План «Приобщение дошкольников к изобразительному искусству - ознакомление с живописью ХХ в».
календарно-тематическое планирование по рисованию (подготовительная группа) на тему

Тормышова Анна Сергеевна

Тематический годовой план и перспективный план работы для подготовительной группы на первый квартал учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь)  по теме «Приобщение дошкольников к изобразительному искусству - ознакомление с живописью ХХв». (Автор: Тормышова А.С) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический годовой план по теме «Приобщение дошкольников к изобразительному искусству - ознакомление с живописью ХХв». (Автор: Тормышова А.С)

месяц

Нед.

Средняя, старшая, подготовительная группы

Сентябрь

1

Мониторинг «Волшебные превращения»

2

«Золотой, голубой и зеленый» (Работа по картинам Винсента Ван Гога)

3

«Осенние мотивы» (Хохломская роспись и декоративные элементы в живописи)

4

« Прекрасная русская осень» ( Осенние пейзажи Грабарь И., Левитан И. и др)

Октябрь

1

«Что ты осень принесла?» (Натюрморты Мартироса Сарьяна)

2

«Давайте посмотрим в зеркало» (неделя психологии) (обзор детских портретов)

3

«Красные кони» (Мезенская роспись, картина Петрова-Водкина)

4

«Осенняя ярмарка» (Борис Кустодиев)

Ноябрь

1

«Ритмы города» (Пит Мондриан)

2

«Красота России» (пейзажи и сюжетные картины)

3

«Мой дом. Что я вижу из окна?» (Анри Матисс)

4

«Моя семья. Мама» (обзор женских портретов Серебрякова, Гончарова и др.)

Декабрь

1

«Морозные узоры» (Гжель, кружево, картины о русском быте)

2

«Животные зимой» (картины художников-анималистов)

3

«Зимняя карусель» (картины в тематике Нового Года и Рождества)

4

«Новогодние игрушки» (новогодние игрушки, дымковская роспись)

Январь

1

Рождественские каникулы.

2

«Сказочные города Аристарха Лентулова»  

3

«Русские сказки» (книжные иллюстрации Ю.Васнецова и др)

4

«Зимние забавы» (картины, иллюстрирующие зимние игры)  

Февраль

1

«Такая разная зима» (Зимние пейзажи Грабаря)

2

«Папа и я» (Обзор мужского портрета)

3

«День защитников отечества» (образы русских богатырей и царевен)

4

«Зима прощай!»

Март

1

Международный женский день (семейные портреты)

2

3

«Весенние краски» (В. Кандинский)

4

«Народные традиции» (Малявин «Вихрь», Кустодиев и др)

Апрель

1

«Картины доброго волшебника» (Марк Шагал)

2

«Космическая эпоха» (Малевич и др)

3

«Дальние моря» (Айвазовский и др.)

4

«Волшебные птицы» (сюжетные картины со сказочными птицам и городецкая роспись)

Май

1

«Радость в труде» (картины советских художников о труде)

2

«День победы» (картины советских художников на военную тему)

3

Мониторинг «Волшебные превращения»

4

Мониторинг «Волшебные превращения»

Перспективный план работы для подготовительной группы на первый квартал учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь) по теме «Приобщение дошкольников к изобразительному искусству - ознакомление с живописью ХХв». (Автор: Тормышова А.С)

Тема: «Осень в живописи ХХ в.»                                                                         

неделя

Пополнение предметно – развивающей среды

Наблюдения

Игровая

деятельность

Совместная деятельность

Организованная деятельность

1

Материалы для рисования, аппликации, лепки. Диагностические карты.

Наблюдения за эмоциональным состоянием детей, их мотивацией.

Игра-диагностика «Народные промыслы»

Опрос «Жанры изобразительного искусства»

Диагностическое задание «Волшебные превращения»

2

Картины Винсента Ван Гога. Слайд-шоу по картинам художника и цветам ранней осени.

Наблюдаем цвета осеннего дня. Говорим о настроении каждого цвета и что происходит, когда они встречаются друг с другом.  

Игры на прогулке  «Найди такой же листок», «Прикрой глаза».

1.Коллективная композиция «Цвета осени». Гуашь.

2. Беседа о технике мазка гуашью, о свойствах гуаши.

1. «Золотой, голубой, зеленый» рассматриваем картины Винсента Ван Гога. Смешиваем краски, стараясь получить похожие  цвета. Создаем рисунки.

 2.Рисование: «Подсолнухи» (рисуем копию перевернутой картины).

3

Предметы быта в стиле хохломы, слайд-шоу или фильм по истории промысла.

Репродукции картин в которых использованы элементы декоративной росписи. Плакаты с элементами росписи. Технологические карты.

Наблюдаем за землей, что у нас под ногами, какого цвета земля и что происходит с опавшей листвой.

Настольная игра «Народные промыслы»,

Составления  композиции из листьев и ягод рябины, березовых листьев и т.д.

Беседа о черном цвете.

1.Рассматриваем картины Матисса, Кончаловского и др. находя в них декоративные элементы узоров и перерисовываем то, что обнаружили.

2.«Осенняя полянка» по мотивам хохломской росписи.

4

Репродукции осенних пейзажей русских художников ХХ в. Искусствоведческое слайд-шоу «Какая разная ты осень». Гербарий.  

Наблюдаем листопад,

Чувствуем ветер, его порывы и как они связаны с движением листьев.

Повторение игры  «Найди такой же листок», танцуем вместе с листьями.

Вспоминаем технику мазка, технику примакивания. Рисуем в воздухе под музыку. Рассматривание и обсуждение осенних пейзажей Грабаря, Кончаловского и др.

1.«Листопад», ритмическое рисование под «Осенний вальс» Шопена.

1.«Осенний лес. Лист – это маленькое дерево» отпечатки листьев превращаем в деревья при помощи дорисовки.

5

Муляжи фруктов, овощей,  плакаты, рисунки, раскраски. Репродукции натюрмортов Мартироса Сарьяна. Рамки картонные.

Рассматриваем фрукты и овощи принесенные воспитателем, трогаем, пробуем на вкус.

Игра «Что на что похоже?», игра «Вкусные цвета» (обогащение словаря названиями оттенков цветов)

Постановка натюрмортов и их фотографирование. Просмотр фотографий.

1.Рассматриваем натюрморты, выбираем один и делаем аппликацию с дорисовкой.

2.«Мои любимые фрукты и овощи» Рисование натюрморта с натуры.

6

Репродукции детских портретов ХХ в. Зеркало. Рамки с оргстеклом.  

Наблюдаем друг за другом, рассматриваем себя в зеркало. Замечаем,чем мы похожи и что нас отличает друг от друга.

Игры «Скульптор», «Водяной». Настольная игра «Фоторобот»

Фотографируем друг друга  (фотостудия), экспериментируем с гуашью, вспоминая как получить цвет кожи.

1.Рассматриваем детские портреты  рисуем подмалевок будущего портрета.

2.«Портрет друга» или «Автопортрет» по выбору.

7

Предметы быта с мезенской росписью, технологические карты, репродукция «Купание красного коня» Петров-Водкин, Малевич «Красная конница» Слайд-шоу или видео о лошадях.

Наблюдаем красный цвет в природе. Говорим о его свойствах. Какие предметы могут быть красного цвета? Их свойства. Ощущения ребенка. Наблюдаем за солнцем.

Хороводы, «Гори, гори ясно…»

Чтение и разучивание пословиц поговорок, загадок о солнышке, почему его зовут «красным»? Изучаем историю мезенской росписи. Просмотр фильма о лошадях.

1.Рассматриваем картины и роспись. Пытаемся найти общие свойства.  Символику. Рисуем по образцу «красного коня из мезенской росписи»

2.Коллективная композиция «Солнышко» по мотивам мезенской росписи.

8

Предметы русской избы, репродукции картин Кустодиева.

Наблюдение за бытом. Из каких материалов изготовлена современная посуда, мебель, одежда. Какие формы и цвета присутствуют.

Народные игры.

Сравнение наблюдений и предметов старины. Оформление выставки предыдущих работ по народному промыслу.

1.Рассматривание картин Бориса Кустодиева. Рисование народного костюма.

2. Коллективная композиция «Осенняя ярмарка»

9

Фотографии и слайд-шоу городских пейзажей. Репродукции картин Пита Мондриана.

Наблюдение за городскими объектами, постройками. Транспортом.

Настольные игры «Транспорт», «Дома», игры по ПДД, конструкторы.

Экскурсия по микрорайону. Фотографирование. Рисование своего дома.

1. Рассматривание картин Мондриана и слайд-шоу с ритмичным музыкальным сопровождением. Модульная аппликация под музыку «Ритмы города»

2.Рисование по памяти «Мой город»

10

Глобус, карта России, Репродукции пейзажей русской природы и сюжетных композиций, символика страны. Видеофильмы.

Наблюдение за природой родного края. Изучение ее особенностей в сравнении с другими местами.

Дидактические, настольные игры, викторины.

Введение географических понятий. Изучение карты и глобуса.

1. Рассматривание пейзажей родной природы, выделение особенностей. Вспоминаем понятие перспективы ближе-дальше, линия горизонта и тд. Аппликация «В лесу».

2. «Осенний пейзаж» гуашь.

11

Репродукции картин Анри Матисса.

Наблюдение за тем, как меняется пространство, когда мы попадаем с улицы в помещение и наоборот. Ограниченное пространство интерьера. Внутри-снаружи. Смотрим в окно.

Настольные игры и лото «Мой дом».

«Что на что похоже?» вспоминаем формы предметов интерьера.

Рассматривание репродукций Анри Матисса, обсуждение композиционного построения картин, цветового решения, их настроения.

1. «Моя любимая игрушка» (рисунок в интерьере) сухие материалы

2. «Вид из окна» гуашь, или смешанная техника.

 12

Репродукции женских портретов. Музыкальные записи колыбельных.

Прослушивание записей женских голосов поющих колыбельные. Наблюдаем за своими ощущениями.

Ролевые игры, «Семья», «Дочки-матери»

Сравнение женских образов (для примера «Автопортрет» Серебряковой и  «Неизвестная» Крамского).  Рассматриваем портреты и беседуем о своих ощущениях.

1.Вспоминаем принципы построения оплечного портрета. Подмалевок.

2. Портрет «Моя любимая мама».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для закрепления у дошкольников представлений о видах изобразительного искусства и жанрах живописи.

В старшем дошкольном возрасте одной из важных,но трудных задач,является ознакомление с видами изобразительного  искусства и жанрами живописи.помогут закрепить знания,систематизировать их, различн...

Приобщение дошкольника к изобразительному искусству и музею

Наш город - Санкт-Петербург, называют музеем под открытым небом, ведь здесь почти каждое здание или сооружение - это памятник архитектуры, культуры, искусства. У многих родителей возникает вопрос, с к...

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Ознакомление детей дошкольного возраста с различными видами изобразительного искусства создаёт условия для развития их художественного творчества. Задача воспитателя - так организовать изобразительную...

Тематический годовой план по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством

Тематический годовой план по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством...

Занятие по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в подготовительной к школе группе. Рассматривание пейзажей

laquo;На сегодняшнем занятии мы познакомимся с картинами художников, которые изобразили зиму. Все эти художники изобразили одно и то же время года в своих картинах, но их картины очень отличительны д...

Современные подходы к приобщению дошкольников к изобразительному искусству

В статье характеризуются современные тенденции в области приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству, рассматривается технологическая сторона процесса приобщения дошкольников к ...

Знакомство старших дошкольников с изобразительным искусством через свободное копирование работ мастеров живописи. Методическая разработка.

Из опыта работы с детьми (художественно-продуктивная деятельность; рисование) старшей и подготовительной к школе групп детского сада.Овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ре...