Разработка по нетрадиционному рисованию. подг.гр.
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Агафонова Наталья Валерьевна

    Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agafonova_razrabotka_po_netraditsionke_podg._gr.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на Педагогическом совете                        Заведующий МДОУ ДСКВ № 21» Аист»

Протокол №    от «            »                                         пгт. Запрудня

2015 г.                                                                             ------------------------------------------------

                                                                                                  / Худолей С. Е  /

                           Разработка по теме:

            «Нетрадиционные техники рисования »

                  Подготовительная группа ( от 6-7 лет)

                                 

                                       Воспитателя:

                Агафоновой Натальи Валерьевны

           Первой квалификационной категории.

                                МДОУ ДСКВ № 21 « Аист»

        Гп. Запрудня  Талдомского р-на  Московской области

                                            2015 г.

                                 Пояснительная записка

                                                         

                                                       «  И в 10 лет, и в семь, и в пять

                                                         Все дети любят рисовать.

                                                          И каждый смело нарисует

                                                          Все , что его интересует….»

                                                                                                И Берестов.

     Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

  Обучение детей рисованию – одна из наиболее разработанных проблем дошкольной педагогики. Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон ,вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Развиваются так же специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.  В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

   Нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому». Допустимость использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

   Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

    В   старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

   Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует координации движений.

    В своей работе я использую следующие методы: словесный, наглядный, игровой, а также всевозможные приемы: рассказ, беседа, вопросы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение.

   С подгруппой детей в основном решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства. Я стараюсь развивать в детях: чуткость души, доброту сердца, действенною любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, творческую активность, даю первые ориентировки в художественной и эстетической культуре. Доступность использования нетрадиционных методов определяется возрастными особенностями дошколят.

    Я пытаюсь каждое занятие сделать интересным и увлекательным.

    Рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так, ощутить  незабываемые положительные эмоции, не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

 Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

    Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.   На данных занятиях я использую музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

   Я убедилась, что дети любят рисовать нетрадиционными способами. Они не боятся ошибиться, т.к. легко можно все исправить, подрисовав что-то новое. Дети приобретают уверенность в себе, начинают чувствовать себя художниками, у них развивается воображение и чувство вкуса.

Актуальность и новизна.

    Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

 

                                     Перспективный план занятий

Сентябрь

3 неделя

« Осенние листья» ( Тема « Осень»)- Печатание листьев.

Программное содержание:  познакомить с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие . Учить смешивать краски прямо на листьях. Формировать эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования.

Оборудование:  листы формат А3, опавшие листья, гуашь, кисти, салфетки, баночка с водой.

Ход: стр.23. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

4 неделя

« Грибы в корзине» - Рисунки из ладошки.

Программное содержание:  познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление,  чувство композиции и цвета, воображение. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование:  листы формат А3, иллюстрации грибов, корзины, гуашь, простой карандаш, кисти, влажные салфетки.

Ход: стр. 25. Литература та же.

 Октябрь

1 неделя

« Зачем человеку зонт» - Печать по трафарету.

Программное содержание:  познакомить с новым методом – печатью по трафарету. Развивать воображение, чувство композиции и ритма. Воспитывать чувство удовлетворенности от совместной художественной деятельности.

Оборудование:  силуэты зонтов, трафареты с изображением различных украшений, поролоновый тампон, гуашь.

Ход: стр. 27. Литература та же.

2 неделя

« Осень вновь пришла» - методом тычка.

Программное содержание: продолжить знакомство с методом тычка,  закреплять и расширять представление о приметах осени. Развивать чувство композиции и фантазию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование:  альбомный лист , гуашь, кисточки, салфетки, оборудование для рисования.

Ход:  стр. 42. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

3 неделя  

« Ветка рябины» - рисование пальчиками.

Программное содержание:    помочь детям осознать ритм как изобразительно- выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику.

Оборудование:  альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета, дополнительный лист размер ½ А 4, гуашь, кисть , стаканчик с водой , салфетки, гроздь рябины- натура или фотоиллюстрация.

Ход:  стр.11  Г. Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, часть 1» .

4 неделя  

« Колючая сказка» - рисование штрихом.

Программное содержание:    развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки  рисуемых объектов- « колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Оборудование:  репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа, альбомный лист, простой карандаш ТМ, маска ежика для игры.

Ход: стр. 24 Литер. Та же.

Ноябрь

1 неделя

«Улетаем на юг» . Тема « Перелетные птицы». –Кляксография.

Программное содержание:  совершенствовать умения детей в различных техниках, познакомить с правилами нанесения клякс на стекло и накладывания сверху бумаги. Развивать чувство композиции, воображение.

Оборудование:  бумага , пластиковая ложечка, гуашь в мисочке, кисть.

Ход: стр. 29. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

2 неделя

« Осеннее дерево» - кляксография с трубочкой.

Программное содержание:  знакомить с  рисованием клякс и раздуванием с помощью трубочки. Развивать цветовосприятие, эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве, воображение и инициативу. Продолжать учить располагать изображение по всей поверхности листа.

Оборудование:  бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка ( соломинка для напитков).

 Ход: стр.23. Р. Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». ( стр.37. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».)

3 неделя

« Плюшевый медвежонок» - рисование поролоном.

 Программное содержание:  помочь детям освоить способ изображения- рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость); побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей , их относительную величину, расположение , цвет. Продолжать учить рисовать крупно. Развивать творческое воображение детей.

Оборудование:  детские игрушки, альбомный лист, простой карандаш, гуашь, поролон, тонкая кисть, стаканчик с водой, салфетка, медальоны для игры.

Ход: стр. 17. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2»

4 неделя

« Мой любимый свитер» . Тема « Одежда».- оттиск печатками.

Программное содержание: знакомить с техникой рисования, закрепить знание цветов и умение украшать свитер простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Развивать воображение и инициативу.

Оборудование: свитер, вырезанный из бумаги, разные печатки, гуашь разных цветов.

Ход: стр. 31.  А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

Декабрь

1 неделя

« Первый снег»- рисование пальчиками.

Программное содержание:  продолжить работать с нетрадиционными техниками рисования- рисование пальчиками, развивать инициативу, закрепить знание цветов, учить составлять композицию. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Оборудование:  тонированные темно-синим цветом  листы бумаги, иллюстрации с зимними пейзажами, белая гуашь.

Ход:  стр. 39 .  А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

2 неделя

« Зимний лес»- рисование методом тычка.

Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой, учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Оборудование: альбомный лист, кисти, гуашь, баночка с водой, салфетки, зимние иллюстрации.

Ход: стр. 48. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

3 неделя

« Дымковская игрушка» - оттиск печатками.

Программное содержание:  познакомить с дымковской игрушкой, закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать цветовосприятие и  умение передавать колорит узора. Воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров.

Оборудование: вырезанные из бумаги фигурки коня, гуашь, кисти, печатки     ( из ластика, из картошки, из пробок).

Ход: стр.45. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

4 неделя

« Елочка нарядная». Тема « Новый год»- рисование пальчиком, оттиск поролоном.

Программное содержание:  воспитывать эстетическое восприятие природы, упражнять в рисовании кусочками поролона, в рисовании пальчиками;  закрепить умение изображать елочные игрушки. Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа. Развивать воображение и цветовосприятие.

Оборудование: наряженная елка в группе, гуашь, печатки, влажные салфетки, поролон.

Ход: стр.47. литература та же.

Январь

 2 неделя

« Зимний лес». Тема « Зима». –рисунки ладошками.

Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа, обогащать словарь, научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик- ствол дерева.

Оборудование: простой карандаш, гуашь, иллюстрации зимнего леса.

Ход: стр. 49. Литература та же.

3 неделя

« Снеговик» - веревочкой.

Программное содержание: научить рисовать с помощью веревочки, совершенствовать зрительное восприятие, развитие мелкой моторики, развитие воображения. Формирование плавности, ритмичности и точности движений.

Оборудование: альбомный лист, веревочки, клей ПВА, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход: стр. 43. А. В. Никитина « Рисование веревочкой».

4 неделя

« Узор на тарелочке»- городецкая роспись.  Оттиск печатками.

Программное содержание:  познакомить с колоритом городецкой росписи, ее колоритом, основными элементами узора; составлять узор в круге, развивать чувство композиции и художественный вкус.

Оборудование: изделия с городецкой росписью, тарелочки из бумаги, гуашь, кисти.

Ход: стр .55. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

Февраль

1 неделя

«Снегири на ветках» – рисование методом тычка.

Программное содержание:  формировать у детей обобщенное представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам, расширять знания детей о перелетных птицах, учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Ход: стр. 51. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

2 неделя

« Пингвины на льдине» - рисование методом тычка.

Программное содержание: познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов , используя метод тычка. Развивать чувство композиции и цвета.

Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Ход: стр. 46. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

3 неделя

«Морозный узор» - фотокопия, рисование свечой.

Программное содержание: вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире, желание отражать увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.

Оборудование: альбомный лист, дополнительный лист , размер ½ А 4, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.

Ход: стр.43.Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

4 неделя

«По замыслу»

Программное содержание: совершенствовать умения и навыки , необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать цветовосприятие, пространственное мышление , чувство ритма и воображение.

Оборудование: все необходимые материалы.

Ход: Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Март

1 неделя

«Подарок маме» - рисование методом тычка.

Программное содержание: учить детей рисовать разнообразные цветы, используя метод тычка.  Развивать цветовосприятие, пространственное мышление , чувство ритма и воображение. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.

Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Ход: стр. 53. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

2 неделя

«Семеновские матрешки» - оттиск печатками.

Программное содержание: познакомить с семеновскими матрешками. Рассмотреть рисунок на фартуках. Развивать цветовосприятие, умение передавать колорит узора, воображение.

Оборудование: силуэт матрешки, гуашь, печатки, салфетки., семеновские матрешки- можно фото .

Ход: стр. 65. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

3 неделя

«Сосульки» . Тема « Ранняя весна».- рисование веревочкой.

Программное содержание: развитие активности и самостоятельности , рисование с помощью веревочки, развивать художественно- эстетическое восприятие, четкость изображения. Формирование плавности, ритмичности и точности движений.

Оборудование:  альбомный лист, гуашь, клей ПВА, веревочка, салфетки, кисть , баночка воды.

Ход: стр. 57. А.В. Никитина « Рисование веревочкой».

4 неделя

«Ранняя весна» - монотипия пейзажная.

Программное содержание: научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображения в пейзаже.

Оборудование:  бумага, кисти, гуашь, акварель, влажная губка.

Ход: стр. 69. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

Апрель

1 неделя

«Березы весной» - рисование методом тычка.

Программное содержание:  углублять знания о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность , память и воображение. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами.

Оборудование:  альбомный лист, простой карандаш, гуашь или акварель, баночка с водой, кисть, салфетки.

Ход: К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

2 неделя

«Звездное небо». Тема - «День космонавтики» - свеча+ акварель.

Программное содержание:  учить создавать изображение звездного неба, используя акварель и свечу. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками. Развивать цветовосприятие и зрительно- двигательную координацию.

Оборудование:  бумага, кисть , акварель, свеча, салфетки, баночка с водой.

Ход: стр.73. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

3 неделя

«Аквариум» - рисунки из ладошки.

Программное содержание:  продолжить знакомство с художественными техниками,учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Развивать чувство композиции, цвета, воображение.

Оборудование:  альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночка с водой, кисть, салфетка.

Ход: стр.75. Литература  та же.

4 неделя

«Дождь и радуга»- рисование по сырому листу.

Программное содержание:  расширять опыт детского восприятия средствами интеграции живописи, музыки и литературы о природе, формировать умение применять полученные знания о средствах выразительности видов искусства в собственном творчестве, развивать эстетические отношения, оценки, переживания, творческие способности.

Оборудование:  бумага для рисования, акварель, кисти, поролоновая губка( или кисть № 9), блюдце с водой.

Ход: стр. 72. Т. А. Цквитария « Нетрадиционные техники рисования».

Май

1 неделя

«Праздничный салют над городом». Тема – « День победы». Проступающий рисунок.

Программное содержание: формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины; закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, развивать композиционные навыки.

Оборудование:  репродукция с изображением салюта, альбомный лист А4, набор восковых мелков, акварель, кисть, стаканчик с водой, салфетка.

Ход: стр. 48. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1.

2 неделя

« Одуванчики». Тема - « Весенние цветы».- рисование веревочкой.

Программное содержание: закрепить технику рисования веревочкой, воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе. Развивать чувство композиции, цвета, воображение.

Оборудование:  фотоиллюстрация, альбомный лист, гуашь, веревочка, клей ПВА, стаканчик с водой, салфетка.

Ход: стр. 83. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

3 неделя

« Бабочка». Тема- « Насекомые»  – монотипия предметная.

Программное содержание : учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист. Развивать чувство композиции и цвета, воображение. Знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и на рисунке.

Оборудование:  бумага, кисть, гуашь, стаканчик с водой, салфетка.

Ход: стр. 85. Литература  та же.

4 неделя

« Черемуха» - рисование методом тычка.

Программное содержание: воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве, расширять знания и представления детей об окружающем мире, продолжить закреплять рисование методом тычка, формировать чувство композиции и ритма.

Оборудование:  фотоиллюстрация, альбомный лист, гуашь, кисть, стаканчик с водой, 2-3 ватные палочки, салфетка.

Ход: стр. 16. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1.

Предполагаемый результат:

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

Способы проверки:

- мониторинг в начале и конце учебного года;

- выставки детских работ.

Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по нетрадиционному рисованию.

Пояснительная записка:«…Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне…»Э. Ушинский.    Тема: «Нетрадиционные м...

Методическая разработка по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы.

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста в технике  нетрадиционное рисование, через которое  дети смогут  ощутить незабываемые п...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в технике печатания «Солдат на посту» (6–7 лет) в подг.группе «Звездочка»

Цель: Формирование представлений у детей о нетрадиционных техниках рисования.Образовательные задачи: Учить детей создавать в рисунке образ воина, используя нетрадиционные техники изображения...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

методическая разработка по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе Тема: «Вот зима, кругом бело.»

Развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....