Применение нетрадиционных техник изобразительного творчества в ДОУ.
статья по аппликации, лепке

Бубневич Екатерина Владимировна

 Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, улучшается речь. Кроме того, развивая пальчики, ребенок становится более самостоятельным, ему требуется меньше помощи взрослых в самооблуживании, самовыражении и дальнейшем саморазвитии. 

Если добавить к упражнениям на мелкую моторику элемент творчества – создание чего-то из ничего, - то занятия станут еще более привлекательными и интересными для ребенка, а главное - более продуктивными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук при помощи нетрадиционных техник изобразительного творчества.

Известно, что уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ... Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" (В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям"). Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, улучшается речь. Кроме того, развивая пальчики, ребенок становится более самостоятельным, ему требуется меньше помощи взрослых в самооблуживании, самовыражении и дальнейшем саморазвитии. 

Если добавить к упражнениям на мелкую моторику элемент творчества – создание чего-то из ничего, - то занятия станут еще более привлекательными и интересными для ребенка, а главное - более продуктивными. Положительный эмоциональный настрой и большому и маленькому человеку помогает  справляться с поставленными задачами и не бояться браться за новые.

Любой творческий процесс помогает дошкольнику развиваться, совершенствовать свои навыки. Однако привычные, "классические" способы творческого самовыражения постепенно становятся скучными, обыденными для ребенка, хочется раскрываться новыми способами. На помощь приходят нетрадиционные техники изобразительного искусства.

Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения  изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергается сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.

Изобразительная деятельность в современных исследованиях трактуется как одна из форм художественного освоения ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств отображает мир. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому Изобразительная деятельность в современных исследованиях трактуется как одна из форм художественного освоения ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств отображает мир. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Согласно Т.С. Комаровой и Н.П. Сакулиной, выделяются следующие традиционные техники рисования с дошкольниками :

-рисование акварельными красками;

-работа с гуашью;

-рисование цветными восковыми мелками;

-рисование простыми и графическими карандашами.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

В процессе изобразительной деятельности и использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая возрастные и индивидуальные возможностей детей, развивается и совершенствуется координация движений рук, зрительно — двигательная координация и мелкая моторика.

Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Как и в любом творческом процессе не стоит забывать о важных правилах:

  • Обучение должно строиться по принципу "от простого к сложному" и соответственно возрастным особенностям.
  • Сравнивать достижения ребенка можно только с его прошлыми достижениями.
  • В процессе обучения необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности.
  • Помогать ребенку оказаться в ситуации успеха, выбирать задание "по силам".
  • На занятиях должна быть сменяемость действий чтобы избежать утомляемости и поддержать интерес к деятельности.

Рисование и аппликация нетрадиционными способами, увлекает, завораживает, удивляет и восхищает детей, развивая их пальчики, тренируя и формируя навыки работы с различными материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Презентация "Нетрадиционные техники изобразительного творчества"

Презентация для воспитателей ДОУ об использовании нетрадиционнных техник ИЗО у дошкольников...

Конспект занятия с детьми в средней группе по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования "Полянка с весенними цветочками"

Конспект занятия с детьми в средней группе по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования "Полянка с весенними цветочками"...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества.

Рисование для детей – один из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребёнку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, выразить своё отношение ко всему, что ...

Конспект по изобразительной деятельности с детьми средней группы с применением нетрадиционных техник рисования

Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту весенней природы....

Буклет " Значение нетрадиционных техник изобразительного творчества, как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

quot; Значение нетрадиционных техник изобразительного творчества, как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"...