Главные вкладки

    Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста. ( Творческий педагогический проект)
    проект по рисованию на тему

    Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

    И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

    В. А. Сухомлинский.

    Проблема развития детского творчества,  в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.

    Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен.

    В ходе наблюдений за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

    1.      Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и  технических навыков в рисовании и ограничение ребенка в цвете, форме, линии;

    2.      Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

    3.      Недостаточно знаний об окружающем мире;

    4.      Боязнь педагогов предоставлять детям разнообразный материал для рисования;

    5.      Навязывание ребенку определенных штампов и стереотипов (трава только зеленая, дом, только такой формы).

    Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение  получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и  владения техники рисования,  а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского – «случаться»). При этом неизвестно, какое изображение получиться, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует воображение, дает толчок к развитию интеллекта, фантазии, активизирует творческую активность детей, учит мыслить нестандартно.

    Кроме того, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний, страхов, и утвердиться в позитивной позиции «творца».

    Дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Дошкольники должны понять, что в творчестве не существует неправильного пути, есть только свой собственный путь.

    Сущность творческого проекта,  заключается в систематизации, разработке и практическом применении технологий в нетрадиционных техниках рисования. Новизна проекта заключается в том, что модернизированные  авторские  интерпретированные программы   оформлены как перспективный план, темы которого  соответствуют темам воспитательно - образовательной работы ДОУ.

    В своей деятельности  использую  личностно – ориентированный подход к дошкольникам в приобщении к миру искусства.

    Научно-методологической основой проекта стали психолого-педагогические концепции дошкольного детства Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Т. Г. Казаковой, В.Т. Кудрявцевой, Н.Н. Поддьякова, Е.А. Флёриной.

    О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Б.Т. Юсов). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия)). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль в эмоциональном развитии ребенка (6).

    В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      методическое пособие по художественному творчеству дошкольников «Ильгам» Азнабаевой Ф.Г., Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования (интегрированные занятия в ДОУ), пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», пособие «Художественная мастерская» Сьюзан Швейк и др.

    Цель проекта: развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности, формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности и изобразительные умения,  навыки через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

    Задачи проекта:

    1.      Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;

    2.      Развивать умения подбирать, создавать и использовать различный нетрадиционный материал в творчестве, желание экспериментировать в рисовании проявляя яркие чувства и эмоции: радость удивление, сомнение от узнавания нового;

    3.      Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования и поддерживать интерес к изобразительной деятельности, создавая творческую атмосферу;

    4.      Воспитывать творческую самореализацию.

    Срок исполнения проекта: долгосрочный (с сентября 2013 по май 2014).

    Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель.

    Продукт проекта: детские творческие работы в нетрадиционных техниках рисования.

    Ожидаемые результаты:

    1. Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и экспериментируют с ним;

    2.   Находят нестандартные способы художественного изображения;

    3. Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств выразительности;

    4.  Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы, получают эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства, скульптуры, понимать смысл художественных работ мастеров – художников.

    Реализация проекта происходила в несколько этапов.

    1 этап – подбор и изучение литературы по нетрадиционному рисованию, составлению планов, изучение техники нетрадиционного рисования, изготовление и подбор нетрадиционного материала  к изобразительной деятельности;

    2 этап –  с детьми проводятся экскурсии в музеи, художественные салоны, школу искусств, красивые места города. На прогулке в детском саду наблюдаем за изменениями в природе, за растениями, птицами, насекомыми, стараемся найти удивительное и интересное  в окружающем мире.

    Во время бесед обсуждаем темы живописи, знакомимся с профессией художника, с основами дизайна,  народно - прикладным  творчеством России. В свободное время играем в дидактические игры, которые развивают, воображение, фантазию, зрительное восприятие, мышление.

    В изобразительной деятельности дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, как монотипия, граттаж, кляксография, пальцевая живопись, пуантолизм, рисование сухой кистью, узелковый батик, витражи, рисование свечой и т.д.

    Дети активно принимают участие в городских, общероссийских творческих выставках, имеют призовые места, грамоты, дипломы.

    3 этап – организация развлечений, конкурсов, викторин, открытых мероприятий, мастер - классов для детей, родителей и педагогов, где осуществляется закрепление полученных знаний по нетрадиционному рисованию. В сентябре и мае с детьми проводиться мониторинг ЗУН по рисованию.

    С педагогами детского сада проводятся беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования. Ведется активная работа с родителями: индивидуальные консультации, папки-передвижки, беседы, рекомендации по развитию творческих способностей детей, участие  в выставках детского  и совместного творчества (родители, дети), проводится анкетирование по вопросам художественного развития детей.

    Работа, проведенная по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показал, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают    атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности.

    Таким образом, дети творчески всматриваются в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия и вкуса. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. С помощью нетрадиционного материала и техник рисования дошкольники создают новое, оригинальное, проявляют воображение, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvorcheskiy_proekt_po_netraditsionnomu_risovaniyu.docx18.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста.

    ( Творческий педагогический проект)

    Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

    И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

    В. А. Сухомлинский.

    Проблема развития детского творчества,  в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.

    Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен.

    В ходе наблюдений за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

    1.      Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и  технических навыков в рисовании и ограничение ребенка в цвете, форме, линии;

    2.      Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

    3.      Недостаточно знаний об окружающем мире;

    4.      Боязнь педагогов предоставлять детям разнообразный материал для рисования;

    5.      Навязывание ребенку определенных штампов и стереотипов (трава только зеленая, дом, только такой формы).

    Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение  получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и  владения техники рисования,  а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского – «случаться»). При этом неизвестно, какое изображение получиться, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует воображение, дает толчок к развитию интеллекта, фантазии, активизирует творческую активность детей, учит мыслить нестандартно.

    Кроме того, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний, страхов, и утвердиться в позитивной позиции «творца».

    Дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Дошкольники должны понять, что в творчестве не существует неправильного пути, есть только свой собственный путь.

    Сущность творческого проекта,  заключается в систематизации, разработке и практическом применении технологий в нетрадиционных техниках рисования. Новизна проекта заключается в том, что модернизированные  авторские  интерпретированные программы   оформлены как перспективный план, темы которого  соответствуют темам воспитательно - образовательной работы ДОУ.

    В своей деятельности  использую  личностно – ориентированный подход к дошкольникам в приобщении к миру искусства.

    Научно-методологической основой проекта стали психолого-педагогические концепции дошкольного детства Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Т. Г. Казаковой, В.Т. Кудрявцевой, Н.Н. Поддьякова, Е.А. Флёриной.

    О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Б.Т. Юсов). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия)). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль в эмоциональном развитии ребенка (6).

    В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      методическое пособие по художественному творчеству дошкольников «Ильгам» Азнабаевой Ф.Г., Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования (интегрированные занятия в ДОУ), пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», пособие «Художественная мастерская» Сьюзан Швейк и др.

    Цель проекта: развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности, формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности и изобразительные умения,  навыки через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

    Задачи проекта:

    1.      Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;

    2.      Развивать умения подбирать, создавать и использовать различный нетрадиционный материал в творчестве, желание экспериментировать в рисовании проявляя яркие чувства и эмоции: радость удивление, сомнение от узнавания нового;

    3.      Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования и поддерживать интерес к изобразительной деятельности, создавая творческую атмосферу;

    4.      Воспитывать творческую самореализацию.

    Срок исполнения проекта: долгосрочный (с сентября 2013 по май 2014).

    Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель.

    Продукт проекта: детские творческие работы в нетрадиционных техниках рисования.

    Ожидаемые результаты:

    1. Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и экспериментируют с ним;

    2.   Находят нестандартные способы художественного изображения;

    3. Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств выразительности;

    4.  Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы, получают эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства, скульптуры, понимать смысл художественных работ мастеров – художников.

    Реализация проекта происходила в несколько этапов.

    1 этап – подбор и изучение литературы по нетрадиционному рисованию, составлению планов, изучение техники нетрадиционного рисования, изготовление и подбор нетрадиционного материала  к изобразительной деятельности;

    2 этап –  с детьми проводятся экскурсии в музеи, художественные салоны, школу искусств, красивые места города. На прогулке в детском саду наблюдаем за изменениями в природе, за растениями, птицами, насекомыми, стараемся найти удивительное и интересное  в окружающем мире.

    Во время бесед обсуждаем темы живописи, знакомимся с профессией художника, с основами дизайна,  народно - прикладным  творчеством России. В свободное время играем в дидактические игры, которые развивают, воображение, фантазию, зрительное восприятие, мышление.

    В изобразительной деятельности дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, как монотипия, граттаж, кляксография, пальцевая живопись, пуантолизм, рисование сухой кистью, узелковый батик, витражи, рисование свечой и т.д.

    Дети активно принимают участие в городских, общероссийских творческих выставках, имеют призовые места, грамоты, дипломы.

    3 этап – организация развлечений, конкурсов, викторин, открытых мероприятий, мастер - классов для детей, родителей и педагогов, где осуществляется закрепление полученных знаний по нетрадиционному рисованию. В сентябре и мае с детьми проводиться мониторинг ЗУН по рисованию.

    С педагогами детского сада проводятся беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования. Ведется активная работа с родителями: индивидуальные консультации, папки-передвижки, беседы, рекомендации по развитию творческих способностей детей, участие  в выставках детского  и совместного творчества (родители, дети), проводится анкетирование по вопросам художественного развития детей.

    Работа, проведенная по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показал, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают    атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности.

    Таким образом, дети творчески всматриваются в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия и вкуса. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. С помощью нетрадиционного материала и техник рисования дошкольники создают новое, оригинальное, проявляют воображение, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения.

    Список литературы.

    1.           Азнабаева Ф.Г., Каримова Я.С. М.Р. Харисова. Ильгам: методическое пособие по художественному развитию дошкольников (5-7 лет) / под ред. Азнабаевой Ф.Г. – Уфа: Китап, 2009.

    2.           Баймашова В.А. Как научить рисовать. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.

    3.           Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

    4.            Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.               – М.: «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.

    5.            Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

    6.      Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста.- М.,1969.

    7.              Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М., 2006.

    8.              Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. М., Педагогическое общество России, 2007.

    9.               Компанцева Л.В. Освоение личностно-ориентированных технологий художественного образования детей дошкольного возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные технологии приобщения детей к искусству. Ростов н /Д., 2003.

    10.    Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.2 том / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1983.

    11.    Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие.- М.: Классика Стиль, 2004.

    12.    Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности.- М.,      2010.

    13.    Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. - М., 2011.

    14.    Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменалогия развития.- М..2009.

    15.    Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании – М. : Академия, 2001.

    16.    Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М..1981.

    17.    Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008.

    18.    Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    19.    Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. Педагогика, 1965.-Сьюзан Швейк. Художественная мастерская для детей. – СПб.:  Питер, 2014.

    20.    Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М.,1998.

    21.    Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

    22.    Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - М., 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста

    работа с детьми по развитию творчества в изобразительной деятельности через использование нетрадиционных техник....

    «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру...

    Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

    В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

    Презентация опыта работы воспитателя по ИЗО Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста

    Использование в профессиональной педагогической деятельности творческого педагогического проекта"  Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста"...

    Творческий педагогический проект "Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста"

    Проблема развития детского творчества,  в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форм...

    Проект «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста»

    Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, ...