Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов
статья по рисованию на тему

Зозуля Татьяна Алексеевна

Использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_zozulya_tatyany_alekseevny.doc715 КБ

Предварительный просмотр:

Зозуля Татьяна Алексеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

                                                Байцуровский детский сад «Чебурашка»

Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов

Автор опыта: Зозуля Татьяна Алексеевна  

воспитатель муниципального дошкольного

образовательного учреждения

Байцуровский детский сад «Чебурашка»

Борисовский район

с. Байцуры

Содержание

  1. Информация об опыте……………………………………3

  1. Технология опыта…………………………………………19

  1. Результативность опыта…………………………………29

  1. Библиографический список……………………………..33

  1. Приложения к опыту…………………………………….35

Тема опыта   

«Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов»

Сведения об авторе опыта

Зозуля Татьяна Алексеевна,

воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения-

Байцуровский детский сад «Чебурашка»

1. Условия возникновения опыта

Наше дошкольное учреждение расположено в центре села Байцуры. В нашем детском  саду одна группа – разновозрастная. В группе воспитываются дети с различными способностями, поэтому при планировании занятия приходиться  ориентироваться на интересы, склонности, желания и способности детей, т.е.  выделять  основной мотив детской деятельности. Мотивированная таким образом детская деятельность более результативна и способна к развитию тех или иных способностей каждого ребенка. Так же необходимо  побуждать у ребёнка собственный интерес к заданию, право свободного выбора сюжета и изобразительных средств.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме «Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов»  возник не случайно. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает), поэтому необходимо расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей. От возраста к возрасту у ребёнка увеличивается объём художественных представлений, знаний, изобразительных умений через своё понимание мира, свой личный опыт, через своё “Я”. Познанное ребёнком должно творчески трансформироваться и приобретать свой колорит, свои особенности и индивидуальность. Поэтому использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.

Детям в разновозрастной группе нелегко освоить «Требования», предъявляемые в программе по изобразительной деятельности. Особенно детям с низкими и средними способностями. Поэтому возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая давала   возможность ставить перед детьми задачи - находить адекватные способы изображения, экспериментировать, сравнивать, проверять, искать новые пути. Благодаря такому подходу, дети приобретут уверенность, станут  более раскрепощенными в творчестве.

2. Актуальность опыта

Интеграция в системе воспитания и обучения  в дошкольных учреждениях в настоящее время одна из наиболее важных и актуальных задач. В этом процессе многое зависит от умения педагога формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности.

Интеграция разных видов деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческую деятельность детей с опорой лишь на конкретную деятельность, без подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизацией и пр.).

Традиционные виды детской художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация и другие - в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка. Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

3.Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея представляемого мной опыта заключается в следующем: формировать у детей способности рассматривать любые объекты и явления с разных позиций; развития у них умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формировать способности самостоятельно проводить посильные небольшие творческие исследования; развивать желания активно выражать себя в  каком-либо виде творчества.

Интегрированное обучение предполагает создание и применение разнообразных технологий, нестандартных форм обучения, позволяющих быстро включать детей в воображаемое пространство. Особую роль в этом играют действия, направленные на проживание, оживление, сопоставление, освоение, осмысление, анализ происходящего (увиденного, услышанного). Отсюда — общение детей вокруг искусства в реальной предметно-пространственной среде, вовлечение их в живое действие с окружающими предметами, людьми. При этом искусство представляет собой окно в мир познания и сотворения мира. Только в этом случае оно приобретает в жизни ребенка особый смысл, становится условием познания и совершенствования себя.

Сочетание видов деятельности значительно обогащает художественную палитру. Если же занятия построены по принципу интегрированных блоков, каждый из которых имеет определенную доминанту, то, во-первых, дети имеют возможность знакомиться с окружающим миром, «погружаться в красоту природы»; во-вторых, используя разнообразный материал, учатся самостоятельно передавать художественный образ.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности - один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, педагогическое условие, обеспечивающее сочетание занятий разного типа.

Основная задача воспитателя: сориентировать детей - без перегрузки - на сочетание разных способов и приемов и при этом помнить, что каждый ребенок имеет право самостоятельно реализовать свой замысел.

Работая над проблемой: «Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов деятельности»,  у меня появилось желание поделиться своими педагогическими наблюдениями и практическими находками в работе с детьми по изобразительной деятельности.

4. Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом составляет  4 года.

На первоначальном этапе (сентябрь – декабрь 2006 года) мною  были проанализированы материально – технические возможности, оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, анкетирование родителей, беседа с детьми.

Для   определения  уровня эстетических предпочтений в семье было проведено анкетирование родителей. (см. приложение 1)

Родители воспитанников активно приняли участие в эксперименте. У всех детей в семье есть альбомы для рисования, видео и аудио кассеты с музыкальными произведениями, детские книжки с красивыми иллюстрациями.  Все родители ответили, что нечасто уделяют время для художественной деятельности с детьми, в основном дети сами рисуют, лепят, конструируют. Очень редко занимаются с детьми аппликацией.

На основе результатов анкетирования я пришла к выводу о том, что родители воспитанников ДОУ в большей степени не уделяют внимание эстетическому развитию своих детей. Поэтому я изучила и разработала материал для работы с родителями. (см. приложение 2)

Для выявления уровня сформированности эстетического вкуса у детей я провела Методику «Чашка». (см. приложение 3)

Все дети с интересом взялись за работу. В результате наилучшие работы были представлены у  Белевцева Д, Воробей Л, Никитиной К. Дети со вкусом украсили свое изделие, использовали различную цветовую гамму. Не плохие работы получились у Воробей П, и  Гончарова Б.. Эти дети достаточно красиво украсили свое изделие, используют различные цвета, с помощью педагога рассказали о своем выборе. Трудности при выполнении задания возникли у Ракитянского А. Ребенок не смог справиться с заданием, потребовалась помощь.  Таким образом , 3 детей на высоком уровне (60,4%), 2 детей на среднем (29,8% ), 1 ребенок  на низком (9,8 %). Результаты данной методики отражены в таблице 1.                       (см. приложение 4)

Чтобы выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки я провела методику   «Домик» (Н. И. Гуткина)                      (см. приложение 5). Результаты методики «Домик» отражены в таблице 2 (см. приложение 6)

Исходя из полученных данных, я  разработала план работы по формированию эстетической культуры детей дошкольного возраста на основе интегрированных занятий. (см. приложение 7)

На втором этапе работы (январь 2007 года- март 2009 года) я проводила следующие практические мероприятия:

- организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который служит основой возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения;

- экскурсии и наблюдения по обогащению детей яркими впечатлениями (к пруду, в парк, на луг и т.д.);

- организация в группе условий для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности детей, создание предметно-развивающей среды, полочки красоты, мини-выставок детских работ;

- разработка творческих заданий и использование проблемно-поисковых ситуаций, обеспечение эффективной мотивации, создание атмосферы доверительного общения и сотрудничества на каждом занятии;

- создание развивающих дидактических игр по разным разделам изобразительной деятельности;

-  консультирование и просвещение родителей;

-  консультирование и просвещение воспитателей; (см. приложение 8)

-  организация совместной творческой деятельности детей и родителей;

- создание развивающих дидактических игр по разным разделам изобразительной деятельности.

На третьем этапе (апрель-май 2010 года) был проведен анализ результатов, подведен итог работы.

5. Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает организацию процесса, направленного на развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста через интегрированные занятия в единой образовательной системе: педагог – ребенок – родители.

Разработаны содержание и методика  интегрированных занятий по изобразительной деятельности.

Обучение на занятиях  проводится планомерно, систематически, на доступном для детей уровне. И, как результат, они овладевают всеми средствами изображения как на плоскости, так и в объеме. Интеграция видов изобразительной деятельности дает детям возможность находить свои варианты, способы изображения. Поэтапное решение задания учит планировать деятельность, находить адекватные изобразительно-выразительные средства.

На занятии устанавливается тесная взаимосвязь между видами. Такой подход помогает приобщиться к изобразительному искусству, обогатить инициативно возникающую самостоятельную художественную деятельность, тесно связанную с игрой. Ведь в процессе игры для оформления атрибутов, украшения силуэтов, объемных форм необходимы изобразительные умения.

В процессе обучения дети приобретают опыт, который позволяет им самостоятельно выбирать различные материалы, способы и средства для осуществления замысла.

Разнообразие форм занятий разного типа дает возможность выполнять учебные и творческие задачи как индивидуально, так и коллективно, находить в каждом конкретном случае способы их самостоятельного решения. Знания, приобретенные не занятиях одним видом изобразительной деятельности, дети могут с успехом использовать и в ходе других работ и с другим материалом.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство детей со свойствами материалов (бумага, карандаши, краски, глина и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем знания углубляются - это и окружающие предметы, и материал, и оборудование; это стремление передать в изобразительной форме впечатления от окружающего мира.

В процессе интегрированных занятий (рисование, лепка, аппликация) у детей формируются такие важные качества личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность - основные компоненты творческой деятельности. Дети учатся активно наблюдать, выполнять работу творчески, продумывать содержание, подбирать материал, выбирать средства художественной выразительности, учится доводить работу до конца.

6. Теоретическая база опыта. 

Теоретическая база опыта основана на исследованиях трудов  Н.А.Ветлугиной, Т.Г.Казаковой, И.Л.Дзержинский, И.С.Карпинской, Е.Ф.Корой, О.П.Радынова, Р.М.Чумичёва. Они уделяли внимание теоретическому обоснованию различных занятий интегрированного характера.

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это гарантия создания государством, обществом необходимых условий для полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей  дошкольного возраста.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.

Интеграция разных видов изобразительной деятельности обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов изобразительной деятельности позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознавать искусство и явления жизни.

Исследования показали: интеграция важна не сама по себе. Суть в том, что педагог должен привить детям в ходе занятий первоначальные основы художественной культуры; развить эстетическое отношение к окружающему через личностную позицию каждого, но учитывать при этом как интересы, так и склонности. На интегрированных занятиях больше внимания отводится знакомству с изобразительным искусством, так как художественный образ воздействует на чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, сопереживание. Специально организованное восприятие произведений живописи, скульптуры, графики благоприятно влияет на формирование художественного образа - будь то рисунок, лепка или аппликация.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности - один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, педагогическое условие, обеспечивающее сочетание занятий разного типа. И если в каждом виде деятельности педагог выделит отдельный подвид, тем самым он обогатит содержание занятия. Обучение на занятиях педагог ведет планомерно, систематически, на доступном для детей уровне. И, как результат, они овладевают всеми средствами изображения как на плоскости, так и в объеме. Поэтому первый этап интеграции видов изобразительной деятельности должен отличаться последовательностью, соотношением видов, так чтобы дети могли освоить предлагаемый материал.

Интеграция видов изобразительной деятельности дает детям возможность находить свои варианты, способы изображения. Такого характера задания, если создается поисковая ситуация, условия для выбора художественных материалов, дети выполняют более творчески. Поэтапное решение задания учит планировать деятельность, находить адекватные изобразительно-выразительные средства.

Интеграция видов творчества дает основание говорить о новом аспекте структуры детской изобразительной деятельности, ее планировании. Да, усвоение практических навыков, специфических для каждого вида (рисования, лепки, аппликации), по-прежнему остается главным направлением работы, но при одном условии, если на занятии устанавливается тесная взаимосвязь между видами. Только так можно усилить общевоспитательный эффект воздействия на каждого ребенка. Только такой подход поможет приобщить к изобразительному искусству, обогатит инициативно возникающую самостоятельную художественную деятельность, тесно связанную с игрой. Ведь в процессе игры для оформления атрибутов, украшения силуэтов, объемных форм необходимы изобразительные умения.

Взаимодействие всех видов изобразительной деятельности педагог обеспечивает в значительной степени индивидуально-дифференцированным подходом к детям с учетом их возрастных возможностей. Каждый ребенок (в условиях целенаправленного воспитания) отдает предпочтение тому или иному виду изобразительной деятельности. Поставленный в ситуацию возможного выбора, решая учебную задачу, он получает оптимальные условия в плане своего художественного развития. Особенно это касается детей старшего дошкольного возраста. В процессе обучения они приобретают опыт, который позволяет им самостоятельно выбирать различные материалы, способы и средства для осуществления замысла.

Педагогическое руководство изобразительной деятельностью при условии интеграции ее видов приобретает более косвенный характер. Основное внимание воспитатель уделяет активизации художественного опыта. В результате устанавливается взаимосвязь между методами, используемыми на занятиях разного характера. Разнообразие форм занятий разного типа дает возможность выполнять учебные и творческие задачи как индивидуально, так и коллективно, находить в каждом конкретном случае способы их самостоятельного решения.

Планируя работу, воспитатель тщательно продумывает подбор материала, который позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные не занятиях одним видом изобразительной деятельности, дети могут с успехом использовать и в ходе других работ и с другим материалом.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство детей со свойствами материалов (бумага, карандаши, краски, глина и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем знания углубляются - это и окружающие предметы, и материал, и оборудование; это стремление передать в изобразительной форме впечатления от окружающего мира.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает), поэтому необходимо расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей. От возраста к возрасту у ребёнка увеличивается объём художественных представлений, знаний, изобразительных умений через своё понимание мира, свой личный опыт, через своё “Я”. Познанное ребёнком должно творчески трансформироваться и приобретать свой колорит, свои особенности и индивидуальность. Использование интеграции разных видов изобразительной деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.

II ТЕХНОЛОГИЯ  ОПЫТА

1. Постановка  целей  и  задач

Цель: – способствовать развитию  эстетического отношения и художественно - творческих способностей ребёнка через интегрированные занятия.

С  учетом определения цели были поставлены следующие задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов  и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.

4.  Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах
детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Разработать методику проведения дополнительных мероприятий в  режиме дня, оценить ее результативность.

2. Организация учебно-воспитательного процесса.

Приступая к работе, я изучила и проанализировала методическую и теоретическую литературу по данному вопросу, материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами. Составила план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличалась от методики проведения обычного занятия.

Работа с детьми построена  на основе широкого и всестороннего использования игры. Игра в свою очередь дает возможность сочетать на занятиях виды изобразительной деятельности, например рисование с аппликацией, аппликацию с лепкой и т.д. Обилие материалов - карандаши, краски, пастель, глина, пластилин, цветная бумага - дают возможность создать «живой образ».

При освоении сенсорных основ деятельности возможна более тесная связь аппликации с рисованием. Связь эта может быть разной по временным периодам, т.е.

а)        аппликация предшествует рисованию: дети знакомятся с формой, силуэтом, обводя рукой очертания;

б)        рисование дополняет аппликацию для усиления образной выразительности (наклеенная неваляшка дополняется рисованными глазами, «чтобы кукла могла видеть ребят»).

 Детям в ходе занятий прививались первоначальные основы художественной культуры; развивалось эстетическое отношение к окружающему через личностную позицию каждого, поэтому на занятиях учитывались как интересы, так и склонности каждого ребенка. На интегрированных занятиях больше внимания отводится знакомству с изобразительным искусством, так как художественный образ воздействует на чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, сопереживание. На интегрированных занятиях мы с детьми находили адекватные способы изображения, экспериментировали, сравнивали, проверяли, находили новые пути. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными в творчестве.

Интеграция видов изобразительной деятельности может определяться спецификой какого-либо вида - того, который выполняет доминирующую роль. Другой вид для усиления выразительности образа выступает в качестве вспомогательного. В этом случае - в ситуации поиска выбора - ребенок учится сравнивать, сопоставлять, пробовать различные средства изображения. Это один прием. Другой – занятия строились на соотношении разных видов изобразительного искусства, ознакомление с которыми - одна из главных задач эстетического восприятия. Каждый вид искусства как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности воздействует на детей не только содержанием, но и художественным образом, средствами выразительности.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности - один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, педагогическое условие, обеспечивающее сочетание занятий разного типа. И если в каждом виде деятельности выделить отдельный подвид, то можно обогатить содержание занятия. Обучение на занятиях проводится планомерно, систематически, на доступном для детей уровне. И, как результат, они овладевают всеми средствами изображения как на плоскости, так и в объеме. Поэтому первый этап интеграции видов изобразительной деятельности отличается последовательностью, соотношением видов, так чтобы дети могли освоить предлагаемый материал.

Использовался так же один из видов интеграции - тематический принцип. Это когда одна тема выполняется средствами рисунка, лепки, аппликации. «Принцип тематизма» интересен тем, что усваиваются изобразительные возможности художественного материала каждого вида деятельности. Речь идет об объемном изображения – о смятых обрывках мягкой бумаги (цветные салфетки), придающих предмету более выпуклую форму. Комбинирование способов и приемов - что в недавнем прошлом отвергалось методикой - намного облегчает деятельность.  

Так же работа проводилась не только на специальных занятиях( лепке, аппликации, рисованию) так и в самостоятельной художественной деятельности в свободное время, и в условиях семейного воспитания.

                 

3.Содержание образования.

  Работая над опытом, за основу я взяла различные варианты интегрированных занятий художественно-эстетического цикла из Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»  автор И.А.Лыкова. В ней представлен вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности. Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ДОУ.

Наиболее удобные и доступные  для проведения в условиях нашего дошкольного учреждения оказались следующие занятия:

а) занятия по рисованию, лепке и аппликации проводятся на основе одной темы (одного образа) последовательно друг за другом, что позволяет углублять и систематизировать художественный образ детей за довольно короткий промежуток времени;

б) одно занятие объединяет два (реже три) вида изобразительного искусства;

в) на одном занятии дети знакомятся с произведением одного вида искусства и аналогичную тему раскрывают в технике другого (или других) видов искусства.        

Интегрированные занятия по своей структуре и методике проведения отличались от традиционных. Деятельность строилась на дополнении одних средств другими, на сочетании средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности: на ритме мазков, штрихов - в рисунке; ритме готовых форм - в аппликации; ритме форм - в лепке из глины или пластилина. Такого типа взаимосвязь обоснована тем, что дети начинают видеть красоту «снежинок», красоту расположенных в ряд елочных шариков, вылепленных колец и т.д. Если ритм объединяет все виды изобразительной деятельности, то цвет как средство выразительности может выступать наиболее эффективно при взаимосвязи рисования и аппликации. Занятия рисованием усиливают образную основу аппликации или, наоборот, аппликация усиливает рисунок; лепка в дополнении к рисованию передает содержание более полно. Включение деятельности в ситуацию совместных действий с взрослым создает условия для формирования художественно-образного начала.

Дети не загружались именно техническими задачами в качестве самоцели. Прежде всего, уделялось внимание творческой природе искусства, а потом знакомились с техническими средствами, чтобы дети могли воплощать замыслы, которые сами порождали и  воплощали.

Для того что бы развивать руку ребенка, научить ребенка пользоваться палитрой, смешивать краски и получать практически бесконечное количество оттенков проводилось непроизвольное обучение детей в игровой форме. (см. приложение 9)

Постепенное вхождение ребенка в мир искусства преломляется через среду, которая окружает детей в их общении с культурой — искусством, бытовыми предметами, миром природы.

На занятиях я пыталась создавать и применять разнообразные технологии, нестандартные формы обучения, позволяющие быстро включать детей в воображаемое пространство. Особую роль в этом играли действия, направленные на проживание, оживление, сопоставление, освоение, осмысление, анализ происходящего (увиденного, услышанного). Проводились совместные мероприятия — «художественные события», которые коллективно продумывались и организовывались по важным на данный момент времени проблемам (темам).

Применялась блочная система занятий, занятия-путешествия, художественное событие, проектная деятельность, т.е. коллективная исследовательская работа, распределялись обязанности между детьми таким образом, чтобы каждый раздел стал частью общей работы. Каждый участник события докладывает и показывает результаты своего труда.

Исследовательская формы работы, она помогает вводить детей в процесс работы с информацией. Дети  учатся анализировать увиденное и предвидеть результаты исследования.

Социоигровые, театральные технологии. Одна из активных форм организации занятия или его части — применение театральных методов. Технология опирается на ролевые игры, ритмические действия, сопровождаемые звуками (например, хлопками). Социоигровые технологии одинаково применимы на всех занятиях, так как позволяют представить новую информацию или повторить старую через интересные возрасту формы делового общения. Дети учились концентрировать свое внимание, умение слышать своих товарищей, педагога, учились включаться в действие и быть полезным, обыгрывая ситуацию учились по-деловому общаться друг с другом.

4.Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

  • Игровые формы работы;
  • Беседа с детьми;
  • Танцы, песни;
  • Изучение потешет, чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Работа с родителями;
  • Консультация для воспитателей;
  • Включение поисковой деятельности;
  • Использование нетрадиционных техник рисования. 

Разрабатывая вопросы взаимосвязи различных видов деятельности, имеющие большое значение для всестороннего, и прежде всего эстетического воспитания детей, я стремилась обеспечить взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации. Для развития эстетического отношения и художественно - творческих способностей у детей я попыталась разработать и провела интегрированные занятия.

Занятия я строила в основном в игровой, занимательной форме, со сказочными персонажами, музыкальным сопровождением. Дети любят рисовать, расписывать бумажные силуэты игрушек. Эмоционально откликаются на произведения живописи, с удовольствием слушают музыку, стихи, наблюдают природу и природные явления. Я вовлекаю детей в коллективные формы изобразительной деятельности (создание панно, декораций), поощряю самостоятельное экспериментирование с цветом. К окончанию детского сада дети успешно овладевают приёмами лепки, самостоятельно окрашивают объёмные предметы.

Детям, проявляющим особые способности или интерес к изобразительной деятельности, я даю возможность реализоваться и в свободное от игр и занятий время, где дошкольники, используя всевозможные приёмы изображения, создают «картины» разнообразной тематики. Дети создают причудливые фигурки, композиции, красивые цветные рельефы.

Я применяю диагностический материал, который помогает изучить личность ребёнка, определить уровень творческого воображения и цветовосприятия детей, выявлять уровень технических навыков и умений, строить в дальнейшем правильное взаимодействие с ребёнком.

Интегрированные занятия позволили нам обогатить содержание занятий, расширить познавательный материал. Конструируя содержание интегрированных занятий, я старалась подобрать такие методы и приемы, которые стимулировали бы развитие познавательных интересов.

Интегрированные занятия дают возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, на развитие наблюдательности и любознательности, для того чтобы вызвать интерес к новым знаниям. Например, занятия «Телепередача», «В мире животных» построены на сочетании экологии, развитии речи и изобразительной деятельности. Те экологические знания, которые дети получали в начале занятия, обогащали их опыт и подводили к самостоятельному творчеству – сочинению загадок и рисованию. Содержание детских рисунков отображало полученные знания и в то же время, рисование, как вид активной деятельности помогало детям еще раз переосмыслить полученные знания, в чем-то разобраться, убедиться. (см. приложение 10)

Как способ побуждения детей к интеллектуальной активности мы использовали поисковую деятельность. Процесс создания продукта для ребенка имеет едва ли не первостепенное значение. Так, например, на занятии «История о морском царстве» я побуждала детей выполнить творческое задание – построить сказочное «подводное царство», для чего требовалось активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой для них задачи. (см. приложение 11)

На занятии «Дары осени» дети подбирали выразительные средства для передачи образа, получали новые цветовые оттенки путем соединения красок. (см. приложение 12)

 На занятии «Осенний сон» детей подводили к различным вариантам композиционного решения. Им предлагалось подумать, как расположить лист и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел красиво. (см. приложение 13)

Занятие «Гуси-лебеди»  построено на поисковой деятельности. Вначале детям предлагалось отыскать героя сказки, а затем продумать и отразить наиболее интересный сюжет сказки. (см. приложение 14)

Включение ребенка в поиск влияло на изобразительную деятельность. Она отличалась эмоциональной включенностью, стремлением искать, варьировать различные решения. Дети получали от этого особое удовольствие, а, увлекшись поиском, заканчивали деятельность положительным результатом.

Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру.  Интеграция дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. Поэтому я использовала множество игровых приемов с целью стимулирования познавательных интересов. Так, на занятии «Гуси-лебеди» использовался прием обыгрывания предметов, здесь обыгрывался целый сюжет сказки и присутствовали сказочные персонажи. Обыгрывание предметов помогло привлечь внимание к изображаемому, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить последовательность выполнение работы.

Другой прием – обыгрывание изображения. На занятии «История о морском царстве» дети оживляли нарисованных ими подводных жителей, составляли о них рассказы. Специально организованное обыгрывание детских работ позволило живо провести их анализ и оценку. Игровые действия не только вызывали интерес к изображению, но и выявили его достоинства и слабые стороны, вскрыли причины успехов и неудач. Дети понимали почему крабик получился «хромым» у Воробей П. - она взяла много краски и она растеклась, в результате одно щупальце стало очень длинным.

В построении занятий использовался игровой прием с элементами ролевого поведения. Так на занятиях «Путешествие по временам года» (см. приложение 15), «Русская красавица рябина» (см. приложение16) детям предлагалась роль художника. Их деятельность, таким образом, мыслилась как деятельность взрослого. Действуя в образе, дети были увлечены делом, изобретательны, тщательно выполняли задания.

В построении занятий применялись и художественно-развивающие игры. Например, такие как «Подбери цвета, которые художник использовал в своей картине», «Найди картинку по палитре», «Холодные и теплые цвета» и др.  Дидактические игры, включенные в процесс изобразительного творчества, увеличивали его привлекательность, способствовали его развитию и совершенствованию.

   Феномен интегрированного подхода и проявления познавательного интереса объясняется еще и возможностью передачи образов объектов и явлений действительности путем использования различных средств изображения. Поэтому в занятия включались и нетрадиционные техники рисования. Их использование доставляло детям множество положительных эмоций, дарило неожиданные открытия, раскрывало новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Дети, увлеченные необычным способом рисования, самостоятельно находили и предлагали новые способы передачи образа, причем очень оригинальные. Так, например, на занятии «Дары осени» использовалась нетрадиционная техника – рисование пальчиками. Каждый пальчик на руке окрашивался в разный цвет и, путем смешения на листе красок дети создали интересные работы – натюрморты, в которых нашли нужное сочетание цвета. На занятии «Русская красавица рябина» использовалась техника «тычка» или «торцевание». В результате дети создали образ рябин, очень похожих на настоящие, т.к. новый способ передачи ягод рябин очень заинтересовал их.

В ходе наблюдений за изобразительным творчеством детей   была выявлена  положительная динамика.  У детей постепенно стал возникать интерес к деятельности, начала проявляться любознательность. 

III РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

           

Подводя итоги моей исследовательской работы, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей,  но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают  позитивные результаты проделанной работы:

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

-  Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,

- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

- Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Поначалу дети затруднялись в выборе нужного изобразительного материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными, иногда чересчур декоративными (особенно у девочек).

 В ходе работы с родителями, на начальном этапе я столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно – творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.

 Я ознакомила родителей с особенностями проводимого исследования. Разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале исследования, чем могут помочь родители и какие условия   следует    создать    дома.    После    проведения    цикла   специально организованных занятий с детьми,  предоставила родителям результаты экспериментально – исследовательской работы. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ.

 Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.

Работая над опытом я  сделала вывод, что залогом успешного развития  художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2 .Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

Результаты диагностики развития художественно-творческих способностей детей свидетельствуют о положительной динамике.

В ходе наблюдений за изобразительным творчеством детей   была выявлена  положительная динамика.  У детей постепенно стал возникать интерес к деятельности, начала проявляться любознательность. 

В настоящем исследовании была разработана и опробована специальная методика формирования познавательных интересов старших дошкольников на интегрированных занятиях по развитию изобразительного творчества. Экспериментальная проверка данной методики показала ее результативность. В ходе экспериментального исследования получено следующее:

- введение поисковой деятельности в содержание интегрированных занятий на каждом этапе  позволило сформировать у ребенка активное отношение к содержанию деятельности, характеризующееся любознательностью, относительной устойчивостью;

- использование в содержании интегрированных занятий игры, как интегрирующего фактора позволило обеспечить благоприятный эмоциональный фон, поддерживать интерес на протяжении всего занятия;

-  внедрение нетрадиционной техники изображения расширило технический диапазон возможностей детей, а также обеспечило высокий уровень эмоциональности и творческой активности;

-  при рассмотрении методической стороны этого вопроса, выяснилось, что ориентиры формирования познавательных интересов влияют на содержание познавательной деятельности, изменяя отношение к ней детей.

 Эксперимент показал достаточно высокие результаты. У детей появился постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства. Дети понимают единство содержания, смысла и языка художественного образа; знают, о чём и как говорит искусство, его назначение и отношение к нему людей; соотносят увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом и отрицательно относятся к безобразному, грубому, агрессивному, несправедливому; используют выразительные средства для создания художественного образа; осваивают выразительные возможности художественных материалов, умеют ими пользоваться в свободной творческой деятельности; проявляют самостоятельность, инициативу, фантазию, творчество.

В процессе интегрированных занятий (рисование, лепка, аппликация) у детей формируются такие важные качества личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность - основные компоненты творческой деятельности. Дети научились активно наблюдать, выполнять работу творчески, продумывать содержание, подбирать материал, выбирать средства художественной выразительности, а самое главное – дети стараются доводить свою работу до конца.

IV БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. -  Москва: «Просвещение», 1991. -168 с.
  2.  Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.,«Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» /А.С.Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л.Куликова – Москва: творческий центр «Сфера», 1999. -198 с.                                      
  3.  Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»/ Г.Г. Григорьева. – Москва: издательский центр «Академия», 2000.- 214 с.
  4.  Дрезнина М.Г. "Каждый ребенок художник: Обучение дошкольников рисованию" / М.Г. Дрезнина. – Москва: "Ювента", 2002. -200 с.: ил.
  5.  Климова Е.П. "Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия" / Е.П. Климова. – Волгоград: "Учитель", 2007. – 77 с.
  6.  Казакова Р.Г. Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю.,           Смагина Т.В. "Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий" / Под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
  7.  Козакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество»                                 /  Т.Г.Козакова. -  Москва,  «Просвещение»  1985.-260 с.
  8.  Козакова Т.Г. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника»/ Т.Г. Козакова. – Москва: «Просвещение»,  1985.-280
  9.  Комарова Т.С. Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова.  – Москва:  педагогическое общество России,  2002.-240 с.
  10. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» / Т.С. Комарова. – Москва: «Педагогика», 1990.-286 с.
  11. Комарова Т.С., Заценина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с.
  12. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
  13. Сакулина Н.П..«Изобразительная деятельность в детском саду»/ Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова. – Москва: «Просвещение», 1982.- 176 с.
  14. Сахарова О.М. "Сказки и краски: 14 сказочных историй для развития речи и творческих способностей" / О.М. Сахарова. – Санкт – Петербург: Издат – й Дом "Литера", 2006. – 32 с.
  15. Тюфанова И.В. "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников" / И.В. Тюфанова. – Санкт –Петербург: "Детство – Пресс", 2004. -80 с.
  16. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (программа, конспекты)» / Г.С. Швайко. – Москва:  гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,  2003.- 158 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов

Описание актуального педагогического опыта.Использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных ...

Открытое занятие по изобразительной деятельности "Красоту надо уметь видеть"

Какая красота вокруг нас! Надо просто увидеть ее. Весело бегущие облака, извилистые весенние ручейки, осеннее золото листьев! Занятие-фантазия....

Специфика и взаимосвязь видов изобразительной деятельности

Дошкольное детство очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый ...

Специфика и взаимосвязь видов изобразительной деятельности

Дошкольное детство очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удив...

«Интеграция видов изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в рисовании».

В работе с детьми дошкольного возраста по образовательной области "Художественное творчество"необходимо использовать новые ,творческие подходы....

ДКР «Значение и взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами детской деятельности»

Домашняя контрольная работа «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»...