Научная публикация: "Особенности интегрированной системы занятий в изобразительной деятельности дошкольников"
материал по рисованию на тему

Соболева Екатерина Валерьевна

В данной публикации рассматриваются особенности интегрированных занятий по художественно- эстетическому направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_zanyatia.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности интегрированной системы занятий по изобразительной деятельности дошкольников.

Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: обучить детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой развивающей деятельности.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке детей к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей  искусства, окружающей природы), формирование у ребят понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом.

Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать занятия по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными воспитателями в разное время. Главное, что делает занятие интегрируемым - решение единой педагогической задачи обучения и её развитие несколькими воспитателями, работающими с одной группой.

 

Необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии.

Интегрированный подход рассматривается как взаимосвязь разных видов деятельности — игровой, трудовой, предметной, изобразительной, музыкальной, речевой и других.

 Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников художественно-творческой активности. Способствует развитию не только творческих способностей личности, но и таких черт, как креативное мышление, управляемое воображение, самостоятельность; дает технологию работы, позволяющую существенно повысить вероятность решения творческих задач, благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приемов.

Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно- музыкальных композиций.

В детском саду большое место отводится художественно- эстетическому развитию ребёнка, поэтому интегрированные занятия очень актуальны, так как:

1. Интегрированные занятия развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

2. Взаимодействуют на психологические процессы, которые являются основой формирования художественно- творческих особенностей ребёнка.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в рисовании.

Основными задачами при проведении интегрированных занятий по изобразительной деятельности являются:

1.Формирование эстетического восприятия окружающего мира.

2. Приобщение к миру искусства.

3. Воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства.

4. Развивать способность к освоению и преобразованию окружающего пространства.

5. Развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.

При планировании занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, чтению художественной литературы, а также музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности, дают возможность освободить место для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье. Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок и т.д.) Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно к ним подойти, рассмотреть.

Цель интеграции: научить ребёнка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Наиболее часто интегрированные занятия рассматриваются в содержательном плане, когда под руководством педагога на уровне ассоциаций ребёнок переносит знания, сведения, представления из одной предметной области в другую.

 Поэтому важным условием организации интегрированных занятий является отбор содержания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, что соответствует дидактическим принципам доступности, систематичности и последовательности.

Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.

В программе интегрированной непосредственной образовательной деятельности создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

Важным для проведения интегрированного занятия становится определение соотношения знакомого и нового материала. Новый материал обязательно должен основываться на уже изученном и хорошо усвоенном, что будет способствовать быстрому построению ассоциаций, привлечению ребёнка к решению проблемной ситуации своего опыта, актуализации имеющихся знаний.

В процессе интегрированной деятельности дети  получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства.

Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспринимающийся детьми в разных видах деятельности.

Интеграция обеспечивает целостность педагогического процесса.

интегрированная непосредственная образовательная деятельность влияет на особенности развития дошкольников и на развитие способностей детей в комплексе.

 Программа способствует становлению гармоничной личности, умению достойно вести себя в любой обстановке – как правило и обязанность каждого человека.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый план - конспект интегрированного практического занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект занятия является второй частью двух взаимосвязанных занятий по художественно-эстетическому развитию детей...

Конспект занятия по изобразительной деятельности дошкольника-бумажная пластика".

quot;Пластика"- от греческого-лепить. Лепить можно и из бумаги, которая является пластичным материалом. Изделия получаются яркими, интересными, выразительными....

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников. В помощь воспитателю....

"Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников"

В этой статье рассказывается - какова роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания, также даны рекомендации по проведению занятий в младшей группе....

Сборник дидактических игр «Развитие пространственного мышления на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников»

В сборнике представлены образцы игр, направленных на развитие активных форм мышления детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.Пособие предназначено для воспитателей детск...

Конспект интегрированного игрового занятия по изобразительной деятельности (лепка) на тему: «Морковка для зайчика»

Конспект интегрированного игрового занятия по изобразительной деятельности (лепка)во второй группе раннего возраста  на тему: «Морковка для зайчика»МБДОУ "Приморский детский сад...