Разнообразные изобразительные и конструктивные техники
картотека по рисованию на тему

Комар Александра Григорьевна

Большая роль в развитии творческих способностей,воображения и общеэстетическое развитие личноски лежит на дошкольном возрастном периоде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobraznye_izobrazitelnye_i_konstruktivnye_tehniki.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразные изобразительные и конструктивные техники

Для того чтобы наши дети хорошо развивались, им необходимо познавать окружающий их мир. Одним из способов познания окружающей действительности является детское рисование.

Рисование песком

Как и любое другое занятие ИЗОтворчеством, песочная живопись (в том числе как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.

Монотипия

Минус такого рисования в том, что предметы, которые ребенок должен нарисовать должны быть симметричны. Техника заключается в том, что на половинке листа рисуют предмет, а затем склаыдывают его пополам и получается отпечаток на другом листе. Таким способом можно нарисовать яблоко, елочку, бабочку. Монотипия создается несколько иначе: на одном листе рисуется цельный рисунок, а затем сверху накладывается другой и приглаживается. Получается отпечаток одного листа на другом.

Рисование от пятна

Здесь все просто: разливаем тушь или краску на чистый лист бумаги и затем всеми возможными тонкими предметами начинаем рисовать. Для такой техники рисования подойдет и тонкая кисть, и тонкая веточка, и соломинка. На пятно можно слегка подуть через соломинку. тогда также получатся необычные узоры.

Рисование губкой

Здесь вы можете создать узоры или рисуок при помощи окрашенной и отжатой губки. Если тонкую губку свернуть в рулончик, то могут получиться узоры, напоминающие улиток или ракушек. 

Можно рисовать тычком губки или поролона. Для удобств поролон можно привязать к карандашу или вставить колпачки к фломастеру. 

Рисования мятой бумагой

Бумажный комочек- штампик ребенок способен изготовить своими руками (заодно развивает самостоятельность и тренирует мелкую моторику) - а как детям нравится мять бумагу!

Ребристые обои

Также очень необычная техника рисования, создающая необычную текстуру. Возьмите ребристые обои и сделайте фон для рисунка на листе, затем нанесите более темную или светлую краску на рельефные обои, и прикладывая аккуратно их к листу создаем текстуру.

Рисование пищевой пленкой (техника витражей)

Наносим пятна нескольких цветов акварельной или гуашевой краски на всю поверхность листа. Накладываем сверху пленку и прорисовываем, слегка нажимая на пленку, разнообразные линии. Даем краске высохнуть и снимаем пленку. Доводим рисунок до конца, фломастерами или карандашами.

 Мыльная живопись

Еще одним нестандартным видом живописи для детей считается рисованием мылом. Краски вы можете смешать с мыльным раствором и затем наносить кисточкой узоры и формы. При рисовании образуются мыльные пузырики, которые создают фактуру красочных мазков. 

Рисование набрызгом

Чтобы рисовать набрызгом необходимо обмакнуть кисть с жестким ворсом в краску и оттягивая ворсинки направить струю на лист бумаги. очень часто для такой техники используют обычную зубную щетку. Кроме того, чтобы рисунок проявлялся более или менее, то его лучше всего сделать из специального трафарета, чтобы он не заливал всю поверхность, а только отдельный контур.

Геометрические отпечатки

Для долговечных штампов подойдут формы из стирательных резинок, на которых вырезан тот или иной рельеф. Но для изготовления быстрых штампов подойдет все вплоть до овощей. В ход можно пустить все: картофель, морковь, другие подходящие овощи. Закрашивая печатную область штампа краской,прикладываем ее к листу и созлаем геометрические рисунки.

Рисование по сырой поверхности

Техника очень проста: смачивайте бумажный лист водой, даете подсохнуть 30 секунд и начинаете рисовать акварельными красками. Краски растекаются в разных направлениях и получаются очень интересные разводы (заря, облака, деревья, радуга).

Рисование на ткани 

Похоже на батик, скажете вы. Оказывается, не все так просто. Берете не очень плотный кратон, кладете ткань на него и начинатее рисовать как на бумаге. Эффект увидите сами. 

Процарапывание узоров (техника граттаж или цап-царапки)

Лист картона плотно закрашивают восковыми мелками или карандашами и затем закрашивают всю поверхность темной гуашью, обычно используют мыло для того, чтобы краска ложилась ровно. Затем дают краске высохнуть и с помощью шила или зубочистки или иглы процарапывают рисунок.

Конструирование – сборка нового

Конструирование по образцу

Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения (рис. 2). В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Конструирование по модели

Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала (Приложение 3). Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

И, как показало исследование А.Р. Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления.

В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В.В. Брофман), которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы.

Конструирование по замыслу

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление -- достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования -- по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок, и т.п.).

 Конструирование по теме

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме -- актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

 Каркасное конструирование

. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса. В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим «каркасное» конструирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В СОЗДАНИИ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ – ОТТИСК ЛИСТЬЯМИ ДЕРЕВЬЕВ «ЛИСТЬЯ ЖЁЛТЫЕ»

ПРОЕКТПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В СОЗДАНИИ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ – ОТТИСК ЛИСТЬЯМИ ДЕРЕВЬЕВ, «ЛИСТЬЯ ЖЁЛТЫЕ» Листья деревьев– за...

« Развитие речи детей на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности»

в продуктивной деятельности дошкольников наиболее действенны приемы развития речи детей с использованием различных объектов – конструкторов, особенно с детьми младшего возраста на занятиях по изобрази...

Опыт работы "Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник"

Опыт работы "Развитие у дошкольников творческого потенциала  в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник"...

Консультация "Организация изобразительной и конструктивной деятельности в ДОУ"

В консультации для воспитателей  описаны формы организации изобразительной и конструктивной деятельности в дошкольном учреждении, условия организации данных видов деятельности, описаны наиболее х...

Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник

На современном этапе одна из важных задач производственной практики – формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Создавая изо...

Особенности развития изобразительной и конструктивной деятельности слабослышащих детей

          Как правило, у слабослышащих детей, в отличие от нормально развивающихся, в раннем возрасте мы не наблюдаем даже первых признаков развития изобразительной дея...