Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности (рисования) в развитии детей дошкольного возраста
статья по рисованию на тему

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_netraditsionnyh_tehnik_risovaniya.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город Октябрьский РБ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСОВАНИЯ) В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ибрагимова Наиля Лаиковна

г.Октябрьский, РБ

2017г.

Актуальность. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство.

В связи с вышесказанным было выбрано следующее направление работы «Использование     нетрадиционных     приёмов  изобразительной   деятельности  в  развитии  детей    дошкольного   возраста»

Цель работы – способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формировать уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Для развития творчества и систематизации знаний воспитанников я поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы

3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

6. Сформировать у детей технические навыки рисования.

Теоретико-методологическая основа.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями  и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А.Флериной, Н. П.Сакулиной, Н. Б.Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».

Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников я изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны, Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Новизна заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

-  от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

-  от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

-  от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-  от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

-  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Мои воспитанники  имеют  возможность  самостоятельного  выбора  изобразительного  материала. Весь  материал как  для  традиционных  техник  рисования,  так  и   для  нетрадиционных    находится  в  доступном  для  детей  месте – «уголке  детского творчества».  Нетрадиционные  методы  рисования  я  использую  не  только  на  занятиях  по  изобразительной  деятельности,  но  и  на  других  занятиях  и  в  свободное  от  занятий  время.  Работая  по  этой методике,  отметила,  что  у  детей  повышается  интерес и  к  изобразительной и деятельности.  Имея  опыт  рисования  различными  способами,  дети  уже  сами  предлагают их,  стоит  только  предложить  им  тему  рисования. Интерес  у  детей  появляется  еще  и  потому, что  занятия  преимущественно  проводятся  комбинированными. Сначала мы рисуем  фон будущего рисунка, затем какие-то прорисовки делаем карандашом или кисточкой, завершаем рисунок  нетрадиционным  способом.  Готовим  рамки  для  уже  готовых  работ.  Результат такой  работы  радует  и  детей,   и  меня.

Опыт  моей  работы с  дошкольниками по  использованию  нетрадиционных   приемов  изобразительной   деятельности   доказывает эффективность  этой   методики.  Изобразительная  деятельность  с  применением  нетрадиционных  материалов  и  техник  способствует  развитию  у  детей:

• мелкой  моторики  рук  и  тактильного  восприятия;

• пространственной  ориентировки  на листе  бумаги,  глазомера  и

  зрительного  восприятия;

• внимания,  образного и логического мышления, памяти, воображения,

   речи;

• изобразительных навыков  и  умений,  наблюдательности,

  эстетического  восприятия,  эмоциональной  отзывчивости;

• креативности  (оригинальности);

• самостоятельности, навыков  контроля  и самоконтроля;  

• творческих  способностей.  

Для  оценки  эффективности использования  нетрадиционных способов  изображения  я  провела диагностическое  обследование ( в основу которой легла  педагогическая  диагностика Т.С.Комаровой)  по  4 критериям:

• оценка уровня  владения нетрадиционными техниками изображения;

• оценка  процесса  деятельности (самостоятельность, интерес);

• оценка  продуктов  деятельности (рисунки, работы по аппликации);

• оценка творческого воображения.

Данная  диагностика позволила проанализировать и  сравнить уровень

развития художественно-творческих способностей  у  детей старшей  группы за 2 учебных года.  Результаты  диагностики  показали: в  начале  учебного 54,5% детей –уровень ниже среднего,  45,5%-средний уровень. В конце  учебного  года  показатели значительно улучшились – только у пяти воспитанников  уровень ниже среднего – 22,7%, 68,2%-средний уровень, 9,1 – уровень выше среднего. В начале учебного  года (второй год обучения)    показатели остались примерно такие же, как и в конце предыдущего года.  В    середине   учебного   года уровень ниже среднего  у 1 ребенка (4,6%), средний уровень -     72,7%, 22,7% - уровень выше среднего.  Работы     детей    стали    более  выразительные,   оригинальные. Ребята     проявляют    большой  интерес          к          рисованию  нетрадиционными    способами. У них  повысилась  творческая    активность,  эмоциональность,  самооценка.  Дети  научились  использовать  хорошо  знакомые  им  предметы  в   качестве  художественных  материалов.  Значит,  мне  удалось  заинтересовать  детей,  зажечь  их  сердца,  разбудить  в  них  творческое    начало,   не  навязывая  собственных  мнения  и  вкусов.  Ведь  рисование  для   ребёнка  -  радостный,  вдохновенный  труд,  к  которому,  по моему    мнению,  не  надо  принуждать,  но  очень  важно  стимулировать  и  поддерживать  ребёнка,  постепенно  открывая  перед  ним  новые  возможности  изобразительной   деятельности  

Успех  работы  с  дошкольниками во  многом  зависит  от  взаимодействия  с  родителями.  Чем  теснее  это  взаимодействие,  тем  успешнее  становится  ребёнок.  Я  уверена,  что каждый  успех  ребёнка  в  творчестве  и  в  личностном  плане    следует довести  до  сведения  родителей,  тем самым  ребёнок  имеет  возможность  получить  похвалу  не  только  от  воспитателя,  но  и  от  родителей,  что  для  него  очень  важно  и  что  способствует  «удовлетворению  притязаний  на  признание».   В годовой  план  работы  с  родителями  моих  воспитанников  я  обязательно  включаю  беседы,  консультации,  оформление  наглядно-информационного  материала  по  проблеме  художественно- эстетического  воспитания (например, «Нетрадиционные техники рисования»,  «Первые  граффити», «Порисуем?», «Кисточка  или  ладошка», «Волшебная нить» и др.). Организовала мастер-классы для родителей «Космос» (техника: рисование мыльными пузырями), «Необычные цветы» (техника: монотипия), «Снеговик» (техника: примакивание, солевой фон), «Фантазия» (рисование манной крупой).

Регулярно  организую  тематические  выставки  детских  рисунков. Родители  имеют  возможность  познакомиться  с  творчеством  своих  детей – с  одной  стороны,  а  с  другой – повышается  их  интерес  к  продуктам  художественного  творчества.  

   И  родители  наших  воспитанников становятся активными участниками различных конкурсов, выставок («Зимняя сказка», «Удивительное рядом», «Краски осени» и др.), где  как  раз и  демонстрируют умелое  использование нетрадиционных  материалов  и техник. Позитивным  является  и тот факт, что эти работы для  выставок родители готовят вместе  со своими детьми.

Подготовила и провела консультацию для педагогов «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми», семинар-практикум «Рисуем красками», мастер-класс «Осенний лес» (техника: монотипия пейзажная).

Анализируя проделанную работу по данному направлению, могу с уверенностью сказать, что поставленные задачи решены полностью. В будущем планирую внедрять в работу нетрадиционные приемы аппликации и лепки.

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что   использование  нетрадиционных  способов  изобразительной  деятельности  играет  важную  роль  не  только  в  художественно – эстетическом,  но  и  в  общем   психическом   развитии  ребёнка.  Ведь  в  конце  концов  самоценным  является  не  конечный  продукт – рисунок  или   аппликация,  а  развитие  личности  ребёнка,  его  творческого  потенциала.  Я  намерена  и  дальше  продолжать  работу  в этом  направлении,  так  как  нетрадиционные  техники  рисования  техники  рисования  открывают  большие  возможности  развития  творческих  способностей,  фантазии,  воображения   у  детей.  Границы  нетрадиционных  способов  изображения  можно  постоянно  расширять,   сочетая   их   друг    с    другом,     придумывая    новые.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)»

Тема моей работы: «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)».       Способность к изо...

"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для  воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов  изобразительной...

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

В работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую различныенетрадиционные техники рисования, которые вызывают интерес и способствуют развитию художественных навыков.[[{"type":"me...

опыт работы на тему "Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста"

    Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и резуль...

Презентация "Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста"

изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных приемов является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно прояв...

Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста.

Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в то...