Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности «Мы художники»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства. 
     Задачи: познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений (монотипии, отпечатки).

Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

Обратить внимание детей на особенности цветовой гаммы осени (сочетании теплых и холодных тонов) создающих настроение радости и светлой грусти.

Развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционально откликаться на него, будить воображение, творческие способности. Побуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией золотой осени.

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое    развитие». 
Оборудование: фонограмма П.И.Чайковского «Осенняя песня»,  листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по необычной  стране, вы любите      путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Но сначала вы должны угадать, что это за необычная страна. А что бы узнать, куда мы направимся, посмотрите на эти картинки.
(на экране появляются слайды, на которых изображены картинки иголка, зонт, окно).

Воспитатель: Название страны спрятано в этих картинках.

Рассмотрите, что    здесь изображено?
Дети: иголка,      зонт, окно.
Воспитатель: Выделите первый звук из каждого слова и соедините их вместе. Что же за страна спряталась в этих картинках? 
Дети: может       это    «страна      ИЗО»?
Воспитатель: Конечно, страна называется «ИЗО». Может кто - то из вас знает, что обозначает слово «ИЗО»? Какие слова в нем спрятались?
Дети: изобразительное                  искусство.
Воспитатель: Да, дети, эта необычная страна называется «Страна изобразительного искусства», от слова изображать, что значит рисовать.

Ребята, а        легко          ли     стать художником?
Дети: нужно уметь       рисовать.
Воспитатель: А что бы научиться рисовать, нужно иметь талант, терпение, много разных предметов, а каких вы узнаете? Я сейчас буду загадывать загадки, а вы отгадки найдете на экране среди этих картинок.
(На экране появляется слайд с картинками: «карандаш», «цветные карандаши», «ластик», «мел», «кисточки», «кисть», «краски»)

1.Если ты его заточишь –
Нарисуешь все что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? (Карандаш)
 

2.Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки
Только выпустишь на волю –
Разукрасят чисто поле.
Где была пустота, там глядишь - красота! (Цветные карандаши)
 

3.Если ей работу дашь – зря трудился карандаш (ластик).
 

4.Белый камушек растаял, на доске следы оставил (мел).
 

5.Свою косичку без опаски она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке (кисть).
 

6.Разноцветные сестрицы заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
Что же это за сестрицы? (Краски) 
(Дети отгадывают загадки, указывая на картинки.)
 

Воспитатель: Ну, вот теперь вы знаете, что нужно для настоящего художника, можно отправляться в путь. Ну что, согласны отправиться в путешествие по стране ИЗО? Тогда в путь!
 

Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.


Воспитатель: Вот мы с вами и пришли, посмотрите, как здесь красиво!
В стране художников светит солнышко

Какое время года описано в стихотворении?

 

А какое сейчас время года?

Да, за окном у нас осень.

А какие осенние месяцы вы знаете?

 

В сентябре осень только начинается. Появляются первые жёлтые листочки на берёзах, клёны расцветают жёлтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень.

В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят – золотая.

А в ноябре листвы на деревьях  почти нет, идут частые холодные дожди, наступают морозы, выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.

 

У осени свои краски.

Какие краски золотой осени вы знаете? (пурпурный, красный, жёлтый, багряный).

А сейчас какая осень на улице? золотая осень

Правильно, сейчас середина осени – октябрь.

Чтение отрывка рассказа.

Послушайте отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Осень»:

 

«Для своей работы Художница-осень взяла самые яркие краски и прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

 

Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.

 

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.

 

Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.

 

Все деревья и даже кусты разукрасила. Осень по-своему, кого одела в желтый наряд, кого – в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

 

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе…»

Так осень описал писатель.

 

А сейчас я предлагаю послушать, как чувствует осень композитор.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня».

Какая это музыка? (мелодичная,  немножко грустная, плавная, печальная, дождливая, как осень).

Давайте с вами вспомним, как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте. (Варианты ответов: пейзажи.) 

- Художники наблюдают за изменениями природы, ее красотой, а потом отражают это в своих картинах. Главным учителем каждого художника является природа. Усердное изучение природы во всем многообразии ее форм – важное условие для человека, желающего стать художником. При помощи холста, кистей и красок художники воплощают в картинах всю красоту природы: зеленые луга, загадочный лес, быструю реку, багряную рощу, лазурное небо. В каждое свое творение художник вкладывает частичку себя, «оживляя» картины.

Вот мы сейчас и посмотрим некоторые картины написанные великими художниками.  («Золотая осень» ). Какой период осени изображен на этой картине? (Середина). Какие цвета использовал художник для написания этой картины? (Теплые, яркие, радостные, веселые.) А вот посмотрите другая картина известного художника Волкова. На ней тоже изображена осень. Чем она отличается от первой картины? (конец осени). Почему вы так думаете? Какие цвета использовал художник для написания этой картины? (холодные, грустные, мрачные, темные).

Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты и прощания. Скоро зима.

 

Физкультминутка под музыку И. Штрауса «Вальс»

Игра «Осенние листочки».

Мы листики осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели

И на землю снова сели

Ветер снова набежал

 И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Ребята, я вам предлагаю тоже стать художниками и нарисовать свои картины с изображением осени.

Способ рисования «Монотипия»

      Берем листы белой бумаги, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем листы. Листы располагаем на столе так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода – озеро, речка.

      Подбираем кисточки двух размеров и быстро рисуем деревья  в верхней части листа. Затем нижнюю часть листа смачиваем водой и быстро складываем лист пополам, чтобы небо с деревом «окунулось» в воду; раскладываем лист и … видим два дерева: одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается в воде, будто смотрит в воду.

 

Чтобы кисточка была послушна в ваших руках, нам необходимо размять наши пальчики, для этого выполним пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика «Деревья».

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.

Дает творческое задание: нарисовать «Деревья смотрят в озеро»

Тихо звучит спокойная музыка Э. Грига «Утро» из сюиты “Пер Гюнт”.

Рисуют пейзаж на тему «Деревья смотрят в озеро»

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые картины у вас получились.

Ребята, что мы сегодня с вами рисовали? (Пейзажи.)

Что мы можем сделать с этими картинами?

Оформляется выставка «Деревья смотрят в озеро»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности

«Мы художники»

Цель: Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства. 
     Задачи: познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений (монотипии, отпечатки).

Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

Обратить внимание детей на особенности цветовой гаммы осени (сочетании теплых и холодных тонов) создающих настроение радости и светлой грусти.

Развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционально откликаться на него, будить воображение, творческие способности. Побуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией золотой осени.

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое        развитие». 
Оборудование: фонограмма П.И.Чайковского «Осенняя песня»,  листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по необычной         стране, вы         любите        путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Но сначала вы должны угадать, что это за необычная страна. А что бы узнать, куда мы направимся, посмотрите на эти картинки.
(на экране появляются слайды, на которых изображены картинки иголка, зонт, окно).

Воспитатель: Название страны спрятано в этих картинках.

Рассмотрите,        что        здесь        изображено?
Дети: иголка,        зонт,        окно.
Воспитатель: Выделите первый звук из каждого слова и соедините их вместе. Что же за страна спряталась в этих картинках? 
Дети: может        это        «страна        ИЗО»?
Воспитатель: Конечно, страна называется «ИЗО». Может кто - то из вас знает, что обозначает слово «ИЗО»? Какие слова в нем спрятались?
Дети: изобразительное                искусство.
Воспитатель: Да, дети, эта необычная страна называется «Страна изобразительного искусства», от слова изображать, что значит рисовать.

Ребята,        а        легко                ли        стать        художником?
Дети: нужно уметь          рисовать.
Воспитатель: А что бы научиться рисовать, нужно иметь талант, терпение, много разных предметов, а каких вы узнаете? Я сейчас буду загадывать загадки, а вы отгадки найдете на экране среди этих картинок.
(На экране появляется слайд с картинками: «карандаш», «цветные карандаши», «ластик», «мел», «кисточки», «кисть», «краски»)

1.Если ты его заточишь –
Нарисуешь все что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? (Карандаш)

2.Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки
Только выпустишь на волю –
Разукрасят чисто поле.
Где была пустота, там глядишь - красота! (Цветные карандаши)

3.Если ей работу дашь – зря трудился карандаш (ластик).

4.Белый камушек растаял, на доске следы оставил (мел).

5.Свою косичку без опаски она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке (кисть).

6.Разноцветные сестрицы заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
Что же это за сестрицы? (Краски) 
(Дети отгадывают загадки, указывая на картинки.)

Воспитатель: Ну, вот теперь вы знаете, что нужно для настоящего художника, можно отправляться в путь. Ну что, согласны отправиться в путешествие по стране ИЗО? Тогда в путь!

Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.


Воспитатель: Вот мы с вами и пришли, посмотрите, как здесь красиво!
В стране художников светит солнышко

Какое время года описано в стихотворении?

А какое сейчас время года?

Да, за окном у нас осень.

А какие осенние месяцы вы знаете?

В сентябре осень только начинается. Появляются первые жёлтые листочки на берёзах, клёны расцветают жёлтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень.

В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят – золотая.

А в ноябре листвы на деревьях  почти нет, идут частые холодные дожди, наступают морозы, выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.

У осени свои краски.

Какие краски золотой осени вы знаете? (пурпурный, красный, жёлтый, багряный).

А сейчас какая осень на улице? золотая осень

Правильно, сейчас середина осени – октябрь.

Чтение отрывка рассказа.

Послушайте отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Осень»:

«Для своей работы Художница-осень взяла самые яркие краски и прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.

Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила. Осень по-своему, кого одела в желтый наряд, кого – в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе…»

Так осень описал писатель.

А сейчас я предлагаю послушать, как чувствует осень композитор.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня».

Какая это музыка? (мелодичная,  немножко грустная, плавная, печальная, дождливая, как осень).

Давайте с вами вспомним, как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте. (Варианты ответов: пейзажи.) 

- Художники наблюдают за изменениями природы, ее красотой, а потом отражают это в своих картинах. Главным учителем каждого художника является природа. Усердное изучение природы во всем многообразии ее форм – важное условие для человека, желающего стать художником. При помощи холста, кистей и красок художники воплощают в картинах всю красоту природы: зеленые луга, загадочный лес, быструю реку, багряную рощу, лазурное небо. В каждое свое творение художник вкладывает частичку себя, «оживляя» картины.

Вот мы сейчас и посмотрим некоторые картины написанные великими художниками.  («Золотая осень» ). Какой период осени изображен на этой картине? (Середина). Какие цвета использовал художник для написания этой картины? (Теплые, яркие, радостные, веселые.) А вот посмотрите другая картина известного художника Волкова. На ней тоже изображена осень. Чем она отличается от первой картины? (конец осени). Почему вы так думаете? Какие цвета использовал художник для написания этой картины? (холодные, грустные, мрачные, темные).

Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты и прощания. Скоро зима.

Физкультминутка под музыку И. Штрауса «Вальс»

Игра «Осенние листочки».

Мы листики осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели

И на землю снова сели

Ветер снова набежал

 И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Ребята, я вам предлагаю тоже стать художниками и нарисовать свои картины с изображением осени.

Способ рисования «Монотипия»

      Берем листы белой бумаги, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем листы. Листы располагаем на столе так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода – озеро, речка.

      Подбираем кисточки двух размеров и быстро рисуем деревья  в верхней части листа. Затем нижнюю часть листа смачиваем водой и быстро складываем лист пополам, чтобы небо с деревом «окунулось» в воду; раскладываем лист и … видим два дерева: одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается в воде, будто смотрит в воду.

Чтобы кисточка была послушна в ваших руках, нам необходимо размять наши пальчики, для этого выполним пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика «Деревья».

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.

Дает творческое задание: нарисовать «Деревья смотрят в озеро»

Тихо звучит спокойная музыка Э. Грига «Утро» из сюиты “Пер Гюнт”.

Рисуют пейзаж на тему «Деревья смотрят в озеро»

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые картины у вас получились.

Ребята, что мы сегодня с вами рисовали? (Пейзажи.)

Что мы можем сделать с этими картинами?

Оформляется выставка «Деревья смотрят в озеро»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОВЗ на тему "Дикие животные"

Технологическая карта НОД  по ОО "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие"в подготовительной к школе группе компенсирующ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в группе компенсирующей направленности (младшая группа) на тему « Ягоды»

Тема: «Виноград».Цель: развивать умение детей рисовать виноград.Образовательные задачи:Формировать интерес к рисованию;Расширять знания и представления детей об окружающем мире,...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Нетрадиционные техники рисования «Портрет Клоуна»

Пояснительная запискаТема: «Портрет Клоуна»Образовательная область: «Художественно –эстетическое развитие»Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направ...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности "Как одевались на Руси"

Знакомство с русской народной культурой через продуктивную деятельность-аппликацию нетрадиционным методом обрывания....

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему "Мы художники"

Конспект занятия по Рисованию "Мы художники»С использованием нетрадиционной техники рисования коктейльными трубочками ватными палочками....