму, размер и расположение предметов.  Учить передавать колорит холодными цветами.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки. Картины с изображением натюрморта, изображённого холодными цветами.  

5

Натюрморт тёплыми цветами.

Познакомить детей с новым жанром живописи — натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта). Познакомить с репродукциями натюрмортов. Учить детей делать набросок на листе простым карандашом, передавая форму, размер и расположение предметов. Учить передавать колорит тёплыми оттенками.  

Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки. Картины с изображением натюрморта, изображённого тёплыми цветами.  

6

Лоскутное одеяло.

Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах. Учить детей раскрашивать части изображённого предмета, не выходя за контур. Использовать в работе чередование тёплых и холодных оттенков.

Альбомный лист поделённый на квадраты, акварельные краски, вода, салфетки. Показ картины с рисунком на лоскутном одеяле.

7

Морской пейзаж.

Познакомить детей с понятием «Морской пейзаж». Учить детей изображать морской пейзаж, используя холодные оттенки цветовой гаммы.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки. Картины с изображением морского пейзажа, изображённого в холодной цветовой гамме.  

8

Морозные узоры.

Познакомить детей с понятием «Узор». Учить рисовать «Морозные узора» на полосе бумаги.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки. Картины с изображением узоров на стекле.

Декабрь.

1

Привидение.

Тональные нюансы. Темное на светлом, светлое на темном.

Выделение тоном главного пятна композиции. Уметь акцентировать внимание главного пятна композиции посредством тона. Учить детей изображать привидение на тёмном фоне.

Листы с тёмным (чёрным) фоном. Гуашевые краски, вода, салфетки.

2

Снежное дерево.

Показать детям изобразительные свойства гуаши. Знакомить с выразительными возможностями белой гуаши. Учить создавать образ дерева, соблюдать пропорции, передавать характерные особенности, правильно работать тоном.

Листы с тёмным (чёрным) фоном. Гуашевые краски, вода, салфетки. Белая гуашь.

3

Орнамент из листочков. Работа на полосе.

Познакомить детей с понятием «Орнамент», структура орнаментов.

Познакомить детей с орнаментами разных народов.

Учить применять разные орнаменты в композиции, добиваясь цельности образа.

Полоса от альбомного листа, акварельные и гуашевые краски, кисти, вода, салфетки.

4

Цирк. Контрастные гармонии.

Формировать у детей знания о дополнительных цветах. Учить составлять гармоничные контрастные сочетания цветов.

 Силуэт клоуна для раскрашивания. Акварельные или гуашевые краски, цветные карандаши, кисти, вода, салфетки. Демонстрационные картинки по теме «Контраст».

5

Павлин.

Познакомить детей с техникой работы акварелью «мазками». Учить детей изображать хвост павлина с помощью новой техники.

Картинка павлина. Альбомные листы, кисти, краски акварельные или гуашь, вода, салфетки.

6

Елочка, ёлочка – зелёная иголочка.

Продолжать знакомить детей с техникой работы акварелью «мазками». Учить изображать ёлочку с помощью «мазков».

Картинка ёлочка. Показ образца педагога – ёлочка в технике «мазка». Кисти, вода, салфетки, акварельные (гуашевые) краски.

7

Дворец Снежной королевы.

Закреплять знания детей о хроматических цветах, которые делятся на теплые и холодные. Учить различать цвета теплой и холодной гаммы. Использовать эти цвета в своей работе.

Повторение: знаний о черной и белой краске.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, кисти. Картинки с книг о дворцах.

8

Гжельская роспись.

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью. Учить находить детей предметы и картинки с гжельской росписью из разных видов росписей.

Д/и «Народные узоры», беседа о гжельской росписи.

Январь.

1

Гжель.

 

 Продолжать закреплять знания детей о гжельской росписи. Учить работать детей только синим цветом, добиваясь получения разных его оттенков.

Альбомный лист, акварельные или гуашевые краски, вода, кисти.

2

Гжельский узор

Продолжать знакомить детей с народной росписью - гжельским узором. Учить изображать элементы гжельской росписи. Учить работать на полосе.

Полоса из альбомного листа. Синяя гуашь или краска, кисти.

3

Палитра оттенков.

Дидактические игры

Учить детей составлять палитру одного цвета от светлого к тёмному.

Квадратики 2х2 см разного цвета и оттенков. Клей. Лист.

4

Жар-птица в синем небе.

Учить детей различать цвета контрастные и сближенные на цветовом круге. Уметь использовать их в выполнении композиции.

Коллективная работа. Для каждого ребёнка лист в форме пера жар-птицы. Акварельные, гуашевые краски, вода, кисти, салфетки.

5

 Бабочка. Смешиваем цвета.

Познакомить детей с техникой «монотипия предметная».          Закрепить умение работать  в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.        

Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

6

Зимний пейзаж

         

        

Создание рисунка с помощью клея и всеми любимой манки.  Учить детей рисовать клеем по заранее нанесённому рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпать на клей манку (по рисунку) в один или несколько раз. Ждать, пока высохнет.

Клей ПВА, плотная черная бумага, манка.

7-8

Зимняя ночь. Работа в технике «граттаж».

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой «чёрно-белый граттаж». Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.         

Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, заострённая палочка, эскизы, иллюстрации.

Февраль.

1-2

Работа в технике «цветной граттаж».

Учить детей сначала закрашивать лист полностью разноцветной масляной пастелью, немного сверху проходится парафином и после заливает лист черной гуашью. Рисунок процарапывает острым предметом, можно использовать зубочистку.

Масляная пастель, парафин, черная гуашь или тушь, зубочиска.

3

Найди нужный цвет.

Закрепить знания детей об основных и составных цветах. Учить находить соответствующий цвет в схемах.

Альбомные листы с парами цветов и третьим цветом, полученным при смешении цветов. Краски, кисти, вода, салфетки.

4

Волшебные цветы

Познакомить детей с техникой «Работа по-сырому». Учить детей изображать волшебный цветок. Учить детей вливать цвет в цвет.

Альбомные листы с изображением. Акварельные краски, кисти, вода.

5

 Мой папа.

Знакомить детей с различными видами портрета, изучение строения частей лица и головы, изучение положения и мимики лица. Выполнение рисунка головы человека с использованием положения и мимики лица.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, кисти. Разные виды портрета.

6-7

Военная техника

Познакомить детей с военной техникой. Рассказать о зелёном цвете и его оттенках, о том как получить его и его оттенки (от светлого к тёмному). Учить сочетать разные оттенки зелёного цвета в изображении военной техники. Учить  детей работать аккуратно  не выходя за контур.

Альбомные листы с изображением военной техники. Акварельные краски, кисти, вода.

 8

Волшебные цветы

Закреплять умение детей смешивать цвета, получать новые цветовые оттенки. Уметь определять основные цвета.

Альбомные листы с изображением цветов. Краски, кисти, вода, салфетки.

Март.

1

Ромашка (хризантема) для мамы.

Продолжать знакомить детей с техникой работы акварелью «мазками». Учить изображать цветок с помощью «мазков».

Альбомный лист закрашенный в голубой или синий цвет. Белая гуашь, акварельные и гуашевые краски, вода, кисти, салфетки. Иллюстрации цветка хризантема и ромашка, трафареты цветов.

2

Творческое задание «Портрет мамы»

Продолжать знакомить детей с портретом. Учить изображать, строение частей лица и головы, изучение положения и мимики лица. Выполнение рисунка головы человека с использованием положения и мимики лица.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, кисти. Разные виды портрета.

3

Весёлые матрёшки

Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним видом, особенностями росписи Полхов-Майданских матрёшек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в данном стиле.

Альбомные листы, гуашь, акварель, восковые мелки

4

«Три котенка».

Познакомить детей с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», и с техникой их составления. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности, формировать

специальные умения и навыки в смешивании и рисовании кистью ахроматическими цветами.

Альбомные листы с изображением трёх котят. Краски, вода, салфетки.

5

Контрастные цвета.

 Учить детей подбирать контрастные цвета, предметы контрастных цветов.

Д/и «Построй домик», «Подбери цвет».

6

Радуга на грозовом небе.

Учить детей изображать грозовое небо. Учить накладывать краску на поверхность другой краски, изображая радугу.

Альбомные листы, гуашь, акварель, восковые мелки. Иллюстрации с радугой, грозовое небо.

7

Штриховка и тон.

повторить и обобщить знания учащихся о цветовом круге, основных и составных цветах, о родственных и дополнительных цветах, познакомить  с историей возникновения карандашей, с приемами работы цветными карандашами, с видами штриховки,

развивать: творческое мышление, фантазию, навыки работы карандашами,

 воспитывать интерес к урокам рисования.

альбом, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь, альбомный лист, цветные карандаши, компьютер, видеоролик, презентация учебник, рабочая тетрадь.

8

Узор на бочонке или вазе

Продолжать учить детей составлять хохломской узор, украшать им высокое изделие, ввести в узор новые элементы – ягоды и листья смородины и рябины, закрепить умение рисовать завитки, лёгкую изогнутую травку, закрепить знания о колорите хохломской росписи.

Два образца, бочонок, украшенный узором из ягод и листьев смородины, ваза с узором из ягод и листьев смородины, и ваза с узором из ягод и листьев рябины.

Апрель.

1

Пасхальное яичко.

Знакомство с уникальным явлением русской культуры – праздником Пасхи. Пасха - самый главный праздник христианской церкви. Прививать любовь к народу, культуре и обычаям, и Родине.

Силуэты пасхальных яиц. Картинки с росписями пасхальных яиц. Кисти, вода, салфетки.

2

Царство Весны

Познакомить детей с пластилиновой живописью. Учить детей изображать пейзаж с помощью пластилина, подбирать и сочетать цвета, комбинировать цвета.  

Альбомный лист, краски, карандаш графитный, воды, кисти, салфетки. Иллюстрации разного вида пейзажей.

3

Царство Весны

Познакомить детей с пластилиновой живописью. Учить детей изображать пейзаж с помощью пластилина, подбирать и сочетать цвета, комбинировать цвета.  

Альбомный лист, краски, карандаш графитный, воды, кисти, салфетки. Иллюстрации разного вида пейзажей.

4

Пейзаж (разные виды).

Знакомить с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже посредством графики. Учить использовать тональные возможности графитного карандаша, исходя из плановости (светлое на темном, темное на светлом), применять текстуру для проработки первого плана, выделение «главного» в композиции.

Альбомный лист, краски, карандаш графитный, воды, кисти, салфетки. Иллюстрации разного вида пейзажей.

5

Волшебные лошадки.

Знакомство с элементами городецкой росписи – лошадки, техникой выполнения. Роспись плоскостного изображения лошади.

Альбомные листы, гуашь, акварель.

6

Пушистые образы. Домашние животные.

Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак).

Использование формата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек.

Знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг.

Альбомные листы, гуашь, акварель. Работы художников - иллюстраторов.

7

Кляксография.

Продолжать учить детей работать в технике кляксография.

Альбомные листы, краски, кисти, вода, салфетки.

8

Кляксография с ниточкой.

Ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Альбомные листы, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.

Май.

1

Праздничный салют.

Передача настроения в

творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма. Учить рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования

Альбомные листы, краски, кисти, вода, салфетки.

2

Водопад.

Учить детей работать в технике «Цветовые растяжки». Учить изображать водопад в технике «растяжки».

Альбомные листы, краски, кисти, вода, салфетки.

3

Царство Дымково.

Знакомство с дымковской росписью. Рассматривание дымковских изделий, рисунков, иллюстраций, ознакомление с характером росписи игрушек. Дидактическая игра «Обведи элемент».

Альбомные листы, гуашь, акварель,

4

Ветка сирени.

Томпонирование смятой бумагой.        Показать детям новый приём томпонирования смятой бумагой. Учить дорисовывать рисунок при помощи кисти. Воспитывать аккуратность.        

Бумага для томпонирования, гуашь синего, фиолетового, сиреневого цвета, кисти. Альбомный лист.

5

Сказочные цветы

Кляксография

ниточкой Совершенствовать умение в нетрадиционной технике кляксография ниточкой. Развивать воображение.

Нитки, гуашь, кисти,  листы форма А4.

6

Итоговое занятие.

Беседа о том, что запомнили дети, чему научились.

3. Организационный раздел Программы

3.1.        Описание материально-технического обеспечения Программы

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Развивающая предметно – пространственная среда групп предусматривает созданные условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным материалом способствуют развитию у детей зрительно – различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи.

В дошкольном учреждении созданы материальные и кадровые условия для осуществления образовательной работы с детьми.

В детском саду оборудованы кабинеты: медицинского обслуживания, педагогический, психологической разгрузки. Оснащен музыкально-физкультурный, тренажёрный зал. В них созданы условия для занятий с детьми  с нетрадиционным оборудованием,  спортивными играми.    

Для организации воспитательно - образовательного процесса имеются необходимые пособия, технические средства, инвентарь. Расширяется арсенал развивающих игр и пособий для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми; пополняется фонд игрушек для сюжетно - ролевых, театрализованных, подвижных игр воспитанников в группе и на прогулке.

Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Во всех возрастных группах оборудованы центры развития ребенка: игры, изобразительной деятельности, природы и экспериментирования, книг.

При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ педагогами учитываются различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т.д.

На современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды,  как в группах, так и ДОУ в целом.

3.2.        Обеспеченность методическими материалами и средствами

развития и воспитания

Наименование

автор

1.

Природа и художник.

Копцева Т.А.

2.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

Казакова Т.Г.

3.

Детское изобразительное творчество.

Казакова Т.Г.

4.

Приглашение к творчеству.

Дубровская Н.В.

5.

Что мы знаем о цвете?

Котенко Л.В.

3.3.        Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН  2.4.1.3049-13  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки:

- в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно

В середине образовательной деятельности организуют физкультминутку.

3.4.        Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Целью создания развивающей предметно-пространственной среды является обеспечение игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

- развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.

- развивающая предметно-пространственная среда,  обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

- развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Литература.

1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству.        

2. Копцева Т.А. Природа и художник.

3. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.                

4.  Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.

5. Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете?        


МДОАУ «ДЕТСКИЙ САД № 63 г. ОРСКА» Гехт Е.А. Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы».

Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур

Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...