программа по кружковой деятельности
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Ефименко Оксана Владимировна

программа "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, через нетрадиционные техники рисования" вторая младшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа50.24 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 32 города Каменск-Шахтинский

Программа

по изодеятельности, с использованием  нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе

«Волшебные ладошки»

Воспитатель МБДОУ

                                                                                                   детского сада № 32

                                                                                             Ефименко О.В.

2015 - 2016 у.г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  2. Цели и задачи…………………………………………………………….4:
  3. Режим занятий…………………………………………………………... 4
  4. Нетрадиционные художественные техники……………………………5
  5. Ожидаемый результат……………………………………………………5
  6. Форма, содержание занятий……………………………………………..6
  7. Диагностическое исследование на начало работы …………….8
  8. Мониторинг усвоения программного материала……………………….8
  9. Календарно – тематическое планирование……………………………...9
  10. Литература………………………………………………………………   16

                               

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

 Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок"

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Учитывая все это,  я решила организовать кружок «Волшебные ладошки». Занятия по программе направлены  на реализацию индивидуальных особенностей, развития творческих способностей у всех детей.

Цели и задачи

  Цель:

Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования.

   Задачи:

  Развивающие:

- Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;

-Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение.

- Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.

- Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

 Образовательные:

-  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.

- Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

Воспитательные:

- Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Режим занятий

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.

 Общее количество занятий в год -32.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года,

Количество детей 10 человек,

Время занятий 15 м.

Срок реализации: 1 год

Первый год- вторая младшая группа

        

Нетрадиционные художественные техники

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

Ожидаемый результат

Дети: Развитие интегративных качеств: сравнивают  предметы,  выделяя  их  особенности  в  художественно-изобразительных  целях; плавно  и  ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для  создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;

Форма, содержание занятий

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

 Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

 Методы работы:

Индивидуальный.

Групповой.

Наглядный.

 Формы работы:

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые.

И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Диагностическое исследование на начало работы

Тема занятия

Нетрадиционная

техника

Программное содержание

Оборудование

1

Диагностическое занятие

Грибочки

---------------

Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста

Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки.

Мониторинг усвоения программного материала

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

Ф.И.

Реб.

Техническ.навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоят.

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К

Н.

К.

Н

К.

Н.

К.

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н.- начало года

К.- конец года

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 32 города Каменск-Шахтинский

Календарно-тематическое планирование

Кружка «Волшебные ладошки»

Воспитатель: Ефименко О.В.

сентябрь

Тема занятия

 

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Набежала тучка озорная

Тампонирование

Познакомить с новой техникой рисования – тампонированием.

Учить аккуратно набирать краску.

Продолжать знакомить с цветом.

Развивать эстетический вкус.

- лист бумаги белого цвета;

-краска серого цвета в чашечке;

-тампон;

-салфетки.

2.

Мой любимый дождик

 

Рисование пальчиками

 

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой  - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

-заготовки тучки, сделанные на предыдущем занятии;

-краска синего цвета в мисочках;

-салфетки;

-зонтик для игры.

3.

Мухомор

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

- вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;

- гуашь белого цвета;

- чашечки;

- салфетки;

- иллюстрации мухоморов.

4.

Ежик

Рисование ладошкой

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами.

Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки.

Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

- листы бумаги белого цвета с силуэтом ежика;

- гуашь черного  цвета в чашечках;

- салфетки.

октябрь

5.

Наряды для наших кукол

Рисование пальчиками

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе.

- вырезанные из бумаги силуэты платьев;

- куклы;

- гуашь разноцветная в чашечках;

- салфетки.

6.

Компоты и варенье в баночках

 

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать

- вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;

- гуашь красного, синего и желтого  цвета в чашечках;

- салфетки;

- банки с вареньем;

- чайные ложки.

7.

Веточка рябины

Рисование пальчиками

Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

- листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;

- гуашь красного  цвета в чашечках;

- салфетки;

- иллюстрации рябины.

8.

Грибок

Рисование крупой

Познакомить с техникой рисования крупой.

Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

-листы бумаги белого цвета с силуэтом грибочка;

-кисти;

-клей ПВА;

-крупа манная;

-салфетки.

ноябрь

9.

Ласковый котенок

Рисование пальчиками

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку.

- листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;

- игрушка котенок;

- гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;

- салфетки.

10.

Звездочки на небе

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

- листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;

- гуашь желтого  цвета в чашечках;

- салфетки;

- иллюстрации с ночным звездным небом.

11.

Солнышко

Рисование крупой

Продолжать знакомить детей с техникой рисования крупой.

Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

-листы белого цвета с силуэтом солнышка;

-кисти;

-клей ПВА;

-крупа манная;

-салфетки.

12.

Щенок

Рисование методом тычка

Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

-листы белого цвета с силуэтом щенка;

-кисть с жестким ворсом;

- краска коричнего цвета;

-стаканы с водой

-салфетки.

декабрь

13.

Дед Мороз

 

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.

Развивать внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

- листы светло-голубого цвета;

- белая гуашь в плошках,

- салфетки.

14.

Дед Мороз (продолжение работы)

 

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вызывать у детей желание украсить наряд Деда Мороза.

 

- заготовки с бородой Деда Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия.

 

15.

В лесу родилась елочка.

Рисование методом тычка

Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

-листы белого цвета с силуэтом елочки;

-кисть с жестким ворсом;

- краска зеленого цвета;

-стаканы с водой

-салфетки.

16

Украсим елочку

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вызывать у детей желание украсить  елочку к новому году.

 

-заготовки елочки сделанные на предыдущем занятии;

-краски разных цветов в мисочках;

-салфетки.

январь

17.

Елочка-красавица

(коллективная работа)

Рисование ладошками

Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками.

Развивать внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

- лист ватмана;

- зеленая гуашь в плошке,

- салфетки.

 

18.

Зайка

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку

- листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;

- гуашь белого цвета;

- чашечки;

- салфетки.

 

19.

Снеговик

Тампонирование

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования  - тампонированием.

Учить аккуратно, набирать краску.

Продолжать знакомить с цветом.

Развивать эстетический вкус.

- лист бумаги синего цвета с силуэтом снеговика;

-краска синего цвета в чашечке;

-тампон;

-салфетки.

20.

Кто здесь прошел?

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

- лист бумаги белого цвета;

-краска синего цвета в чашечке;

-салфетки.

февраль

21.

Снегопад за окном

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке

- листы бумаги квадратной формы, синего цвета – «окна»;

- гуашь белого цвета;

- чашки для краски;

- салфетки.

 

22.

Веселые осьминожки (коллективная работа)

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

- лист ватмана голубого цвета – «море»;

- гуашь разноцветная в плошках;

- салфетки.

 

23.

Снежинка

Рисование крупой

Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

-лист бумаги с нарисованной снежинкой на каждого  ребенка синего цвета;

-клей ПВА;

-кисти;

-манная крупа.

 

24.

Петушок

Рисование ладошкой

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

-белый лист бумаги на каждого ребенка;

-мисочки с красками желтого, синего, красного, зеленого цветов.

 

март

25.

Веточка мимозы

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет.

- листы бумаги с веточками мимозы;

- гуашь желтого цвета;

- чашки для краски;

- салфетки.

 

26.

Бусы для куклы Кати

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.

- листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус;

- кукла Катя;

- гуашь разноцветная;

- чашечки для краски;

- салфетки.

 

27.

Цыпленок

Рисование методом тычка

Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

-белый лист бумаги с силуэтом цыпленка на каждого ребенка;

- каски желтого цвета

-кисти.

28.

Огонек невеличка

Тампонирование

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования – тампонированием.

Познакомить детей с положительными и отрицательными свойствами огня, правилами ОБЖ.

Учить аккуратно набирать краску.

Продолжать знакомить с цветом.

 

апрель

29.

Солнышко (коллективная работа)

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

- лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;

- гуашь жёлтого цвета в плошке;

- салфетки.

 

30.

Повисли с крыш сосульки льдинки

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки в определенной последовательности

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

-белый лист бумаги с силуэтами сосулек на каждого ребенка;

-мисочки с краской синего цвета;

-салфетки.

 

31.

Носит одуванчик желтый сарафанчик

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

- листы бумаги светло-зеленого цвета;

- гуашь желтого цвета в чашечках;

- салфетки.

 

32.

Солнечные цветы

Рисование методом тычка

Развивать умение детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

- листы бумаги светло-зеленого цвета;

- гуашь разных цветов в чашечках;

- салфетки.

май

33.

Салют

Рисование методом тычка

Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в  рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

-иллюстрации с изображением салюта;

- листы бумаги синего цвета;

- гуашь разных цветов в чашечках;

- салфетки.

34.

Золотая рыбка

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание помочь маме-рыбке.

- вырезанные из белой бумаги силуэты рыб;

- мама-рыбка (образец);

- гуашь желтого цвета;

- чашечки для краски;

- салфетки.

 

35.

Аленький цветочек

Рисование ладошками

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

- листы бумаги белого цвета;

- гуашь алого и зеленого цветов в чашечках;

- салфетки.

36.

Божьи коровки на лужайке.

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

- вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;

- чёрная гуашь в мисочках;

- ватман;

- салфетки.

Литература

1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой  Москва 2005

2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010

3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева  Академия развития 2006

4.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская  «детство-пресс» 2004

5.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003

6. И.А.Лыкова Цветные ладошки

7. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

8. Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

9. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.

10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

11. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)

МБДОУ детский сад № 32

персофицированный учёт воспитанников

по дополнительным образовательным программам

Ф.И. ребёнка

Дата рождения

Дополнительные образовательные программы(кружки), которые посещает ребёнок на базе ОУ

1.

Ереминко Мила

3.05.2012

«Волшебные ладошки»

2.

Коржов Никита

22.03.2012

«Волшебные ладошки»

3.

Лунина Полина

8.03.2012

«Волшебные ладошки»

4.

Сударкина  Алиса

12.07.2012

«Волшебные ладошки»

5.

Фень Виталик

3.10.2011

«Волшебные ладошки»

6.

Юдичева Софья

27.10.2011

«Волшебные ладошки»

7.

Падалка Ева

17.12.2011

«Волшебные ладошки»

8.

Гондусова Даша

16.10.2011

«Волшебные ладошки»

9.

Лященко Даша

10.10.2011

«Волшебные ладошки»

10.

Синявский Женя

9.10.2011

«Волшебные ладошки»

Воспитатель                                                                             О.В. Ефименко