Главные вкладки

    Проект «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста»
    проект по рисованию (младшая группа)

    Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. 

    Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_1.docx44.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения  квалификации и переподготовки работников образования»

    Факультет повышения квалификации

     

     Структурное подразделение   -  кафедра дошкольного образования

    Проектная деятельность нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста

                                             Итоговая работа

    Срок обучения  

    Исполнитель:

    ФИО, воспитатель

    МАДОУ….

    Консультант:

       

                                                  Кемерово 2020

    Паспорт проекта

    Наименование проекта

    «Нетрадиционные  техники рисования в развитии детей дошкольного возраста»

    Составитель проекта

    Вид проекта

    Долгосрочный

    Цель проекта

    Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования

    Задачи проекта

    • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками  рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности;
    • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами:
    • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
    • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

    Срок реализации проекта

    Сентябрь 2019 – май 2020 года

    Этапы реализации проекта

    I этап – подготовительный: сентябрь 2019г

    1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.
    2.Разработка содержания проекта:
    «Нетрадиционные  способы рисования для малышей»
    3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
    4. Социологический опрос родителей.

    II этап – основной: октябрь2019– апрель 2020г.

    1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
    2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

    III этап – завершающий: май 2020г.

    1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.
    2. Презентация проекта на различных уровнях.

    Исполнители проекта  и  основных мероприятий

    Младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.

    Ожидаемые результаты реализации проекта

    В результате выполнения проекта будет достигнуто:

    • Овладение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
    • Умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
    • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
    • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

    Актуальность

    «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
    От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. 
    Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    В. А. Сухомлинский

    Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

    Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

    Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).

    Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

    Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

    • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы  и  т.д.).
    • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
    • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
    • Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
    • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

    Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

    Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

    Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

    Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

    • Ознакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
    • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
    • Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
    • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать
    •  их совместное творчество с детьми

    Срок реализации проекта: Сентябрь 2019 – Май 2020.

    Проект долгосрочный.

    Вид проекта: долгосрочный

    Тип проекта: творческий

    Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

    Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»

    Предполагаемые результаты:

    • Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
    • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
    • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
    • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

    Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.

    Этапы реализации проекта

    Период

    Мероприятия

    Задачи

    Подготовительный этап

    сентябрь

    1неделя

    Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

    Повысить компетентность педагогов.

    2 неделя

    Разработка содержания проекта:
    «Нетрадиционные  способы рисования для малышей»

    Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

    3 неделя

    Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

    Определить объем и содержание работы по проекту.

    4 неделя

    Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

    Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

    Основной этап

    октябрь

    1 неделя

    Непосредственно образовательная деятельность «Ведерко для Марии Евгеньевны». («Художественно- эстетическое развитие», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).   

    Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

    2 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно- эстетическому развитию творчество в индивидуальной форме.
    « Дождик, дождик, кап-кап-кап»

    закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

    3 неделя

    Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

    Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности.

    4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области: художественное- эстетическое развитие творчества в индивидуальной форме
    Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

    Развивать творческое воображение; память; мелкую моторику пальцев рук.

    Ноябрь

    1 неделя

    Непосредственно образовательная деятельность «Наше солнышко».
    («Художественное- эстетическое развитие», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).

    Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

    2 неделя

    Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными техниками»

    Продолжать знакомить родителей с основами рисование нетрадиционными техниками.

    3 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественно- эстетическому развитию творчество в индивидуальной форме.
    Дидактическая игра «Составь узор»

    Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

    4 неделя

     Мастер – класс для родителей  по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми  дошкольного возраста».

    Познакомить родителей  с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования

    Декабрь

    1 неделя

    Непосредственно образовательная деятельность «Ваза с цветами» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).

    Знакомить с техникой выдувание;
    активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

    2 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественно- эстетическому развитию творчество в индивидуальной форме «Снеговик»

    Закреплять технику нетрадиционного рисования (способом примакивания);
    активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

    3 неделя

    Оформление художественной выставки « Зимушка зима»

    Познакомить детей с понятием «выставка»;
    её назначение;
    побуждать детей принимать активное участие;
    привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; 
    вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

    4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме «Как красива наша ёлка»

    закрепляем  технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком),
    активизировать словарь по лексической теме; развивать творческое воображение;
    развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Январь

    1 неделя

     Развлечение                         «Рождественский сапожок»

    Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;
    активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

    2 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме
     «Морозный узор»

    Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве

    3 неделя

    Консультация для родителей оформление в папках передвижках

    Продолжать знакомить родителей  с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования

    4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме                                     « Разноцветные шары»

    Развивать творческое воображение;
    память;
    мелкую моторику пальцев рук.

    Февраль

    1 неделя

    Непосредственно образовательная деятельность «Галстук для папы»
    («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).    

    Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
    активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

    2 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме
    «Зимние напевы»

    Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами;
    активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

    3 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме.
    Дидактическая игра «Собери гусеницу »

    Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

    4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме «Зимний лес»

    Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
    Прикладывая ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

    Март

    1 неделя

    Непосредственная образовательная деятельность  по нетрадиционному рисованию
    (пластилинография) «Русская березка».
    («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).    

    Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография;
    активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

    2 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме
    Открытка для мамы
    «8 Марта»

    Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками;
    украшая цветами открытку для мамы.
    Развиваем мелкую моторику рук.

    3 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме.
    Дидактическая игра « Дорисуй предмет»

    Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

    4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме
    Рисование ватной палочкой
    «Мячик для сестренки»

    Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.

    Апрель

    1 неделя

    Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Волшебные свойства яблочек»
    («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).    

    Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком),
    активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

    2 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме «Ранняя весна»

    Закрепляем навык складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.
    Активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

    3 неделя

    Оформление художественной выставки «Весна»

    Побуждать детей принимать активное участие;
    привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; 
    вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

    4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме «Грачи прилетели»

    Закреплять навыки у детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц
    Развивать творческое воображение, память,
    мелкую моторику пальцев рук.

    Заключительный этап

    май

    1 неделя

    Развлечение «В гостях у солнышка».

    Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;
    активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

    2 неделя

    Участие воспитанников в международном конкурсе рисунка «Мир во всем мире».

    Представить опыт детей на международном конкурсе.

     

    4 неделя

            

    Оформление художественной выставки «Чудесные краски»

    Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»;
    её назначение;
    побуждать детей принимать активное участие;
    привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; 
    вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

    Ожидаемые результаты реализации проекта.

    В результате выполнения проекта будет достигнуто:

    • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
    • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
    • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
    • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
    • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
    • представление проекта «Нетрадиционные  способы рисования для малышей» на городском, областном, Всероссийском уровнях.

    Вывод Проект «Нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного возраста» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. 

    Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

    Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

    В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в международном конкурсе детского рисунка «Мир во всем мире».

    Список литературы.

    1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Т.И Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А Михайлова и др. – СПб : ООО  Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
    2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
    3. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
    4. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
    5. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
    6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер,  Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
    7. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
    8. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
    9. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
    10. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
    11. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста

    работа с детьми по развитию творчества в изобразительной деятельности через использование нетрадиционных техник....

    «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру...

    Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

    В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

    Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста. ( Творческий педагогический проект)

    Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что...

    Презентация опыта работы воспитателя по ИЗО Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста

    Использование в профессиональной педагогической деятельности творческого педагогического проекта"  Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста"...

    Творческий педагогический проект "Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста"

    Проблема развития детского творчества,  в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форм...