Развитие познавательных интересов в процессе исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Кириченко Инна Викторовна

. Ребёнок познаёт окружающий мир через исследовательскую деятельность и в этой деятельности у него развиваются познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь. В процессе познавательного интереса мы вырабатываем у детей такие качества, как любознательность, инициативность, внимание, наблюдательность, умение взаимодействовать друг с другом, доброжелательность, воспитываем любовь к природе: любить и бережно относиться к ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_eksperimentirovaniyu.odt9.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных интересов в процессе исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Жизненный путь человека с самого его первого шага немыслим вне мира познания. Взаимодействие ребёнка с объектами живой и неживой природы приводят к познанию мира. Ребёнок познаёт окружающий мир через исследовательскую деятельность и в этой деятельности у него развиваются познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь. В процессе познавательного интереса мы вырабатываем у детей такие качества, как любознательность, инициативность, внимание, наблюдательность, умение взаимодействовать друг с другом, доброжелательность, воспитываем любовь к природе: любить и бережно относиться к ней.

«Что я слышу-забываю,

Что я вижу - я помню,

Что я делаю - я понимаю»

Конфуций.

Из этого следует, что ребёнком усваивается надолго и крепко то, когда ребёнок познает, сделает это самостоятельно, а не когда увидит или услышит. Увидит либо услышит, насколько надолго, это вопрос, а вот потрогает, исследует, поймёт, почему это так, а не иначе, непременно даст свой результат. Тактильные ощущения настолько важны для ребёнка, это как прикосновение к самому близкому на земле – маме. Поэтому необходимо внедрение детского экспериментирования в  практику дошкольных учреждений. Исследования дают ребёнку возможность самому найти ответы на поставленные им самим вопросы: почему? как? зачем? что будет, если…?

За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали такие классики-педагоги, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж.-Руссо, К. Д. Ушинский и др.

Дошкольный возраст-это сенситивный период для развития познавательной сферы детей, поэтому так важно проводить с детьми занятия, которые позволят развить и откорректировать их познавательную сферу.

Для меня, как педагога, всегда был интересен такой вид деятельности детей, как экспериментирование. В процессе длительных наблюдений за детьми, я поняла, как это важно для развития мыслительных процессов детей, поняла, как именно этот вид деятельности привлекает детей и с каким удовольствием они это делают. Первоначально необходимо было создать предметно-развивающую среду для воплощения своих планов. Совместно с родителями был оборудован уголок экспериментирования необходимым оборудованием и спец. одеждой для дошколят, разработан план работы с детьми на год, план работы с родителями. Работа с детьми по опытнической деятельности показала, что такая система работы позволяет максимально помочь ребёнку освоить им доступные способы познания окружающего мира, сформировать понятия о природных явлениях, учить строить логические цепочки, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи, формировать способность к наблюдательности, воображению, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать внимание, память, мышление, речь. Важным фактором в развитии познавательных интересов, считаю проведение долгосрочных проектов, таких, как «От семени, до семени», «Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень», «Выращивание лука», «Выращивание кристалла»

Долгосрочный проект «От семени до семени» дал детям возможность понять весь процесс выращивания растения. Осенью с клумбы  вместе с детьми пересадили цветы-бархатцы в горшок и наблюдали за ними. Когда цветы отцвели и образовались семена, собрали их, рассмотрели и ждали до весны. Весной, каждый ребёнок посеял семя и начался процесс наблюдения за прорастанием семян. Каждый день дети, приходя в детский сад бежали и смотрели, проклюнулся ли их долгожданный цветочек, поливали, наблюдали и с нетерпением ждали результата. Наконец, когда рассада цветов подросла, дети высадили её на клумбу. Всё лето они ухаживали за цветами: поливали, пропалывали, наблюдали и радовались результату своего труда. Цветы цвели всё лето и радовали глаз. Ребята настолько были увлечены этим процессом, что осенью никак не хотели расставаться со своим цветочком. Было принято решение, выкопать каждому ребёнку свой цветок домой для дальнейшего проведения опыта дома.

У детей возникло желание, показать весь процесс своим родителям, что немаловажно было в проведении этого процесса. Из этого опыта мы можем сделать вывод: у детей развились познавательные интересы, желание к исследовательской деятельности в дальнейшем, выработались качества бережного отношения к своему труду и уважение к труду сверстников, воспитание любви к природе и окружающему миру.

Когда проводился опыт: «Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень», а это также длительный эксперимент. Детям было предложено разложить хлеб на две тарелки: на первой тарелке просто оставили кусочек хлеба, на второй положили в целлофановый пакет. Результаты опыта, дети фиксировали в своих блокнотах, как и опыт «От семени до семени». Опять же познавательный интерес у детей возникал каждый день. Приходя в группу, дети бежали и смотрели, что произошло с хлебом. И опять решались не малозначимые задачи: познавательный интерес, любознательность, внимание, память, речь, бережное отношение к хлебу.

Когда с детьми проводится такая работа регулярно, у детей возникает желание и стремление пополнять уголок экспериментирования новыми атрибутами, вырезками из журналов, как проводить опыты. У детей возникают постоянно всё новые и новые вопросы и очень часто: а что будет, если? И, тогда для себя понимаешь, что всё, что ты делаешь, не зря. У детей возникли стойкие, познавательные процессы: интересы на прогулке, при проведении опытов в детском саду и дома с семьей.

Семья, также имела немаловажное значение в развитии познавательных процессов через экспериментирование. Родители не только помогли оборудовать уголок экспериментирования, но и дома было предложено вместе с детьми провести ряд опытов, что ещё больше сблизило детей и родителей в совместной деятельности. Приходя в детский сад, дети рассказывали, кто какой опыт проводил дома с родителями, принесли фотографии «Экспериментируем дома». Родителям были предложены консультации, правила безопасного проведения опытов, наглядный показ при проведении открытого занятия, брошюры, анкеты, создание стенгазет «Экспериментируем дома», «Экспериментируем в детском саду». Родители с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях и понимают значимость экспериментальной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания» ...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социально...

Индивидуальный план-дневник По самообразованию На 2021-2022 уч. г. Тема: «Многофункциональное использование игр В.В. Воскобовича в развитии познавательных интересов и личностно-творческих способностей детей дошкольного возраста».

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности путем изучения методической литературы, новинок по теме самообразования, подбора информации в интернете.Развитие...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...