Консультация для воспитателей " Нетрадиционные техники рисования " (старший дошкольный возраст)
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Луценко Ирина Валерьевна

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных  изобразительных техник помогает обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение – значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий  замысел автора, делающий невидимое – видимым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netr_tekhni_risov_kons_dlya_vospit.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

" Нетрадиционные техники рисования "

(старший  дошкольный возраст)

        Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок.
                                                                                                                            Пабло Пикассо

        Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

        Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных  изобразительных техник помогает обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение – значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий  замысел автора, делающий невидимое – видимым.

        На занятиях изодеятельностью можно и нужно использовать разнообразные техники. Они позволяют обогащать и развивать внутренний мир ребенка.

        Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительное использование  пальчиков и ладошек для рисования в качестве штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать  краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы  он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

        Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом.

        Особый интерес у детей вызывает рисование с использованием нестандартных материалов: клеем, солью, песком, различными крупами.

К началу старшего  дошкольного возраста дети  овладевают элементарной техникой работы с карандашом, кистью, гуашью. Действия ребенка достаточно свободны, смелы и уверенны. Он самостоятельно рисует, что хочет, будучи уверен, что у него получается прекрасно. Такое чувство надо всячески поддерживать и развивать. Это важное условие становления большой самостоятельности, предпосылка развития творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности.

Старший дошкольный возраст – переходный к  школе.

Дети более самостоятельны. У них уже сформированы определенные знания, умения и навыки в работе с различными художественными материалами. Поэтому использование нетрадиционных живописных техник  на занятиях изодеятельностью  позволит как поддерживать интерес к  изобразительной деятельности, так и развивать их художественные способности.

Взрослым необходимо  сделать  естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятиях, в играх  нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другой важнейшее условие проявления художественной деятельности – это организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для  возникновения замыслов и будет материалом необходимым для  работы воображения.

Поскольку рисование – это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Очень важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психологических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит  творческая работа.

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, когда ребенок увлечен тем, что делает, при этом  он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятиях или самостоятельной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

Также важнейшим условием развития творческих художественных способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных методов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - существенное условие творческой активности ребенка.

Важный фактор, влияющий на развитие детского творчества – бережное отношение к процессу и результату  детской деятельности.

Безусловно, что и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, необходимых для  нетрадиционных живописных техник рисования, свободный доступ к ним стимулирует творческую активность детей.

 Условием развития у детей творческих способностей является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. При этом знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.

При обучении дошкольника изобразительной деятельности важно правильно организовать рабочие места юного художника. Необходимо иметь разнообразные изобразительные материалы и научить детей ими пользоваться.

Осваивая большое количество самого разнообразного живописного материала, ребенок подготавливает свою руку  к написанию букв, и тем самым он готовится к школе. Также необходимо помнить, что дети воспринимают искусство, как бы ориентируясь на свои знания,  на свой опыт.

В процессе изобразительной деятельности дети общаются с педагогом, друг с другом, разговаривают о том, что делают, делятся замыслами, обсуждают ход создания изображения, вместе любуются «шедевром», вспоминают, что особенно понравилось, и т.п. Такое взаимодействие возникает естественно, из желания что-то обсудить, посоветоваться, спросить, узнать мнение педагога и сверстников о своей работе.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны.

Рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Интересная Техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Техника «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Интересны и такие приемы как «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Цель:  Использование педагогами методов  и приемов нетрадиционных техник рисования....

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду  приводят  к...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь".Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....