методика изо
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа) на тему

Коваленко Татьяна Николаевна

Ознакомление детей 6-7 летнего возраста с декоративно – прикладным искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kotrolnaya_po_izo.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 « Методика изобразительной деятельности»

на тему

« Ознакомление детей 6-7 летнего возраста с декоративно – прикладным искусством».

                                                                   

                                                                 

                                           

План

            1. Введение.

            2. Изобразительные виды декора.

            3.Виды орнаментов.

            4. Работа над созданием орнамента.

            5.Народный орнамент.

            6.Задачи.

            7. Конспект занятия для детей 6-7 лет.

            8. Выводы.

             9. Литература.

1. Введение.

Декоративно – прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно – прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение. Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и вкусы людей, их отношения к окружающему. Вещи оказывают большое воспитательное воздействие. По словам В.А. Фаворовского, восприятие мира, познание законов эстетики и воспитания вкуса начинается у человека « со стеклянных бус на шее матери. С кувшина для воды. С посуды на обеденном столе». Изучение произведений декоративно – прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.

Задачи эстетического оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, оно имеет и прикладное значение. Как  правило, предметы чисто бытового назначения – одежда, мебель, посуда, ковры и т.д. – требует оформления. Этим занимаются представители декоративно – прикладного искусства.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических  ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.  

Форма, конструкция, пропорции, материал, фактура и другие качества вещей приспособлены к выполнению определенной утилитарной функции. Примером могут служить сосуды – вместилища жидкостей. Для выполнения этой функции наиболее удобна (при хранении, переливании, уходе) круглая форма. Она образуется туловом, горлышком, дном и другими частями. Основная часть сосуда – тулово (емкость). Его округлые стенки создают замкнутое пространство, способное вместить большое количество жидкости и выдерживать ее давление. Необходимую устойчивость тяжелому сосуду придает плоское дно. Сверху сосуд венчает небольшое горлышко. Конкретное назначение сосуда заставляет мастера изменять его типическую форму, что собственно хорошо видно при сравнении таких, к примеру, сосудов, как молочник и кумган.

Молочник – сосуд для хранения небольшого количества молока. Он невелик, сделан из фарфора – хрупкого пористого материала, покрытого плотной глянцевой глазурью, не пропускающей влагу. Форма круглая, приземистая4 тулово широкое, сжатое сверху и снизу и поэтому устойчивое и препятствующее расплескиванию молока; дно большое; широкое горлышко снабжено широким сливом. Круглая толстая ручка способна выдержать тяжесть сосуда с жидкостью.

Кумган – металлический сосуд для хранения шербета – сладкого фруктового прохладительного напитка. У него круглое большое тулово на широкой устойчивой ножке, высокое узкое горлышко с раструбом вверху, позволяющее аккуратно наливать в кувшин и выливать из него густую жидкость; от самой широкой части тулова резко в сторону и вверх отходит сначала широкий, а затем сужающийся длинный носик с узким вытянутым вперед сливом в конце; к верхней части горлышка и тулову припаяна тонкая изогнутая ручка, к которой с помощью шарнира прикреплена круглая крышечка, плотно закрывающая широкий раструб горлышка.

Из рассмотренных нами примеров видно, что формообразование каждой вещи определяется ее прикладным, то есть чисто практическим назначением, что каждая часть вещи играет предназначенную ей роль в «работе» нераздельного целого. Это соответствие предмета его назначению, соподчинение частей, то есть целесообразность, вызывают у человека положительные эмоции, чувство признательности вещи и ее творцу. Создатель полезной вещи стремится наделить ее эстетическими качествами. Такое эстетическое преобразование прикладных вещей осуществляется декором, то есть украшением формы и ее поверхностей с помощью специальной художественной обработки. Анализ сосудов различного назначения убеждает нас в совершенстве их формы, а вместе с тем выявляет их художественную выразительность. Эстетические качества материала, цвето – пластические свойства формы и другие внешние признаки вызывают в памяти чувственные образы пережитых явлений действительности, вовлекают вещь в окружающую ее природную среду, связывая ее с предметным миром, возбуждая этими связями у человека гамму разнообразных чувств. Вещь становится не только материально полезной, но и духовно значимой. Так, округлая, приземистая, крепко сбитая форма молочника, увенчанная изгибающимся сливом, напоминает до предела сжатую спираль пружины, готовую в любой момент развернуться и выплеснуть свою энергию. Динамику формы усиливают кудрявые завитки массивной ручки, круто изогнутые контуры силуэта и волнистые линии росписи, повторяющие порывистое движение горлышка и изгибов ручки. Цветочная роспись, обнимая широкое тулово, выделяет его как главную часть сосуда и одновременно стремится завладеть нашим вниманием, увести его от тяжеловесности и приземленности формы в мир приятных ассоциативных связей с цветущими лугами. Белая глазурованная поверхность сосуда не только облегчает форму, но и объединяет все ее части в целое, оживляет веселыми огоньками блуждающих бликов и напоминает о белизне и свежести содержимого сосуда. Кувшин для шербета вызывает иные чувства и ассоциации. От его формы – изящной, стройной – веет экзотикой Востока. Яйцевидное тулово, поставленное узким концом на широкий поддон, сверкая огнем золотых бликов мелких завитков чеканного узора, кажется сказочным сосудом, хранящим волшебный эликсир; спокойное движение его нижнего  контура сменяется энергичным изгибом плечиков, замыкающих форму; движение контура тулова подхватывается контуром шейки, который стремительно сужает и тянет вверх, чтобы завершить его под сводом крышки и в ее резном венце. Причудливому движению контуров и масс сосуда вторит волнообразный, то быстрый, то медленный, то резкий, то плавный, ритм носика ручки. Все неожиданно, разнообразно и мелодично, как восточная песня.

Вещь становится «чувственно представшей перед нами человеческой психологией». Созданная руками умельца, она несет на себе отпечаток многогранной человеческой личности, ее материальных и духовных нужд, а потому приобретает значение художественного произведения.

«Что побуждало людей М. Горький, - придавать обыденным, полезным вещам «домашней утвари», посуде, мебели прекрасные формы, яркую расцветку, затейливую резьбу, что вообще побуждало людей украшаться и украшать?» И отвечал: «Стремление к совершенству формы… Людям, работающим над изменением вещества, материи, доступна величайшая из радостей – радость творцов нового, необыкновенного».

2. Изобразительные виды декора.

К специфическим изобразительным видам декора относятся сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент.

Сюжетное изображение – это рисунок на поверхности предмета, изображающий какое – то определенное явление, событие, конкретного человека или вещь. Художественная выразительность самой формы предмета способна вызывать эстетические чувства, эмоции, например чувство радости. Конкретное изображение придает этому чувству осознанность, скажем от красоты русской белоствольной березки, которую художник органично ввел в декор предмета.

Символическое изображение – это условный образ, обозначающий какое – либо понятие, идею, явление. В узком смысле символ предстает в виде условного знака, например пятиконечной звезды, или в виде монограммы – сплетения первых букв имени и фамилии. К символическим изображениям принадлежат эмблемы, гербы, знаки (почтовые и фабричные, денежные знаки, медали и ордена). Очень часто в них используется аллегория – иносказание.

Эмблема представляет собой обобщенное изображение определенных предметов, например серпа и молота, символизирующих союз рабочих и крестьян. Эмблема выражает конкретные понятия. Она может стать знаком государства, города, то есть гербом.

Аллегория в отличие от эмблемы через конкретный образ выражает отвлеченные понятия, такие, как «свобода», «слава», «победа» «Родина» и т.п.

Символические изображения говорят о широком круге общественных явлений, понятых людям разных национальностей и стран. Но в силу преобладания в символах рассудочного начала их воздействие носит менее эмоциональный характер, чем сюжетные мотивы.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц – с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.

Основным источником создания орнамента всегда была природа. На шкурках змей, гусениц, зверей, крыльях птиц и бабочек, на расстояниях и плодах природа «нарисовала» чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков, красоту и богатство их сочетаний, цельность и строгость всех элементов. Человек, очарованный красотой и сказочным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика педагогического процесса по методике Верищагиной Н.В. и индивидуальный образовательный маршрут к данной методике

Карты диагностики педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В. и разработанные к данной методике ИОМ...

ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы

ООД в старшей группе   с использованием  инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...

«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.

laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....

«Игровой самомассаж по методике А.А.Уманской» Комплексы массажа головы, рук, ушей ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

laquo;Игровой самомассаж по методике А.А.Уманской»Комплексы массажа головы, рук, ушейДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ...