Развитие детских способностей к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа
опыты и эксперименты по рисованию (средняя группа) на тему

Samoilik50

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9

 

 

Тема:  Развитие детских способностей  к восприятию художественного произведения  и  самостоятельному созданию выразительного образа

 

Автор опыта    Емельянова Ольга Александровна,    воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9,     педагогический стаж 30 лет                                                                                             

 

 

         На протяжении всех лет работы в дошкольном учреждении во мне сформировалось четкое убеждение, что художественная деятельность дошкольника – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста.  Художественная деятельность – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

         С выходом в свет программы художественного воспитания детей «Цветные ладошки»   автора Ирины Александровны Лыковой для нас, педагогов – дошкольников,  открылась возможность новых подходов к художественно-творческому развитию ребенка. В Программе гармонично сочетаются классика и современность,  традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.  Лепка, аппликация и рисование выступают как единое творческое пространство  с общими темами и образами. Учебно-воспитательный процесс на всех ступенях дошкольного детства запланирован с учетом принципа преемственности. Автор представила новый подход к художественно-творческому развитию детей, необычные, нетрадиционные, новаторские методики для организации рукотворной деятельности, которые доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Шаг за шагом, от простого к  сложному дети совершенствуют свои навыки, с радостью и удивлением открывают для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

         Чем разнообразнее детское  художественное  творчество, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

         Работая по программе «Цветные ладошки» я по-новому строю свои отношения с детьми: соавторство, содружество, не обучаемый и обучающий, а равноправные партнеры.

         Начала я работать по программе И.А.Лыковой, когда мои воспитанники были еще в 1 младшей группе. В этом возрасте мы формировали способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем  виде игрушек, предметов посуды, одежды, малых форм. Начинали знакомство  с народной игрушкой для развития условно-обобщенных художественных образов, учились находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Очень интересным и эффективным методом работы оказался метод наблюдения за художественной деятельностью  воспитателя.  Дети,  наблюдая за процессом  создания образов воспитателем, особенно если этот процесс сопровождался приговорками, прибаутками, потешками, сказками, с удовольствием брали в руки карандаш или пластилин и пытались стать соавторами.  Особенно хорош этот прием для индивидуальной работы с детьми с высокой двигательной  активностью.

         Привлекателен для детей всех возрастов и  метод нетрадиционного рисования. В моем сознании долго боролись противоречия, связанные с заложенным в нас еще в студенческие годы  строгом представлении об обучении детей рисованию. Но практика показывала, что невозможно научить всех детей одинаково изображать требуемый предмет или образ.   Важно в начале дошкольного детства вызвать интерес у ребенка к изобразительной деятельности, сформировать в нем представление о предмете, научить видеть след, оставленный на бумаге карандашом или фломастером, правильно держать карандаш, знать назначение красок и кисти, научить правилам пользования ими, видеть границы листа бумаги и контуры силуэта при раскрашивании и другие основы изобразительного творчества.

         Так вот нетрадиционные способы изобразительной деятельности  – это рисование пальчиками, кляксография, отпечатки ладошек на глине и тесте, обрывная аппликация и др.   – способствовали вовлечению всех воспитанников в творческий процесс и раскрепощению детей,  у которых слабо развиты творческие способности.

         Например, Стрюк Катя, девочка со сложным характером и взрывная в случаях собственных неудач,  в 4 года совершенно изменила свое отношение к рисованию после изображения  пальчиками пушистого крольчонка, которого я приносила в детский сад для предварительной работы. Привлекательный способ рисования помог в определенный момент раскрыть в ребенке  стремление изобразить что-либо,  видеть   и гордиться результатом собственного труда. 

         С изменением возраста детей усложнялись задачи   и прогрессировала тематика работы по изобразительной деятельности.  Все больше заданий автор программы предлагает для самостоятельного выбора художественных образов, замыслов, передачи собственных впечатлений об окружающем мире. Дети все чаще рисуют по представлению с передачей движений. Такие усложнения легко преодолимы,  так как программой предусмотрена единая тематика для двух-трех видов изобразительного творчества. Например, тема «Качели-карусели» для подготовительной группы  обозначена сначала для лепки с целью тактильного и предметного контакта с изображаемыми формами, а затем в рисовании, когда ребенок уже имеет практическое представление о поставленной задаче.

         Различные темы с усложняющимися программными задачами помогают совершенствовать способности детей, не утомляя их своим однообразием. Например, темы рисования фигуры человека. По этим рисункам прослеживается повышение уровня способностей ребенка в рисовании человека.

         Очень интересны  работы, по результатам которых дети сами дают названия изображениям. Сначала ребенок нарисовал рисунок нетрадиционным способом, а затем определил,  на что это похоже и оформил дополнительными элементами.

          Большое значение имеет индивидуальная работа с детьми и работа подгруппами. Это способствует более глубокому развитию способностей преуспевающих детей и привлечению к изобразительной деятельности детей с невысоким творческим потенциалом.  Хорошей практикой  в нашей группе стало объединение работ вне занятий в тематические альбомы. У всех детей появляется цель и стремление непременно видеть свою работу в общем альбоме, который потом увидят все родители.

         Одним из условий воспитания эстетического отношения и художественно-творческих способностей  является правильно организованная  эстетическая предметно-развивающая среда. Чтобы «напитать детей красотой»,  они  должны видеть красоту в окружающей обстановке детского сада. Начиная с прихода в детский сад, дети общаются  с самым великим художником - природой. На территории детского сада  много разнообразных деревьев, клумб, цветников, красоту которых мы с детьми с удовольствием наблюдаем и описываем.  Все педагоги украшают участки, чтобы там царила атмосфера детства, красоты и гармонии.

         На протяжении всех лет дошкольного детства непременным требованием к себе  и моей работе  является создание условий для самостоятельной художественной деятельности  детей. Для этого стараюсь должным образом оформить уголок для художественного творчества. Наличие раскрасок, листов для рисования в свободном доступе, всегда готовые к рисованию карандаши и краски, беспрепятственный доступ к рассматриванию всевозможных изданий по изобразительной деятельности. Здесь дети знакомятся   с творчеством художников, художников-иллюстраторов детской книги, экспериментируют с различными изобразительными материалами и техниками.

         Также немаловажна роль родителей в развитии детского творчества. В тематику наших родительских  собраний были включены беседы о способах организации домашней художественной мастерской, о необходимости и грамотности приобретения материалов для детской изобразительной деятельности, проведены мастер-классы по созданию творческих  работ из бросовых материалов, что особенно понравилось родителям. Многие мамы для себя сделали открытие и были удивлены простоте и доступности создания чудесных поделок. В продолжение темы таких родительских собраний были организованы выставки  «Вместе с мамой», «Нарядная елка своими руками», «Сюрприз для мамы». Такие методы работы сближают родителей, детей и педагогов и решают одну из насущных  проблем современного общества – дефицит общения родителей с детьми.

         Результатом направления своей работы считаю наиболее эффективное познание детьми действительности,  развитие  наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, в творческом процессе у дошкольников  вырабатываются навыки анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе изобразительной деятельности дети представляют результат своей работы, учатся оперировать понятиями, рассуждать, делать выводы. Их словарный запас обогащается. Развивается восприятие, память, воображение. В изодеятельности дети учатся находить цветовые сочетания, добиваться сходства изображения предмета, дети получают удовлетворение, возникают положительные эмоции. У детей формируется эстетический вкус, основы художественной культуры.

         Я желаю всем успехов в нашей непростой и в то же время интересной  и всегда молодой работе, талантливых воспитанников и  понимающих Вас родителей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9

Тема:  Развитие детских способностей                                                                            к восприятию художественного произведения                                                              и самостоятельному созданию выразительного образа

Автор опыта                                                Емельянова Ольга Александровна,    воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9,                     педагогический стаж 30 лет                                                                                              

Поселок Первомайский                                                                                             Кущевский район                                                                                               Краснодарский край

2014 год

        На протяжении всех лет работы в дошкольном учреждении во мне сформировалось четкое убеждение, что художественная деятельность дошкольника – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста.  Художественная деятельность – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

        С выходом в свет программы художественного воспитания детей «Цветные ладошки»   автора Ирины Александровны Лыковой для нас, педагогов – дошкольников,  открылась возможность новых подходов к художественно-творческому развитию ребенка. В Программе гармонично сочетаются классика и современность,  традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.  Лепка, аппликация и рисование выступают как единое творческое пространство  с общими темами и образами. Учебно-воспитательный процесс на всех ступенях дошкольного детства запланирован с учетом принципа преемственности. Автор представила новый подход к художественно-творческому развитию детей, необычные, нетрадиционные, новаторские методики для организации рукотворной деятельности, которые доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Шаг за шагом, от простого к  сложному дети совершенствуют свои навыки, с радостью и удивлением открывают для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

        Чем разнообразнее детское  художественное  творчество, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

        Работая по программе «Цветные ладошки» я по-новому строю свои отношения с детьми: соавторство, содружество, не обучаемый и обучающий, а равноправные партнеры.

        Начала я работать по программе И.А.Лыковой, когда мои воспитанники были еще в 1 младшей группе. В этом возрасте мы формировали способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем  виде игрушек, предметов посуды, одежды, малых форм. Начинали знакомство  с народной игрушкой для развития условно-обобщенных художественных образов, учились находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Очень интересным и эффективным методом работы оказался метод наблюдения за художественной деятельностью  воспитателя.  Дети,  наблюдая за процессом  создания образов воспитателем, особенно если этот процесс сопровождался приговорками, прибаутками, потешками, сказками, с удовольствием брали в руки карандаш или пластилин и пытались стать соавторами.  Особенно хорош этот прием для индивидуальной работы с детьми с высокой двигательной  активностью.

        Привлекателен для детей всех возрастов и  метод нетрадиционного рисования. В моем сознании долго боролись противоречия, связанные с заложенным в нас еще в студенческие годы  строгом представлении об обучении детей рисованию. Но практика показывала, что невозможно научить всех детей одинаково изображать требуемый предмет или образ.   Важно в начале дошкольного детства вызвать интерес у ребенка к изобразительной деятельности, сформировать в нем представление о предмете, научить видеть след, оставленный на бумаге карандашом или фломастером, правильно держать карандаш, знать назначение красок и кисти, научить правилам пользования ими, видеть границы листа бумаги и контуры силуэта при раскрашивании и другие основы изобразительного творчества.

        Так вот нетрадиционные способы изобразительной деятельности  – это рисование пальчиками, кляксография, отпечатки ладошек на глине и тесте, обрывная аппликация и др.   – способствовали вовлечению всех воспитанников в творческий процесс и раскрепощению детей,  у которых слабо развиты творческие способности.

        Например, Стрюк Катя, девочка со сложным характером и взрывная в случаях собственных неудач,  в 4 года совершенно изменила свое отношение к рисованию после изображения  пальчиками пушистого крольчонка, которого я приносила в детский сад для предварительной работы. Привлекательный способ рисования помог в определенный момент раскрыть в ребенке  стремление изобразить что-либо,  видеть   и гордиться результатом собственного труда.  

        С изменением возраста детей усложнялись задачи   и прогрессировала тематика работы по изобразительной деятельности.  Все больше заданий автор программы предлагает для самостоятельного выбора художественных образов, замыслов, передачи собственных впечатлений об окружающем мире. Дети все чаще рисуют по представлению с передачей движений. Такие усложнения легко преодолимы,  так как программой предусмотрена единая тематика для двух-трех видов изобразительного творчества. Например, тема «Качели-карусели» для подготовительной группы  обозначена сначала для лепки с целью тактильного и предметного контакта с изображаемыми формами, а затем в рисовании, когда ребенок уже имеет практическое представление о поставленной задаче.

        Различные темы с усложняющимися программными задачами помогают совершенствовать способности детей, не утомляя их своим однообразием. Например, темы рисования фигуры человека. По этим рисункам прослеживается повышение уровня способностей ребенка в рисовании человека.

        Очень интересны  работы, по результатам которых дети сами дают названия изображениям. Сначала ребенок нарисовал рисунок нетрадиционным способом, а затем определил,  на что это похоже и оформил дополнительными элементами.

           Большое значение имеет индивидуальная работа с детьми и работа подгруппами. Это способствует более глубокому развитию способностей преуспевающих детей и привлечению к изобразительной деятельности детей с невысоким творческим потенциалом.  Хорошей практикой  в нашей группе стало объединение работ вне занятий в тематические альбомы. У всех детей появляется цель и стремление непременно видеть свою работу в общем альбоме, который потом увидят все родители.

            Одним из условий воспитания эстетического отношения и художественно-творческих способностей  является правильно организованная  эстетическая предметно-развивающая среда. Чтобы «напитать детей красотой»,  они  должны видеть красоту в окружающей обстановке детского сада. Начиная с прихода в детский сад, дети общаются  с самым великим художником - природой. На территории детского сада  много разнообразных деревьев, клумб, цветников, красоту которых мы с детьми с удовольствием наблюдаем и описываем.  Все педагоги украшают участки, чтобы там царила атмосфера детства, красоты и гармонии.

        На протяжении всех лет дошкольного детства непременным требованием к себе  и моей работе  является создание условий для самостоятельной художественной деятельности  детей. Для этого стараюсь должным образом оформить уголок для художественного творчества. Наличие раскрасок, листов для рисования в свободном доступе, всегда готовые к рисованию карандаши и краски, беспрепятственный доступ к рассматриванию всевозможных изданий по изобразительной деятельности. Здесь дети знакомятся   с творчеством художников, художников-иллюстраторов детской книги, экспериментируют с различными изобразительными материалами и техниками.

        Также немаловажна роль родителей в развитии детского творчества. В тематику наших родительских  собраний были включены беседы о способах организации домашней художественной мастерской, о необходимости и грамотности приобретения материалов для детской изобразительной деятельности, проведены мастер-классы по созданию творческих  работ из бросовых материалов, что особенно понравилось родителям. Многие мамы для себя сделали открытие и были удивлены простоте и доступности создания чудесных поделок. В продолжение темы таких родительских собраний были организованы выставки  «Вместе с мамой», «Нарядная елка своими руками», «Сюрприз для мамы». Такие методы работы сближают родителей, детей и педагогов и решают одну из насущных  проблем современного общества – дефицит общения родителей с детьми.

        Результатом направления своей работы считаю наиболее эффективное познание детьми действительности,  развитие  наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, в творческом процессе у дошкольников  вырабатываются навыки анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе изобразительной деятельности дети представляют результат своей работы, учатся оперировать понятиями, рассуждать, делать выводы. Их словарный запас обогащается. Развивается восприятие, память, воображение. В изодеятельности дети учатся находить цветовые сочетания, добиваться сходства изображения предмета, дети получают удовлетворение, возникают положительные эмоции. У детей формируется эстетический вкус, основы художественной культуры.

        Я желаю всем успехов в нашей непростой и в то же время интересной  и всегда молодой работе, талантливых воспитанников и  понимающих Вас родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых приемов в создании выразительных образов в рисунках младших дошкольников

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.Игровая деятельность ребенка всегда есть об...

Обучение детей трёх лет созданию выразительных образов посредством использования нескольких художественных техник

В данной статье рассмотрены вопросы развития у детей трёх лет интереса к созданию выразительных художественных образов, обучения детей приёмам различных художественных техник, формирования уверенности...

Тема: "Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателя и детей". "Курочка ряба"

Тема: "Создание выразительного образа в совместной деятельностивоспитателя и детей". "Курочка ряба"...

СОЗДАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА

ОГЛАВЛЕНИЕ:ВВЕДЕНИЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО СВ...

Статья "Создание выразительного образа в процессе обучения техникам живописи детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается проблема: создание выразительных образов в рисунках старших дошкольников средствами  техник живописи...

Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками.

Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками....

Развитие читательских интересов и восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста по произведениям Н.Н. Носова

laquo;Николай Николаевич Носов»Николай Николаевич Носов (1908—1976, русский киносценарист, драматург, прозаик, лауреат Сталинской премии третьей степени. 100-летний юбилей...