Сотрудничество педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
статья по рисованию (младшая, средняя группа) на тему

Вишневская Галина Владимировна
В настоящее время в обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией и демократизацией общественных отношений, роста понимания того, что приоритет в воспитании детей принадлежит, прежде всего, семье. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление взаимопонимания в семье, на повышение педагогической культуры родителей, на совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_doo_i_roditeley_v_izo.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

 Сотрудничество  педагогов и родителей

в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Вишневская Галина Владимировна.

Воспитатель 1 кв. категории

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  

                                                                                                3

1.  Теоретические основы проблемы сотрудничества педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

1.1. Роль семьи в формировании личности ребенка. Условия развития изобразительной деятельности детей в семье                                        

613

  1. 1.2. Понятие сотрудничества детского сада и семьи, задачи, условия эффективного взаимодействия                                                                  

1318

  1. 1.3. Формы организации сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по развитию изобразительной деятельности детей                                

1825

 2. Осуществление работы по организации сотрудничества педагогов и родителей в развитии изобразительной детей дошкольного возраста

  1. 2.1. Изучение и анализ проблемы взаимодействия педагогов и родителей по развитию изобразительной деятельности детей в дошкольном учреждении                                                                                              

2530

  1. 2.2. Планирование различных форм сотрудничества педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста                                                                                                            

3034                                                                                                    

  1. 2.3. Организация некоторых форм сотрудничества педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста                                                                                                            
  1. 3441

  1. Заключение  

                                                                                                4243

Список используемой литературы                                                                

4446

Приложение    

Введение

В настоящее время   в обществе отмечается повышенное внимание к семье  со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией и демократизацией общественных отношений, роста понимания того, что приоритет в воспитании детей принадлежит,  прежде всего, семье. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление взаимопонимания в семье, на повышение педагогической культуры родителей, на совершенствование воспитательного потенциала семьи.  

Пристальный интерес к семье объясняется и рядом обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране, усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с отклонениями в поведении, усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые формируются в семье. Меняется сам объект воспитания – ребенок. Он становится более информированным и развитым, поэтому руководство его духовным, нравственным и физическим совершенствованием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых.

Взаимодействие личности, семьи, дошкольного учреждения и общества становится сегодня общемировой проблемой. Особый характер она приобретает в российском обществе, так как наблюдается нравственное неблагополучие в обществе, ухудшение здоровья людей, низкий уровень жизни многих семей. Создавая определенный социально-психологический климат, в семье закладываются основы здоровья ребенка, семья во многом определяет развитие личности ребенка, в том числе и художественного. В.А. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества без этого он – засушенный цветок. Изобразительное творчество – это одна из вершин развития человеческих способностей [2].

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, что бы они правильно воспитывали своего ребенка, педагогам необходимо взаимодействовать с родителями, вовлекать их в свою работу. Это подчеркивал А.С. Макаренко и др. [23].

Благодаря усилиям ученых и практиков Н.Ф.Виноградовой, Л.В. Загик, С.К. Калиевой, В.К. Котырло,  Т.А. Марковой,  А.К. Менжановой, О.Н. Урбанской  и др. были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей, программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей. Этим же проблемам посвятила свои исследования Л.Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей дополнила деловыми играми. Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и другие известные педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы детского сада с родителями. В современной отечественной науке проблематика детского изобразительного творчества представлена в психологических исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, В.С. Мухиной, Т.С. Комаровой и др. [18].

Необходимо убедить родителей в том, что вовлечение их в сферу педагогической деятельности, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для разностороннего развития их собственного ребенка.

В настоящее время проблема сотрудничества воспитателей и родителей достаточно разработана в педагогической литературе, но относительно сотрудничества  в изобразительном творчестве детей уделено недостаточно внимания.  Это обосновывает актуальность выбранной темы работы.

Объект исследования: изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: сотрудничество педагогов и родителей в развитии изобразительной  деятельности детей дошкольного возраста.

Цель исследования: определить содержание различных форм сотрудничества педагогов и родителей в  развитии изобразительной  деятельности  детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Провести анализ педагогической литературы  по проблеме сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительной деятельности детей.
  2. Изучить условия и формы сотрудничества педагогов и семьи в развитии изобразительной деятельности детей.
  3. Проанализировать опыт работы дошкольного образовательного учреждения по проблеме сотрудничества педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
  4. Апробировать некоторые формы сотрудничества педагогов и семьи в развитии изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования, используемые в работе:

- анализ учебно-педагогической литературы;

- наблюдение;

- изучение и анализ документации;

- анкетирование;

- анализ информационных стендов.

 

Данная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка используемой литературы, приложения.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Роль семьи в формировании личности ребенка. Условия развития изобразительной деятельности детей в семье

Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой  духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. К.Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности [39]. Д. И. Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семье и как можно раньше. Рекомендовал  создание  в домашней  обстановке развивающей среды «для радостного созерцания прекрасного», а также методы и приемы, которые позволяли бы матерям в процессе тактичного и деликатного общения «не учить детей искусству, а побуждать наслаждаться изящным» [39].

В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:

1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером.

2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семье в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.

3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, художественную и.т.д.).

Именно в семье закладываются основы развития изобразительной деятельности детей. Одним из условий правильного воспитания является осознание родителями ответственности за воспитание детей. Правовая организация семейной жизни отражена в следующих документах: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», Закон «Об образовании» [25].

Одним из условий правильного воспитания, в частности развития изобразительной деятельности детей, являются педагогические знания родителей. Не все родители понимают значимость этой деятельности.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок," – утверждал В.А.Сухомлинский [12]. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др.

В процессе изобразительной деятельности осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ.

В процессе педагогического руководства изобразительной деятельностью детей младшего дошкольного возраста надо учитывать ряд особенностей. Флерина Е.А. отмечает, что у детей этого возраста в рисунке, лепке возникает так называемый «временной» образ. Например, нарисовав дом зайчика, ребенок наносит на него сплошную шриховку: «Дом сгорел, зайчик убежал в лес». Этот пример показывает, что для детей важна динамика развития образа. Они воспринимают изображение в определенном временном соотношении, стремятся к активным действиям, поэтому и возникают «живые» образы.

В лепке детей 3-4 лет можно увидеть объективное сходство с реальными предметами и явлениями. Узнаваемость образа помогает закрепить в сознании ребенка связь между действиями руки и получившимся изображением, связь, которую он усваивает, подражая взрослому. Постепенно у малыша формируется произвольность движений. Он уже способен создавать и другие образы, то есть сам устанавливает новые связи и овладевает ими.

Способность передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у ребенка развито воображение, владеет ли он приемами рисования, лепки. Все, что дети воспринимают в окружающем, остается в их памяти и служит основой для последующей творческой деятельности.  

Ребенок отражает наиболее существенные, характерные черты персонажа (у мишки круглые ушки, у девочки на голове бантик и т.д.) Происходит формирование художественно-образной основы деятельности: дети линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления окружающего. Взрослый обращает внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые могут быть «слоном», «медведем», «рыбками», «радугой», или узором для платья. В зависимости от содержания нужно менять цвет бумаги, на которой рисует ребенок: сочетание фона, цвета линий, мазков вызывает ассоциации с определенными образами – зимы, весны, лета, осени, дождя и т.д. [42].

Не во всех семьях в полной мере реализуют весь комплекс возможностей художественно-эстетического воздействия на ребенка. Причины разные: одни родители не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

  1. 1.2. Понятие сотрудничества детского сада и семьи, задачи, условия эффективного взаимодействия

Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования: происходит изменение парадигмы отношений образовательных учреждений и семьи в сторону приоритета семейного воспитания. В этих условиях учреждения образования призваны помогать семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь, актуализировало выработку единой педагогической позиции в воспитании детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования межличностных и внутрисемейных отношений [28].

Анализ существующего теоретического и практического опыта учреждений дошкольного образования детей свидетельствует о наличии необходимых резервов, способствующих, с одной стороны, развитию личности ребенка, с другой – оказанию помощи родителям в семейном воспитании, на основе использования инновационных механизмов взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель».

Осознанность значимости воспитательного потенциала семьи и учреждения дошкольного образования в разностороннем развитии личности ребенка обусловили необходимость интеграции усилий педагогов и родителей в процессе их взаимодействия.

                   Особенно важно то, что сотрудничество в системе «педагог-родитель» рассматривается, как высший уровень взаимодействия, характеризующийся:

взаимопознанием – объективностью знаний личностных особенностей, интересов, увлечений, стремлением лучше понять и узнать друг друга;

взаимопониманием – пониманием общей цели взаимодействия, единства задач, адекватностью оценок и самооценок, совпадением установок на совместную деятельность;

взаимоотношениями – проявлением такта и внимания к мнению друг друга, эмоциональной готовностью к совместной деятельности, удовлетворенностью ее результатами, творческим сотрудническим характером отношений, стимулирующим инициативу и самостоятельность всех субъектов взаимодействия;

взаимными действиями – осуществлением постоянных контактов, активностью участия в совместной деятельности, координацией действия на основе согласованности, помощью, поддержкой друг другу.

взаимовлиянием – способностью приходить к согласию по спорным вопросам, учетом мнения друг друга при организации работы, действенностью обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний; восприятием воспитанниками своих родителей и педагога как примера для подражания.

Репродуктивный уровень взаимодействия педагогов и родителей  характеризуется:

наличием представления о взаимодействии в целом и желанием направлять свои усилия в данном направлении;

проявлением у субъектов взаимодействия работоспособности, отдельных форм творческой активности, стремлением к овладению необходимыми психолого-педагогическими знаниями и педагогическими умениями;

осознанием важности и необходимости взаимодействия для решения возникающих в образовательном процессе проблемных ситуаций.

Вместе с тем у субъектов взаимодействия отмечается недостаточная сформированность системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия.

Индифферентный уровень взаимодействия характеризуется:

отсутствием взаимопонимания между педагогами и родителями, ярко выраженным отрицательным отношением к взаимодействию;

слабым владением методами и приемами семейного воспитания;

несформированностью системы знаний, умений, необходимых для взаимодействия;

проявлением у субъектов образовательного процесса явно недостаточной активности к совместной деятельности;

преимущественно стереотипным подходом субъектов образовательного процесса друг к другу.

         Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. В воспитании детей многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др. Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Педагоги дошкольного учреждения должны являться инициаторами сотрудничества с семьей, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог осознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

             Инициатива в установлении взаимодействие с семьей,  квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагогов в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Психолого-педагогическое просвещение родителей сегодня осуществляется многими средствами: с помощью радио, телевидения, популярной литературы о воспитании. Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность.

В содержании психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы художественно-эстетического воспитания ребенка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных способностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства»). Советы и рекомендации должны быть конкретными.

В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым, что могло бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо открыть дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, родительских собраниях и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Привлечение родителей, других членов к образовательной работе детского необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое, с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказываются, так много знают, так интересно говорят, так прекрасно рисуют. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек, им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность узнать семью каждого воспитанника, понять её сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи. Итак, решение задачи сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей, изучали семьи, их воспитательные возможности, вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.  Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая дошкольным учреждением. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

1.3. Формы организации сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по развитию изобразительной деятельности детей

Положительные результаты в воспитании детей, связанные с изобразительной деятельностью   достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

К коллективным формам относятся:

родительские собрания – проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения).  Задача общего собрания – обсудить с родителями проблемы воспитания, имеющие важное значение для повышения педагогической культуры всех родителей независимо от возраста их детей. Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждаются основные задачи воспитания на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы художественно - эстетического развития и др. На общее собрание можно пригласить различных специалистов: психолога, художника, детского писателя.  Предусматриваются выступления родителей. Общее собрание может быть проведено в нетрадиционной форме.

Устный журнал – может быть тематическим или же состоять из нескольких страниц. Одна из них посвящена основной проблеме, другие страницы могут включать видеоматериалы занятий по изодеятельности, выставки работ детей и взрослых.

Групповые собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят два-три вопроса (один готовит воспитатель, по другим можно предположить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей в изобразительной деятельности. Выбирается тема, актуальная для данной группы, например итоги конкурса семейного фото и видеоматериалов «Как прекрасен этот мир, посмотри».

Групповые собрания также могут проводиться в нетрадиционной форме. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков художественно эстетического воспитания своих детей.   Таких родителей целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма проведения собрания дает возможность рассказать о способах и приемах обучения изобразительной деятельности, познакомить родителей с различными техниками,  показать их. Привлекают родителей групповые собрании типа «Вопросы и ответы». Родители заранее готовят вопросы, на которые они хотят получить ответ. Воспитатели под руководством заведующей детским садом собирают их, группируют по темам и продумывают кандидатуру консультанта. Возможно и заочное консультирование: в родительском уголке имеется ящик, куда взрослые члены семьи опускают записки с вопросами. Ответы на них педагоги помещают на стенде для родителей.

Из сравнительно новых  коллективных форм сотрудничества  следует отметить такие как: организация выставки произведений декоративно-прикладного искусства с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей, организация встреч «В гостях у муз» - знакомство родителей с основными направлениями художественно-эстетического развития детей,  организация партнерской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных журналов и газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников,  организация проката аудио- и видеокассет с целью приобщения детей к театральному и музыкальному искусству, изодеятельности, проведение тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещения выставки, чтения художественного произведения, просмотра спектакля, организация выставок детских работ и совместных тематических выставок для детей и родителей.

Основная цель родительских конференций - обмен опытом семейного  художественно-эстетического воспитания детей. Родители заранее готовят сообщение, педагог, при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного уровня. Важно определить актуальную тему конференции. Многие инновационные идеи рождались в процессе работы «круглого стола». Приведем некоторые из них: создание родителями вместе с детьми сценариев по мотивам русских народных сказок. Постановка домашних спектаклей с записью на видео или показ в группе, объединение детей разных возрастных групп для проведения развивающих занятий со «сквозным сюжетом», «Кукольный дизайн», организация конкурса национальных костюмов, подготовка и проведение русских народных праздников и посиделок: «Масленица», «Покров»,  «Пасхальная неделя». Можно использовать эти формы работы с родителями, тогда родители станут участниками, партнерами в реализации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. К индивидуальным формам относятся:

Посещение семьи ребенка много дает для её изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания.  Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита, например, проанализировать  условия для развития изобразительной деятельности. Необходимо быть доброжелательным, тактичным.

Беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации, как одна из форм индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, помогает с одной стороны ближе узнать жизнь семьи, оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждает родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять их способности и наклонности.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимают наглядные средства, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами художественно эстетического воспитания детей в детском саду, способствуют преодолению у части родителей поверхностного суждения о роли детского сада в жизни дошкольников, оказывает практическую помощь семье.

Дни открытых дверей – наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением занятий в изостудии, в группе.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные стенды. В каждой группе должен иметь место пригрупповой стенд,  уголок для родителей, где помещаются материалы информационного характера, знакомящих родителей с воспитательной работой, проводимой с детьми. Выставляется материал о том, что усвоено детьми по тому или иному разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду» за определенный период. В уголке размещены подписанные рисунки, работы детей по лепке, аппликации. В течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей: “Рисуем вместе с папами”, “Рисуем вместе с мамами”, “Зимний пейзаж”, поделки из природного материала “Осенний подарок” и т.п. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством. В дополнение к пригрупповому стенду,  можно оформить ширму, где помещаются краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам: описание условий, необходимых для формирования навыков предметного  и сюжетного  рисования; как правильно научить различать цвета и использовать оттенки; закреплять навыки работы с акварелью;  развивать чувство цвета при составлении гаммы из нескольких цветов по мотивам хохломской, городецкой росписей,  “Чем мы занимались на занятии по изобразительной деятельности”, “Закрепите дома”, “Выучите вместе с детьми”.

Материал для ширмы должен быть небольшим по объему, текст дополнен зарисовками, иллюстрациями, фотографиями.

Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом по художественно эстетическому воспитанию детей позволяют папки-передвижки. В практике работы дошкольных учреждений используются разные формы подбора материалов для папок. Одни детские сады формируют папки по тематическому принципу «Декоративное рисование орнамента в квадрате», «Узор в полосе из элементов растительного мира», «Рисование с натуры игрушки-кораблика», «Елочные украшения», другие помещают в папке материал по разным проблемам эстетического воспитания детей определенного возраста «Знаки и символы в детском рисунке», «О природе детского рисования».

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей и интереса к делу воспитания, побуждает их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильно оценивать разностороннюю деятельность детского сада. Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая специальные статьи на определенную тематику.

Эффективной формой работы является поощрение родителей, активно участвующих  в учебно-воспитательном процессе: экран добрых дел (вывешивается перед родительским собранием, указывается Ф.И.О., сколько человек от семьи посетили, сколько участвовали в мероприятии, помощь, которую они оказали);  благодарности;  грамоты ( совместно с детьми их  можно сделать на занятиях по изобразительной деятельности); письма на предприятия.

Также очень важным является доведение до сведения родителей информации о жизни ребенка в детском саду. Воспитателю необходимо регулярно сообщать пусть даже о незначительных успехах ребенка, привлекать внимание к его поделкам, обращать внимание на их достоинства, это приучает родителей следить за успехами своего сына или дочери, правильно реагировать на них. Следует регулярно рассказывать родителям о тех занятиях, которые были у детей, вывешивать информацию об их содержании и достижениях детей.

Таким образом, оптимизация взаимодействия ДОУ с семьей должна быть ориентирована на гуманистический подход и изменение традиционного педагогического мировоззрения, где главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала.

                                 

2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАЗИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. 2.1.  Изучение и анализ проблемы взаимодействия педагогов и родителей по развитию изобразительной деятельности детей в дошкольном учреждении

Практическая часть работы осуществлялась в 3 этапа: на первом этапе был изучен годовой план и календарный план заведующей, старшего воспитателя, воспитателями группы.

Цель: проанализировать эффективность сотрудничества ДОУ и семьи по развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Одна из основных задач сотрудничества детского сада и семьи, сформулированных в годовом плане  – разработка и реализация общей стратегии развития и образования каждого ребенка через  изобразительную деятельность.  

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива детского сада, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в развитии изобразительной деятельности детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе художественно-эстетического развития детей.

Детский сад «Курочка Ряба» всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребёнка.

Анализ годового плана показал, что в ДОУ проводится целенаправленная работа по улучшению эффективности сотрудничества по проблеме развития изобразительной деятельности детей.

За основу диагностики определения уровня взаимодействия дошкольного учреждения с родителями,  выявления наличия у них мотивов к совместной деятельности с воспитателями, их сорганизованности, знаний и умений взаимодействия  был использован предложенный педагогами-учеными  опросник «Мотивы, знания, умения и навыки взаимодействия педагога с родителями» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай).

Полученные результаты эксперимента показали преобладание репродуктивного уровня взаимодействия. Наиболее развита мотивационная сфера взаимодействия педагогов и родителей, что свидетельствует об их открытости, наличием у родителей установки на сотрудничество, на совместное творчество  на активную позицию в развитии  и воспитании детей.

Также выявилось отсутствие у многих родителей знаний о возможных формах и методах взаимодействия с педагогами.  Родители пассивны в целеполагании образовательной, воспитательной, досуговой деятельности (отсутствие совместного проектирования), выстраивании индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка, организации и проведении совместных досуговых мероприятий и праздников.

Анализируя поведение родителей (в основном мам), были выделены следующие типы родительского отношения к детскому саду:

«Пассивный родитель» - он следует внутренней позиции «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваша работа»;

«Избегающий проблем» - такой родитель словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с его ребенком все в порядке, даже если специалисты советуют обратиться за консультацией к врачам-специалистам. Такой родитель не желает видеть даже очевидных фактов, например, результатов обследования, проведенных психологом. Родитель может сослаться на ошибку в проведении тестирования или некорректность тестов;

«Агрессивно-недовольный» - родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя вопрос можно решить в режиме конструктивного общения с работниками данного детского сада, заведующей. Такое поведение родителей негативно сказывается на отношениях ребенка с воспитателем, который начинается бояться постоянных конфликтов;

«Надменный интеллектуал» - родитель, считающий свое мнение выше мнения специалистов, если информация задевает болезненные вопросы семьи и своей роли в воспитании ребенка. Он может прервать разговор с воспитателем, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему кажется, что воспитатель недостаточно авторитетен. В таких случаях снобизм родителей может быть нейтрализован созданием более официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего рекомендации, более очевидна.

За всеми этими типами поведения родителей скрывается уязвимость взрослого, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь раскрыть свои собственные чувства. Несогласованность в действиях педагога и родителей может быть одной из причин дезадаптации ребенка в детском саду, неэффективности педагогических воздействий воспитателя. Педагогам важно ориентироваться в типах родительских отношениях к детскому саду, чтобы обеспечить эффективное сотрудничество в воспитании и развитии детей.

Изучив стартовые возможности и желания педагогов и родителей, педагогическим коллективом были определены  направления работы, формы, методы, средства для организации взаимодействия педагогического коллектива и родителей  в развитии изобразительной деятельности детей (Вопросы анкеты в приложении 2). Разработан и реализован проект «Школа молодых родителей».

 Цель деятельности «Школы молодых родителей» - оказание помощи семье в раскрытии потенциальных возможностей ребенка, его адаптации к условиям современной действительности и предстоящей учебе в школе, показать методику занятий изобразительной деятельностью в домашних условиях.

Система работы  детского сада с родителями основана на следующих принципах:

принцип открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети;

принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей;

принцип создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний по изобразительной деятельности, так и с практикой работы с детьми.

Педагогическое просвещение родителей осуществлялось через различные формы работы, отраженные в годовом плане:

Это беседы на темы «Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных способностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства»;

лекции «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством», «Нетрадиционные техники изображения: рисование свечой, рисование пальцами и ладошками, рисование на мокрой бумаге, кляксография и др.»;

индивидуальные и групповые консультации  «Как развить у ребенка интерес к рисованию, лепке, выявить  у них способность  замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках) и др. (приложение 3).

Проводились мероприятия, это:

комплексные занятия, например: «Использование на занятиях изобразительной деятельностью  игровых приемов, метода «пассивных движений»;                

праздники: «Как хорошо мы знаем свой город» (октябрь),  Подготовка и проведение новогодних утренников (декабрь),  «Тайны рождественской ночи» (январь); «Защитники Отечества» (февраль);

«Дни открытых дверей». Таких «Дней» в учебном году запланировано 2: осенью, в конце сентября и весною, в конце апреля - начале мая. Дни открытых дверей дают родителям возможность наглядно увидеть, оценить работу детского сада по изобразительной деятельности, внести свои предложения по улучшению его работы.

Программа "Школа молодых родителей" реализуется на курсах эстетического и развивающего обучения детей. Посещение родителями занятий основано на добровольных началах. Занятия проводились с каждой подгруппой родителей. Данная программа была рассчитана на один учебный год. Форма занятий - групповая. Режим занятий - 1 раз в месяц.

В каждой группе есть информационный уголок по художественно-эстетическому развитию детей с рубриками «Рисуем вместе с папами», «Рисуем вместе с мамами», «Зимний пейзаж», дидактические упражнения «Угадай по описанию», «Закрась лист теплым цветом», «Нарисуй холодный ветер» и др. Педагоги размещают родителям информацию, советы и  рекомендации  по изобразительной деятельности детей в домашних условиях. Организована выставка детских работ по видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации.

Таким образом, анализ планов работы по осуществлению сотрудничества дают основание сделать вывод о разнообразии используемых форм сотрудничества детского сада, заинтересованности педагогического персонала в работе с семьей, стремлении родителей способствовать художественному развитию своих детей по развитию изобразительной деятельности.

2.2. Планирование различных форм сотрудничества педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста

На втором этапе работы был составлен перспективный план работы с родителями, а также подготовлены конспекты некоторых форм сотрудничества ДОУ с родителями.

Цель: способствовать обеспечению эффективности сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

При составлении плана учитывалось сочетание традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на ознакомление родителей с содержанием и объемом изобразительных навыков детей, направленных на формирование понимания значимости изодеятельности в развитии личности ребенка, его креативности.                              

 Таблица

Сентябрь

№ п/п

Работа с родителями

(Содержание)

Ответственные

1.

Заключение договоров с родителями, чьи дети посещают сад.

Заведующая д/с

2.

Комплексное анкетирование родителей по выявлению уровня взаимодействия и педагогической просвещенности родителей в области изобразительной деятельности

Зав.ДОУ, ст.воспитатель,

педагог изодеятельности

3.

Работа с родителями  по знакомству их с образовательной программой, режимом посещения детского сада, вопросы адаптации

Ст.воспитатель, педагоги

4.

Рассматривание осенних деревьев

- Составление осенних букетов.

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности, руководитель физического воспитания

5.

Работа в семейном клубе «Школа молодых родителей» (по плану)

Ст.воспитатель, педагоги

6.

Проведение родительских субботников

Ст.воспитатель, педагоги

7.

Проведение «День открытых дверей»

Зав.ДОУ, ст.воспитатели

Октябрь

№ п/п

Работа с родителями

(Содержание)

Ответственные

1.

Проведение заседания родительского комитета

Заведующая д/с

2.

Беседы с родителями, консультации

«Как развить у ребенка интерес к рисованию», лепке, выявить у них способность  замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках)»

Педагог изодеятельности, руководитель физического воспитания

3.

Работа в семейном клубе «Школа молодых родителей» (по плану)

Ст.воспитатель, педагоги

4.

Организация выставки совместных творческих работ:

- «Осень одевается пестро-пестро…» (совместная выставка родителей и детей)

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности, руководитель физического воспитания

5.

Организация выставки «Цвет осени» - поделки, композиции из цветов и природного материала

Ноябрь

№ п/п

Работа с родителями

(Содержание)

Ответственные

1.

Проведение родительского собрания «Развитие личности дошкольника средствами искусства»

Педагог изодеятельности, воспитатель

2.

Беседы с родителями, консультации

«Как развить у ребенка интерес к лепке, выявить способность  замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках)»

Педагог изодеятельности, руководитель физического воспитания

3.

Работа в семейном клубе «Школа молодых родителей» (по плану)

Ст.воспитатель, педагоги

4.

Организация выставки совместных творческих работ:

« Полярные красоты»

 (совместная выставка родителей и детей)

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности

5.

Заседание родительского комитета по подготовке к проведению новогодних праздников

Ст.воспитатель, педагоги

Консультация  для родителей «Использование на занятиях изобразительной деятельностью  игровых приемов, метода «пассивных движений»               

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности

Декабрь

№ п/п

Работа с родителями

(Содержание)

Ответственные

1.

Проведение родительского собрания

Педагог изодеятельности, воспитатели

2.

Беседы с родителями, консультации

Педагог изодеятельности, руководитель физического воспитания

3.

Работа в семейном клубе «Школа молодых родителей» (по плану)

Ст.воспитатель, педагоги

4.

Организация выставки совместных творческих работ:

- «Здравствуй, гостья-зима!»

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности

5.

заседание родительского комитета по подготовке к проведению новогодних праздников

Ст.воспитатель

6.

Совместная деятельность родителей по украшению детского сада к новому году

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности

7.

Проведение конкурса совместных творческих работ «Мастерилка» на лучшую новогоднюю игрушку

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности

Январь

№ п/п

Работа с родителями

(Содержание)

Ответственные

1.

Работа в семейном клубе «Школа молодых родителей» (по плану)

Педагог изодеятельности, воспитатели

2.

Беседы с родителями, консультации: «Как создать дома условия для развития художественных способностей детей»

Педагог изодеятельности, руководитель физического воспитания

3.

Организация выставки совместных творческих работ:

- «Рождество – праздник волшебства»

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности

4.

Совместная деятельность родителей и детей в конкурсе  «Лучший зимний участок»

Ст. воспитатель

5.

Проведение конкурса «Зимушка-зима!» (конкурс стихов)

Ст.воспитатель, педагоги

Февраль

№ п/п

Работа с родителями

(Содержание)

Ответственные

1.

Работа в семейном клубе «Школа молодых родителей» (по плану)

Педагог изодеятельности, воспитатели

2.

Беседы с родителями, консультации: «Нетрадиционные техники изображения: рисование свечой, рисование пальцами и ладошками, рисование на мокрой бумаге, кляксография»

Педагог изодеятельности

3.

Организация выставки совместных творческих работ:

- Защитники Отечества» (совместная выставка родителей и детей)

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности

5.

Совместная деятельность родителей и детей в празднике  «Масленница»

Ст. воспитатель, педагоги

Март

№ п/п

Работа с родителями

(Содержание)

Ответственные

1.

Работа в семейном клубе «Школа молодых родителей» (по плану)

Педагог изодеятельности, воспитатели

2.

Организация выставки совместных творческих работ:

- «Мамочка любимая моя» (совместная выставка родителей и детей);

- «У мамы руки золотые» выставка поделок

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности

3.

Проведение консультации – практикума:

Развитие мелкой моторики пальцев рук с помощью нетрадиционных методов и приемов в ИЗО  

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности

4.

Педагогический совет: «Как найти контакт с родителями»

Зав.ДОУ, ст.воспитатель

Апрель

№ п/п

Работа с родителями

(Содержание)

Ответственные

1.

Работа в семейном клубе «Школа молодых родителей» (по плану)

Педагог изодеятельности, воспитатели

2.

Организация выставки совместных творческих работ:

- «Весна пришла и мы ей очень рады»» (совместная выставка родителей и детей)

Ст.воспитатель, педагог изодеятельности

3.

Проведение семинара: Дети и мир природы  

Ст.воспитатель, педагоги

4.

День открытых дверей

Зав.ДОУ, ст.воспитатель

5.

Организация выставки «Проснувшиеся  краски» - поделки, композиции из цветов и природного материала

Май

№ п/п

Работа с родителями

(Содержание)

Ответственные

1.

Работа в семейном клубе «Школа молодых родителей» по итогам года

Педагог изодеятельности, воспитатели

2.

Родительские субботники по уборке детского сада.

Ст.воспитатель, педагоги

3.

Проведение семинара: Развитие мелкой моторики на занятиях лепкой и аппликацией дома  

Ст.воспитатель, педагоги

4.

День открытых дверей

Зав.ДОУ, ст.воспитатель

5.

Родительские собрания «Организация летнего отдыха»

Зав.ДОУ, ст.воспитатель

6.

Консультация для родителей: «Овощи и фрукты в жизни ребенка»

Ст.воспитатель. педагоги

7.

Организация выставки совместных творческих работ:

- «Лето красное идет»» (совместная выставка родителей и детей)

Педагог изодеятельности, воспитатели

8.

Круглый стол по итогам года

Зав.ДОУ, ст.воспитатель. педагоги

При составлении планов, рассчитанных на один год, использовали учебно-методические пособия педагогов-практиков дошкольного образования Дороновой Т.Н. [20], Данилиной Т.Н. [19] и др.  

  1. 2.3. Организация некоторых форм сотрудничества педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности
  2. детей младшего дошкольного возраста

В ДОУ сложилась система работы с родителями по вопросам  развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. В структуре системы:

педагогическое просвещение родителей (дифференцирование в соответствии с образовательными запросами, уровнем психоло-педагогической культуры) через родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме, индивидуальные и групповые консультации;

информирование родителей о состоянии и перспективах работы ДОУ в целом через конференции, родительские собрания;

включение родителей в воспитательно-образовательный процесс через «Дни открытых дверей», совместные проекты, «Гость группы»,  постановка спектаклей,  участие родителей в совместных праздниках;

работа в проекте «Школа молодых родителей»;

привлечение родителей к руководству ДОУ через их участие в работе педагогического совета ДОУ, родительского комитета;

делегирование родителям возможности реализации функций контроля;

работа с трудными семьями.

Реализация этой системы способствует включению родителей в воспитательно-образовательный процесс. Показателем её результативности являются: удовлетворенность родителей работой ДОУ, удовлетворенность степенью информированности о ДОУ, о деятельности группы, о ребенка и т.д., удовлетворенность родителей характером их взаимоотношений с педагогами и руководством ДОУ.

Для обогащения эмоционального восприятия детей и яркого проживания ими образов проводятся комплексные занятия с привлечением музыкального руководителя, эколога. Во время общих праздников в детском саду организуется рисование с натуры в «Уголке леса» или конкурс рисунков на асфальте.

Вовлечение родителей в творческий процесс происходит через разнообразные формы сотрудничества.

Чтобы родители стали единомышленниками педагога и помогали создавать необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания своих детей, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем понимать ребенка, а поняв его, помогать ему во всем, быть терпеливым, деликатным и верить в детей.

Взаимодействие с родителями осуществлялось через работу  «Школы  молодой семьи», где родители получают теоретические знания о роли изобразительной деятельности в развитии ребенка и начинают понимать, что изобразительное творчество – могучее средство развития и коррекции внутреннего мира ребенка, что с помощью художественных средств он вырабатывает у себя неравнодушное отношение к людям, сказочным героям, животным и растениям, приобщается к народным традициям, к культуре родного народа. А родители узнают также о роли взрослого в самостоятельной деятельности ребенка, учатся общению с детьми в совместной творческой деятельности.

Приобщаясь к творчеству, родители приобретают практические умения в художественной деятельности, благодаря которым они могут творить вместе с детьми.

Были проведены групповые собрания, на которых они познакомились с содержанием программы по изобразительной деятельности и методами закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности ребенка дома.

Для определения единых требований к ребенку дома и в детском саду родители младших дошкольников знакомятся с правилами работы с художественными материалами, а папы и мамы старших дошкольников узнают о различных видах деятельности, направленных на подготовку руки ребенка к письму.

На консультациях родители узнают о достижениях своих детей, получают методическую помощь и рекомендации по развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Во время осенних прогулок-походов мы организуем творческую деятельность родителей с детьми в соответствии с совместно разработанным сценарием.  Изображая красоту осеннего леса и создавая образы сказочных персонажей, родители и дети увлеченно рисуют, выполняют общие задания. У взрослого появляется возможность помочь ребенку справиться с затруднениями, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать его личным примером.

Одной из форм работы с родителями в нашем детском саду являются выставки совместного творчества. Подготовка к ним начиналась за две-три недели: было составлено положение о выставке с указанием темы, номинаций, необходимых материалов, проведены консультации, встречи с родителями, на которых они включаются в выбор материалов и форм деятельности, вариантов создания композиций.

При подготовке к выставке особое внимание уделялось предварительной работе с детьми. Необходимо было увлечь детей и родителей этой деятельностью, заинтересовать детей, побуждать их к созданию совместных с родителями композиций. Родители начинали проявлять интерес, увлекались, создали разнообразные поделки с детьми и активно участвовали в выставках.

 Активное участие в выставках принимали практически все сотрудники детского сада. После оформления выставки были проведены дневные экскурсии для детей и воспитателей и вечерние для детей и их родителей. Дети с большим интересом рассматривали экспонаты, с гордостью показывали друзьям изготовленные совместно с папами и мамами поделки. Родители с благодарностью отзывались о выставке, осознавая, что сотрудничество воспитателей и родителей необходимо (фотографии выставки работ детей и родителей представлены в приложении № 4).

Таким образом, развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра, овладевать основами изобразительной грамоты, которая открывает им путь к пониманию изобразительного искусства и окружающего мира.

В этом учебном году были организованы с родителями  следующие нетрадиционные формы сотрудничества: проведение заседаний  семейного клуба «Школы молодой семьи».

Работу семейного клуба мы строим под девизом "Моя семья - моя радость". Наша общая цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям.

Каждая семья (октябрь) выпустила стенгазету под заголовком "Вот мы какие!", где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе были описаны семейные увлечения. Очень интересной получилась выставка семейных альбомов. Заседание клуба превратилось в чудесный праздник, в котором приняла участие каждая семья. Показали свои таланты и дети, и родители, и бабушки.

Заседание клуба (ноябрь) было посвящено традициям русской народной культуры. Дети вместе с родителями готовили русские народные костюмы, читали сказки, разучивали народные песни и игры, знакомились со старинными традициями и обрядами.  

Интересно прошел праздник "Деревенские посиделки". В исполнении бабушек звучали русские народные песни; мамы инсценировали народные сказки; дети разгадывали загадки, демонстрировали старинные вещи: ухваты, коромысла, ушаты, найденные у своих бабушек и прабабушек.

В феврале мы провели марафон "Моя дружная семейка ". В стихах, песнях, игровой форме дети выразили свое отношение к бабушкам и дедушкам, родителям, братьям и сестрам. Дети, высказали свое мнение, как они понимают, что такое "мир семьи". В итоге получилось, что "мир семьи" - это: родной дом, уют, тепло; взаимопонимание, любовь, уважение; праздники, традиции.  Взрослые постарались объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить три важных правила: уважай старших и люби их; позаботься о младших; помни, что ты в семье помощник. После марафона дети рисовали на тему: «Моя семья»

Анализ рисунков показал, что эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.

Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время мы пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.

В текущем учебном году  мы провели родительские собрания в форме круглого  стола на тему:  «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством». Родители могли свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, делились опытом семейного воспитания, работы в домашних условиях по развитию изобразительной деятельности детей. 

За время, что работает "Школа молодой семьи", было проведено много праздников, родительских собраний, встреч за круглым столом. Эту форму сотрудничества воспитателя, родителей и детей мы считаем очень эффективной, во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители на глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодати почвой, способной взрастить семена добра и нравственности.

Далее нами решалась одна из основных задач в работе с родителями: развитие у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Для этого мы использовали обсуждение разных точек зрения на решение проблемных задач семейного воспитания. Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта.

Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, мы использовали анкетирование, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия.

Не менее важным является и самоанализ педагогов. Анкетирование показало, что составленная письменная консультация на тему: «Создание условий для изобразительной деятельности детей» помогла родителям в развитии изобразительной деятельности детей.

После проведенной работы можно сделать выводы:

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.

Итак, нужно научиться работать с детьми и их родителями, исходя из объективных условий. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с детьми, включаясь в жизнь группы. Предоставляя родителям право наблюдать своего ребенка в игре и других видах деятельности, видеть заботу, внимание воспитателя к детям, доверие, стремление в дальнейшем к общению родителей с воспитателем. Открытость детского сада для родителей может помочь в повышении их педагогической компетентности.

Тезис «детский сад – открытая система воспитания» получает дополнительный смысл при демократическом семейно-общественном взаимодействии с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Входя в жизнь детского учреждения путем педагогического диалога, семья получает конкретные знания о воспитании ребенка, знакомиться с формами работы специалистов, овладевает мастерством воспитания в семье.

Работа с родителями на современном этапе должна проходить на новом уровне, ее задачей становится повышение качества жизни детей в условиях детского сада и семьи.

                                 Заключение

Наша работа была посвящена проблеме сотрудничества педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

В ходе исследования поставленные нами цели и задачи были решены. Используя указанные выше методы исследования, нам удалость провести психолого-педагогический анализ литературы. Проблемой развития изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста занимались такие ученые-педагоги, как: Л.С. Выготский, Т. Данилина, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, В.С. Мухина и др., они показали важность сотрудничества педагогов  с родителями дошкольников. Мы считаем, что традиционные формы сотрудничества достаточно полно представлены в современной литературе, что нельзя сказать об освещении проблемы относительно нетрадиционных форм сотрудничества.  

В теоретической части исследования дано понятие сотрудничества, теоретически обоснованы положения и условия данной работы, раскрыты традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, содержание и требования к их организации.

В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты  призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Взаимодействие педагога с родителями достаточно сложный процесс, он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлением. Прежде всего, необходима убежденность педагога в том, что взаимодействие с родителями является важнейшим условием эффективной работы с детьми.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в изобразительной деятельности необходимо для художественно-эстетического развития ребенка, поэтому детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Практическую значимость работы мы видим в том, что  проанализировав опыт установили, что  педагогами используются традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей по развитию изобразительной деятельности (семейные проекты, устные журналы для родителей, клубы молодой семьи, совместные вернисажи, совместное творчество родителей, детей и специалистов). Работа ведется планомерно и систематично.

Проведенные формы сотрудничества как родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации, праздничные недели и др. показали, что эта проблема остается актуальной, представляет интерес и требует дальнейшей разработки.

Литература

  1. Антонова,  А. Совместная работа детского сада и семьи //Дошкольное воспитание. –1986. –№ 4.
  2. Антонова,  Т.  Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66 – 70.
  3. Арнаутова,  Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. – N 9. –С. 52 – 58.
  4. Байбородова,  Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. – 224 с.
  5. Белова, Л.В. В семье будущий первоклассник. – М, 1980.
  6. Белоногова, Г. Педагогические знания – родителям

// Дошкольное воспитание. 2003. – N 1. – С. 82 – 92.

  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
  2. Венгер, А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. –- Томск, 1993.
  3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  4.  Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников //Дошкольное образование. – №10. – 2007 г. С. 34–39.
  5. Воспитание детей в неполной семье /Под ред. Н.М. Ершовой. –М., 1980.
  6. Воспитатели и родители /Сост. В.М. Иванова. – М., 1985
  7. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
  8.  Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  9.  Любина, Г. Г.  Как воспитать своего ребенка удачником

// Дошкольное воспитание. 1997. – № 12. –с. 50–59

  1.  Григорьева, Н. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. – N 9. – С. 23 – 31.
  2.  Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности /Учеб.пособие. для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М., 1999. – 344 с.
  3.  Данилина,  Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
  4.  Данилина,  Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание. –2000. –№1,2
  5.  Доронова,  Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. –N 1. – С. 60 – 68.
  6.  Доронова,  Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства – в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. –N 3. – С. 87 – 91.
  7.  Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25 – 26.
  8. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития/ Методическое руководство для работников дошкольных учреждений // Т.Н. Дороновой и [др.] – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
  9. Дощицина,  З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. – М, 1994.
  10.  Змановский,  Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. – М., 1983.
  11.  Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1999.
  12.  Как помочь ребенку войти в современный мир /Под ред. В. М. Антоновой. – М, 1995.
  13.  Козлова, А. В.  Работа ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2004. – 112 с.
  14.  Коломинский, Я.М. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.
  15.  Концепция дошкольного воспитания / Козлова С.А., Куликова Т.А.

// Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр <Академия>, 2000. – С. 389 – 399.

  1.  Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М, 1993.
  2.  Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр <Академия>, 1999. – 232 с.
  3.  Кутузов, И. Диалог с семьей // Дошкольное воспитание. –1993. –№ 1.
  4.  Леонтьева, А. Родители являются первыми педагогами своих детей

 // Дошкольное воспитание. 2001. – N 8. – С. 57 – 59.

  1. Листраткина, В. Индивидуальная работа с семьей //Дошкольное воспитание. –1993. –№ 5
  2.  Лютова, Т. Изучение воспитателями семьи ребенка //Дошкольное воспитание. –1981. –№ 2
  3.  Ляшко, Т. Нас объединяют дети // Дошкольное воспитание. 1998. N 10. С. 54 – 59.
  4.  Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному  руководителю о работе с родителями). – М.: ТОО "ИнтелТех", Правление о-ва "Знание" России, 1994. Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова. Тамбов, 1995.
  5.  Павлова, Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. –N 8. – С. 8 – 13.
  6.  Приглашает детский сад / Отв. Доронова Т. Н. и [др.] //О группах  кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. –144 с.
  7.  Струмилин, С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1990. – N 7. – С. 208.
  8.  Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» [электр.ресурс].
  9. Художественно-эстетическое развитие /Дошкольное образование. – № 2. –2007 г. С.42–46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие по развитию самостоятельности в творческой изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Мультимидийная игра.

1.Расширять знания детей в использование мультимидийных средств.2.Продолжать развивать самостоятельность в творческой игре.3.Закреплять знания детей о народной росписи, её элементов....

Статья «Региональный компонент в развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

laquo;Региональный компонент в развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»Ландейс Татьяна СергеевнаВоспитатель ИЗО, первая квалификационная категорияМБДОУ «ДС №...

Значение оригами в развитии театрализованного творчества и конструктивно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Значение оригами в развитии театрализованного творчества и конструктивно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста....