Изобразительная деятельность. Особенности её развития в младшем возрасте.
консультация по рисованию на тему

Кунина Зинаида Юрьевна

Что такое изобразительная деятельность и периоды развития в младшем возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность. Особенности её развития в младшем возрасте

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение.

Многие известные философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Древнегреческий  философ Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.

Я.А.Коменский считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат «подмечать правильность и стройность в предметах», формируют способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы. [Коменский]

О важном значении рисования для всестороннего воспитания и образования ребенка писал известный немецкий педагог Ф. Фребель: «Развитие способности к рисованию в ребенке составляет одну из существеннейших задач развивающее - воспитывающего обучения человека, существенных оснований давно предполагаемого человечеством и теперь с вожделением ожидаемого общего воспитания человечества, воспитания человеческого рода, для всеобщего единения жизни. Благодаря тому, что сила рисования была познана не вполне, и на ее укрепление и дальнейшее упражнение не обращалось внимания как на неразрывное звено истинно человеческого образования, и оно не рассматривалось как существенное воспитательное средство образования человечества, человечество, и прежде всего дети и юношество, были до сих пор лишены одного из самых сильных средств обучения». [4]

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования». [1]

Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего.[3]

В работах И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля  и многих отечественных исследователей отмечается: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

В исследовании Ю.А.Полуянова выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений [2].

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать, узнают, как с помощью карандаша, кисти можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков.

У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно - образного начала, когда ребенок  мазками, штрихами передает явление окружающего. Воспитатель направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями», в другом «белыми снежинками», «яркими огоньками». В зависимости от содержания меняется фон бумаги, на котором рисуют малыши: темно - синий, коричневый, голубой, серый. Восприятие фона с цветовым мазком создает сочетание, которое и вызывает у детей ассоциации с образом «осени», «снегопада», «вечерних огней».

В младшем возрасте дети начинают осваивать  рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов прямолинейного контура, а также овладевают приемами закрашивания  изображений.

Круг – первая и наиболее естественно образующая при свободном непрерывном движении руки форма, с которой сталкивается ребенок. Научить детей изображать предметы круглой формы можно на разном содержании. Сначала им предлагают изображать одночастные предметы (колечки, мыльные пузыри, воздушные шарики, яблоки и др.), затем переходят к рисованию предметов состоящих из нескольких частей (бусы, неваляшка, снеговик и др.).

После того как дети освоили рисование предметов круглой формы, как карандашами, так и красками, дети начинают осваивать изображение предметов состоящих из прямых линий: вертикальных и горизонтальных, и их пересечений (ленточки, дорожки, заборчик, лесенка, клетчатый платочек и др.). При освоении изображения предметов прямоугольной и квадратной формы, дети должны изображать не отдельными линиями, а слитным формообразующим движением с остановкой движения руки и поворотом под углом. Это сложное движение, но, когда дети овладевают им, у них появляется свобода действий и уверенность; практически малыши приобретают умение рисовать любые предметы и объекты окружающей жизни.

 К четырем годам ребенок делает важное мировоззренческое открытие - окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними - линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: «Зима наступила». Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам - выше всех членов семьи.

Большое внимание воспитатель уделяет показу приемов изображения, способов действия с карандашом, кистью. Часто педагог использует метод пассивных движений. Он помогает тем детям, которые боятся взять карандаш, кисть. Действуя рукой ребенка, воспитатель учит его рисовать. Дети, подражая взрослому, постепенно осваивают правильное движение. Однако надо помнить, что в  младшей группе особенно велики индивидуальные различия. Если одни дети могут быстро овладеть рисовальными движениями, то с другими приходится больше заниматься.

Большое значение имеет участие детей в комплексных занятиях, когда учитываются те знания и умения, которые дети приобрели за определенный промежуток времени. Им предлагают рассказать знакомые стихи, спеть песенку.

Начиная с младшей группы, рисование имеет место не только в образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Воспитатель создает условия для развития у детей самостоятельности, вызывает у них желание рисовать.

В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире.

  1. Бочкарева И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности // www.egpu.ru
  2.  Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам   - М.-Рига: Эксперимент, 2000. - С.23
  4. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста....

Изобразительная деятельность в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связ...

Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности (рисования) в развитии детей дошкольного возраста

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нуж...

СТАТЬЯ «Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста»

В статье рассматривается значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста...

Методика обучения изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников младшего и среднего возраста

Занятия рисованием должны способствовать всестороннему развитию детей, пополнять их знания об окружающем, удовлетворять потребность в игре и в то же время учить элементарным приемам пользования каранд...

Консультация для родителей "Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Процессы восприятия...