«Графическое творчество детей второго года жизни»
консультация по рисованию на тему

Интерес к экспериментированию с изобразительными материалами появляется у детей независимо от взрослых, без специальной организации этого процесса, но только при наличии этих материалов. Однако доизобразнтельная деятельность детей требует руководства со стороны педагога, иначе этот этап может затянуться надолго и стать неинтересным для детей. Поэтому основными задачами данного этапа являются: развитие у детей интереса к действиям с изобразительными материалами и необходимых движений руки, обучение тому, чтобы правильно держать кисть и карандаш и владеть другими изобразительными инструментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon graficheskoe_tvorchestvo_detey_vtorogo_goda_zhizni.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Графическое творчество детей второго года жизни»

Насырова Н.Н. – воспитатель

МБДОУ г.Мурманска № 13

В серии игр - занятий, направленных на развитие интереса к действиям с цветными карандашами, детям вначале предлагают выбрать один карандаш (из четырёх- пяти) и рассмотреть его: у карандаша с одной стороны плоская поверхность, а с другой- острый кончик, который и оставляет след на бумаге. Не следует торопиться с тем, чтобы учить ребёнка правильно брать карандаш. Он сначала может захватить его кулачком, держать «щепотью» или зажать двумя пальцами. Постепенно ребёнок научится держать карандаш большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным.

Заметим сразу: по окончании работы ребёнка следует приучить складывать графический материал в коробку или ставить его в специальный стакан.

Итак, среди приёмов обучения действиям с графическими материалами определённое место занимает показ, но ведущее принадлежит игровым приёмам. Показ помогает детям увидеть сам процесс возникновения линий, формы, служит ориентиром действий с этими материалами. Подражая взрослому, дети смогут: освоить рисование с названными графическими материалами.

Особенность игр - занятий этого цикла состоит в том, что процесс рисования может завершиться аппликацией. Из детских разноцветных каракулей «прорисовываются» необычные картины, на которые можно наклеить различные картинки. Таким образом, с помощью игровых приёмов и аппликации процесс действий с графическими материалами становится особенно привлекательным для детей, а сотворчество с педагогом значительно обогащает содержание рисования и помогает научиться воспринимать всё пространство листа. Этот этап в процессе развития предметной деятельности с изобразительными материалами состоит из четырёх серий игр- занятий: 1-я серия - рисование гелевыми мелками, 2-я- масляной и полимерной пастелью, 3-я- восковыми мелками и 4-я- рисование толстыми цветными карандашами. Последовательность игр- занятий определяется прежде всего особенностями названных материалов- в первую очередь детей знакомят с такими, которые оставляют яркий след на бумаге.

Необходимость графического цикла связана с тем, что, во- первых, графика является общепризнанным средством доизобразительной деятельности детей; известно, что до 1,5 лет ребёнок не испытывает потребности рисовать пока не увидит в руках взрослого ручку или карандаш. А во- вторых, необходима «взаимосвязь цветовых и графических образов, которая влияет на развитие творческой активности ребёнка при условии их вариативного использования» (Т.Г.Казакова).

Методика обучения рисованию гелевыми мелками и полимерной пастелью заключается в следующем: детям предлагают достать из коробки и указать цвет, с которыми они чаще всего встречаются; при этом цвет колпачков и мелков (пастели) должен быть одинаковым. Вначале детям предлагают поиграть, например, снимать- надевать колпачки. После того как они «наиграются», педагог наносит на лист бумаги два- три штриха затем предлагает порисовать. Такая же методика используется при обучении рисованию масляной пастелью и восковыми мелками: 1) игра; 2)показ педагогом действий с названными материалами; 3) рисование ими детьми.

Дети проявляют интерес к новым изобразительным материалам, охотно и с интересом играют с ними - перекладывают,  двигают по столу, совершают разнообразные действия с колпачками. Детей привлекает процесс движения этих материалов по листу бумаги.

У детей 2-го года жизни отсутствует, что вполне закономерно, намерение изобразить что- то, но они, и это главное, получают удовольствие от своих движений и возможностей воздействия на материал. В возрасте 1 года 5 месяцев - 1 года 6 месяцев у детей возникает желание получить на бумаге яркий след, что и побуждает их осваивать новые материалы.

Движения рукой изменяются постепенно: от произвольных (неотрывных) к более организованным (раздельным). Это связано с совершенствованием у детей координаций руки и глаза; при этом выполнение раздельных движений сопровождалось движением глаз, но не регулировалось им.

Постепенно изменяется и направление линий. Они становятся всё более разнообразными: горизонтальными, закругляющимися, перекрещивающимися, зигзагообразными, диагональными...

Дети явно предпочитают какие-то одни следы, но при рисовании карандашами количество создаваемых форм заметно уменьшается. Эго связано с тем, что действия с карандашами не оставляют ярких следов и потому представляют для детей второго года жизни определённые трудности.

Таким образом, можно констатировать: у детей 2-го года жизни существуют различные цветовые предпочтения: рисование одним цветом или несколькими при доминировании красного и синего, а проведение игр - занятии с живописными и графическими материалами значительно обогащает детскую деятельность.

Интерес к экспериментированию с изобразительными материалами появляется у детей независимо от взрослых, без специальной организации этого процесса, но только при наличии этих материалов. Однако доизобразнтельная деятельность детей требует руководства со стороны педагога, иначе этот этап может затянуться надолго и стать неинтересным для детей. Поэтому основными задачами данного этапа являются: развитие у детей интереса к действиям с изобразительными материалами и необходимых движений руки, обучение тому, чтобы правильно держать кисть и карандаш и владеть другими изобразительными инструментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

Развитие движений у детей второго года жизни в условиях двигательной депривации.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности....

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

«Взаимодействие разных видов художественной деятельности при создании сказочных образов , как средство развития творчества детей пятого года жизни».

1.  Особенности  творческой изобразительной деятельности детей 5 года жизнии ее развитие. Виды изобразительной деятельности.2. Особенности влияния взаимодействия разных видов изобразительной...

Игровое занятие «Осень» для детей 2-го года жизни Конспект игрового занятия для детей второго года жизни, тема: «Осень»

Цели: Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ». Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого. Формиров...

Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни

Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни...