Разработка по нетрадиционному рисованию. подг.гр.
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Агафонова Наталья Валерьевна

    Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agafonova_razrabotka_po_netraditsionke_podg._gr.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на Педагогическом совете                        Заведующий МДОУ ДСКВ № 21» Аист»

Протокол №    от «            »                                         пгт. Запрудня

2015 г.                                                                             ------------------------------------------------

                                                                                                  / Худолей С. Е  /

                           Разработка по теме:

            «Нетрадиционные техники рисования »

                  Подготовительная группа ( от 6-7 лет)

                                 

                                       Воспитателя:

                Агафоновой Натальи Валерьевны

           Первой квалификационной категории.

                                МДОУ ДСКВ № 21 « Аист»

        Гп. Запрудня  Талдомского р-на  Московской области

                                            2015 г.

                                 Пояснительная записка

                                                         

                                                       «  И в 10 лет, и в семь, и в пять

                                                         Все дети любят рисовать.

                                                          И каждый смело нарисует

                                                          Все , что его интересует….»

                                                                                                И Берестов.

     Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

  Обучение детей рисованию – одна из наиболее разработанных проблем дошкольной педагогики. Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон ,вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Развиваются так же специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.  В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

   Нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому». Допустимость использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

   Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

    В   старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

   Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует координации движений.

    В своей работе я использую следующие методы: словесный, наглядный, игровой, а также всевозможные приемы: рассказ, беседа, вопросы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение.

   С подгруппой детей в основном решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства. Я стараюсь развивать в детях: чуткость души, доброту сердца, действенною любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, творческую активность, даю первые ориентировки в художественной и эстетической культуре. Доступность использования нетрадиционных методов определяется возрастными особенностями дошколят.

    Я пытаюсь каждое занятие сделать интересным и увлекательным.

    Рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так, ощутить  незабываемые положительные эмоции, не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

 Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

    Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.   На данных занятиях я использую музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

   Я убедилась, что дети любят рисовать нетрадиционными способами. Они не боятся ошибиться, т.к. легко можно все исправить, подрисовав что-то новое. Дети приобретают уверенность в себе, начинают чувствовать себя художниками, у них развивается воображение и чувство вкуса.

Актуальность и новизна.

    Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

 

                                     Перспективный план занятий

Сентябрь

3 неделя

« Осенние листья» ( Тема « Осень»)- Печатание листьев.

Программное содержание:  познакомить с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие . Учить смешивать краски прямо на листьях. Формировать эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования.

Оборудование:  листы формат А3, опавшие листья, гуашь, кисти, салфетки, баночка с водой.

Ход: стр.23. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

4 неделя

« Грибы в корзине» - Рисунки из ладошки.

Программное содержание:  познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление,  чувство композиции и цвета, воображение. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование:  листы формат А3, иллюстрации грибов, корзины, гуашь, простой карандаш, кисти, влажные салфетки.

Ход: стр. 25. Литература та же.

 Октябрь

1 неделя

« Зачем человеку зонт» - Печать по трафарету.

Программное содержание:  познакомить с новым методом – печатью по трафарету. Развивать воображение, чувство композиции и ритма. Воспитывать чувство удовлетворенности от совместной художественной деятельности.

Оборудование:  силуэты зонтов, трафареты с изображением различных украшений, поролоновый тампон, гуашь.

Ход: стр. 27. Литература та же.

2 неделя

« Осень вновь пришла» - методом тычка.

Программное содержание: продолжить знакомство с методом тычка,  закреплять и расширять представление о приметах осени. Развивать чувство композиции и фантазию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование:  альбомный лист , гуашь, кисточки, салфетки, оборудование для рисования.

Ход:  стр. 42. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

3 неделя  

« Ветка рябины» - рисование пальчиками.

Программное содержание:    помочь детям осознать ритм как изобразительно- выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику.

Оборудование:  альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета, дополнительный лист размер ½ А 4, гуашь, кисть , стаканчик с водой , салфетки, гроздь рябины- натура или фотоиллюстрация.

Ход:  стр.11  Г. Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, часть 1» .

4 неделя  

« Колючая сказка» - рисование штрихом.

Программное содержание:    развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки  рисуемых объектов- « колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Оборудование:  репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа, альбомный лист, простой карандаш ТМ, маска ежика для игры.

Ход: стр. 24 Литер. Та же.

Ноябрь

1 неделя

«Улетаем на юг» . Тема « Перелетные птицы». –Кляксография.

Программное содержание:  совершенствовать умения детей в различных техниках, познакомить с правилами нанесения клякс на стекло и накладывания сверху бумаги. Развивать чувство композиции, воображение.

Оборудование:  бумага , пластиковая ложечка, гуашь в мисочке, кисть.

Ход: стр. 29. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

2 неделя

« Осеннее дерево» - кляксография с трубочкой.

Программное содержание:  знакомить с  рисованием клякс и раздуванием с помощью трубочки. Развивать цветовосприятие, эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве, воображение и инициативу. Продолжать учить располагать изображение по всей поверхности листа.

Оборудование:  бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка ( соломинка для напитков).

 Ход: стр.23. Р. Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». ( стр.37. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».)

3 неделя

« Плюшевый медвежонок» - рисование поролоном.

 Программное содержание:  помочь детям освоить способ изображения- рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость); побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей , их относительную величину, расположение , цвет. Продолжать учить рисовать крупно. Развивать творческое воображение детей.

Оборудование:  детские игрушки, альбомный лист, простой карандаш, гуашь, поролон, тонкая кисть, стаканчик с водой, салфетка, медальоны для игры.

Ход: стр. 17. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2»

4 неделя

« Мой любимый свитер» . Тема « Одежда».- оттиск печатками.

Программное содержание: знакомить с техникой рисования, закрепить знание цветов и умение украшать свитер простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Развивать воображение и инициативу.

Оборудование: свитер, вырезанный из бумаги, разные печатки, гуашь разных цветов.

Ход: стр. 31.  А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

Декабрь

1 неделя

« Первый снег»- рисование пальчиками.

Программное содержание:  продолжить работать с нетрадиционными техниками рисования- рисование пальчиками, развивать инициативу, закрепить знание цветов, учить составлять композицию. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Оборудование:  тонированные темно-синим цветом  листы бумаги, иллюстрации с зимними пейзажами, белая гуашь.

Ход:  стр. 39 .  А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

2 неделя

« Зимний лес»- рисование методом тычка.

Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой, учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Оборудование: альбомный лист, кисти, гуашь, баночка с водой, салфетки, зимние иллюстрации.

Ход: стр. 48. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

3 неделя

« Дымковская игрушка» - оттиск печатками.

Программное содержание:  познакомить с дымковской игрушкой, закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать цветовосприятие и  умение передавать колорит узора. Воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров.

Оборудование: вырезанные из бумаги фигурки коня, гуашь, кисти, печатки     ( из ластика, из картошки, из пробок).

Ход: стр.45. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

4 неделя

« Елочка нарядная». Тема « Новый год»- рисование пальчиком, оттиск поролоном.

Программное содержание:  воспитывать эстетическое восприятие природы, упражнять в рисовании кусочками поролона, в рисовании пальчиками;  закрепить умение изображать елочные игрушки. Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа. Развивать воображение и цветовосприятие.

Оборудование: наряженная елка в группе, гуашь, печатки, влажные салфетки, поролон.

Ход: стр.47. литература та же.

Январь

 2 неделя

« Зимний лес». Тема « Зима». –рисунки ладошками.

Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа, обогащать словарь, научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик- ствол дерева.

Оборудование: простой карандаш, гуашь, иллюстрации зимнего леса.

Ход: стр. 49. Литература та же.

3 неделя

« Снеговик» - веревочкой.

Программное содержание: научить рисовать с помощью веревочки, совершенствовать зрительное восприятие, развитие мелкой моторики, развитие воображения. Формирование плавности, ритмичности и точности движений.

Оборудование: альбомный лист, веревочки, клей ПВА, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход: стр. 43. А. В. Никитина « Рисование веревочкой».

4 неделя

« Узор на тарелочке»- городецкая роспись.  Оттиск печатками.

Программное содержание:  познакомить с колоритом городецкой росписи, ее колоритом, основными элементами узора; составлять узор в круге, развивать чувство композиции и художественный вкус.

Оборудование: изделия с городецкой росписью, тарелочки из бумаги, гуашь, кисти.

Ход: стр .55. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

Февраль

1 неделя

«Снегири на ветках» – рисование методом тычка.

Программное содержание:  формировать у детей обобщенное представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам, расширять знания детей о перелетных птицах, учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Ход: стр. 51. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

2 неделя

« Пингвины на льдине» - рисование методом тычка.

Программное содержание: познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов , используя метод тычка. Развивать чувство композиции и цвета.

Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Ход: стр. 46. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

3 неделя

«Морозный узор» - фотокопия, рисование свечой.

Программное содержание: вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире, желание отражать увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.

Оборудование: альбомный лист, дополнительный лист , размер ½ А 4, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.

Ход: стр.43.Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

4 неделя

«По замыслу»

Программное содержание: совершенствовать умения и навыки , необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать цветовосприятие, пространственное мышление , чувство ритма и воображение.

Оборудование: все необходимые материалы.

Ход: Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Март

1 неделя

«Подарок маме» - рисование методом тычка.

Программное содержание: учить детей рисовать разнообразные цветы, используя метод тычка.  Развивать цветовосприятие, пространственное мышление , чувство ритма и воображение. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.

Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Ход: стр. 53. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

2 неделя

«Семеновские матрешки» - оттиск печатками.

Программное содержание: познакомить с семеновскими матрешками. Рассмотреть рисунок на фартуках. Развивать цветовосприятие, умение передавать колорит узора, воображение.

Оборудование: силуэт матрешки, гуашь, печатки, салфетки., семеновские матрешки- можно фото .

Ход: стр. 65. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

3 неделя

«Сосульки» . Тема « Ранняя весна».- рисование веревочкой.

Программное содержание: развитие активности и самостоятельности , рисование с помощью веревочки, развивать художественно- эстетическое восприятие, четкость изображения. Формирование плавности, ритмичности и точности движений.

Оборудование:  альбомный лист, гуашь, клей ПВА, веревочка, салфетки, кисть , баночка воды.

Ход: стр. 57. А.В. Никитина « Рисование веревочкой».

4 неделя

«Ранняя весна» - монотипия пейзажная.

Программное содержание: научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображения в пейзаже.

Оборудование:  бумага, кисти, гуашь, акварель, влажная губка.

Ход: стр. 69. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

Апрель

1 неделя

«Березы весной» - рисование методом тычка.

Программное содержание:  углублять знания о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность , память и воображение. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами.

Оборудование:  альбомный лист, простой карандаш, гуашь или акварель, баночка с водой, кисть, салфетки.

Ход: К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

2 неделя

«Звездное небо». Тема - «День космонавтики» - свеча+ акварель.

Программное содержание:  учить создавать изображение звездного неба, используя акварель и свечу. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками. Развивать цветовосприятие и зрительно- двигательную координацию.

Оборудование:  бумага, кисть , акварель, свеча, салфетки, баночка с водой.

Ход: стр.73. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

3 неделя

«Аквариум» - рисунки из ладошки.

Программное содержание:  продолжить знакомство с художественными техниками,учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Развивать чувство композиции, цвета, воображение.

Оборудование:  альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночка с водой, кисть, салфетка.

Ход: стр.75. Литература  та же.

4 неделя

«Дождь и радуга»- рисование по сырому листу.

Программное содержание:  расширять опыт детского восприятия средствами интеграции живописи, музыки и литературы о природе, формировать умение применять полученные знания о средствах выразительности видов искусства в собственном творчестве, развивать эстетические отношения, оценки, переживания, творческие способности.

Оборудование:  бумага для рисования, акварель, кисти, поролоновая губка( или кисть № 9), блюдце с водой.

Ход: стр. 72. Т. А. Цквитария « Нетрадиционные техники рисования».

Май

1 неделя

«Праздничный салют над городом». Тема – « День победы». Проступающий рисунок.

Программное содержание: формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины; закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, развивать композиционные навыки.

Оборудование:  репродукция с изображением салюта, альбомный лист А4, набор восковых мелков, акварель, кисть, стаканчик с водой, салфетка.

Ход: стр. 48. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1.

2 неделя

« Одуванчики». Тема - « Весенние цветы».- рисование веревочкой.

Программное содержание: закрепить технику рисования веревочкой, воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе. Развивать чувство композиции, цвета, воображение.

Оборудование:  фотоиллюстрация, альбомный лист, гуашь, веревочка, клей ПВА, стаканчик с водой, салфетка.

Ход: стр. 83. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

3 неделя

« Бабочка». Тема- « Насекомые»  – монотипия предметная.

Программное содержание : учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист. Развивать чувство композиции и цвета, воображение. Знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и на рисунке.

Оборудование:  бумага, кисть, гуашь, стаканчик с водой, салфетка.

Ход: стр. 85. Литература  та же.

4 неделя

« Черемуха» - рисование методом тычка.

Программное содержание: воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве, расширять знания и представления детей об окружающем мире, продолжить закреплять рисование методом тычка, формировать чувство композиции и ритма.

Оборудование:  фотоиллюстрация, альбомный лист, гуашь, кисть, стаканчик с водой, 2-3 ватные палочки, салфетка.

Ход: стр. 16. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1.

Предполагаемый результат:

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

Способы проверки:

- мониторинг в начале и конце учебного года;

- выставки детских работ.

Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по нетрадиционному рисованию.

Пояснительная записка:«…Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне…»Э. Ушинский.    Тема: «Нетрадиционные м...

Методическая разработка по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы.

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста в технике  нетрадиционное рисование, через которое  дети смогут  ощутить незабываемые п...

Методическая разработка конспекта по рисованию «Снег кружится». (с использованием нетрадиционной техники рисования)

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  по рисованию «Снег кружится».(с использованием нетрадиционной техники рисования)...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в технике печатания «Солдат на посту» (6–7 лет) в подг.группе «Звездочка»

Цель: Формирование представлений у детей о нетрадиционных техниках рисования.Образовательные задачи: Учить детей создавать в рисунке образ воина, используя нетрадиционные техники изображения...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...