Нетрадиционные техники изобразительного творчества.
статья по рисованию на тему

Мельникова Анна Викторовна

Рисование для детей – один из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребёнку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, выразить своё отношение ко всему, что его окружает. Карандаш, фломастер, краски становятся объектом изучения малыша гораздо раньше, чем пластилин или бумага. Наравне с рисованием только конструирование из строительных наборов вызывает повышенный интерес у ребенка раннего возраста. И несмотря на то что в раннем детстве дети способны создавать пусть элементарные, но интересные аппликационные и пластические образы, работа с бумагой¸ пластилином далеко не всегда захватывает малыша.  Чаще он просто экспериментирует с этими материалами, чем пытается что-то изобразить с их помощью. Для него эти виды творчества носят скорее познавательный и развивающий характер, чем изобразительно-выразительный. Поэтому рисование не только первооснова в открытии ребенком изобразительного мира, но и база для освоения других видов изобразительной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_izobrazitelnogo_tvorchestva.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники изобразительного творчества.

Рисование для детей – один из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребёнку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, выразить своё отношение ко всему, что его окружает. Карандаш, фломастер, краски становятся объектом изучения малыша гораздо раньше, чем пластилин или бумага. Наравне с рисованием только конструирование из строительных наборов вызывает повышенный интерес у ребенка раннего возраста. И несмотря на то что в раннем детстве дети способны создавать пусть элементарные, но интересные аппликационные и пластические образы, работа с бумагой¸ пластилином далеко не всегда захватывает малыша.  Чаще он просто экспериментирует с этими материалами, чем пытается что-то изобразить с их помощью. Для него эти виды творчества носят скорее познавательный и развивающий характер, чем изобразительно-выразительный. Поэтому рисование не только первооснова в открытии ребенком изобразительного мира, но и база для освоения других видов изобразительной деятельности.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ. В узком смысле понятию техника соответствует прямой непосредственный результат работы художника специальными материалами и инструментами. Под техникой рисунка предлагается понимать владение материалами, инструментами; способы их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их согласованную деятельность.

Такие художественные материалы как акварель, гуашь, фломастер, карандаш, пастель обычно используются на занятиях изобразительной деятельности. Эти материалы являются традиционными, привычными, их постоянно используют на занятиях с детьми. Это классические техники, они определены в соответствии с используемым материалом.

Есть и такие художественные материалы, которые либо совсем не используют или используют редко. Например: восковые мелки, свечка,  пищевая пленка, засушенные листья, соль, манная крупа, мыло, нитки, клей. Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычным материалом, помогающим ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными

материалами.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Монотипия. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. (с раннего возраста).

Диатипия. На лист бумаги наносятся цветные пятна, листок прикладывается к другому, разглаживается и в определенном направлении отрывается от основного. На не сенные таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости. (с раннего возраста).

Акватипия. На обработанный лист оргстекла наносится краска (акварельная), замешанная с мылом. На подсыхающую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдернуть лист по стеклу – оттиск получится интереснее. Полученное изображение доводится до определенного образа. ( используется с раннего возраста).

Кляксография. Ребенок зачерпывает разведенную с водой гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Можно подуть на кляксу, потрясти лист, можно сверху капнуть другим цветом. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. ( с 2-3 лет).

Линотипия (цветные ниточки). Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. ( с раннего возраста).

Рисование по мятой бумаги. На смятую в комок бумагу наносят цветные пятна, затем аккуратно расправляют. При при раскрашивании в местах сгибов краска становится более интересной, темной. Проявляется так называемый эффект мозаики. ( с раннего возраста).

Рисование двумя красками. На кисточку одновременно набрать две краски. Например, на весь ворс – серая, а на кончик белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения.

Рисование двумя кисточками. Краску наносят на две кисточки, затем кисти берут в одну руку, мазок выполняется двумя кистями одновременно, что позволяет передать элементарный объем. (с 2 – 3 лет).

Рисование по фольге. На плотную фольгу с помощью старых ручек нанести изображение путем штрихования, точечного рисования и проведения различных линий. ( с 3 лет).

Граттаж (цветная восковка). Способ получения изображения: ребенок плотно раскрашивает свечой  плотный лист бумаги. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. ( с 3 лет).

Рисование цветными мелками. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. ( с раннего возраста).

Пальцеграфия. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. (возраст – любой).

Силуэтное рисование. Изображение выполняется одним цветом, контрастным по отношению к фону. Рисунок получается из пятна, которое дорисовывается путем добавления деталей до получения целостного силуэта. ( с раннего возраста).

Невидимые картинки. Картинки получаются после дорисовывания каракуль, получившихся в результате рисования с закрытыми глазами. ( с раннего возраста).

Набрызг. Получение изображения путем распыления краски с помощью зубной щетки. Набрызг используется как самостоятельная техника, так и в комплексе с другими. ( с 2-3 лет).

Печатки и штампы. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. (возраст – от 2 лет).

Тампонирование. Способ получения изображения: ребенок прижимает трафарет к бумаге, и заполняет его краской с помощью тампона или губки. (с раннего возраста).

Рисование солью. Выполнить фон, на который насыпась соль. Соединяясь с краской, соль оставляет белый ореол, который может создавать эффект падающего снега. ( для всех возрастов начиная с раннего).

Рисование манкой. Манкой посыпают подготовленный фон. Формируется фактурное пятно. ( с 2 лет).

Рисование зубной пастой. Зубная паста выступает в качестве красящего вещества. Зубную пасту наносят на небольшой кусок бумаги, после чего прикладывают к основе, затонированным цветом. Оттеск зубной пасты создают интересные фактуры. ( с раннего возраста).

Тычок жесткой полусухой кистью. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. (возраст – любой).

Нетрадиционные техники рисования оказывают положительное влияние на   развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка  с ограниченными возможностями заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.

Использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Так же вышеописанные полезны и для взрослых людей, так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.

Библиографический список:

  1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990
  3. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352с.
  4. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития художественного творчества дошкольников.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...

Презентация "Нетрадиционные техники изобразительного творчества"

Презентация для воспитателей ДОУ об использовании нетрадиционнных техник ИЗО у дошкольников...

Буклет " Значение нетрадиционных техник изобразительного творчества, как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

quot; Значение нетрадиционных техник изобразительного творчества, как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей ДОПластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного во

Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины.  Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позв...

Применение нетрадиционных техник изобразительного творчества в ДОУ.

Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, улучшается речь. Кроме того, развивая пальчики...