Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию и развитию речи "Четыре художника"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Плоцких Лариса Львовна

Интегрированная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста, направленная на развитие восприятия красоты природы в любое время года и отражения своих впечатлений в речевом и изобразительном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od_v_starshey_gruppe_chetyre_hudozhnika.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №12

КОНСПЕКТ 

интегрированной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию и развитию речи

в старшей группе

Елец – 2015 г.

Задачи:

  1. Образовательные:

- Учить детей передавать в рисунке характерные особенности березки: белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветви;

-  Углублять знания  детей  о  колорите  зимы, весны, осени, лета  в разную погоду, полученные в процессе наблюдений природы и рассматривания пейзажей;

- Закреплять композиционные умения детей, совершенствовать приемы изображения листвы  известными способами: примакиванием,  вертикальными мазками полусухой жесткой кистью;

- Обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами, образными словами и выражениями.

  1. Развивающие:

- Развивать у детей  воображение, художественный  вкус,  умение видеть средства художественной выразительности, передавать красоту пейзажа через сочетание разных красок в рисунке;

- Совершенствовать интонационную выразительность речи при чтении наизусть произведений русских поэтов о природе;

  1. Воспитательные:
  1. Вызвать у детей эмоциональный отклик от восприятия красоты русской природы;
  2. Воспитывать умение чувствовать состояние природы и передавать его в собственном творчестве.

Материал:   Проектор, экран, презентация  «Четыре времени  года – четыре художника», аудиозаписи (П.И. Чайковский «Апрель. Подснежник», «Февраль. Масленица», «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года», А. Вивальди «Лето»);  у воспитателя схема изображения ветвей березы, акварельные краски, мягкая кисть; у детей тонированные  листы бумаги (линия горизонта разделяет  землю и небо, окрашенные по разному   в  зависимости  от  времени  года,  погоды и части суток), белая  гуашь,  акварельные краски, мягкие и щетинные кисти, салфетки для снятия лишней краски.

Предварительная  работа:  рассматривание  картин   русских  художников-пейзажистов (И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов,  А.К. Саврасов и др.), наблюдения  за  сезонными изменениями  в  природе,  рисование деревьев разными способами, дидактическая  игра «Собери пейзаж»,  чтение  и  заучивание  стихов  о разных временах года.

Ход ОД:

Воспитатель собирает вокруг себя детей:

- Дети,  посмотрите,  в  наш  детский сад пришло письмо. На конверте адрес: «Детям старшей группы». Значит, это вам. Давайте откроем конверт и узнаем, что же в нем такое.

Воспитатель вынимает и читает письмо:

- Здравствуйте, дети! В этом письме загадка от  четырех художников. Послушайте и отгадайте.

(Воспитатель читает загадку и демонстрирует первые кадры презентации в соответствии с текстом)

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд ОДИН.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога. (Слайд №1 «Зима»)

У ВТОРОГО - синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава. (Слайд №2 «Весна»)

На картине ТРЕТЬЕГО

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака. (Слайд №3 «Лето»)

А ЧЕТВЕРТЫЙ золотом

Расписал сады

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам! (Слайд №4 «Осень»)

Воспитатель: Что же это за художники?

Дети отгадывают: Это зима, весна, лето и осень.

Воспитатель: В каждом времени года своя прелесть, своя красота, свои краски. Поглядите!

Демонстрируется презентация «Четыре времени года – четыре художника», сопровождаемая музыкальным оформлением.

Слайды № 5-8 с зимними пейзажами русских художников (И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», И.И. Шишкин «Зима», К.А. Коровин «Зимой», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»).

Воспитатель:

- Какое время года на этих картинах? Как вы догадались? (ответы детей)

- Какие цвета выбраны художниками для зимнего пейзажа?

- Вы обратили внимание на различные оттенки снега на картинах? Каким бывает снег в разное время суток? (Утром розовый, голубоватый, днем  от солнечных лучей желтоватый, ночью синеватый, сиреневый)

- Какие деревья вы узнали на этих картинах? (ответы детей)

Слайды № 9-12 с весенними пейзажами (И.И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода», А.А. Рылов «Свежий ветер», К.Ф. Юон «Майское утро»)

Воспитатель:

- А на этих картинах какое время года? Расскажите, как вы догадались? (ответы детей)

- Какие краски у весеннего пейзажа?

- С чем можно сравнить весеннее небо? А березку в зеленом уборе? А свежую весеннюю травку? (дети придумывают сравнения)

- Какое настроение у вас вызывают весенние картины? (ответы детей)

Слайды №12-15 с летними пейзажами (А.К. Саврасов «Радуга», И.И. Шишкин «Рожь», В. Поленов «Московский дворик»).

- Вы узнали это время года? Объясните.

- Какая погода на этих картинах? (ответы детей)

- Какие цвета взяли художники, чтобы нарисовать летние картины? (ответы детей)

- Что вам хочется при взгляде на эти картины? (петь, кружиться, бегать, любоваться цветами, радугой, радоваться, смеяться).

Слайды № 16-19 с осенними пейзажами (И.И. Левитан «Золотая осень», «Осень. Усадьба», «Октябрь» Е.Е. Волкова,  И.С. Остроухова «В Абрамцевском парке»)

- О каком времени года вам рассказали эти пейзажи? (осень)

- Какие настроение у вас они вызывают? (ответы детей)

- А какая музыка звучала, когда мы рассматривали осенние пейзажи? Как о ней можно сказать, какая она по характеру? (нежная, плавная, грустная, красивая).

- Мы с вами знаем тайну цвета. Цвет может быть теплым и холодным. Теплый цвет – как солнечный лучик, который прикоснулся к вам, холодный – как льдинка. Каких цветов больше на осенних картинах? Назовите их.

Воспитатель:  Глядя  на  такие прекрасные пейзажи, мы можем  сказать,  что  в  каждом  времени  года есть своя прелесть. Это замечают не только художники, но и композиторы,  поэты.  Давайте вспомним стихи о разных временах года.

Дети   читают   стихи  (3-4 стихотворения о природе, например: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье!...»,  И. Бунин «Лес, точно терем расписной…», И. Суриков «Зима», А.С. Пушкин «Под голубыми небесами…», А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…», А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой», и др. ).

Воспитатель: Четыре художника: зима,  весна,  лето и  осень неспроста прислали вам этот подарок. Они приглашают вас в свою мастерскую.  Здесь  вы можете изобразить свое любимое время года. Что бы вы хотели нарисовать? (2-3 ответа).

Воспитатель: Да, все это вы умеете рисовать. А сегодня я хочу  научить  вас  изображать  еще  одно дерево. Отгадайте о нем загадку.

Русская красавица стоит на поляне

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

- Как  названа  березка  в  загадке? Что  же  у  нее  за  зеленая кофточка? А что это за белый сарафан? (дети отвечают).

- Посмотрите,  как  нужно  рисовать  березку.  Ствол (он уже нарисован) мы рисуем, как обычно у многих деревьев. Расскажите, как? (ответы детей). Ствол мы рисуем белой гуашью. Пока он  будет сохнуть,  мы  кончиком  кисточки  нарисуем  ветви. Они  у березки тонкие,  гибкие,  изогнутые. Как и у других деревьев, ветви от ствола растут  вверх,  потом  закругляются  и опускаются вниз. Посмотрите  еще раз: вверх, закругляем и вниз. Затем концом кисти рисуем более тонкие ветви.

Воспитатель  сопровождает  слова показом способа изображения, затем вызывает одного – двух детей для показа.

- Пока  рисовали ветви, ствол  высох. Наносим  на него черточки концом кисти справа и слева. Листья у березы  можно  нарисовать по-разному: примакиванием,  тычками  полусухой  кистью. Сегодня мы нарисуем их примакиванием  концом  кисти.  Цвет  вы выберете в зависимости от времени года.  

- А  теперь  добро пожаловать в мастерскую четырех художников -  четырех времен года. Каждый  художник  приготовил  для вас кусочек своего времени года. Обратите внимание на  цвет  земли и неба, подумайте, какому времени  года  может  принадлежать этот цвет. Выбирайте, придумывайте, рисуйте.

Дети рассаживаются за столы и рисуют.  Во  время  рисования воспитатель напоминает, что земля изображена, как  широкая поверхность, значит на ней можно рисовать деревья в разных местах:  ближе  к  зрителю  и  дальше.  Воспитатель  предлагает  детям вспомнить  способы  рисования  кроны  деревьев  и  отразить  это в своих рисунках. Когда работа близится к концу, советует вносить в рисунок  дополнения,  которые  сделают  рисунок  более привлекательным.

Когда   работа   закончена,   воспитатель   выставляет   детские рисунки на стенд, предлагает  вместе  рассмотреть,   полюбоваться работами.

Воспитатель  хвалит  рисунки, в которые внесены интересные дополнения. В конце занятия он предлагает детям из их работ составить выставку о четырех временах года и пригласить на выставку всех четырех художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Мы - художники"

Закрепление, расширение представлений о портретном жанре...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей "Маленькие художники"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей с применением нетрадиционных техник рисования.Конспект непосредственно образовательной деяте...

ПЛАН – КОНСПЕКТ НОД по художественно-эстетическое развитию ( сюжетное рисование) Тема: « Профессия художник- иллюстратор»

Задачи:Закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией.  Обобщать и закреплять знания ...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе "Экскурсия в мастерскую художников"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе "Экскурсия в мастерскую художников"...

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему "Мы художники"

Конспект занятия по Рисованию "Мы художники»С использованием нетрадиционной техники рисования коктейльными трубочками ватными палочками....

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности «Мы художники»

Цель: Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства.      Задачи: познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных...