Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
статья

Казанцева Наталья Эрнстовна

Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения сводились к тому, что они есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное.

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка- дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная.

Продуктивная деятельность - это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью» В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельностиРазвитие способов «вслушивания»«всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникампроявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.

Необходимыми условиями художественного творчества является введение в структуру изобразительной деятельности отдельных игровых моментов, художественно– дидактических игр. Я предлагаю, такие игры как«На что похожа?»«Волшебные кляксы»«Найди половинку»«Дорисуй»«Познай себя» и д. р. Творческие задания«Смотри внимательно»«Живой натюрморт, портрет»«Портрет художника»«Краски букетов»«Интервью с акварелью»«Цветные сценки»«Кто самый белый» и д. р.

Так же пальчиковые игры, игры- релаксации, игры – имитации. Считаю, что обучение творчеству не возможно без обучения техническим навыкам. Знакомлю детей с тремя основными формами создание образа – линии, цветом композиции. Так же на занятиях дети используют разнообразные материалы и нетрадиционные техники рисования. Все это способствует развитию творческих способностей детей.

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Для этого у нас в группе созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. Опираясь на программу «Детство» первые встречи с изобразительным искусством начинаются в младшем дошкольном возрасте.

На третьем году жизни формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий,выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольность, устойчивость, подвижность,величин (большой /маленький длинный /короткий,поверхности (пушистый, гладкий,шершавый).Ребенок учится эмоционально откликаться на произведения народного искусства: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская); деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда); образы знакомых предметов, живых объектов ребенок учится соотносить с рисунками, иллюстрациями. Развиваются любознательность,интерес, способностьвнимательно рассматривать изображение и любоваться им. Возникает умение соотносить образы-узнавать в пятнах, созданных с помощью двигательного и цветового ритма в разнообразных линиях образы падающих листьев, снега,дождя, следы зайчика и медведя. Умения использовать средства выразительности (двигательный и цветовой ритм, создавать образы из пятен и линейным контуром,формообразующими движениями. Формирование пространственного образного мышления, становление координации руки и глаза. Навыки и умения использования карандаша, фломастера, кисти и гуашевой краски. Также представление о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. На четвертом году жизни ребенок выражает интерес к проявлению прекрасного в окружающем. Осваивает представление о выразительных и сенсорных признаках предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинах, иллюстрациях,скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Проявлять интерес к произведениям русского декоративно- прикладного искусства: глиняным игрушкам, игрушкам из дерева, из соломы. Испытывать радость от их яркости, нарядности. Уметь внимательно рассматривать живописные картины (натюрморт –цветы, фрукты, овощи,анималистическую живопись. Чувствовать эмоциональную выразительность формы, линии, размера, фактуры поверхности, пространственного построения (на всем листе в центре на линии земли).Понимать настроение,ярко переданное в произведениях искусства. Делиться своими впечатлениями по поводу воспринятого со взрослыми; передавать свое отношение в речи, мимике, движениях, жесте. В разных видах изобразительной деятельности создавать образы объектов, которые вызвали интерес, радость,удивление,используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения.

Как развивать творческие способности?

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1) Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.

2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования«Посмотри на облака. На что они похожи?»«Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей у младших дошкольников.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.

2. Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.

3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

4. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.

5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

6. Необходимы комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Вывод

Целенаправленная продуктивная художественно-творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение “погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога,во-первых,сформировать способность Смотреть и Видеть,Чувствовать-Познавать-Творить,вооружить детей умениями (что можно сделать,из чего,с помощью каких материалов и оборудования) во-вторых,вовлечь родителей в активную совместную деятельность.

Только так у ребенка возникает желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.