Главные вкладки

    Значение оригами в развитии театрализованного творчества и конструктивно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
    статья по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

    Марина Клочкова

    Значение оригами в развитии театрализованного творчества и конструктивно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon origami.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение оригами в развитии театрализованного творчества и конструктивно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

    Краткая аннотация.  

    Цель: Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами и методикой использования оригами как средства театральной деятельности.

    Задачи:

    1. Знакомить детей с базовыми формами оригами.
    2. Формировать умения следовать инструкции.
    3. Совершенствовать трудовые навыки и умения работать с бумагой.
    4. Расширять творческие способности детей в театральной и конструктивно-изобразительной деятельности.

    Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно. Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целый ряд образовательных и воспитательных задач. Театрализованные игры дают ребенку  большое чувство радости и удовлетворения. И все это реализуется не только в непосредственной театрализации, но и подготовке к ней.

    Первое знакомство с техникой оригами произошло во второй младшей группе. Тогда весной таял снег, было много луж. Мы решили пускать кораблики. С каждым ребёнком изготовили индивидуально кораблик и пошли их запускать. Получили массу удовольствия. и дети... и их родители.

    Работая с детьми среднего возраста, я задалась целью найти «универсальный театр», который мог быть  настольным, пальчиковым, кукольным и масочным, а также легко изготавливался самими детьми из самых простых материалов. Тогда и вспомнился наш "весенний" опыт.

    Использование моделей оригами в театрализованной деятельности идеально соответствует этим требованиям. Благодаря универсальному материалу, бумаге, которая легко режется, рвется, склеивается, она незаменима в работе с детьми. Из бумаги можно сделать наглядные пособия, раздаточный материал, игрушки-сувениры, цветы, модели самолетов, машин и т. д.  Очень радует и то, что востребованы в основном  цвета, которые обычно некуда деть - чёрный, коричневый, грязно-зелёный. А так же то, что даже если что-то порвётся - всегда можно изготовить заново.

    Детям среднего дошкольного возраста ещё сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами с детьми нужно заниматься индивидуально, следя за выполнением работы. В старших группах дети могут работают по парциальным картам или используя видеоуроки.

    В первую очередь, модели оригами использовались в пальчиковом театре. На первом этапе дети учились складывать «волшебный квадрат», затем - выполнять модели по образцу. 

    На втором этапе – изготовили пальчиковый театр «Репка: модели животных,  бабушки и дедушки, внучки, декораций к сказке. Детям было очень интересно самостоятельно передвигать фигуры, хотя они не всегда следовали сюжету сказки.

    Следующая сказка которую мы обыграли стала "Три поросёнка". Так получилась, что в октябре ребята участвовали в конкурсе Пони, задания в котором основывались именно на этой сказке. Оказалось, что ребята очень плохо с ней знакомы. Поэтому по сюжету "Три поросёнка" были изготовлены герои. Причём два раза - сначала просто свинки, а потом с различиями в облике, чтобы не перепутать их.

    Я стараюсь следовать интересам детей, т.к. общеизвестные сказки уже не вызывают у детей такого энтузиазма. Дети хотят играть с героями мультфильмов. Например при изготовлении котов, для игры пришла идея что это герои известного мультфильма "Три кота". Тем более, что и состав детей соответствовал - Лера, Ваня и Женя (Карамелька, Компот и Коржик). Ребята построили им дом и разыгрывали истории из их жизни.

    Дети не могут изготавливать сложное оригами, и тогда возникает необходимость в герое который сложен в изготовлении. Если простых героев - кошку, собаку, медведя, волка, поросят, лису ребята в состоянии смастерить сами, то многосоставных героев -  бабку, деда, внучку сделать им не по силам. Тогда их или делаю сама, или подключаю родителей. Они с энтузиазмом подключились. В некоторых семьях появились пальчиковые театры оригами.

    Пальчиковый театр – особая разновидность оригами игры. Небольшие игрушки-наперстки изготавливаются очень легко. С их помощью дети сочиняют и разыгрывают небольшие сценки, любимые сказки. При этом сценки могут быть представлены даже одним ребенком. В процессе такой деятельности развиваются способности сопереживать действию, умение слушать друг друга, помочь в случае необходимости, формируются навыки совместной деятельности.

    Фигурки из оригами помещаются детьми на пальцы рук или просто передвигаются по столу. Универсальные фигурки бабушки, деда, зайца, медведя, лисы, волка, домика используются  в инсценировании разных сказок.

    В результате были  освоены элементарные техники оригами, изготовлены модели для четырех сказок (пальчиковые, настольные). – колобок, репка, три поросёнка, три кота.

    Был организован театрализованный показ сказок для зрителей (детей младшей группы). Произошло вовлечение родителей в творческую деятельность.

    В перспективе планируется  развитие самостоятельной творческой деятельности, освоение техник создания кукольного и масочного театра, совершенствование  навыков работы в коллективе и показ спектаклей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности детей дошкольного возраста

            Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно ак...

    «Интеграция образовательных областей Художественное творчество и Музыка в деятельности детей дошкольного возраста».

    Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован...

    Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...

    Развитие речи в процессе художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста

    Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.С помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способству...

    Развитие познавательных интересов в процессе исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

    . Ребёнок познаёт окружающий мир через исследовательскую деятельность и в этой деятельности у него развиваются познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь. В процессе позн...

    Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

    Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста....