Статья "Создание выразительного образа в процессе обучения техникам живописи детей старшего дошкольного возраста"
статья по рисованию (старшая группа)

Хлюстова Олеся Евгеньевна

 В статье рассматривается проблема: создание выразительных образов в рисунках старших дошкольников средствами  техник живописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание выразительного образа в процессе обучения техникам живописи детей старшего дошкольного возраста»

                                           Хлюстова Олеся Евгеньевна

                                          Воспитатель МКДОУ№28

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач   педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Дети знакомятся с произведениями искусства и со средствами художественной выразительности у них развиваются чувства цвета и ритма, воспитывается образное восприятие и отражение мира в изобразительной деятельности.

Большинство исследователей считают, что одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого, отмечают, что зависимость между развитием детей и руководством со стороны взрослых видна явно и в полной мере. Где работает талантливый педагог, там всегда появляются одаренные дети.

Однако анализ процесса детского художественного творчества показывает, что для создания образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме.Б.М.Неменский,Т.Я. Шпикалова Т.С. Комарова рассматривает один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении технике живописи. Они пишут, что нужно познакомить детей разным техникам рисования, чтобы они могли свободно ими распоряжаться, наиболее полно выражать в своём творчестве впечатления об окружающей жизни.

Понимать роль художественных техник в детском творчестве следует широко, включая сюда технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов (бумаги, акварели, гуаши, акрила, и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Сегодня есть выбор вариантов художественного образования, это программы «От рождения до школы», «Детство», «Успех», программы Б. М. Неменского, В.С.Кузина, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Костерина, интегрированный курс Т.Я. Шпикаловой  и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов.

В ДОУ наряду с традиционными техниками, все чаще используются нетрадиционные техники рисования. Эта деятельность не совсем способствует обогащению художественного опыта, лишь позволяет ему самостоятельно решать часть творческих задач, ребёнок привыкает применять штампы, а это обедняет творческий процесс, результат которого может стать шаблонным, лишит детский рисунок индивидуальности и  выразительности.

  Актуальность заявленной темы определяется тем, что необходимо вводить новые виды деятельности (техники живописи с применением классических и новых художественных инструментов), способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

Кисть как главный инструмент художника позволит совершенствовать технику рисунка, найти новые, грамотные, совершенные (с позиции теории изобразительного искусства) живописные приёмы. Одними из таких техник являются: аля-прима, смешанные техники, пуантилизм, приёмы китайской живописи, сухая кисть, которые стимулируют детей к творчеству, формируют художественный вкус, технически и эстетически обогащают творческий опыт.

 Инновационнастью продукта  является использование разных техник живописи для повышения выразительности детских рисунков. Названные техники эффективно используются  для создания выразительных образов, развитие детского восприятия, воображения, творчества и для проявления детской одаренности в рисовании.

В связи с этим были выдвинуты следующие положения:

Объект исследования: обучение живописи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс создания выразительных образов в рисунках старших дошкольников средствами техник живописи.  

 Цель исследования: изучение теоретических основ обучения техникам живописи и определение их влияния на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

 

Для достижения   цели исследования были поставлены следующие задачи:

1.        Изучить методические и психолого-педагогические подходы к обучению      рисованию старших дошкольников;

2.        Изучить вопросы проявления выразительности, индивидуальности в рисунках детей старшего дошкольного возраста;

3.        Выявить уровень представления детей о техниках и приёмах живописи и умений  использования их в творческой работе;

4.        Выявить качественные показатели детских работ;

5.        Разработать и апробировать педагогические приёмы овладения техниками живописи и в процессе создания выразительных образов в рисунках старших дошкольников;

6.        Выявить эффективность проведённой работы.

                  Гипотеза: таким образом,  ознакомление в процессе обучения рисованию с разными техниками живописи позволит детям старшего дошкольного возраста создавать выразительные образы, при условиях, если соблюдать:

•        последовательное и системное ознакомление с новыми  техниками и приёмами живописи;

•        использование различных методов и приемов, обеспечивающих активизацию интереса к искусству, собственной детской творческой деятельности;

•        обогащение эстетического и познавательного опыта детей в процессе приобщения к искусству;

•        осуществление взаимосвязи развития эстетического восприятия и художественной деятельности (за счет сочетания ознакомления с искусством живописи и собственно творческой деятельности детей).  

 Исследование проводилось на базе ДОУ детский сад № 28 Тосненского района Ленинградской области в старшей группе. В эксперименте принимали участие 10 воспитанников в возрасте 5-6 лет.

Методы исследования:

1.Анкетирование воспитателей

Цель: выявить представления о проблеме   выявить отношение педагогов к проблеме ознакомления с разнообразием техник живописи в процессе обучения рисованию старших дошкольников  . Анализируя анкеты, предложенные педагогам видно, что отношение к проблеме ознакомления с разнообразием техник  живописи в большей мере должно проходить, как ознакомление с нетрадиционными техниками рисования (70%), только (30%) отметили – необходимость совершенствования навыков работы с помощью инструментов.

         

2.Анализ предметно-пространственной среды в группе

Цель: выявление ориентированности предметно-пространственной среды на активизацию художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения художественно-продуктивной деятельности

При анализе развивающей предметно-пространственной  среды группы фиксировалось:

- организация развивающей предметно- пространственной среды, способствующей х стимулированию художественно-творческого развития дошкольников;

- наличие  материалов, способствующих художественно-творческому экспериментированию дошкольников в процессе приобщения художественно-продуктивной деятельности;

- создание условий для самостоятельной деятельности детей с разнообразным материалом (содержание материалов, форма их организации, эстетичность).

 

3.Анализ продуктов детского творчества.

Диагностика на исследование степени сформированности представлений о техниках живописи и умении применять их в работе

  Диагностика 2 на выявление  умений  дошкольников использовать  техники  рисования, было предложено дидактическое задание, где была поставлена задача – нарисовать картинку на свободную тему в любой технике.

 . Диагностика 3

Для выявления сенсорного опыта детей экспериментальной группы на выявление особенностей освоения эталонов цвета, умений различать некоторые оттенки, соотносить цвет с типичной окраской предметов.

  Диагностика 4

на выявление особенностей восприятия детьми геометрической формы, освоения эталонов.

  Для решения поставленных задач разработан цикл занятий   кружка «Волшебная кисть»  по ознакомлению детей с техниками аля-прима, смешанные техники, пуантилизм, приёмы китайской живописи и сухая кисть ,занятия проводились во второй половине дня

 На контрольном этапе применялись те же методы исследования, что и на констатирующем

 Контрольный этап показал 100% уровень успеваемости

 Теоретическая значимость исследования определяется в том, что его результаты позволяют выявить  доступные овладению дошкольниками художественные техники, раскрыть  зависимость между выразительным образом и техникой его исполнения, разработать  педагогические условия формирования выразительного образа средствами живописных  техник.

Практическая значимость   результаты проведенного исследования  могут быть использованы при  диагностике  и   в массовой практике дошкольного образования, в детских изостудиях, специалистами начальной школы

   Для успешной  реализации работы по освоению живописных техник педагогу практику необходимо соблюдать следующие условия:

 •        последовательного и системного ознакомления с новыми  техниками и приёмами живописи;

•        использования  различных методов и приемов, обеспечивающих активизацию интереса к искусству, собственной детской творческой деятельности;

•        обогащения  эстетического и познавательного опыта детей в процессе приобщения к искусству;

•        осуществления  взаимосвязи развития эстетического восприятия и художественной деятельности (за счет сочетания ознакомления с искусством живописи и собственно творческой деятельности детей).

Это позволит выявить  сформировать умения у дошкольников применять  художественные техники, раскрыть  зависимость между выразительным образом и техникой его исполнения,  

 Заключение

   Обучение новым техникам рисования является важным условием развития детского изобразительного творчества, так как способствуют развитию креативных способностей, творческому поиску,  воображению. Знакомство с разными художественными техниками живописи, освоение несложных художественных приёмов создало атмосферу непринужденности, открытости, развитию инициативы, самостоятельности способствовало всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

 Новые виды техник живописи  аля-прима, смешанные техники, пуантилизм, приёмы китайской живописи, сухая кисть,  способствуют  стимулированию собственного творчества ребенка.  Названные техники эффективно используются  для создания выразительных образов, развитие детского восприятия, воображения, творчества и для проявления детской одаренности в рисовании.

 Таким образом,  гипотеза, что ознакомление в процессе обучения рисованию с разными техниками живописи позволит детям старшего дошкольного возраста создавать выразительные образы подтвердилась

Техники живописи являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1)        Бабаева П. И.  , А. Г. Гогоберидзе З. А. Михайлова  и д.р.  Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.[Текст ] СПб.: издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011 - 592 с.

 2)         Веракса А.Н., Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. и д.р. ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЕЯ ДО ШКОЛЫ»[Текст].-М: «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2015 – 272 с.

3)         Канд. пед. наук, доц. А. Н. Вербенец, канд. пед. наук, доц. Н. А. Вершинина, канд. пед. наук, доц О. В. Горбова Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста[Текст] – СПб.:  Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006

 4)        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.[] – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 334с.

5)        Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности[Текст] – М.: Издательство «Академия», 2000. – 344 с.

 6)        Комарова Т. С.  «Детское художественное творчество».[Текст] – М., 2005. – 119с.

7)        КомароваТ.С Развитие художественных способностей дошкольников.[]

8)        . В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов». Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981.-308с

9)        Н. П. Костерин «Учебное рисование». Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. Текст - М.: Просвещение, 1980-.334с

10)         .Кузин В. С. «Изобразительное искусство 1-4 класс»Текст - М.: Издательство «Дрофа», -2011.-456с

11)        Мухина В. С. «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта»Текст. – М., 2001. – 240с.

19)        Неменская Л. А.  «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». под ред. Неменского Б. М. - М.; Издательство «Просвещение», 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых психотерапевтических техник в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Игровая терапия. Что же это за метод? И почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов работающих с детьми? Всё дело в том, что игра для ребёнка - е...

Слайдовая презентация «Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неизвестные,...

Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология,...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВИ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...